Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
28 января 2010, четверг

Гиперссылки показали суперрост

Рекламодатели потратили в 2009 году на контекстную рекламу в интернете 9,61 млрд руб., то есть на 13% больше, чем годом ранее, подсчитало агентство iContext. По мнению агентства, это означает, что основные заказчики контекстной рекламы - представители малого и среднего бизнеса - начали восстанавливаться от кризиса. Россияне увеличили число поисковых запросов в интернете, а следовательно, и потребление контекстной рекламы, как ни одна другая страна, следует из данных comScore,- только в декабре на 92%.

Контекстная реклама (слово или группа слов в тексте, представляющие собой гиперссылку, приводящую на страничку рекламодателя, эти так называемые ключевые слова покупаются рекламодателем в поисковой системе) стала более популярной в России в 2009 году - расходы на нее выросли на 13%, до 9,61 млрд руб. без НДС, подсчитало агентство iContext. В 2008 году рост рынка был в разы больше - на 61%, до 8,5 млрд руб. Впрочем, в агентстве напоминают, что по итогам января-июня 2009 года объем рынка увеличился всего 5%, до 4,1 млрд руб. Переломным для рынка оказался четвертый квартал, утверждает гендиректор iContext Мария Черницкая. По ее словам, к концу года резко активизировались основные заказчики контекстной рекламы - представители малого и среднего бизнеса. "Эти компании осенью 2008 года первыми ощутили последствия экономического кризиса, но они же первыми стали наращивать свои бюджеты, когда ситуация стала улучшаться",- поясняет госпожа Черницкая.

Расходы на другой вид интернет-рекламы - медийную (баннеры, всплывающие окна и другие форматы) - за первые девять месяцев прошлого года, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, выросли на 3%, до 5,2-5,3 млрд руб. Данных за весь 2009 год еще нет.

Среди продавцов контекстной рекламы свои финансовые показатели до сих пор раскрывала лишь компания "Бегун", контрольный пакет которой принадлежит интернет-холдингу Rambler Media (31 декабря 2009 года провел делистинг с Лондонской фондовой биржи). Как следует из отчетности Rambler Media, за первое полугодие 2009 года выручка "Бегуна" снизилась на 24%, до 419 млн руб. Мария Черницкая связывает падение выручки "Бегуна" с потерей доли в поисковых запросах его основной площадки - портала Rambler. По данным LiveInternet, доля Rambler в поисковых запросах составляла всего 3,6%, тогда как "Яндекса" - 45,8%, Google - 35,7%, Mail.ru - 8,7%. Примечательно, что выручка портала Mail.ru от контекстной рекламы, которую в том числе размещает и "Бегун", в первом полугодии выросла на 25%, до 226,16 млн руб., следует из отчетности южноафриканского холдинга Naspers (владеет 42,3% Mail.ru). Гендиректор "Бегуна" Алексей Басов соглашается, что из-за снижения доли Rambler в поисковых запросах динамика выручки его компании и в январе-июне отставала от динамики объема всего рынка. По итогам всего 2009 года господин Басов оценивает совокупные затраты на контекстную рекламу примерно в 9,5 млрд руб.

Число поисковых запросов в декабре 2009 года в России выросло на 92%, до 3,33 млрд, объявила на прошлой неделе исследовательская компания comScore. Такой динамики не показала больше ни одна из стран, вошедших в Топ-10. Это означает, что инвентарь, то есть потенциальный объем объявлений, которые могли бы купить рекламодатели, также вырос почти вдвое, объясняет госпожа Черницкая. На этом фоне, продолжает она, рост рынка в денежном выражении по итогам всего года только на 13% - лишнее подтверждение кризиса, который был на рекламном рынке в прошлом году. Число клиентов увеличилось у всех игроков, но при этом на 30% сократился их средний бюджет, добавляет господин Басов. У "Яндекс. Директ" (принадлежащая порталу система размещения контекстной рекламы) число клиентов в прошлом году выросло в полтора раза, подтверждает пресс-секретать "Яндекса" Очир Манджиков.

