Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
20 мая 2009, среда

Сворачивание производства

Нынешней осенью компания Toshiba намерена прекратить производство мобильных телефонов в Японии.

Вендор объясняет свое решение очень просто. Спрос на мобильные телефоны упал, и это привело к необходимости снизить издержки. Toshiba, доля которой на японском мобильном рынке составляет 7%, продолжит производить смартфоны в Китае. Другие телефоны японской компании будут по-прежнему выпускаться на условиях аутсорсинга. Обо всем этом сообщила газета Nikkei. Издание также уточнило, что официальное заявление Toshiba должна сделать сегодня.

В минувшем финансовом году, закончившемся в марте, операционные потери Toshiba на рынке мобильных телефонов составили примерно 10 млрд йен. Однако вендор рассчитывает вернуть рентабельность своему бизнесу уже в нынешнем финансовом году. Достижению этой цели будет способствовать план по сокращению расходов на 3 миллиарда долларов.

За последний финансовый год объемы продаж мобильных телефонов в Японии снизились примерно на 30%. Цены на мобильники выросли, и потребители стали реже менять свои телефонные аппараты. На падении спроса также сказался мировой кризис.


На рынке ПК отмечается обвал ценовой структуры

Компания HP обнародовала итоги второго финансового квартала 2009 года.

Опубликованные цифры свидетельствуют о том, что вендор продолжает нести убытки. Несмотря на то, что объемы поставок компьютеров остались на прежнем уровне, доходы от продажи десктопов упали на 24%, ноутбуков - на 13%. В сегментах ПО, сканирующего и полиграфического оборудования дела у HP также обстоят не лучшим образом. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года чистая прибыль здесь снизилась на 17%.

Падение выручки от продаж компьютеров, зафиксированное в минувшем квартале, сопоставимо с показателями HP первого квартала 2009 года. Такая тенденция может объясняться низкими средними продажными ценами (ASP) или увеличением операционных расходов вендора. Еще в начале года Эзра Готтхейл, аналитик TBR, отметил обвал ценовой структуры на рынке ПК. По его словам, в последнем квартале 2008 года мировые объемы поставок компьютеров снизились всего на 5%. Вместе с тем средние продажные цены упали на 13%, а доходы производителей сократились на 18%. На фоне отрицательной динамики, которую сейчас демонстрируют многие вендоры, отдельным компаниям удается показывать очень неплохие результаты. Это достигается путем удержания на высоком уровне средних продажных цен, что защищает доходы производителей даже при снижении объемов поставок.

В HP рассчитывают на то, что третий финансовый квартал 2009 года будет сравнительно более стабильным и снижение доходов составит всего 2%.


Лишнее звено

Автор: Полина Юдина

Сокращение рекламных доходов СМИ, составившее в I квартале этого года не меньше 30%, затронуло смежников - медийные рекламные агентства. До кризиса они почти эксклюзивно занимались распределением средств крупнейших рекламодателей - планировали, где и в каких объемах им размещаться, производили закупки. 40-50 крупных агентств получали 2-3% со всех рекламных бюджетов компаний-клиентов, то есть $200-300 млн в год. Теперь рекламодатели пытаются осваивать рекламный бюджет собственными силами. Многим медийным агентствам грозит закрытие.

Скрытая комиссия

Медийное агентство Sovero Media в 2007 г. занималось бюджетами своих клиентов на $82 млн. Среди заказчиков были GE Money Bank, PepsiCo, SABMiller, "Снежная королева" и др. Но с сентября клиенты уходят, из 130 сотрудников Sovero уже сократило 80, рассказывает один из его бывших работников. "Пришлось ликвидировать непрофильные отделы и отдать на аутсорсинг креативный и BTL-сервис", - делится гендиректор Sovero Анатолий Ишо.

Рекламное агентство, котрое не делает креатив, по определению должно заниматься исключительно сервисом - но он в России не на высоте. На позициях медиастратегов с зарплатами $100 000 в год и выше в последние годы оказывались непрофессионалы - не знатоки потребительской психологии, а технари-самоучки, говорит топ-менеджер АКАР. Клиенты с бюджетами меньше $500 000 в год их мало интересовали - для них дело ограничивалось простенькой компьютерной моделью поведения аудитории. В результате, когда пришел кризис, рекламодатели задумались, за что же они платят деньги посредникам.

