Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Европа: образование, визы, ПМЖ" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Ресурсы НГО по-русски и по-немецки (выпуск #16)
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Новости сайта
Ресурсы НГО по-русски и по-немецки
выпуск №16 от 29 ноября 2005г.
Ресурсы НГО по-русски и по-немецки
выпуск №16 от 29 ноября 2005г.
ОБМЕН ОПЫТОМ
Альтернатива улице
УПСАЛА - это социальный проект, который помимо цирковой работы, предлагает детям другую помощь в преодолении кризиса и определения жизненного пути. Различные проекты, которые получили свое развитие после основания УПСАЛЫ, отвечают потребностям каждого ребенка, стремясь предложить альтернативу тем детям, которые, возможно, не хотят или не могут стать акробатами. Социально-педагогическая программа содержит несколько проектов:
- Проект 1. Цирковые тренировки с беспризорными детьми и подростками в школе №25 для детей с отклонениями (также с детьми из этой школы и детского дома №23). Группы:
- <Маленькие> - дети из социальных групп риска; ежедневные тренировки (12 человек)
- <Большие> - дети и подростки из социальных групп риска (<старички>, участники турне); тренировки 5 дней в неделю (8 детей и подростков). Дети и подростки из 1 и 2 групп в основном получают социальную и материальную поддержку от цирка.
- <Уличные дети> - временное пристанище <Вера> (своего рода маленький детский дом); тренировки по воскресеньям (группа из 20 человек с меняющимся составом)
- <Школьная группа> - умственно-отсталые и социально запущенные дети (из школы №25, 8 человек)
- <Особый ребенок> - особые (инвалиды) дети и подростки из двух классов вальдорфской педагогики (территориально расположены в школе №25, 11 человек)
Практически все дети и подростки, которые участвуют в цирковых тренировках, могут перейти в первую, а при приобретении профессиональных навыков, и во вторую группу.
- Проект 2. Познавательные экскурсии в ближние пригороды С.-Петербурга, организация культурных мероприятий и музейных экскурсий по городу, другие цирковые студии и пр.; по воскресеньям; примерно 12-20 детей и подростков и волонтеры, ответственные за проведение программы
- Проект 3. Цирковой клуб: уроки иностранного языка - немецкий и английский, а также занятия с отстающими; 5 дней в неделю; вовлечены примерно 12 детей и подростков
- Проект 4. Цирковые мастерские, где производится и испытывается цирковой реквизит:
- Велосипедная мастерская - по субботам, 8 человек
- Цирковая мастерская - по воскресеньям, 16 человек
- Кукольная мастерская - по понедельникам, средам и пятницам, 8 человек
- Проект 5. Социальная поддержка детей и подростков: помощь в кризисных ситуациях, питание, социальное обеспечение, педагогическая помощь и ознакомление с правилами гигиены детей и подростков из цирка; непрерывно; примерно 20 детей и подростков
- Проект 6. Поддержка в семьях: социально-психологическая и материальная помощь семьям юных артистов цирка; на данный момент 6 семей
Рабочая концепция цирка УПСАЛА
По официальным данным, в Санкт-Петербурге на сегодняшний день - более 16 000 беспризорных детей и подростков, 700 из них не имеют крыши над головой и полностью утратили контакт со своими семьями или детскими домами и интернатами. Их количество увеличивается. Число беспризорных детей и подростков в современном российском обществе растет, в первую очередь, из-за социальных проблем населения, приводящих к психологической и социальной нестабильности семей.
1. Дети и подростки в Санкт-Петербурге. Социальная ситуация. Анализ проблемы
Обнищание и повседневная борьба за выживание приводят к постоянным конфликтам в семье и алкоголизму; к тому, что родители теряют способность воспитывать и обеспечивать своих детей без посторонней помощи и, в конечном итоге, к распаду семей. Многие дети живут в интернатах, детских домах или приютах - при живых родителях (т. н. <социальные сироты>). Но неудовлетворительные условия и перегруженность этих заведений, а также отсутствие человеческого тепла часто приводят к тому, что дети и подростки бегут оттуда, предпочитая жить самостоятельно. К сожалению, адекватная система образования для социальных сирот отсутствует.
Чтобы выжить в условиях улицы, они собирают пустые бутылки, просят милостыню, занимаются проституцией. Они селятся на чердаках, в подвалах, находят приют у наркодилеров, сутенеров, ищут психологической поддержки у друзей или среди взрослых из криминальной среды. Они зачастую убивают в себе чувства, принимая наркотики, нюхая клей или растворители. Таким образом, дети, в конце концов, интегрируются в уличное общество.
Беспризорников, отловленных милицией, помещают в приемник-распределитель. Оттуда их отсылают обратно - в семью, в детский дом или в интернат. Они, однако, убегают снова и снова. Лишь немногим удается разорвать этот замкнутый круг. Практически не существует педагогически грамотных альтернатив между улицей и семьей или соответствующими социальными институтами.