У "Яндекса", крупнейшего поисковика рунета, в декабре число поисковых запросов выросло на 91%, до 1,892 млрд штук, утверждает comScore. В "Яндексе" эти цифры не комментируют. При таком росте инвентаря в идеале увеличение выручки должно составлять не менее 60%, отмечает Алексей Басов. "Мы сейчас только подводим итоги года, но уже можно сказать, что выручка "Яндекса" от контекстной рекламы росла большими темпами, чем от медийной",- говорит господин Манджиков.


Суперкомпьютер для Медведева

Дмитрий Медведев поручил до весны выяснить, можно ли увеличить мощность расположенного на территории МГУ суперкомпьютера "Михайло Ломоносов" в два раза, до тысячи терафлоп в секунду (Тфлоп/с). Стоимость "апгрейда", по некоторым оценкам, сравнится со стоимостью самого компьютера - 100 млн долл.

Даже после модернизации производительность российской суперЭВМ будет в два раза меньше, чем у самого мощного американского суперкомпьютера Aguar-Cray, принадлежащего Министерству энергетики США. Как отмечают эксперты, основная цель российского правительства - войти в десятку среди мощнейших суперкомпьютеров. Сейчас Россия держится на 12-й позиции, и нас опережают восемь американских суперЭВМ, а также компьютеры из Китая и Германии. Пиковая производительность "Ломоносова" на данный момент составляет 450 Тфлоп/с, а его создание обошлось в 1,9 млрд руб.

Как следует из протокола заседания комиссии при президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики (копия протокола заседания есть в распоряжении РБК daily), Дмитрий Медведев поручил Владимиру Путину "рассмотреть вопрос о возможных мерах государственной поддержки в целях наращивания вычислительной мощности суперЭВМ "Михайло Ломоносов" на базе МГУ пиковой производительности не менее 1 тыс. Тфлоп/с".

Как считает главный конструктор суперкомпьютера СКИФ МГУ "Чебышев" (занимает 103-ю позицию в списке 500 самых мощных компьютеров мира) Сергей Абрамов, для удвоения возможностей суперкомпьютера "Ломоносов" потребуется вложить огромные деньги, как минимум сопоставимые с ранее потраченными на него средствами. "Придется заплатить не только за процессоры, память и расширение сетевой инфраструктуры, - рассуждает г-н Абрамов,- но также нужно выделить бюджет и на систему охлаждения, дополнительную электроэнергию и многое другое. При удвоении производительности МГУ может столкнуться с энергетической проблемой, так как потребление электричества также возрастет в два раза и нынешних мощностей (6 МВт) может просто не хватить, потребуется подвести еще столько же".

Производители процессоров считают, что можно обойтись и меньшими средствами. Как заявляет Ирина Шеховцова, PR-менеджер компании Nvidia по России и СНГ, пиковой производительности суперкомпьютера в 1 тыс. Тфлоп/с можно достичь на графических процессорах Nvidia Tesla. Стоимость такого проекта вместе с затратами на внедрение может быть в 5-10 раз ниже стоимости аналогичного по производительности компьютера классической архитектуры, отмечает г-жа Шеховцова. Также она указывает на пониженное энергопотребление при использовании графических процессоров. Однако, как уверяют эксперты, КПД суперЭВМ на графических процессорах низкий и может опускаться до 20%.

 

Google ответит за монополизм на рынке контекстной рекламы

Брэд Смит, представитель юридической службы Microsoft, заявил, что Google придется ответить перед антимонопольными органами ЕС за свою необычайно большую долю на рынке контекстной рекламы. Как сообщает агентство AP, корпорация Microsoft намерена поднять вопрос о доминировании Google в европейском сегменте интернета.

"Когда компания имеет рыночную долю более 90% в некой ключевой отрасли, это неизбежно вызывает определенные вопросы", - заявил Брэд Смит.

Он уточнил, что Google является прямым конкурентом Microsoft на рынке интернет-рекламы. При этом на долю крупнейшего мирового производителя ПО пока приходится лишь около 2% европейского рынка контекстной рекламы.

Ранее доминирующим положением Google заинтересовался президент Франции Николя Саркози. Он посчитал необходимым изучить позиции интернет-гиганта на французском рекламном рынке. Еврокомиссия пока никак не отреагировала на заявления Николя Саркози и Microsoft.