Между тем аппетиты последних частенько не ограничивались несколькими процентами бюджета на рекламу, положенными им по договору. Выбив из СМИ большую скидку, чем планировалось, агентства не торопились делиться радостью с клиентом. "Получили 50-процентный дисконт, нам озвучили 40%, а 10% втихую забрали себе", - жалуется Алексей, директор по рекламе банка, который этой весной решил отказаться от посредников. Бывали случаи, когда рекламодателям удавалось разместиться в СМИ напрямую чуть ли не в 2 раза дешевле, чем через посредника. Хотя без него, конечно, нелегко: Алексею сейчас приходится выполнять работу восьмерых - директора по рекламе, медиапланера, двух байеров, аналитика, мониторящего выходы, двух клиентских менеджеров и аккаунт-директора.

"На днях звонит нам медиабайер из рекламного агентства и просит скидку для клиента в 65%. Мы даем. После этого звонит клиент и возмущается, почему он получил лишь 50%, - рассказывает директор по рекламе одного из ИД. - А ведь договаривались, что агентство отдаст ему скидку по максимуму! Теперь мы стали контролировать, не обижает ли агентство клиента". Хотя рекламодатели и сами не дают себя в обиду: практически все этой весной начали звонить в СМИ и проверять условия соглашения. Ведь когда многие журналы и радиостанции на грани закрытия, в последний момент они порой дают удивительные скидки.

Скидка за срочность

Жизнь медийных агентств стала сегодня очень нервной: байеры не успевают уследить за падением цены размещения в СМИ. А клиенты требуют компенсировать им такую недоработку деньгами. Если байер получил скидку в 50%, а клиент назавтра договорился о 55%, разницу агентство платит из своего кармана.

"Когда дело доходит до печати тиража себе в убыток, газета готова отдать полосу чуть не бесплатно. А клиент звонит нам и говорит, что мы недоработали!" - негодует директор по закупкам прессы GroupM Екатерина Горкина. Рынок телевидения еще держит планку, а вот пресса и радиостанции стали демпинговать: сегодня уверяют, что эта цена последняя, а завтра продаются еще дешевле. К августу треть журналов разорится, и тогда цены на размещение стабилизируются, ждет Горкина. Стабильные журналы типа Cosmopolitan и Vogue держат цены, а, скажем, Hello или журналы ИД Creative Media неожиданно сбрасывают, говорит она. Та же политика у Love radio, "Радио Алла".

Больше всех демпингует наружка: уже сейчас щиты продают за 10% прежней цены, к лету сторону щита 3×6 м можно будет купить за 6000 руб., предсказывает Горкина. Если не дешевле, вздыхает гендиректор отраслевого рекрутингового агентства Brieftouch Григорий Кегелес. Труднее всего сейчас агентствам, которые размещали рекламу на щитах, в прессе и на радио, говорит он. А те, что работали с ТВ или Интернетом, неплохо себя чувствуют. Здесь рекламный оборот в I квартале упал на 15-20% против 35-40% в наружке, на радио и в прессе, констатирует АКАР.

Как это и бывает в кризис, более крупные игроки порой демпингуют сознательно - чтобы разорить более мелких. Агентство Dentsu-Smart (открыто в декабре прошлого года на базе Smart Communications, одного из крупнейших медиабайеров) этой весной на тендере предложило "Вимм-Билль-Данну" и другим производителям молока фантастически низкие цены на размещение в СМИ. Это или работа себе в убыток, или обман клиента, уверены игроки рынка. Руководитель департамента продажи рекламы "Газпром-медиа" Сергей Пискарев от лица медийного комитета АКАР уже призвал рекламное сообщество не демпинговать.

В то же время рассчитывать на покупку крупным сетевым игроком независимым медийным агентствам не приходится. "Что там покупать-то?" - морщится президент Media Arts Group Илья Слуцкий. Он видит смысл в приобретении креативного или event-агентства, но уж никак не специализированных медийных.

Жизнь после смерти

Даже сейчас клиенты рекламных агентств, как бы ни складывались их отношения с посредником, как правило, не идут на расторжение договора. Они понимают, что, когда цены стабилизируются, агентства им еще понадобятся, объясняет управляющий партнер агентства ProMedia Иван Дьяченко. Но это не мешает им пытаться разместиться за спиной своего агентства. Так, Microsoft в конце прошлого года вела переговоры с В2В-Media напрямую, говорит бывший редактор "Индустрии рекламы" Дмитрий Фролов.

ТВ теперь тоже работает напрямую: с января "Газпром-медиа" открыла отделы прямых продаж. Каналы приветствуют прямые контакты: они не уверены, что рекламные агентства справятся и продадут все их эфирные возможности, говорит Александра Веселова, коммерческий директор 7ТВ и "Муз-ТВ". Ведь объем рекламы на ТВ в минутах сейчас не дотягивает до разрешенного законом уровня. Только в апреле на восьми крупнейших каналах рекламы стало на 5% меньше, чем в марте (37 000 минут против 39 000). СТС потерял 21% рекламы, ТВ3 - 11% (среди потерь, например, такой клиент, как Johnson & Johnson).

"Сейчас перед АКАР стоит задача разработать стандарты, которые сделают обращение рекламодателей напрямую к медиа в обход агентства нелегитимным", - говорит Ирина Белозерцева, PR-директор Aegis Media. Например, можно считать готовые медиапланинговые решения такой же интеллектуальной собственностью, как креативные концепции, - после того как они будут представлены клиенту, он не будет иметь права закупать прессу и ТВ согласно этому плану, не заплатив агентству, объясняет член медийного комитета АКАР Владимир Филиппов.

Сделай сам

Удешевить рекламу можно, конечно, не только за счет выкидывания из цепочки медийного агентства. Другой распространенный вариант - отказаться от телеразмещения и пустить бюджет на BTL. Так делают сейчас компании Electrolux, Sony, Panasonic, рассказывает Горкина. Раньше они были стабильными покупателями ТВ и наружки. Но в этом году Electrolux сняла весь рекламный бюджет с ТВ и наняла команду продавцов для продвижения товаров в торговых сетях. "Это самые оправданные вложения на первое полугодие", - уверена директор по маркетингу Electrolux Наталья Нарышкина.

Еще один интересный вариант экономии - это разработка креатива in house, силами собственного маркетингового отдела. Так, компания "Инком-недвижимость" недавно отказалась от услуг продакшн-студии "Эго Про" и записала радиоролик самостоятельно, рассказывает директор студии Павел Егоров. Некоторые компании крутят на ТВ старые ролики, экономя на создании новых, делится наблюдением аналитик агентства AdMonitor Елена Горланова. В апреле повторно запустили старые ролики Coca-Cola ("Живи футболом!" - в первый раз появился в октябре прошлого года), Heineken ("Автомобилю повезло стать новой банкой Heineken" - появился в июле 2008 г.), "САН ИнБев" (сентябрьский ролик), "Балтика" ("Kronenburg 1664", октябрьский). Некоторые компании создают внутренние креативные агентства, рассказывает Григорий Кегелес, - например, "Эльдорадо".

В апреле отраслевики собрались за закрытыми дверями в башне "Федерация", где констатировали обострение конкуренции между рекламными агентствами и заявили о необходимости держать цены на едином уровне. И все же дело не только в консолидации политики. Собственник компании-рекламодателя недавно поделился с рекламным сообществом sostav.ru открытием: он выяснил, что только что уволенный менеджер по рекламе получал откат в 20% от агентства-посредника. Над качеством услуг агентствам явно надо поработать.


В 1 квартале 2009 года объем глобальных отгрузок ТВ снизился на 6%

Глобальные отгрузки ТВ в 1 квартале 2009 года упали на 6% до отметки в 43,3 млн штук, сообщается по результатам исследования DisplaySearch.

Прибыли же на этом рынке снизились еще сильнее - на 12% до 22,1 млрд долларов, а средняя стоимость продукции упала на 6%, так как продавцы и бренды стараются удержать покупателей за счет снижения цен. В результате объем отгрузок оказался довольно близок к тем цифрам, которые прогнозировали ранее аналитики.