Большинство городских социальных служб Санкт-Петербурга, оказывающих детям помощь в кризисных ситуациях, не предлагает альтернатив уличной жизни. Они помогают детям выжить, предоставляя питание, одежду, необходимое медицинское обеспечение. Но главным местом жизни и средой общения для этих детей и подростков остается улица. Количество бесплатных учреждений досуга для детей и юношества ограничено, а для беспризорников таких учреждений практически нет.
2. Цель
Цель цирка УПСАЛА - проведение социальной цирковой работы (метод социальной игровой и театральной педагогики, известный в Западной Европе) с детьми и подростками из групп социального риска, и их реинтеграция в общество.
3. Целевая группа
Целевая группа - это дети и подростки из групп социального риска. Сюда относятся:
- беспризорники - дети и подростки, живущие на улице и утратившие контакт со своими семьями или с социальными институтами, заменяющими семью (детские дома, интернаты и приюты);
- безнадзорные - дети и подростки, не утратившие контакта со своими семьями и социальными институтами, заменяющими семью, для которых улица стала главным местом жизни и средой социализации;
- потенциальные <уличные дети> из психологически и социально нестабильных семей (безработица, алкоголизм, конфликты, наркомания, насилие), неспособных предоставить детям адекватные условия для нормальной социализации (социально неблагополучные дети и подростки).
УПСАЛА работает с детьми и подростками в возрасте от 7 до 18 лет.
4. Задачи
- Соблюдение Конвенции о правах ребенка, принятой Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) 20 ноября 1989 года; защита прав беспризорных детей.
- Обеспечение постоянной связи между цирком и уличными компаниями.
- Участие беспризорных детей в деятельности цирка, приобретение детьми артистических навыков (создание маленького циркового мира); организация выступлений.
- Медицинская и психологическая помощь в кризисных ситуациях, поддержка молодых артистов цирка (питание, одежда, гигиена и т. д.).
- Реинтеграция детей в семьи или - если это невозможно - в заменяющие их социальные институты.
5. Способ работы
Коллектив в составе циркового тренера, педагога и, по возможности, молодого артиста цирка (бывшего беспризорного, который уже давно входит в состав цирка) регулярно посещает места, где встречаются основные <тусовки> беспризорников. Участники коллектива в игровой форме завязывают на улице контакт с детьми и подростками, расспрашивают об их жизненной ситуации, предлагают социальную поддержку, дают информацию о местах, куда дети могут обратиться за помощью, и, наконец, приглашают их в цирк. Опыт работы цирка УПСАЛА в Санкт-Петербурге показывает, что детей и подростков легко заинтересовать одноколесными велосипедами и жонглированием, привлечь их внимание забавными клоунскими носами.
Поначалу (первые 2-4 раза) участники циркового коллектива встречаются с детьми и подростками в местах, где собираются <тусовки>. Это дает им возможность получить информацию о социальном статусе и среде общения детей, о роде зависимости, которой они подвержены (алкоголизм, нюханье клея или растворителей, наркомания), а также об источниках заработка. Затем коллектив продолжает работу с детьми уже в помещениях цирка. Детей и подростков водят к <Врачам Мира>. В цирке они имеют возможность помыться, им выдают необходимую одежду, а после репетиций кормят. При этом выясняют ситуацию их семьи (если таковая имеется) и причины, заставившие детей и подростков ее покинуть.
По желанию ребенка, сотрудники цирка вступают в контакт с его семьей или заведением, в котором он жил раньше. Затем они помогают ребенку решить, стоит ли ему вернуться в семью. Детей, которые не возвращаются в семью, селят в кризисных центрах. Пока ребенок находится в кризисном центре, социальные работники проводят работу с его семьей, оказывая разного рода помощь, как-то: помощь в кризисных ситуациях, помощь психотерапевта, содействие возвращению ребенка в семью и обеспечение возможности проводить досуг в цирке. О ребенке, которого не удалось вернуть в его собственную семью, сотрудники цирка будут заботиться и после его распределения в приемную семью или к опекуну, в интернат или в детский дом. Помимо этого, детей готовят к возвращению в школу.
В цирке с ребенком не только проводят социальную работу и оказывают ему помощь в кризисных ситуациях, но и устанавливают с ним рабочие отношения, помогая использовать и развивать его способности. Каждый ребенок выбирает вид циркового искусства, который ему больше всего по душе. Новички, достигшие определенного уровня, переходят в группу более <продвинутых> и могут принимать участие в выступлениях, турне и т. д. На репетициях режиссер, тренеры и дети совместно работают над цирковым представлением. Бывшие беспризорники из группы <продвинутых> помогают тренерам обучать других детей, а социальным педагогам - проводить социальную работу на улице.
Цирк регулярно организует выступления в приютах, детских домах, больницах, в партнерских организациях и на улицах. Таким образом, дети активно участвуют в культурной жизни города и находят дополнительный источник дохода для себя и своих семей.
6. Принципы и подходы социальной работы
В работе с детьми и подростками из групп социального риска сотрудники цирка УПСАЛА используют <системный> подход. Наряду с цирковой и педагогической работой, главная цель которой - интеграция детей и подростков в цирк и развитие у них артистических способностей, мы проводим социальную работу, направленную на то, чтобы как можно полнее реинтегрировать детей в общество (возвращение в семью и в школу, приобретение профессиональных навыков, повышение психологической и социальной компетенции).
Принципы:
- Работа строится на взаимном доверии между социальными работниками, тренерами и детьми.
- Сотрудничество детей, тренеров и социальных работников, построенное на основе взаимной поддержки.
- Мы учитываем личный опыт и индивидуальные способности каждого ребенка.
- Успех оценивается в зависимости от индивидуальных способностей и мотивации ребенка.
- Выявление и развитие способностей ребенка.
- Регулярное - то есть ежедневное - общение с ребенком (во время репетиций, спектаклей, уличных мероприятий, работы в местах, где обычно собираются <тусовки> уличной молодежи; совместное проведение досуга и каникул).
- Наши двери открыты для каждого ребенка или подростка.
- Анонимность: ребенок вправе не говорить ничего, что ему не хотелось бы говорить.
7. Методы работы
- Цирковая социальная работа в условиях улицы, открытые тренировки
Тренер, социальный работник с цирковым реквизитом (социальный клоун) и молодой артист регулярно посещают одно из мест, где собираются основные <тусовки> уличных детей, и устанавливают с ними доверительный контакт. Социальный работник информирует детей о цирке и других социальных службах. Кроме того, он сам в состоянии оказать первую помощь. Показатель успешно проведенной социальной работы - положительное отношение детей к сотрудникам цирка, а также регулярное участие детей в тренировках.
- Социальная цирковая педагогика
В основу метода социальной цирковой педагогики заложен принцип совместной творческой деятельности сотрудников цирка и детей. Совместно разработанное ими цирковое представление отличается от классического тем, что состоит не просто из отдельных, не связанных между собой цирковых номеров, а строится на основе какого-то законченного сюжета. Во время работы в цирке, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка, устанавливается семейная атмосфера. Дети могут сделать случаи из своего личного опыта и свои проблемы темой циркового представления. В цирке ребенок развивает свой собственный артистический стиль. Залог успешной работы - мотивация ребенка, поэтому главная задача педагога - ее поддержать.
Социальная цирковая педагогика способствует психическому и физическому развитию ребенка. Акробатика и жонглирование развивают:
- физическую силу и контроль над собственным телом, чувство равновесия, грубую моторику, выносливость, умение чувствовать партнера и других участников группы;
- мелкую моторику (например, графомоторные навыки); лево- и правостороннюю координацию;
- комплексное восприятие и координацию (зрение и слух, способность работать в паре и в коллективе), а также общую сенсорику;
- способность к самоорганизации и самодисциплине;
- способность к самоорганизации и самодисциплине;
- социальную компетенцию;
- умение себя подать;
- способность передавать приобретенные знания и навыки.
Мы также обучаем детей показывать фокусы. Это помогает:
- преодолеть нарушения развития в мелкой моторике, улучшить визуальную координацию и координацию движений, увеличить многостороннюю остроту восприятия и развить внимательность;
- развить и расширить познавательные процессы и способности.
- Социологический мониторинг
Социологи профессионально и в несколько этапов изучают уличную среду и наблюдают за детьми и подростками - участниками цирковой труппы.
На первом этапе социолог проводит наблюдения и интервью в <уличном> окружении беспризорника, определяет значение улицы в жизни ребенка, а также его методы выживания в условиях улицы. Он наблюдает за нормами общения беспризорников между собой и с окружением, изучает структуру личности ребенка.
На втором этапе он собирает информацию о том, нарушались ли права ребенка (детская работа, насилие в семье и на улице, сексуальная эксплуатация).
Следующий этап - контроль эффективности цирковой социальной работы. Социолог снова проводит интервью с детьми, ставшими постоянными участниками цирка, расспрашивает их об их отношениях со сверстниками и с окружением, об их жизненной ориентации и о том, какова их ситуация на данный момент.
8. Критерии оценки результатов работы цирка УПСАЛА
Считается, что реинтеграция беспризорника в общество прошла успешно, если:
- ребенок перестал употреблять токсические вещества, алкоголь и другие наркотики;
- преодолена социальная изоляция; ребенок вернулся в семью (в собственную или - если это невозможно - в приемную семью, в семью опекуна или усыновителя, или же в другой социальный институт, заменяющий семью);
- ребенок воспринимает цирк как среду общения и жизни, как альтернативу улице;
- ребенок или подросток посещает школу, выбрал профессию или проходит профессиональное обучение;
- ребенку удалось привить социальную и жизненную компетенцию.
Если Вы только намереваетесь или уже сотрудничаете с немецкоязычным партнером - представьте себя и Вашу деятельность!
| Гостевая книга - теперь у каждого из Вас появилась возможность публично высказаться по поводу нашего сайта и размещаемых материалов, порекомендовать что-то от себя или сделать интересное предложение. Для прямого контакта с нами используйте Форму обратной связи. | Станьте нашим автором! Расскажите о своем опыте партнерства, опишите свою целевую группу и социальные технологии по работе с ней. Лучшие работы будут поощряться. Материалы присылайте на e-mail. |
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.europe.ngonet Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||