Кризис бьет по занятости

Безработица, которую Дмитрий Медведев назвал главной проблемой 2010 года, продолжает расти. Об этом свидетельствуют последние данные Росстата. По сравнению с ноябрем 2009 года в декабре минувшего года безработица увеличилась на 0,1% и составила 8,2% от трудоспособного населения, а в целом за 2009 год число безработных возросло на 1,6 млн человек по сравнению с данными 2008 года.

Динамика численности безработных, млн человек

Общая численность безработных в России к декабрю 2009 года увеличилась за месяц на 42 тыс. человек и составила 6,173 млн человек. Рост числа безработных происходит третий месяц подряд после семимесячного снижения. "Снижение занятости и увеличение безработицы в декабре связано с влиянием фактора сезонности", - отмечается в докладе Росстата. Максимальное число безработных в России было зафиксировано в феврале 2009 года - 7,1 млн человек, после этого безработица снижалась семь месяцев подряд до 5,764 млн человек в сентябре.

В среднем за 2009 год численность занятого населения была ниже, чем в среднем за 2008 год, на 1,7 млн человек, или на 2,4% (69,3 млн человек против 71,0 млн); численность безработных была выше на 1,6 млн человек, или на одну треть (6,368 млн против 4,792 млн человек). Уровень безработицы в среднем за 2009 год составил 8,4% против 6,3% в 2008 году.

Самый низкий уровень безработицы отмечается в Центральном федеральном округе (5,2%), самый высокий - в Южном (11,9%). Исследования Росстата проводились в тот период, когда Северо-Кавказский федеральный округ еще не был образован - иначе именно он стал бы абсолютным лидером по безработице. Самый высокий ее уровень зарегистрирован в Ингушетии (56,1%).

Число безработных растет во всем мире: по данным Международной организации труда, в 2009 году уровень безработицы в мире достиг самого высокого с 1991 года уровня - 212 млн человек. Начиная с 2007 года в ходе мирового экономического кризиса количество безработных увеличилось почти на 34 млн. Только за прошлый год работы лишились около 27 млн человек. При этом 12 млн из них являются жителями индустриально развитых стран Западной Европы и Северной Америки, а также Японии. По 4 млн новых безработных появилось в минувшем году в Восточной Европе и Латинской Америке. В Африке, Азии и на Ближнем Востоке количество не имеющих рабочего места людей практически не изменилось.


Гиперссылки показали суперрост

Рекламодатели потратили в 2009 году на контекстную рекламу в интернете 9,61 млрд руб., то есть на 13% больше, чем годом ранее, подсчитало агентство iContext. По мнению агентства, это означает, что основные заказчики контекстной рекламы - представители малого и среднего бизнеса - начали восстанавливаться от кризиса. Россияне увеличили число поисковых запросов в интернете, а следовательно, и потребление контекстной рекламы, как ни одна другая страна, следует из данных comScore,- только в декабре на 92%.

Контекстная реклама (слово или группа слов в тексте, представляющие собой гиперссылку, приводящую на страничку рекламодателя, эти так называемые ключевые слова покупаются рекламодателем в поисковой системе) стала более популярной в России в 2009 году - расходы на нее выросли на 13%, до 9,61 млрд руб. без НДС, подсчитало агентство iContext. В 2008 году рост рынка был в разы больше - на 61%, до 8,5 млрд руб. Впрочем, в агентстве напоминают, что по итогам января-июня 2009 года объем рынка увеличился всего 5%, до 4,1 млрд руб. Переломным для рынка оказался четвертый квартал, утверждает гендиректор iContext Мария Черницкая. По ее словам, к концу года резко активизировались основные заказчики контекстной рекламы - представители малого и среднего бизнеса. "Эти компании осенью 2008 года первыми ощутили последствия экономического кризиса, но они же первыми стали наращивать свои бюджеты, когда ситуация стала улучшаться",- поясняет госпожа Черницкая.

Расходы на другой вид интернет-рекламы - медийную (баннеры, всплывающие окна и другие форматы) - за первые девять месяцев прошлого года, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, выросли на 3%, до 5,2-5,3 млрд руб. Данных за весь 2009 год еще нет.