Что касается отдельных компаний, то уже 13-й квартал подряд мировым лидером с точки зрения прибылей является Samsung (22%). На втором месте в этот раз оказалась компания LG Electronics (13,3%), которая обогнала Sony (13,1%), занимающую третью позицию. Четвертое и пятое места занимают Sharp (7,2%) и Panasonic (6,1%), соответственно.

Отгрузки на рынке ТВ по технологиям (тыс. штук), 1Q09

Технология

1Q09

Доля

Q/Q

Y/Y

LCD TV 26,749 61,8% -20% 27%
PDP TV 2,792 6,4% -37% 1%
OLED TV 1 0,0% 17% -45%
CRT TV 13,69 31,6% -30% -38%
RPTV 66 0,2% -42% -33%
Всего 43,298 100% -25% -6%

Рейтинг брендов на рынке ТВ по прибыли, 1Q09

Место

Бренд

4Q08

1Q09

Q/Q

Y/Y

1 Samsung 22,1% 21,5% -29% -8%
2 LGE 11,5% 13,3% -16% 2%
3 Sony 14,8% 13,1% -36% -9%
4 Sharp 7,4% 7,2% -29% -12%
5 Panasonic 8,8% 6,1% -50% -22%
Другие 35,6% 38,8% -21% -17%
Всего 100,0% 100,0% -27% -12%


Новый европейский дистрибьютор AOC

Компания Asbis Enterprises PLC стала новым европейским дистрибьютором AOC International (Europe) GmbH.

Как известно, Asbis, специализирующая на продаже ИТ-продукции, работает в 26 странах и имеет представительства по всей Европе и в других частях мира. Особое внимание в компании уделяется развитию на восточноевропейском рынке - в настоящее время Asbis является одним из крупнейших поставщиков ИТ-продукции в этом регионе.

Похоже, компания AOC оценила по достоинству развитую дистрибьюторскую сеть Asbis. Помимо главного отделения на Кипре сбытом продукции занимаются филиалы дистрибьютора, расположенные в Нидерландах, Финляндии и Чешской Республике.


"Связьинвест" помог "Энвижн"

Системный интегратор "Энвижн Груп" в 2008 году увеличил оборот в 2,2 раза, до 568 млн долл. В результате доля компании на российском IT-рынке достигла 2,5%. По мнению аналитиков, такой рост стал возможен за счет нескольких крупных проектов в "дочках" "Связьинвеста". Аналитики прогнозируют, что в 2009 году оборот "Энвижн Груп" упадет на 10-20%.

Вчера "Энвижн Груп" объявила финансовые результаты за 2008 год: выручка компании составила 568 млн долл., что в 2,2 раза больше показателя 2007 года. Доля IT-услуг в выручке составила 34%. Доля телекоммуникационных сервисов - 45% от общего оборота компании. Доля госконтрактов составила 32,7%. По словам гендиректора "Энвижн Груп" Алексея Нащекина, региональные офисы компании в 2008 году обеспечили около 15% от общего оборота. "Мы планируем, что в течение трех лет доля оборота региональных представительств увеличится до 30% от общего оборота компании", - заявил г-н Нащекин. В стратегию регионального развития также входит открытие в 2009 году офиса в Екатеринбурге.

"Удвоение оборотов стало возможным благодаря нескольким крупным проектам, таким как реконструкция зоновой сети "Центр Телекома" в Московской области с переходом на технологии NGN, модернизация и развитие сети "Ростелекома", а также крупномасштабный проект в "Казахтелекоме", - говорит г-н Нащекин. "По сути, на итогах 2008 года кризис не отразился, потому что работа велась над уже заключенными долгосрочными контрактами. Также позитивным фактором является отсутствие у компании долговой нагрузки", - продолжает г-н Нащекин. По его словам, компания надеется сохранить в 2009 году оборот около 570 млн долл. и увеличить долю рынка до 3-3,5%.

Аналитики утверждают, что положительная динамика роста объясняется наличием у компании в портфеле нескольких крупных заказов. Исполнительный директор Direct Info Алексей Кондрашов и аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков уверены: рост оборотов более чем в два раза вызван реализацией нескольких крупных проектов с МРК "Связьинвеста", а также наработками за первые три квартала 2008 года. "В целом в 2009 году рынок ждет существенный спад на 30-40%, потому что интеграторы живут в основном за счет проектов, а IT-бюджеты, как известно, были сильно урезаны. Я думаю, что стабилизация IT-рынка начнется не раньше следующего года", - говорит г-н Кондрашов.

"Если бы этих контрактов не было, то динамика роста не превышала бы и 50%", - говорит г-н Кочетков. Аналитик прогнозирует, что в 2009 году компания будет выживать за счет долгосрочных контрактов, заключенных ранее, а также госконтрактов. "Если компании удастся сохранить оборот, то это будет уже хорошо, но более реалистично - это спад на 10-20%", - продолжает он. "Логично ожидать, что в 2010 году падение рынка интеграции замедлится, а на уровень 2008 года он выйдет не раньше 2011 года. Потому что в основном сейчас интеграторы дорабатывают старые контракты, а число новых сократилось в разы. На рынке есть мнение, что кризис еще не достиг дна, поэтому компании не спешат тратить деньги на новые проекты", - заключил г-н Кочетков.


Декоративные управленцы

Автор: Наталья Науменко

Желание ощущать свою значимость во все времена и с одинаковой частотой подталкивало людей как на благие свершения, так и к неблаговидным поступкам. Лидеры со знаком "плюс" и лидеры со знаком "минус" - обычное явление как в классе средней школы, так и в многотысячной религиозной организации или на огромном предприятии. Однако в бизнес-среде рулевые, у которых амбиции на порядок превосходят достоинства, могут стать причиной провала самого перспективного проекта.

"Людей, научившихся превосходно мимикрировать, демонстрируя внешние признаки успешного руководителя, в моей практике встречалось не так уж и мало. И, надо сказать, далеко не всегда за "красивым фасадом" удается вовремя разглядеть полное отсутствие соответствующих личностных качеств. То же самое касается и "деструктивных лидеров" - тех, которые стремятся к власти ради самой власти, не умея и не желая при этом мотивировать своих подчиненных на выполнение общей задачи", - рассказывает Нина Дягальцева, менеджер по персоналу ООО "Касон" (дистрибуция товаров легкой промышленности, штат - 80 чел.). К слову, в первую очередь заполучить такого сотрудника рискуют крупные и известные компании. Ведь именно большой бизнес обладает для них особой привлекательностью - не только благодаря брендовому имени, питающему их амбиции, но и в силу своей инерционности, позволяющей достаточно долго имитировать бурную и продуктивную деятельность.

Носитель хаоса

Причиной подобного поведения, по мнению Аркадия Кураша, HR-консультанта, становится серьезный личностный изъян: "Человек психопатического склада обычно обладает очень неустойчивой самооценкой и высоким уровнем притязаний. А это провоцирует его к тому, чтобы постоянно и любыми методами убеждаться в своей значимости. Такой человек несамодостаточен и агрессивен". При этом, как отмечает г-н Кураш, именно такие люди изо всех сил стремятся занять управленческие должности, и нередко им это удается. В противном случае такой сотрудник, руководствуясь своей неосознанной болезненной потребностью в самоутверждении, начинает формировать вокруг себя группу приспешников и третировать коллег. Именно псевдовожаки - провокаторы и инициаторы офисных войн и моббинга.

"Зачастую деструктивная деятельность ложного лидера направлена на нивелирование авторитета формального руководителя, что выражается в попытках доказать его некомпетентность, слабость. В случае если потенциально ложный лидер примет формального руководителя для себя как лидера, угроза таких действий сведется к минимуму", - считает Ольга Шаповаленко, руководитель отдела консалтинга Staff Service (штат - 25 чел.).

"Основными психологическими особенностями неформальных лидеров с деструктивными наклонностями являются "амбициозность, жесткие и резкие реакции на чьи-либо действия или высказывания. Также их выдает излишняя негативная активность, несдержанность, чрезмерная самоуверенность, конфликтность, грубость, желание добиться своего любой ценой", - рассказывает Виктория Гладуш, начальник отдела кадров страховой компании "НАСТА".

Выявить эти особенности при отборе, по мнению г-жи Гладуш, можно благодаря четко выстроенной схеме собеседования, хорошо развитой интуиции специалиста по подбору персонала, а также благодаря всевозможным тестам: на выявление уровня самооценки, тесту Кеттела и другим.

При этом Аркадий Кураш советует обращать внимание на такие "странности" в результатах тестирования (особенно это касается личностных опросников), как выраженное наличие противоположных качеств. "К примеру, высокий уровень стремления к доминированию и подчиняемость, скептицизм и конформность - подобные сочетания несочетаемого могут быть показателем неустойчивой, психопатической личности", - сообщил г-н Кураш.

Не менее важно обращать внимание на сбор и проверку рекомендаций, учитывая мнения коллег и партнеров, а не только вышестоящего начальства. Как правило, трудовой путь таких людей окружен шлейфом скандалов и неурядиц.

Деструктивные наклонности выдают себя также при моделировании рабочих ситуаций и тестировании профессиональных навыков, так как в этот момент все внимание соискателя поглощено решением задачи. А это, в свою очередь, снижает степень самоконтроля и позволяет выявить негативные личностные проявления.

Шакал в львиной шкуре

Другими, менее неприятными в общении, но способными доставить немало хлопот персонами являются те, кто с помощью многочисленных тренингов и психотехник научился великолепной самопрезентации. Такой горе-руководитель может успешно имитировать лидерские качества при полном отсутствии таковых. Его основная цель, как и у деструктора, - удовлетворение собственных амбиций. Однако методы, которыми он пользуется для достижения своих целей, основаны не на запугивании и подавлении, а на тонкой манипуляции и мелком подхалимаже по отношению к вышестоящему руководству. Тем не менее по отношению к своим подчиненным лидеры-пустышки бывают высокомерны и нетерпимы.

"Люди такого склада обычно очень чувствительны к социальной оценке. Понятия "статус" и "престиж" для них основные. В некоторых случаях они могут быть достаточно безобидны. Однако в роли управленца будут совершенно неэффективны", - рассказала Нина Дягальцева. "Основное качество, отличающее такую категорию руководителей, - хроническая неспособность принимать решения и брать на себя ответственность. Кроме того, эти люди достаточно праздны и не способны к интенсивной работе", - сообщил Аркадий Кураш.

Но вычислить мимикрирующего соискателя на этапе собеседования может быть довольно сложно. Однако превосходным способом не допустить такого человека к работе может стать подробный рассказ о степени ответственности, необходимости сверхурочной работы, длительных командировках и напряженных переговорах. "В большинстве случаев на второй этап собеседования испугавшиеся "любители мягких кресел" уже не приходят", - отметила г-жа Дягальцева.

Впрочем, до недавнего времени такие "декоративные управленцы" с презентабельной внешностью вполне могли устраивать собственников компаний, стабильность которых не вызывала сомнений, а налаженные бизнес-процессы, подкрепленные админресурсом, давали возможность быть нетребовательными к лидерским качествам своих ставленников. Но на сегодняшний день обеспечивать теплое место бездарному руководителю не может себе позволить практически ни одна компания.

Как выявить ложного лидера

Комплекс методов, позволяющих выявить деструктивного лидера на этапе подбора:

  • глубинное структурированное интервью;
  • психологическое тестирование (ДМО Л.Н. Собчик, опросник Шмишека, ПДО, ТАСТ, СМИЛ, тест Кеттела);
  • профессиональное тестирование (модулирование рабочих ситуаций, кейсовые методы, деловые игры);
  • сбор рекомендаций;
  • оценка достижений, личного вклада и степени ответственности.


Противостояние падению спроса

Компания Nokia объявила о своем намерении уволить еще 490 сотрудников.

Сокращения пройдут в рамках программы по снижению расходов. Согласно нынешнему плану, 170 человек будет уволено из отделов логистики, управления производством и клиентской поддержки. Еще 320 сотрудникам завода Nokia в городе Сало будет предложено уволиться по собственному желанию.

Чтобы противостоять стремительному падению спроса, финский производитель урезал ежегодные расходы своего ключевого подразделения по производству мобильных телефонов более чем на 700 миллионов евро. Всего в 2009 году Nokia сократила 4000 сотрудников, включая нынешних 490 человек.

Аналитики высказывают пессимистичные прогнозы в отношении ближайшего будущего рынка мобильных телефонов, который может сократиться в нынешнем году на 10%.



Рейтинг ИТ-компаний в России в 2008г.
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное