Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Икренне о разном

  Все выпуски  

Тутоны Полоцкие или Дикая охота князя Всеслава



Тутоны Полоцкие или Дикая охота князя Всеслава
2019-09-03 16:32 glebminskiy
Тутоны Полоцкие или Дикая охота князя Всеслава


В истории Средневековой Руси есть много загадочных и необъяснимых моментов. Одним из них являются события в Полоцке и других местах Полоцкого княжества, которые упомянуты в летописях под 1092 годом.



В лѣт̑ . ҂s҃ . х҃ . [6600 (1092)] Предивно бъıс̑ чюдо оу Полотьскѣ 25. оу 26 мечьтѣ . и в нощи бывши тутенъ . стонаше 27 полунощи . ӕко члв҃ци рыщуть . /л.79об./ бѣси по оулици . аще кто вылѣзѧще 28 Ж . ис хоромины хотѧ видѣти . ї абье оуӕзвенъ бѧше 29 невидимо ѿ бѣсовъ . и с того оумираху . и не смѣӕху . излазити їс хоромъ . по сѣмь же начаша . во 30 дн҃е ӕвлѧтис̑ на конѣх̑ . ї не бѣ их̑ видити 31 самѣх̑ . но кони 32 ихъ видити 33 копыта . и тако оуӕзьвлѧху люди Плотьскыӕ 34 . ї его ѡбласть . тѣмь 35 и члв҃ци гл҃ху . ӕко навье 36 бьють Полочаны . се же знаменье поча бъıти ѿ Дрьюцька 37 .



В год 6600 (1092). Предивное чудо явилось в Полоцке в наваждении: ночью стоял топот, что-то стонало на улице, рыскали бесы, как люди. Если кто выходил из дома, чтобы посмотреть, тотчас невидимо уязвляем бывал бесами язвою и оттого умирал, и никто не осмеливался выходить из дома. Затем начали и днем являться на конях, а не было их видно самих, но видны были коней их копыта; и уязвляли так они людей в Полоцке и в его области. Потому люди и говорили, что это мертвецы бьют полочан. Началось же это знамение c Друцка.



Обыкновенно исследователи объясняют это как описание морового поветрия, эпидемии неизвестной болезни, которые были частым гостем в Средние века.
Есть и другие толкования этого события, как-то выделение ядовитого газа вызывавшего галлюцинации и смерть, прохождение Земли через хвост кометы и сопутствующий ей метеорный поток.
Есть также предположение что это были происки языческих волхвов. Как считают некоторые историки в тот период, вторая половина 11 века, началась так называемая «языческая реакция» на Руси, то есть общество постигло разочарование в христианстве, и произошёл некий возврат к языческим верованиям, если не полный, то частичный. Не отвергая веры во Христа, многие начали практиковать параллельно и языческие обряды, и снова чтить языческих богов.

Есть и фантастические версии, как-то прилёт НЛО и инопланетян (ну например «Хищников» на сафари), и мистические – нашествие оборотней, вампиров и навей из потустороннего мира.

В этой связи приводят следующую строку из летописи, идущую сразу за упоминанием тутонов.

в си же времена быс̑ знаменье . оу 38 н҃бесѣ . ӕко кругъ быс̑ посредѣ 39 неба Г привеликъ 40


в это же время было в небе знамение, круг огромный был посреди неба.


Круг этот в таком случае считают или кораблём пришельцев, или порталом в иной мир.
Однако лично я склоняюсь к версии, которая считает этот рассказ летописца аллегорией на мифологический сюжет, конкретно на так называемую «Дикую охоту».
Дикая охота является сквозным сюжетом для мифологии почти всех индоевропейских народов, от кельтов и германцев до славян и балтов. В разных странах разные личности, реальные исторические или мифические считались предводителями процессии Дикой Охоты.