Среди продавцов контекстной рекламы свои финансовые показатели до сих пор раскрывала лишь компания "Бегун", контрольный пакет которой принадлежит интернет-холдингу Rambler Media (31 декабря 2009 года провел делистинг с Лондонской фондовой биржи). Как следует из отчетности Rambler Media, за первое полугодие 2009 года выручка "Бегуна" снизилась на 24%, до 419 млн руб. Мария Черницкая связывает падение выручки "Бегуна" с потерей доли в поисковых запросах его основной площадки - портала Rambler. По данным LiveInternet, доля Rambler в поисковых запросах составляла всего 3,6%, тогда как "Яндекса" - 45,8%, Google - 35,7%, Mail.ru - 8,7%. Примечательно, что выручка портала Mail.ru от контекстной рекламы, которую в том числе размещает и "Бегун", в первом полугодии выросла на 25%, до 226,16 млн руб., следует из отчетности южноафриканского холдинга Naspers (владеет 42,3% Mail.ru). Гендиректор "Бегуна" Алексей Басов соглашается, что из-за снижения доли Rambler в поисковых запросах динамика выручки его компании и в январе-июне отставала от динамики объема всего рынка. По итогам всего 2009 года господин Басов оценивает совокупные затраты на контекстную рекламу примерно в 9,5 млрд руб.

Число поисковых запросов в декабре 2009 года в России выросло на 92%, до 3,33 млрд, объявила на прошлой неделе исследовательская компания comScore. Такой динамики не показала больше ни одна из стран, вошедших в Топ-10. Это означает, что инвентарь, то есть потенциальный объем объявлений, которые могли бы купить рекламодатели, также вырос почти вдвое, объясняет госпожа Черницкая. На этом фоне, продолжает она, рост рынка в денежном выражении по итогам всего года только на 13% - лишнее подтверждение кризиса, который был на рекламном рынке в прошлом году. Число клиентов увеличилось у всех игроков, но при этом на 30% сократился их средний бюджет, добавляет господин Басов. У "Яндекс. Директ" (принадлежащая порталу система размещения контекстной рекламы) число клиентов в прошлом году выросло в полтора раза, подтверждает пресс-секретать "Яндекса" Очир Манджиков.

У "Яндекса", крупнейшего поисковика рунета, в декабре число поисковых запросов выросло на 91%, до 1,892 млрд штук, утверждает comScore. В "Яндексе" эти цифры не комментируют. При таком росте инвентаря в идеале увеличение выручки должно составлять не менее 60%, отмечает Алексей Басов. "Мы сейчас только подводим итоги года, но уже можно сказать, что выручка "Яндекса" от контекстной рекламы росла большими темпами, чем от медийной",- говорит господин Манджиков.


Два года на поправку

Российский IT-сектор полностью восстановится от кризиса к 2011 году, полагают в инвестбанке "Уралсиб". Рост сектора будет достигнут благодаря увеличению спроса со стороны государства и частных лиц. Кроме того, к 2012 году число компьютеров и интернет-пользователей удвоится по сравнению с 2008 годом.

Российский IT-сектор восстановится к 2011 году

Согласно прогнозу "Уралсиба", среднегодовые темпы роста сегментов IТ-услуг и программного обеспечения в 2010-2015 годах составят в долларовом выражении 25%. По мнению аналитиков, эти сегменты пока менее развиты в сравнении с сегментом компьютерной техники и в будущем должны выиграть от роста спроса со стороны российских компаний, которые стремятся сделать свой бизнес более прозрачным и для этого будут увеличивать расходы на покупку отраслевого программного обеспечения. Усложнение бизнес-процессов также приведет к росту спроса на IТ-услуги.

В отчете также отмечается, что российский IТ-рынок сегодня сильно фрагментирован в отличие от развитых рынков других стран. На долю 15 ведущих отечественных IT-компаний приходится лишь около 50% рынка, а 50 ведущих компаний - разработчиков программного обеспечения занимают в своем сегменте долю в 57%. "Уралсиб" выделяет на рынке два лидера: компанию "Армада" и IBS. Банк присвоил обеим компаниям рейтинг "покупать". "Армада", по мнению аналитиков, предоставляет клиентам широкий спектр IТ-решений и планирует развиваться путем покупки новых активов, используя для этого казначейские акции. В свою очередь IBS Group контролирует 7% внутреннего рынка и планирует расти, опираясь на сформированную клиентскую базу.

В "Уралсибе" ожидают, что правительство усилит меры, направленные на развитие IТ-сектора. "По нашему базовому сценарию, объем российского IT-рынка после его сокращения на 30% в долларовом выражении в 2009 году восстановится в 2011 году. В 2012-2015 годах темпы роста IТ-сектора будут более чем на 6 п.п. превышать темпы роста российской экономики", - сообщается в аналитическом отчете.


Windows 8, возможно, выйдет уже в следующем году

В Интернете появился неофициальный документ, содержащий график выпуска новых продуктов Microsoft на ближайшие годы.

Если верить опубликованной на ряде сайтов информации, то клиентская операционная система Windows 8 выйдет уже в следующем году. Известно, что ОС будет 128-разрядной, получит поддержку кластеров и технологии односторонней репликации, а также в корне изменит доступ к файлам.

Ранее сообщалось, что Windows 8 появится на рынке в 2012-ом, придя на смену флагманской "семёрке". Однако в попавшем в Сеть документе (файл в формате PDF) говорится, что Windows 8 отправится в производство (RTM) 1 июля 2011 года.

Вместе с тем называются даты релиза и ряда других крупных продуктов Microsoft. Так, по неофициальным данным, производство офисного пакета Office 2012 и серверной платформы Windows Server 2012 должно начаться 2 июля 2012 года. Тиражирование системы управления реляционными базами данных SQL Server 2011 намечено на 1 июля 2011-го, а серверной платформы SharePoint Server 2013 и пакета Exchange 2013 - на 1 июля 2013 года.

Microsoft, впрочем, эти сведения не подтверждает.


Apple анонсирует iPad

Компания Apple, как и ожидалось, провела официальный анонс своего нового устройства - планшетника iPad.

Он будет оснащаться 9,7-дюймовым экраном с разрешением 1024х768 пикселей и мультитач-поддержкой, Wi-Fi и 3G (опционально), а также новым процессором Apple A4 с тактовой частотой 1 Ггц. Объем дискового пространства варьируется от 16 до 64 Гб. В качестве же операционной системы выступит iPhone OS с переработанным интерфейсом.

Планшет Apple iPad

Важный момент - это наличие приложения iBook, с помощью которого пользователи смогут читать электронные книги, а также загружать их из специального магазина. На данный момент Apple имеет договоренности со следующими издательствами - Penguin, HarperCollins, Simon & Schuster, MacMillan и Hachett Book Group. Кроме того, этот и другой подобный контент (к примеру, новости и статьи из газет журналов) могут содержать цветные и черно-белые иллюстрации.

Что же касается цен, то всего в продаже появится 3 версии iPad - начальная с 16 гигабайтами встроенной памяти за 499 долларов, 32-гигабайтная версия за 599 долларов и 64-гигабайтная модель за 699 долларов. Помимо прочего, за дополнительные 130 долларов потребители смогут получить в свое распоряжение 3G-функционал. Ожидается, что продажи iPad начнутся где-то в течение ближайших 2 месяцев.


Россияне удвоили покупки в Сети

Число активных сетевых покупателей, совершающих покупки как минимум один раз в месяц или чаще, выросло в России за прошедший год почти вдвое и составило 52%, говорится в исследовании компании "Ромир". Количество россиян, приобретавших товары через интернет, выросло на 8% и составило 70% от общего числа посетителей онлайн-магазинов.

Тем не менее, большая часть россиян делает покупки в Интернет реже раза в месяц - таких 48% среди отпрошенных. Каждый месяц к заказам в интернет-магазинах прибегает 24% респондентов, а 19% делает он-лайн покупки 2-3 раза в месяц.

"Онлайн-шопоголиков", покупающих товары в Сети чаще 2-3 раз в неделю, пока относительно немного, но их число стремительно растет: за год таких потребителей стало больше в три раза и сейчас они составляют до 3% от общего количества опрошенных.

"Судя по всему, в ближайшее время положительный тренд сохранится, и в наступившем году количество россиян, совершающих покупки в глобальной сети, также возрастет. Об этом свидетельствует тот факт, что в будущем приобретать товары через интернет планируют 90% респондентов", - говорится в исследовании.

При этом российские потребители все активнее интересуются сравнением цен в различных интернет-магазинах. В декабре 2009 года среднедневная аудитория "Яндекс.Маркета" выросла на 17% по сравнению с ноябрем, а январе 2010 года - еще на 6% по отношению к ноябрю 2009. "На декабрьские аудиторные показатели "Маркета" традиционно влияет предновогодний ажиотаж, а на январские - новогодние каникулы, и это влияние достаточно велико. В предыдущие годы интерес к "Яндекс.Маркету" в декабре тоже возрастал: на 12% в декабре 2008 года и на 15% в ноябре 2007 года", - рассказала BFM.ru представитель "Яндекса" Татьяна Комарова.

Больше всего, по данным "Ромира", россияне в Интернете любят покупать книги и канцтовары (51% респондентов), бытовую технику (42%), косметику и парфюмерию (40%), а также компьютеры и комплектующие (39%). Так, в интернет-магазине компании "Белый Ветер Цифровой" (digital.ru) рост продаж в декабре составил 80%, в январе - 50% к аналогичным периодам годом ранее, сообщил BFM.ru директор по он-лайн-продажам компании Евгений Шевелев.

"Рост в декабре был обусловлен отложенным спросом осени 2009 года, у потребителей были деньги, и Новый год они решили отметить достойно, не хуже, чем в 2008-м и 2009 годах. В январе в интернет-магазин пришли те потребители, кто начинает ценить длинные праздники и рождественские распродажи", - говорит Евгений Шевелев из компании "Белый Ветер Цифровой".

"В декабре синергия холодов и плохой дорожной ситуации давала активный всплеск, и это было заметно. В январе эффект не так выражен", - добавляет эксперт. Косвенно влияние аномально морозного января видно и из статистики "Яндекс.Маркета": до 2009 года январские показатели аудитории оставались на ноябрьских уровнях, тогда как в этом году был зафиксирован шестипроцентный рост.

Похожие цифры дают и данные по объемам интернет-платежей. "В декабре объем платежей вырос на 20% благодаря предпраздничным покупкам. Но, что удивительно, этот рост продолжился и в январе, что нехарактерно для этого месяца", - заявил в интервью BFM.ru директор по продажам международного оператора интернет-платежей по банковским картам Chronopay Илья Пекуровский.

Темпы роста интернет-платежей оставались достаточно высокими на протяжении прошедшего года. "Операторы платежей называют разные цифры, и объективную картину нарисовать сложно, но наша компания удвоила оборот в прошедшем году", - гордится Илья Пекуровский.

Морозы повышают интерес пользователей к некоторым "характерным" услугам, констатируют в компании "Яндекс". "Так, в неделю с 14 по 20 декабря 2009 года, когда в Москве стояли морозы до -24 градусов, количество показов страниц с результатами поиска по запросу "заказ пиццы" выросло на 20% по сравнению с другими неделями декабря, а по запросу "заказ такси" - на 30%. А в число запросов со словом "купить", которые в декабре 2009 года стали задавать гораздо чаще, чем раньше, вошли "меховые наушники", "мужские угги", "модные валенки", "термобелье", "свитер с оленями" и "лопата". Видимо, чтобы откапывать машину", - перечисляет Татьяна Комарова из "Яндекса".


ИТ-профессии будущего

В последующие два года требования бизнеса к росту и инновациям, поддерживаемым ИТ, будут опережать предложения квалифицированных специалистов, необходимых для заполнения существующих вакансий, и, в результате, традиционные ИТ-задачи могут выйти за пределы ИТ-департамента, уверены эксперты Gartner.

Будущее ИТ простирается далеко за рамки ИТ-отдела. Все чаще CIO являются выходцами из бизнеса, а пользователи берут под контроль свою собственную инфраструктуру по предоставлению информации. К концу 2010 года 40% людей, которые предоставляют данные в ИТ-отдел в форме таблиц или напрямую, будут иметь значительный бизнес-опыт или опыт работы, совсем не относящийся к ИТ.

В компании требуются сотрудники с различными умениями, а не просто "айтишники" в чистом виде. Чтобы соответствовать изменяющимся условиям, необходим новый способ мышления, касающийся организационных моделей и персонала, который занят в ИТ-проектах. Эксперты Gartner выделили 4 специализации, необходимые как для самого ИТ-отдела, так и для развития бизнеса в целом.

Юрист и "айтишник" в одном лице

В Gartner полагают, что 20% ведущих мировых компаний (входящих в список Global 2000) в 2010 году будут больше брать на работу менеджеров по поддержке гражданских споров. Для сравнения, их доля в 2005 году составляла менее 5%. Юрист-технарь занимается созданием концепций и программ, помогает в разработке и предоставляет документацию регулирующим органам, а также служит посредником между юридическим и ИТ-отделами. Организации могут заполнить эту вакансию, если переучат специалистов по системам безопасности на юристов или дадут юридическим специалистам некоторое ИТ-образование.

ИТ-руководители, которые отвечают за информационный менеджмент, более пяти лет понятия не имели, что делать с унаследованной информацией, как долго необходимо ее хранить и насколько правомерно поступать именно так. Юристы не станут советовать компаниям, как поступать, но они и не будут слушать никого, кроме других юристов. Делопроизводители испытывают потребность в программах по сохранению информации, а ИТ-отделам просто нужно, чтобы кто-нибудь рассказал им, что делать со всей электронной почтой, затрудняющей работу обменных серверов, и всеми личными папками, "засоряющими" устройства для хранения данных.

Архивариусы цифровых данных

Архивариусы цифровых данных необходимы для оценки, организации и сохранения цифровых записей соблюдения юридических и правовых норм. В Gartner ожидают, что к 2012 году почти 15% компаний добавят в свой штат должность архивариуса цифровых данных, в отличие от 2009 года, когда на эту работу было принято менее 1% специалистов. Подходящих кандидатов можно найти на факультетах информатики или среди сотрудников, карьера которых близится к завершению.

Обычно каждая организация имеет огромное количество данных, для доступа, оценки и сохранения которых необходим опытный специалист. Этим вовсе не обязаны заниматься добросовестные пользователи, у которых есть лишнее время. Эта работа требует обучения и опыта. Если вы никогда раньше не слышали о PURLs, не знаете, что такое PREMIS, и вам непонятно, почему PDF-формат не подходит для хранения электронных сообщений, то вам действительно необходим хранитель цифровой информации.

Менеджеры по бизнес-информации

20% бизнес-менеджеров оценивают информацию, получаемую от ИТ, как скудную. Такие результаты были получены в ходе проведенного летом 2009 года опроса Gartner Business Pulse. Информационный менеджмент никогда не был какой-то определенной профессией: ИТ управляет технологиями, бизнес руководит определенным полем деятельности, но кто управляет информацией? Компании сами виноваты в том, что здесь образовалась такая огромная брешь, в результате которой каждый является менеджером своей собственной информации.

Скорее всего усилится тенденция к сочетанию в одной должности коммерческой и информационной компетенции, и должность эту будет занимать один человек, а не бизнес- и ИТ-товарищество, обычно состоящее из 2 человек, 2 иерархий и 2 уровней взаимного обмена информации. Например, одна компания, которая стала использовать подобный подход, уже достигла определенных целей, включая снижение издержек отдела в первый же год на 10%. Аналитики Gartner полагают, что к 2013 году уже 20% компаний будут брать на работу менеджеров по бизнес-информации, по сравнению с 5% в 2009 году.

Архитекторы корпоративной информации

Внутри самого ИТ-отдела ожидается спрос на архитекторов информации предприятия для систематизации данных, создания шаблонов документов и информационных моделей. По мнению специалистов Gartner, в должность информационного архитектора входит несколько дополнительных функций, требующих целого ряда умений, чтобы управление структурированным и неструктурированным контентом было более эффективным. В некоторых случаях один и тот же человек может выполнять сразу несколько задач, относящихся к должности информационного архитектора, например, выполнять функции информационного архитектора бизнес-уровня, архитектора по интеграции данных, информационного архитектора по приложениям и архитектора по контенту. Все эти функции сводятся к соединению структуры и контента с информацией для увеличения ценности информации, максимизации ее эффективности и повторного использования.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию и передовые технологии, коммерческие и демографические тенденции, ИТ-организации не поменяли свои приоритеты или поведение. Если ИТ продолжат реагировать на ситуацию так же, как и всегда, то их действия будут считаться устаревшими. Роль технологий сейчас заключается в том, чтобы приумножать вклад человека, а не просто автоматизировать его.


Российская наука терпит крах

Автор: Елизавета Овсянникова

Россия превратилась из передовой страны во второстепенного в научном плане игрока, говорится в докладе компании Thomson Reuters из серии "Новая география науки". Нынешнее исследование было посвящено России, а три предыдущих - Бразилии, Индии и Китаю.

К сложившемуся положению дел в России привели политическая нестабильность, массовая "утечка мозгов" и отсутствие интереса к науке как таковой. Составители доклада отмечают резкое уменьшение числа научных изысканий практически во всех областях. "РФ занимала ведущие позиции в области науки и на протяжении долгого времени была интеллектуальным лидером как в Европе, так и во всем мире. Сейчас убыль ее исконной силы и снижение доли в мировой научной выработке вызывает не просто удивление, а настоящий шок", - говорится в докладе.

"В то время как другие страны повысили объем научных исследований, Россия с трудом поддерживала прежний уровень, а в таких областях, как физика и космос, в которых она издавна лидировала, даже потеряла позиции", - подчеркнул директор Thomson Reuters по науке Джонатан Адамс.

Исследователи проанализировали данные о научных изысканиях в РФ с 1981 г. по настоящее время. Пик научной деятельности приходился на 1994 г., когда было опубликовано 29 тыс. статей российских ученых. С тех пор показатели неумолимо падают. За последние пять лет появилось около 127 тыс. российских публикаций во всех сферах науки, что составило 2,6% от мирового объема. "Конечно, это больше, чем у Бразилии (102 тыс. трудов, или 2,1% от общего мирового объема), но меньше, чем у Индии (144 тыс. трудов, или 2,9%) и гораздо меньше, чем у Китая (415 тыс. работ, или 8,4%)", - сообщается в докладе. По мнению авторов исследования, лучше всего в России обстоят дела с физикой и химией, очень мало внимания уделяется сельскому хозяйству и компьютерным технологиям.

Еще одной немаловажной причиной упадка науки в РФ стало сокращение финансирования. В докладе приводится следующий пример: "бюджеты отдельных российских НИИ из числа самых лучших составляют 3% - 5% от бюджета аналогичных учреждений в США". По мнению экспертов, к 2020 г. в абсолютные мировые лидеры выйдет китайская наука, потеснив американскую.

Напомним, в августе 2009 г. Министерство образования РФ предложило правительству уменьшить финансирование отечественной науки в связи с обострением финансового кризиса. В проекте российского бюджета на 2010 г. расходы на науку сократились до 159 млрд руб., а это ниже уровня 2008 года.

А в октябре более 170 покинувших родину российских ученых поставили подписи под письмом президенту РФ Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину, в котором говорилось о "катастрофической ситуации с фундаментальной наукой".

"Мы считаем своим долгом обратить ваше внимание на катастрофическое состояние фундаментальной науки в России. Регресс продолжается, масштабы и острота опасности этого процесса недооцениваются. Уровень финансирования российской науки резко контрастирует с соответствующими показателями развитых стран. Громадной проблемой для России был и остается массовый отток ученых за рубеж", - с сожалением констатировали ученые, подчеркнув, что они не преследуют личных интересов и предлагают свою помощь в качестве экспертов.

По словам авторов письма, существенное отставание российской науки от западной объясняется ее недофинансированием и снижением стандартов преподавания естественных наук. Они предложили увеличить расходы на науку, определить приоритетные проекты, ввести в России международные стандарты оценки качества научного труда и систему независимых гарантов.



Рейтинг ИТ-компаний в России в 2008г.
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное