Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иудаизм и евреи

  Все выпуски  

Иудаизм и евреи


 

 

 

 

 

 

ììììì

 

ИУДАИЗМ статьи

 

ììììì

 

Рав Ицхак Зильбер

 

ììììì

 

Рав Бенцион Зильбер

 

ììììì

 

Ваш вопрос раввину

 

ììììì

 

Еврейский календарь

 

ììììì

 

Еврейские знакомства (шидухим)

 

ììììì

 

Еврейская   семья

 

ììììì

 

Каббала

 

ììììì

 

Общение   офлайн

 

ììììì

 

Общение   онлайн

 

ììììì

 

Книги

 

ììììì

 

Статьи

 

ììììì

 

Аудио  материалы

 

ììììì

 

Видео  материалы

 

ììììì

 

Контакт

 

ììììì

 

 

www.toldot.ru

             Иудаизм и евреи

 

Шалом из Иерусалима!

  

Сегодня, как обычно, мы предлагаем Вам очередной предшабатний выпуск нашей рассылки.

Ваше мнение о ней для нас очень важно. Пишите нам на info@toldot.ru.

 

Новые статьи на нашем сайте www.toldot.ru:

NB:  Новая лекция рава А. Кушнира http://toldot.ru/audio/lessons/lessons_5880.html?template=83

 

NB:           NB:  Новое на сайте! Ролики! Тшува царя Ирода http://toldot.ru/tv/films/films_5874.html?template=83

 

NB:                 NB:  Недельная глава Ваехи http://toldot.ru/tora/articles/articles_5730.html?template=83

 

Материалы по недельной главе “Толдот”:

Материалы рассылки за 5767 (2007) год   http://toldot.ru/tora/rassylka/rassylka_5826.html?template=83

Беседы о Торе рава Ицхака Зильбера               http://toldot.ru/besedy.php?glava=vaichi

Мидраш рассказывает                                      http://toldot.ru/rus/articles/art/1560

 

 

ТЕИЛИМ Глава 21
Под редакцией рава Бенциона Зильбера

 

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ

В основу наших бесед о теилим положены уроки рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника.

Мы не раз говорили, что тексты, вдохновленные Свыше, написанные бе-руах а-кодеш, в состоянии духовного прозрения, содержат в себе много возможностей понимания. Они могут относиться как к прошлому и настоящему, так и к будущему. Автор может вкладывать в них мысли и чувства, связанные с конкретными событиями его жизни, а люди, читающие эти тексты, видят в них отражение собственных мыслей и чувств.

Относительно тематики двадцать первой главы книги «Теилим» высказано несколько мнений. По одному из них, Давид говорит здесь о себе, обо всем, что сбылось в его судьбе. Б-г исполнил его желания и дал ему благословение пророков, царскую власть, которая навечно закреплена за его потомками самим Всевышним, почести и победу над всеми многочисленными врагами. И все эти дары, полученные Давидом, служат, как говорит Давид в псалме, к славе имени Всевышнего.

Существует мнение, что глава говорит о приходе царя-Машиаха, потомка Давида, который возглавит еврейский народ в конце времен. О том, что будет происходить в дни Машиаха, нам сказали пророки Иехезкель и Захария (см. Танах, Пророки). Согласно их пророчествам, с приходом Машиаха все евреи соберутся в своей стране, Эрец-Исраэль, и на них нападет группа государств под водительством Гога из страны Магог. Враги эти придут с севера. Гог и его союзники потерпят поражение, и в Израиле и во всем мире навеки установится мир.

Ну и, конечно, содержание главы соотносимо с жизнью каждого отдельного человека. О событиях, описанных в Торе, сказано: дела отцов – знак для сыновей (маасе авот симан ле-баним). Мы не раз видели, как в еврейской истории повторяются события, происходившие с нашими праотцами Авраамом, Ицхаком и Яаковом. Слова псалмов, подобно словам Торы, также имеют отражение в будущем.

1Для дирижера, песнопение Давида.

2Г-сподь! Твоей силе радуется царь, и уж как ликует он от Твоего спасения!

3Желанное его сердцу Ты дал ему, в просьбе его уст не отказывал никогда.

4Ибо опережают Твои благословения [его просьбы], возложил Ты на голову его венец чистого золота!

5Жизни просил он у Тебя – Ты дал ему долголетие на веки веков.

6Велика его слава благодаря Твоему спасению; великолепием и красотой Ты  наделяешь его.

7Ты одарил его вечными благословениями, возвеселишь его радостью пред лицом Твоим.

8Ибо царь полагается на Г-спода, и по милости Всевышнего он не оступится.

9Настигнет Твоя рука всех Твоих врагов, десница Твоя  настигнет ненавидящих Тебя.

10Как в огненной печи окажутся в час Твоего гнева. Г‑сподь в гневе Своем  поглотит их, пожрет их огонь.

11Их потомство с земли истребишь, семя их – из среды сынов человеческих.

12Потому что они замышляли против Тебя зло, строили козни, что не исполнить им.

13Раздробишь Ты их на части, стрелы Свои направишь им в лицо.

14Возвысься, Г-сподь, в Своей силе, а мы воспоем и прославим Твое могущество!

Поскольку мы давно уже не говорили об этом, напомним еще раз, что если псалом должен был исполняться левитами в сопровождении музыкальных инструментов под управлением дирижера, автор псалма указывал на это в первом стихе псалма. Об этом говорят слова «для дирижера» в первом стихе, а на музыкальное сопровождение указывает слово «песнопение» – «мизмор» на иврите. 

2Г-сподь! Твоей силе радуется царь, и уж как ликует он от Твоего спасения!

Мы уже говорили однажды, что слова «Твое спасение» в псалмах Давида следует понимать как «спасение, посланное Тобой». В переводе и это выражение, и псалом в целом по возможности даются максимально близко к тексту оригинала, включая и порядок слов в стихах, чтобы тем читателям, которые захотят прочесть псалом на иврите, легче было соотнести оригинал с переводом.

Слова «Твоей силе» можно понимать двояко: и как «силе Всевышнего», и как «силе, дарованной Всевышним». Давид как будто говорит: я рад, что мой Б-г всесилен и может спасти меня в трудный час. Когда же Он действительно посылает мне спасение, я ликую.

В стихе используются два глагола, означающие радость: «исмах» (переведено как «радуется») и «ягель» («ликует»). Веселье, радость бывают разными. Первое слово означает на иврите глубокую внутреннюю радость, не проявляющуюся в каком-то особом внешнем веселье. В случаях, когда человек дает радости яркое внешнее проявление, это обозначают словами «сасон» и «гила».

Где основание для такой безмерной радости? Ведь если бы оказалось, что царь нуждается в помощи какого-нибудь другого земного царя, вряд ли он так уж радовался бы этому! И еще меньше, наверно, радовался бы, если бы союзник (помощник) выиграл для него всю войну, разгромив его врагов почти без его участия. Но Всевышний, Царь царей, говорит Мальбим, ни в каком Своем проявлении не похож на земных владык, и совсем другое дело, когда речь идет о помощи, оказанной Им.    

3Желанное его сердцу Ты дал ему, в просьбе его уст не отказывал никогда.

Отличие, о котором говорят мудрецы, сказывается и в том, как Всевышний одаряет человека. Бывает, что земной царь выполняет желание подданного, но только тогда, когда оно произнесено, когда это – «просьба уст». А Всевышний выполняет и то, чего человек хочет в душе, без того или еще до того, как просьба оформилась в слова молитвы.

И еще: царь земной не станет выслушивать долгих речей подданного, он требует от него краткости и сдержанности. А Царь Небесный принимает излияния души человека с любовью и терпением, как отец выслушивает сына, несмотря на то, что Он уже прочел в его душе его мысли и пожелания.   

4Ибо опережают Твои благословения [его просьбы], возложил Ты на голову его венец чистого золота!

Первая часть стиха, помимо очевидного смысла, содержит еще и намек на то, что Всевышний велел помазать Давида на царство, когда Давид еще и думать не думал о троне и вполне довольствовался участью пастуха овец.

Прямой смысл второй части стиха также понятен: речь идет о том, что Всевышний сделал Давида еврейским царем на все времена (мы не раз говорили о том, что даже когда у евреев не будет своей государственности, когда они будут находиться в изгнании, которое, надо заметить, не окончилось еще и сегодня, несмотря на существование Государства Израиль, и тогда потомки Давида дадут народу множество мудрецов и духовных лидеров). После перерыва династия Давида вернется на трон, и царь-Машиах возглавит еврейский народ, о чем мы говорили в начале нашей беседы.

По некоторым мнениям, вторая часть стиха содержит еще и указание на корону царя Амона, которую Давид надел, когда одержал победу над этим врагом. 

5Жизни просил он у Тебя – Ты дал ему долголетие на веки веков.

Раши объясняет, что, убегая от царя Шауля, Давид вынужден был скрываться за пределами Эрец-Исраэль. Находясь в чужих краях, в молитвах Всевышнему Давид выражал надежду, что еще сможет когда-нибудь идти пред Б-гом в стране жизни, т.е. в Эрец-Исраэль. Эту просьбу Давид и имеет в виду в стихе: он просил себе жизни в Израиле, и Всевышний дал ему эту жизнь.

Под долголетием «на веки веков» следует понимать гарантию вечности престола царей из дома Давида.

6Велика его слава благодаря Твоему спасению; великолепием и красотой Ты  наделяешь его.

Смысл первой части стиха – народы почитают народ Израиля за особое отношение к нему Всевышнего, которое очевидно для всех.

Что касается второй части стиха, то имеется в виду, что Израиль не только великолепен внешне, но и прекрасен внутренне, духовно.

7Ты одарил его вечными благословениями, возвеселишь его радостью пред лицом Твоим.

Когда человеку оказывает услугу, тем более – милость, другой человек, «облагодетельствованный» обычно чувствует себя достаточно неловко, ему трудно поднять глаза на «благодетеля». Не так с благодеяниями Всевышнего: его милость веселит. Радость человека удваивается, когда Всевышний «освещает» для него Свое лицо.

8Ибо царь полагается на Г-спода, и по милости Всевышнего он не оступится.

Царь надеется только на помощь свыше, хотя располагает и могучим войском, и быстрыми колесницами, на мощь которых вполне мог бы рассчитывать. Но он знает, что все это – ничто без воли Всевышнего. И богатая казна не дает ему того чувства защищенности и радости, какую дает ему мысль о Г-споде. И потому, что он соотносит свою жизнь только с волей Всевышнего, он этой помощи свыше заслуживает, говорит вторая часть стиха.

9Настигнет Твоя рука всех Твоих врагов, десница Твоя  настигнет ненавидящих Тебя.

Врагами здесь названы те, кто проявляет свою вражду, ненавидящими – те, кто таит вражду к Всевышнему и Его народу в душе. 

10Как в огненной печи окажутся в час Твоего гнева. Г‑сподь в гневе Своем  поглотит их, пожрет их огонь.

Примером такой мгновенной «огненной» кары некоторые мудрецы называют гибель Кораха (см. Хумаш, Бемидбар, 16 – 17), а некоторые – гибель армии Санхерива (мы говорили о ней в связи с главой одиннадцатой книги «Теилим»). Напомним: в годы правления царя Хизкияу на Эрец-Исраэль напал ассирийский царь Санхерив. Он захватил все города Иудеи и осадил Иерусалим. Санхерив готовился начать наступление на город в первый день Песах, но неожиданно снял осаду и вернулся в Ассирию. Во второй Книге царей говорится: «И было в ту ночь (ночь первого дня Песах): вышел ангел Г‑спода и поразил в ассирийском стане сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот, все они – мертвые тела» (Млахим II, 19:35).

Некоторые комментаторы видят здесь намек на войну Гога с царем-Машиахом, когда Всевышний лишит Гога свободы выбора, как некогда лишил ее египетского фараона, и они ввяжутся в войну, в которой окажутся «как в огненной печи», и не будет рядом никого, кто погасит пламя.

11Их потомство с земли истребишь, семя их – из среды сынов человеческих.

12Потому что они замышляли против Тебя зло, строили козни, что не исполнить им.

13Раздробишь Ты их на части, стрелы Свои направишь им в лицо.

От Кораха все-таки осталось потомство, а от народов Магога не останется совсем ничего. Исчезнут не только их злые деяния, сами они будут стерты из мира, как если бы их никогда не было, даже если они смешаются с другими народами и захотят раствориться среди них.

14Возвысься, Г-сподь, в Своей силе, а мы воспоем и прославим Твое могущество!

Давид завершает главу словами о силе Всевышнего, так же, как он ее начал.

 

 

Задать вопрос раввину

 

Этот выпуск рассылки посвящается памяти (ле-илуй нешама) Мирьям бат Яаков

 

 

         Шабат шалом из Иерусалима!

Toldos Yeshurun

info@toldot.ru
Phone:  +972-25-400-005
Fax:       +972-25-400-946

Visit our page: http://www.toldot.ru

Ведуший рассылки –

         Михаил Могилевский

 

 

 

 


В избранное