Вот здесь подробнее - Что такое Дикая Охота


В случае с древнерусским летописцем, «Дикая охота» в Полоцком княжестве, это такой призрачный намёк на того, кто этим княжеством в тот период правил. И был «виновником», или даже предводителем «Дикой охоты». А в 1092 году Полоцким князем был грозный и воинственный Всеслав Брячиславич, прозванный также Всеславом Вещим или Всеславом Чародеем, что подразумевало его потустороннюю магическую силу, и связь с язычеством. В летописях прямо говорится, что его мать, которая долго не могла произвести на свет ребёнка, родила Всеслава от «волхования», то есть с помощью языческих волхвов и их обрядов. И даже ещё через сто лет его слава как князя-оборотня гремела по всей Средневековой Руси. В том же «Слове о полку Игореве» (написано в конце 12 века), говорится что Всеслав «ночью волком рыскал … великому Хорсу (славянскому языческому богу Солнца) путь перебегал». Способность Всеслава Полоцкого к оборотничеству, создала ореол таинственности вокруг его личности.

А натянутые или даже откровенно враждебные отношения грозного Полоцкого князя с великими князьями Киевскими, давали повод придворным летописцам последних, распространять про Всеслава разные басни, создавая ему негативный образ князя-монстра. И сюжет с тутонами, как раз и является одним из таких. Кроме того это также завуалированный намёк на язычество большинства подданных князя-чародея. Так как, согласно сюжету мифа о «Дикой охоте» призрачные всадники могут похитить или убить только некрещённого человека.

Также возможно этот сюжет в аллегорической форме отражает борьбу в Полоцком княжестве между условно «проязыческой» и «прохристианской» партиями.



И ещё есть один интересный момент, который возможно неким образом связан с летописным упоминанием «тутонов полоцких». Это довольно путаная информация об избрании/назначении митрополитом Киевским и главным церковным иерархом Киевской Руси, полоцкого епископа Никифора в 1092, или в 1096 или в 1102 или даже в 1104 гг.
Избранию церковного иерарха такого уровня скорей всего предшествовала подковёрная борьба претендентов на митрополичью тиару. А летописец был сторонником неизвестного нам оппонента и конкурента полоцкого епископа. Он сочинил и внёс в летопись этот сюжет, с целью очернения верховного Полоцкого священнослужителя тесно, связанного с одиозным князем-чародеем, князем-оборотнем Всеславом Брячиславичем Вещим. С таким прозрачным намёком, что мол не смог в своей епархии язычество искоренить, а смеешь претендовать на высшую церковную власть над всей Русью. И с князем-оборотнем князем-язычником якшаешься. Приведёшь ещё «тутонов» к нам в Киев. И использовал для этого очень распространённый миф о Дикой охоте. Конкретно о Дикой охоте князя Всеслава.




Конечно это всего лишь гипотезы, и разгадать полностью загадку «Тутонов Полоцких» возможно будет только по мере появления новой информации раскопанной нашими уважаемыми исследователями и историками.


Мой канал на Дзене.



Первая русская женщина-пилот.
2019-09-03 18:16 tanafi
Лидия Зверева перед полетом на биплане Фарман IV, 1911 год.
В честь Лидии Виссарионовны Зверевой названа улица в Приморском районе Санкт-Петербурга и одна из улиц микрорайона Аэродром в Гатчине.

Ли́дия Виссарио́новна Зве́рева (1890 — 1916) первая дипломированная русская женщина-пилот. В 1910 году поступила в Гатчинский аэроклуб "Гамаюн", авиационную школу. В ноябре 1911 года, выдержав все выпускные экзамены, она стала первой в России женщиной-авиатором , диплом пилота-авиатора № 31. Зверева первой из женщин выполнила мёртвую петлю, штопор, пикирование с выключенным мотором.


Про возможных предков рюриковичей: Сирглами и Арнгрим
2019-09-03 19:35 tvsher
И так, продолжаем разговор...))

Если следовать нормандской версии происхождение нашего русского, как нам пытаются доказать горепатриоты, светлого князя Рюрика, то род он свой ведёт от самого Одина, великого и ужасного. У Одина была целая куча детей, законных кстати всего трое, а вот остальные были все байстрюки, но папа никого не обижал платил алименты. И в принципе пристроил всех. Их потомками были династии королей Швеции, Норвегии, Саксонии, готов и прочее, прочее, прочее. Тема неисчерпаемая и можно застрять надолго, поэтому я это всё опускаю и прохожу мимо всех этих интересных личностей, а вот о Сирглами (или по другой версии Свафрлами) одном из сыновей Одина, расскажу поподробней.



Ибо этот Сирглами и есть первый мифический конунг Гардарики, который приходится то ли сыном, то ли внуком Одину, но это уже и не так важно. Жил он примерно в 4-ом веке и о нём можно почитать в древнеисландской саге о Хервёр и Хейдреке.
Сигрлами звали конунга, который правил Гардарики. Его дочерью была Эйвура, красивейшая из всех девушек. Этот конунг завладел мечом двергов, который назывался Тюрвинг и был самым острым из мечей. Каждый раз, когда им замахивались, он сиял, как солнечный луч. Его нельзя было обнажить, чтобы он не принёс кому-нибудь смерть, и его всегда нужно было вкладывать в ножны омытым тёплой кровью. И не было живого существа, ни человека, ни зверя, которое могло бы дожить до следующего дня, получив от него рану, будь она малой или большой. Удар меча нельзя было отразить, и он не останавливался, пока не попадал в землю, и тот человек, что брал его в бой, одерживал победу, если сражался им. Этот меч известен во всех древних сагах.

На этом моменте остановимся. Мечь, как вы поняли из текста, непростой, а волшебный. Его выковали гномы по имени Двалинн и Дурин, которых как-то Сигрлами увидел с лошади рядом с большим камнем. Размахивая над ними своим мечом, он не дал им исчезнуть. И взамен на свою свободу они и выковали магический меч специально для нашего конунга. Но прежде чем исчезнуть, гномы прокляли меч так, чтобы его нельзя было вложить в ножны, не омыв тёплой кровью...

Выкованный гномами меч никогда не ломается, не ржавеет, с лёгкостью прорубает железо и камень и всегда приносит победу. Получив меч, Сигрлами увидел, что тот изыскан и прекрасен, и нарёк его Тюрфингом. Кстати, мне всегда вспоминается знаменитый меч кладенец, что был у наших богатырей... Не является ли он тем самым Тюрфингом?

И вот однажды дорога Сигрлами пересекается по одной версии с берсерком, по другой с викингом Арнгримом. Берсерк убивает Сигрлами, присваивает себе меч, берёт силой красавицу дочь Сигрлами Хейд (Эйвуру)...

А вот викинг завоёвывает доверие Сигрлами и становится военным вождём при стареющем конунге. В подарок за хорошую службу и доброе отношение Сигрлами дал ему Тюрфинг и свою дочь. И мне лично эта версия нравится больше.
Одного человека звали Арнгрим; он был знаменитым викингом. Он отправился на восток в Гардарики и, побыв некоторое время у конунга Сигрлами, сделался предводителем его войска, защитником его земель и подданных, потому что конунг был уже стар.

Арнгрим стал таким великим хёвдингом, что конунг выдал за него замуж свою дочь и сделал его самым главным человеком в государстве. Он подарил ему меч Тюрвинг. После этого конунг стал жить спокойно, и о нём больше не рассказывается.

Арнгрим поехал с женой Эйвурой на север в своё родовое имение и остановился на острове, что назывался Больм. У них было двенадцать сыновей. Старшего и самого знаменитого звали Ангантюром, второго — Хьёрвардом, третьего — Хервардом, четвёртого — Храни и двоих — Хаддингами; остальные не называются. Все они были берсерками, такими сильными и великими воинами, что никогда не брали в поход кого-либо ещё, и не было битвы, где они не одержали бы победу. Этим они прославились во всех странах, и не было конунга, который не дал бы им то, что они захотели.


Но это уже совсем другая история...

PS: Для непосвящённых поясню в чём разница между берсерком и викингом. Берсерк это тоже викинг, но викинг-воин, отличавшийся повышенной агрессией. Согласно легендам, перед битвой берсерки выпивали специально приготовленную настойку из мухоморов, что делало их малочувствительными к ударам. В сражении отличались неистовостью, большой силой, быстрой реакцией и нечувствительностью к боли. Ну и сами понимаете, что наглотавшись такой грибной настойки, они во всех и во всём видели перед собой врага. так что с грибами будьте осторожны. Ну а просто викинги, может и не мирные, но обычные мореходы. Они мясо не запивали грибной настойкой, наверное..







В избранное