Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
24 апреля 2009, пятница

Чистый убыток "Ситроникса" в 2008 году снизился в 4,4 раза

Чистый убыток ОАО "Ситроникс" по US GAAP в 2008г. снизился в 4,4 раза и составил 53,9 млн долл. против убытка в размере 233,9 млн долл. годом ранее, сообщается в документах компании.

Консолидированная выручка компании в отчетный период достигла 2 млрд долл., что на 23,5% больше по сравнению с 2007г. Выручка сегмента "телекоммуникационные решения" выросла на 38% - до 787,1 млн долл. Выручка "Ситроникса" в сегменте "информационные технологии" увеличилась на 14% - до 873,2 млн долл.

Выручка в сегменте "микроэлектроника" в 2008г. составила 291,7 млн долл., увеличившись на 34%. Показатель OIBDA составил 133,1 млн долл. против убыточного показателя в 2007г. в размере 101,1 млн долл. По итогам прошлого года компания заключила контрактов на сумму 926 млн долл.

Чистый убыток "Ситроникса" в IV квартале 2008г. снизился в 5,9 раза и составил 7,8 млн долл. против 46,1 млн долл. в IV квартале 2007г. Консолидированная выручка "Ситроникса" в отчетный период достигла 612,3 млн долл., что на 1,2% больше относительно IV квартала 2007г.

Выручка "Ситроникса" в сегменте "Телекоммуникационные решения" в IV квартале 2008г. выросла на 41,5% - до 283,6 млн долл. Выручка компании в сегменте "Информационные технологии" сократилась на 18,4% - до 248,1 млн долл. Выручка в сегменте "Микроэлектроника" в отчетный период составила 69,6 млн долл., снизившись на 11,4%. Показатель OIBDA в IV квартале 2008г. достиг 62,5 млн долл. против 6,4 млн долл. в IV квартале 2007г.

ОАО "Ситроникс" (ранее концерн "Научный центр") объединяет высокотехнологичные предприятия АФК "Система", владеет рядом технологических компаний России, Украины, Чехии и Греции, которые работают в сфере телекоммуникационных и информационных технологий и микроэлектроники.

В состав "Ситроникса" входят чешская компания Sitronics TS (ранее STROM Telecom), греческая Intracom Telecom, а также производители микроэлектроники (НИИМЭ и завод "Микрон", "ВЗПП-Микрон", "Квант", "Квазар-Микро" - бренд "Ситроникс Информационные Технологии"), бытовой электроники ("Ситроникс"), индустриальной электроники ("Элакс", "Элион"). ОАО "Ситроникс" обслуживает более 3,5 тыс. клиентов и имеет представительства и филиалы в 32 странах.

АФК "Система" и аффилированным с ней компаниям принадлежат 63,97% акций "Ситроникса" (доля АФК "Система" - 60%), ООО "Ситроникс-Менеджмент" владеет 8,72%, президенту АФК "Система" Александру Гончаруку принадлежит 3,14%, ЕБРР - 3,07%, прочим акционерам - 3,55%, в свободном обращении находится 17,55% - акции размещены на Лондонской фондовой бирже (LSE) 7 февраля 2007г. в виде GDR, также бумаги компании торгуются на РТС и МФБ.


Что в рейтинге тебе моем...

Автор: Денис Шишулин

Интернет-провайдеры используют различные способы для привлечения клиентов. Одним из таких способов является использование в своей рекламе данных рейтингов различных аналитических агентств, либо результаты различных опросов пользователей, которые проводятся специализированными интернет-ресурсами. О примерах использования такой статистической информации, а также об эффективности ее использования в рекламных целях рассказали некоторые игроки и наблюдатели рынка услуг широкополосного доступа к сети Интернет (ШПД).

Как отмечают наблюдатели рынка, использование в своих рекламных слоганах, либо в тексте рекламных сообщений информации о том, что к примеру тот, или иной провайдер занимает первое место (входит в "тройку", "десятку", топ-100 и т.д.) или является "лучшим", встречается в рекламе провайдеров достаточно часто и активно используется.

Наиболее активно операторы используют данные, полученные от экспертов рынка. В частности, интернет-провайдеры как работающие на Северо-Западе, так и предоставляющие свои услуги в других регионах России если напрямую и не используют в рекламе данные исследований рынка, то регулярно размещают информацию о результатах исследований рынка различными аналитическими агентствами. Естественно, что чем более известно и уважаемо агентство, тем активнее полученные данные (в том случае, конечно, если они положительно характеризуют достижения провайдера) используются компаниями. Из последних примеров можно вспомнить, что крупный провайдер "ЭР-Телеком" разместил на своем сайте результаты исследований аналитического агентства iKS-Consulting "Рынок платного ТВ в России", по данным которого "ЭР-Телеком" занимает пятое место среди операторов платного ТВ в России по количеству абонентов.

Многие крупные провайдеры разместили на своих интернет-представительствах и данные отчета "Рейтинги по итогам 2008: Телеком России в цифрах", подготовленного консалтинговой компанией J"son & Partners. Отчет отражает распределение игроков и развитие телекоммуникационных услуг по всем регионам РФ. В частности, данные отчета были представлены на сайте все того же "ЭР-Телеком", который согласно исследованию занимает седьмое место в топ-10 операторов широкополосного доступа (ШПД) по количеству подключенных домохозяйств в РФ. Также данные исследования разместил "Комстар-ОТС", занявший в этом рейтинге первое место по тому же критерию.

Что же касается использования подобной статистической информации непосредственно в рекламных материалах, то, как отмечают игроки рынка: "Чаще используются данные экспертов, либо аналитических агентств, особенно для обоснования использования в продвижении слов из серии "лучший", "самый популярный" и т.д.", - рассказали представители компании "Северо-Западный Телеком".

"Согласно действующему российскому законодательству, в случае, если в рекламных материалах заявляется о первенстве на рынке, такое заявление необходимо подтвердить. В этих целях, как правило, используются данные крупнейших независимых аналитических агентств, предоставляющих соответствующую статистику", - комментируют представители пресс-службы компании "ПетерСтар".

При этом, как отмечает пресс-секретарь Санкт-Петербургского филиала ОАО "ВымпелКом" ("Билайн") Марианна Янкова: " Многое зависит от того, в какой степени то или иное агентство известно, насколько пользуется доверием среди целевой аудитории рекламного предложения. Зачастую люди больше верят не сухим цифрам, а тому, что говорит сосед".

Менее популярным, но, тем не менее, используемым провайдерами ходом является размещение на своей рекламной продукции результатов различных опросов, которые проводятся среди пользователей специализированными порталами, посвященными телекоммуникационному рынку.

К примеру, сейчас в Петербурге универсальный оператор "Элтел" на своей печатной рекламе, которая нацелена на частных пользователей услуги ШПД и распространяется в жилых домах, находящихся в районах, где действует оператор, разместил следующий текст: "Элтел" - лучший интернет-провайдер РФ*. *По результатам пользователей Интернета, "Элтел" является лучшим интернет-провайдером на территории РФ.

Сайт, который указан в рекламном сообщении, является ресурсом, принадлежность которого не ясна, контактов также нет, за исключением формы обратной связи. На ресурсе пользователям сети предлагаются различные сервисы, такие как "измерение скорости соединения", "проверка своего IP-адреса", "определение IP-адреса сайта" и т.д. Кроме того, на сайте присутствует рейтинг интернет-провайдеров, который определяется по отзывам пользователей сети Интернет. Любой пользователь может отставить свой отзыв о том, или ином провайдере, оценив его при этом по принципу "+", "нейтрально" или "-" по четырем критериям – "Скорость", "Доступность", "Служба поддержки" и "Соотношение цена/качество". Таким образом, тот провайдер, который получает большее количество положительных отзывов по всем критериям, находится выше в рейтинге. "Элтел" в рейтинге сайта www.2ip.ru находится на первом месте, при этом количество отзывов на момент подготовки статьи составляло 63. При этом наибольшее количество отзывов – 100 – имелось у провайдера InterZet.

Что касается того, насколько эффективным в рекламе провайдеров является использование данных различных исследований и, в частности, опросов пользователей, то игроки рынка отмечают следующее: "Что касается опросов на сайтах, то такие данные, скорее, отражают текущее настроение посетителей сайта, нежели объективную картину. Попробуйте ответить на один и тот же вопрос с утра, в обед и перед завершением рабочего дня – хотя бы один из ответов будет отличаться. Мы проводим внутренние исследования и, конечно, сопоставляем их с данными, которые приводят аналитики. Мы используем аналитическую информацию скорее для внутренней работы, смотрим, где наши сильные стороны, а что хотелось бы улучшить", - рассказывает Марианна Янкова.

"Использование в рекламных материалах данных различных аналитических агентств, либо опросов, которые проводятся посредством сайтов может быть эффективно при воздействии на "сомневающегося" потребителя, поскольку официальные результаты исследований, опросов и т.п. подтверждают, что выбор этого "сомневающегося" клиента обоснован не только его мнением, но и какими-либо объективными характеристиками (подтвержденное экспертами качество, услуга, которая уже полюбились большому количеству пользователей). Наша компания такие данные в рекламе не использует. Были такие идеи, но удавалось находить другие удачные креативные решения", - комментируют в компании СЗТ.

"Данные опросов, проводимых с помощью сайтов, в том случае если они созданы или спонсируются интернет-провайдерами, вызывают, как правило, существенно меньше доверия, так как в данном случае высока возможность модерации результатов таких опросов в интересах владельцев или спонсоров. Также существуют ресурсы, которые на материальной основе предлагают лидирующие позиции любой компании в любом проводимом ими опросе – данные таких опросов невозможно использовать в связи с необъективностью.

Таким образом, наибольшим доверием пользуются отчеты независимых аналитиков рынка. Что касается "ПетерСтар", то компания является одним из традиционно признанных лидеров рынка телекоммуникационных услуг, поэтому на данном этапе необходимость обосновывать передовые позиции результатами опросов на сайтах, как правило, отсутствует", - сообщили в пресс-службе компании "ПетерСтар".


Минфин пошел вразрез

Несмотря на огромные усилия, которые предпринимает правительство, чтобы облегчить жизнь малых предприятий в кризис, Минфин заставит малых предпринимателей вести бухотчетность. Министерство обнародовало письмо, которое фактически обязывает все юрлица, в том числе "малышей", составлять бухгалтерскую отчетность. Эксперты говорят, что нормы законодательства содержат противоречия, а потому бизнесменам лучше ориентироваться не на статьи законов, а на арбитражную практику своего региона.

Несколько дней назад на Всероссийском форуме малого и среднего бизнеса правительственные чиновники предлагали ряд мер, способных облегчить положение малого бизнеса в период экономического кризиса. В частности, премьер Владимир Путин предложил увеличить "потолок" перехода коммерсантов на упрощенную систему налогообложения (УСН) с 30 млн до 60 млн руб. в год. Также к 1 июля 2009 года правительство обещает завершить работу над законом, позволяющим предпринимателям на "вмененке" не использовать кассовые аппараты.

Со своей стороны Минфин хочет усложнить жизнь малым предпринимателям. В письме за подписью директора департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина Леонида Шнейдмана говорится, что обязанность юрлица составлять бухгалтерскую отчетность напрямую вытекает из Гражданского кодекса (ГК) РФ и не зависит от размера бизнеса и используемого режима налогообложения. Без ведения бухучета чиновники не смогут проверить ряд показателей, если коммерсант не ведет бухучет, например, распределения прибыли.

Необходимо также иметь в виду, что законодательство о бухгалтерском учете устанавливает порядок ведения бухучета для всех юридических лиц.

Между тем сейчас Налоговый кодекс и закон "О бухгалтерском учете" позволяет малым предпринимателям на УСН не вести бухучет, пояснила главный консультант МКПЦН Елена Козлова. Взамен этого они заполняют книгу доходов и расходов. "Иначе малый предприниматель должен либо нанимать бухгалтера, либо вынужден сам составлять бухгалтерскую отчетность, зачастую допуская ошибки, которые могут привести к гибели бизнеса", - говорит юрист компании Sameta Михаил Успенский.

Чиновники Минфина признают, что в законодательстве есть элементы противоречия, но настаивают, что при несоответствии положений закона о бухучете и ГК РФ необходимо применять положения кодекса. Эксперты подтверждают, что разъяснения Минфина иногда противоречат законодательству о налогах и сборах. "Если у налогоплательщика возникает вопрос, имеющий неоднозначное толкование, то нужно ориентироваться не на разъяснения Минфина и даже не на нормы НК РФ, а на арбитражную практику", - советует Михаил Успенский. В России не прецедентное право, но высший авторитет по налоговому спору - президиум Высшего арбитражного суда РФ, убежден эксперт.


"МегаФон" пришел в Закавказье

В марте 2009 года "МегаФон" завершил покупку 100% офшора Debton Investment, владельца 51% акций абхазского сотового оператора "Аквафон GSM" и 51% южноосетинского "Остелекома". Стоимость сделки составила 935 млн руб. По оценкам аналитиков, "МегаФон" занял фактически монопольное положение в регионе с низким проникновением сотовой связи и довольно большим потенциалом развития сети.

Абхазский сотовый оператор "Аквафон GSM" работает в стандартах GSM и UMTS (сеть 3G), по собственным оценкам компании, на конец 2008 года абонентская база составляла около 100 тыс. пользователей. Абонентская база южноосетинского оператора "Остелеком" составляет более 22 тыс. пользователей. По словам пресс-секретаря "МегаФона" Татьяны Зверевой, компания рассматривает приобретение операторов как интересный инвестиционный проект. "Обе страны граничат с Россией и тем самым вызывают еще больший интерес", - говорит г-жа Зверева.

Кроме "МегаФона", никто из операторов "большой тройки" не владеет активами в этих республиках. "МТС рассматривает любые возможности расширения на все "домашние" регионы СНГ, но при этом в оценке потенциальных возможностей учитываются уровень проникновения, соотношение цены и качества актива и особенности регулирования", - заявила пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.

Аналитики рынка уверены, что "МегаФон" сейчас займет монопольное положение в регионе. При этом, по их мнению, конкуренты не торопятся входить на этот рынок из-за низкого уровня доходов, а также небольшой географии региона. По словам аналитика Mforum Дмитрия Деева, до сделки "МегаФон" фактически владел этими активами. "Так что можно сказать, что сейчас компания просто вышла из тени, официально объявив о покупке", - говорит г-н Деев. По его мнению, проникновение сотовой связи в республиках довольно низкое, однако у возможных конкурентов могут возникнуть трудности с вхождением на рынок из-за отсутствия собственной инфраструктуры, эти факторы могут служить дополнительным стимулом развития "МегаФоном" купленных активов.

"Развитие компаний будет тормозить бедность региона, а также низкое проникновение. Регион сейчас переживает непростое время восстановления", - говорит аналитик iKS-consulting Максим Савватин. При этом именно отсутствие конкуренции, по мнению аналитика, делает республики перспективными с точки зрения развития "МегаФона" в регионе.

Директор департамента инвестиционно-стратегического консалтинга J"son & Partners Ренат Салихов уверен, что сделка позитивная прежде всего для двух республик и приобретенных операторов и позволит улучшить коммуникации с Россией. По его словам, "МегаФон" получает тактическое преимущество в данных республиках, потенциал роста в которых в масштабах бизнеса оператора несущественный. "С финансовой точки зрения в текущих условиях сумма сделки кажется несколько завышенной и соответствует докризисным мультипликаторам", - утверждает г-н Салихов. Аналитики Mforum и iKS-consalting с ним не согласны, оценивая сумму сделки как среднерыночную.


Samsung в квадрате

Samsung намерена увеличить продажи ноутбуков во всем мире более чем вдвое в следующем году. Согласно планам компании, в 2009 году будет продано около 5 млн устройств. Российский рынок сыграет не последнюю роль в реализации планов компании, так как этот рынок является приоритетным регионом по данному направлению, считают аналитики.

Samsung Electronics намерена увеличить продажи ноутбуков во всем мире более чем вдвое в 2009 году. Об этом заявили представители компании на выступлении в Сеуле, передает агентство Reuters. В прошлом году Samsung продала около 2 млн таких устройств. Как отметили в компании, основная цель Samsung - переместиться с десятого на седьмое место на глобальном рынке ноутбуков.

По словам старшего менеджера и руководителя отдела портативных компьютеров Samsung Electronics Russian Company Константина Исаакяна, увеличение рыночной доли станет возможным для компании благодаря постоянному расширению рынков сбыта. "В прошлом году мы начали продавать ноутбуки в США. В этом году компания вышла на рынки Турции, ОАЭ, Сингапура. Во втором полугодии мы рассчитываем увеличить нашу долю как минимум вдвое за счет расширения модельного ряда и крупных сделок с крупными ритейлерами", - говорит г-н Исаакян. По его словам, Россия является для Samsung одним из приоритетных рынков, где будет сделана ставка на нетбуки.

По данным Gartner, в 2008 году доля Samsung на рынке ноутбуков составляла 1,7%. Ранее компания сообщала, что планирует к 2011 году довести эту долю до 5,7%, увеличив объем продаж устройств до 11 млн в год. По данным J"son & Partners, доля компании в сегменте ноутбуков в России сейчас составляет около 6%.

По мнению заместителя директора ITResearch Василия Мочара, планы Samsung по удвоению глобальных продаж ноутбуков более чем реалистичны. По его словам, компания обладает мощным брендом, грамотным менеджментом, достаточным количеством средств для развития. По словам аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, Россия сыграет не последнее место в реализации планов Samsung. На данный момент Россия один из приоритетных регионов по многим направлениям, в том числе ноутбукам и мобильным телефонам. По мнению аналитика J"son & Partners Сергея Савина, нетбуки также сыграют решающую роль в реализации стратегии компании. "На сегодня это самый быстрорастущий и перспективный сегмент", - заключил аналитик.


Кризис признан статистически значимым

Глава Росстата Владимир Соколин вчера объявил официальные оценки мартовской общей безработицы: она составит 7,5 млн человек, среднеквартальная цифра 7,1 млн безработных не изменилась - Росстат увеличил на 0,4 млн оценку числа безработных в феврале. Из-за дефицита финансирования Росстат не только вынужден работать по дешевым и менее точным методикам, вызывающим сильные расхождения прогнозов и реальных данных,- под угрозой и перепись населения 2010 года.

Глава Росстата Владимир Соколин вчера предоставил предварительные данные по состоянию общей безработицы в марте. Росстатом были пересмотрены данные за февраль в сторону увлечения уровня общей безработицы по методологии Международной организации труда (МОТ) с 6,4 млн до 7,1 млн человек, оценка Росстата этого показателя за март - пока 7,5 млн человек (расчеты "Ъ" с непересмотренными показателями февраля давали цифру более 8,5 млн человек). Рост безработицы к марту, по этой оценке, 400 тыс. человек (5,6%), что теперь соответствует динамике оценок Роструда.

Данные предварительных оценок и результатов квартальных обследований разнятся, поскольку ежемесячные оценки делаются на основании некоторых показателей, а не квартального опроса домашних хозяйств, пояснил Владимир Соколин. "Количество безработных за март по результатам обследования, а не по нашей оценке, станет ясно в мае",- сообщил он. Как писал "Ъ" 22 апреля, Росстат отказывается от публикаций данных ежемесячно - глава Росстата вчера это подтвердил. Господин Соколин признал, что предпочитает вариант "ежемесячных обследований", но в условиях кризиса это роскошь: по его словам, они стоили бы "дополнительно в год 1 млрд руб.". Отсутствие средств повлияет и на среднесрочные планы Росстата. Как сообщил Владимир Соколин, ситуация сложная и под вопросом проведение переписи населения в 2010 году: на ее проведение нужно почти 11 млрд руб. Владимир Соколин уточнил, что в течение трех-четырех недель вопрос о выделении в бюджете 2010 года средств на перепись населения должен быть решен. Пока же Росстат продолжает подготовительные работы к ней.

Владимир Соколин отмечает, что помимо проблемы безработицы есть и другая проблема на рынке труда, которая будет опасна при выходе из кризиса и может ему помешать: дефицит рабочей силы. Глава Росстата пояснил: численность экономически активного населения в РФ сокращается каждый год на 1 млн человек, но если ранее сокращение возмещалось за счет миграции (и во многом вызывало статистический рост экономически активного населения РФ, с января 2009 года оно сокращается), то сейчас мигранты стали уходить из экономики. Владимир Соколин отметил, что рождаемость в РФ, очевидно, начнет также снижаться.

Заведующая лабораторией миграции ИНП РАН Жанна Зайончковская отмечает, что численность экономически активного населения на деле сокращается за счет снижения трудоспособного населения - эта тенденция наблюдается с 2007 года. "С рынка труда уходят пенсионеры, молодежь не приходит. Мигранты действительно возмещали потери, но в кризис, вполне вероятно, их число также сократилось",- отмечает она. Руководитель Центра изучения проблем народонаселения экономического факультета МГУ Валерий Елизаров согласен: трудоспособное население РФ сокращается и это, безусловно, скажется на экономическом росте. "Снижение можно компенсировать мигрантами, а можно - повышением производительности труда",- говорит он, предлагая второй путь: по его мнению, необходимо избавляться не только от сырьевой зависимости, но от зависимости от трудовых ресурсов в долгосрочной перспективе.

Директор Независимого института социальной политики Татьяна Малеева, напротив, убеждена: в России "никогда не было дефицита трудовых ресурсов - была неэффективная занятость". "У нас слишком большой дефицит рабочей силы для того, чтобы поддерживать неэффективную экономику и неэффективную структуру занятости, с этой точки зрения господин Соколин прав. Но кому нужна такая экономика и занятость? Год назад за это платили - в этом году этого делать уже никто не хочет",- говорит она. Нынешний уровень российского ВВП мог бы быть достигнут и с половиной рабочей силы, которая есть, полагает эксперт, делая и более смелое заявление: "Численность экономически активного населения к экономическим проблемам не имеет отношения".


Сотовая связь в России

Компания J-son & Partners Consulting подготовила обзор российского рынка сотовой связи за март 2009 года.

В марте 2009 года количество зарегистрированных в России SIM-карт выросло до 191,0 млн. Уровень проникновения в целом по России составил 134,5%, а в Московской лицензионной зоне (МЛЗ) составил 185,3%.

Рост абонентской базы по операторам, тыс.чел., март 2009

Рост абонентской базы по операторам, тыс.чел., март 2009
Источники: J-son & Partners Consulting, данные компаний

Доли операторов в абонентской базе, %, март 2009

Доли операторов в абонентской базе, %, март 2009
Источники: J-son & Partners Consulting, данные компаний

Совокупный прирост абонентов в марте 2009 года составил 1,3 млн (+0,7%).

В марте 2009 года ежемесячный прирост снизился на 14,8% по сравнению с мартом 2008 года (-220 тыс.).

Динамика ежемесячного прироста абонентской базы, млн. абонентов

Динамика ежемесячного прироста абонентской базы, млн. абонентов
Источники: J-son & Partners Consulting, данные компаний

Доли операторов в приросте абонентской базы за 1й квартал 2009, %

Доли операторов в приросте абонентской базы за 1й квартал 2009, %
Источники: J-son & Partners Consulting, данные компаний

За последние 12 месяцев совокупная абонентская база российских операторов выросла на 23 млн (+13,7%). На 31 марта 2009 года первое место по этому показателю в общероссийском масштабе занимает "ВымпелКом" (+7,2 млн), второе место - "МегаФон" (+6,7 млн), третье - МТС (+5,2 млн).

Ведущие федеральные и региональные операторы

Наиболее высокие темпы прироста абонентов за 3 месяца демонстрирует "Байкалвестком" (5,3%), Tele2 (4,9%), "Вымпелком" (3,5%), "Сибирьтелеком" (3,2%).

Оператор

Всего абонентов на 31.03.2009

Прирост за 3 месяца, %

Абонентов в Москве и МО на 31.03.2009

МТС 65 110 000 0,7% 14 920 000
Вымпелком 49 350 706 3,5% 10 209 746

МегаФон

43 520 913 0,5% 6 542 947
Теле2 10 930 271 4,9% -
Уралсвязьинформ 5 813 160 2,8% -
СМАРТС 3 500 222 -0,002% -
Нижегородская Сотовая Связь 2 677 979 2,2% -
Сибирьтелеком 5 063 254 3,2% -
Енисейтелеком 2 388 511 2,9% -
Байкалвестком 2 036 909 5,3% -
Мотив (Екатеринбург - 2000) 1 495 191 0,2% -
Новая Телефонная Компания 1 258 079 2,2% -

Источники: J-son & Partners Consulting, данные компаний


Прибыль Microsoft упала почти на треть

Чистая прибыль корпорации Microsoft в первом квартале 2009 года составила 2,98 миллиарда долларов, что на 32 процента меньше показателя первого квартала 2008 года, передает в четверг Agence France-Presse.

Согласно отчету компании, доходы Microsoft с января по март 2009 года составили 13,65 миллиарда долларов, в то время как в первом квартале 2008 года корпорация показала доходы в размере 14,45 миллиарда долларов.

"Мы ожидаем, что низкие показатели сохранятся по меньшей мере в текущем квартале", - заявил финансовый директор Microsoft Крис Лидделл (Chris Liddell), добавив, что апрель, май и июнь станут непростыми месяцами для компании.

Напомним, в четвертом квартале 2008 года чистая прибыль корпорации сократилась на 11 процентов по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и составила 4,17 миллиарда долларов. В январе 2009 года стало известно, что в целях оптимизации затрат Microsoft планирует сократить до пяти тысяч сотрудников.


Второй квартал станет решающим для ИТ-рынка

За первые три месяца 2009 года на российском ИТ-рынке произошли серьезные изменения. К сожалению, ситуация в основных сегментах развивается по пессимистичному сценарию. В первом квартале рынок значительно упал, во многом подтвердив прогнозы, сделанные каналом @ASTERA еще в декабре. Что произойдет дальше, никто точно сказать не может, однако участники рынка сходятся во мнении, что хуже уже не будет.

Больше всего пострадал сегмент поставок оборудования. Опрос, проведенный в апреле среди дистрибьюторских компаний, показал, что большинство игроков испытали в первом квартале 2009 года значительное падение оборотов, которое по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составило до 50-60%. При этом никто из участников не высказал предположений, что во втором квартале ситуация улучшится. Тем не менее, отдельные игроки демонстрируют показатели выше рынка. Обороты компании "Технотрейд" в начале года снизились лишь на 30%. Объем бизнеса "АРТ Дистрибьюшен", по словам директора компании Елены Жуплатовой, снизился незначительно по сравнению с первым кварталом 2008 года и вырос относительно результатов конца года.

По мнению одного из участников опроса, объемы рынка в натуральном выражении пострадали не так сильно, как в пересчете на деньги. Это объясняется снижением средней стоимости поставляемого оборудования, которое оказывает сильное влияние на финансовые показатели. Весомые коррективы в результаты компаний во втором квартале может внести и курс национальной валюты. Факторов, которые могут привести к росту курса доллара, сейчас гораздо больше, чем предпосылок к укреплению рубля. Удорожание доллара может привести к ухудшению показателей российских компаний во втором квартале 2009 года по отношению ко второму кварталу прошлого года, когда российский рубль укреплялся.

В большей степени ожидания игроков рынка связаны с корпоративными бюджетами и розничными продажами, в меньшей - с госзакупками. По словам представителя одной из крупных дистрибьюторских компаний, на увеличение спроса со стороны предприятий и частных лиц можно надеяться в том случае, если бюджетные деньги дойдут до реального сектора экономики. Некоторые компании надеются продержаться во втором квартале благодаря сезонному спросу на товары, ставшие уже традиционными для ИТ-поставщиков, как то: мультимедийные плееры, фотоаппараты, видеокамеры, мобильные телефоны и коммуникаторы. Эта продукция обычно востребована в период с мая по июнь.

Второй квартал станет решающим для сегмента поставок оборудования. При планировании заказов на третий квартал большинство дистрибьюторов будут руководствоваться текущим спросом. Если в ближайшие месяцы спрос не вырастет, то объемы заказов, соответственно, будут на уровне второго квартала. Если в третьем квартале начнется рост, то товара может не хватить, и в этом случае квартальные показатели окажутся не намного лучше текущих результатов, что существенно скажется на годовых результатах.

Если рассмотреть отдельно поставки ПК, то и здесь дела не намного лучше. Специфика сегмента заключается в том, что производство компьютеров требует больших оборотных средств и практически невозможно без заемного финансирования. Кредиты очень сильно подорожали и, более того, стали труднодоступными. В целом в первом квартале 2009 года производители ПК не досчитались от 30% до 55% выручки. По мнению Алексея Кравцова, президента Kraftway, "второй квартал будет немного лучше, а в целом в первом полугодии падение рынка может составить около 30-40%". О благоприятных перспективах для рынка ПК во втором квартале высказались еще несколько участников опроса из числа производственных компаний. Основными драйверами возможного роста считаются корпоративные бюджеты и потребительский спрос.

Между тем, в компании "Формоза" полагают, что во втором квартале улучшение ситуации не предвидится, однако в третьем квартале рынок может показать рост. Что касается годовых результатов, то в 2009 году продажи десктопов могут снизиться на 25-30%, ноутбуков - на 30-35% по сравнению с 2008 годом. Наибольший удар придется по рынку серверов, где падение продаж может составить около 50%, считают в "Формозе".

Несколько иным образом развиваются события в рознице. Если спрос в сегментах корпоративных и государственных поставок обрушился еще в конце прошлого года, то в ритейле спрос падал более плавно, и сейчас падение продолжается. Этот процесс обусловлен, прежде всего, снижением покупательской способности населения.

Изменения на рынке розничных продаж происходят под давлением и ряда других обстоятельств. В прошлом году несколько ритейлеров объявили о своем банкротстве, что стало следствием высоких долговых нагрузок компаний. Одним из недавних примеров может служить ситуация с "Неоторгом", крупной розничной сетью, которая была продана за долги. В сложном положении оказалась и компания Sunrise. У сети возникли серьезные проблемы при расчете с поставщиками, которые могут обернуться для нее крайне тяжелыми последствиями. На этом череда банкротств и поглощений в розничном сегменте не закончится. По мнению некоторых дистрибьюторов, существенная часть компаний, ориентированных на ритейл, могут не дожить до осени.

Подобное положение дел оказывается на руку ритейлерам, оставшимся на рынке. Так, например, в компании "Ф-Центр" не планируют существенного падения оборотов во втором квартале именно по причине ухода с рынка многих игроков. Об этом рассказал Владимир Шаров, директор по региональному развитию компании. Безусловно, схожие процессы происходят и в других сегментах ИТ-рынка. В компании "Формоза" отмечают, что "освобождающееся место займут оставшиеся игроки рынка, которые за счет доли ушедших могут сохранить отчасти свои уровни продаж". Между тем, помимо "Ф-Центра" неплохие показатели демонстрирует и другие ритейлеры, например, компания "М.Видео". По итогам первого квартала объем розничных продаж сети вырос на 28% в рублевом эквиваленте. При этом стоит заметить, что при пересчете на доллары объемы компании хоть незначительно, но снизились.

Ключевым второй квартал будет и для рынка системной интеграции. В настоящее время этот сектор ИТ-рынка, как и многие другие, переживает очень сильное падение, связанное с сокращением государственных и корпоративных заказов. Безусловно, компании уже предприняли меры - провели сокращения бюджетов и уволили часть персонала. Но интеграторы вынуждены держаться за высокооплачиваемых специалистов, которые обеспечивают компаниям необходимые уровни квалификации и реноме. Если во втором квартале ситуация со спросом не изменится, компании окажутся перед необходимостью сокращения специалистов, а это может повлечь за собой существенные изменения состава участников рынка.

Сами игроки рынка не питают иллюзий в отношении ближайших перспектив. В компании "Техносерв", например, считают, "что в ближайшие месяцы на рынке продолжится спад". Того же мнения придерживается Борис Бобровников, гендиректор компании "Крок". Он полагает, что падение рынка составит 28% по сравнению с 2008 годом, а больше всего снизится спрос на компьютерную технику - на 50%.

"По всей видимости, на рынок будут воздействовать две тенденции, - считают в "Техносерв". - С одной стороны, ряд компаний будут продолжать оптимизировать расходы, в том числе за счет сокращения ИТ-бюджетов, с другой - предприятия, нащупавшие дно, будут выходить на рынок с новыми задачами, отвечающими кризисным условиям в части ИТ".

Ближайшее будущее очень сильно зависит от государственных бюджетов. Госзакупки составляют наиболее значительную часть оборота российского ИТ-рынка. Поэтому в нынешних условиях очень важным является вопрос государственного финансирования сектора информационных технологий. Госзакупки по-прежнему осуществляются, несмотря на снижение их объемов, но сейчас сложилась ситуация, при которой государственные бюджеты на ИТ упали практически до уровня эксплутационных расходов. Некоторые игроки рынка пессимистично смотрят на перспективы роста спроса со стороны госсектора. Президент компании IBS Алексей Ананьин отмечает, что "в результате массового сокращения ИТ-бюджетов в большей мере становятся востребованными либо микропроекты, связанные с решением каких-либо локальных задач, либо макропроекты по созданию сложных комплексных систем, которые реализуют крупные холдинги и госкорпорации в рамках своих стратегических программ по повышению эффективности. Безусловно, такие программы сохранились и в госсекторе. Однако секвестр госбюджета, проведенный в начале 2009 года, уже не дает оснований рассчитывать на стабильность спроса в этом сегменте".

Мнения о ситуации в сегменте поставок ПО выглядят разнонаправленными. В компании Softline, например, отмечают незначительное падение продаж по итогам первого квартала 2009 года. Наибольшее снижение спроса произошло со стороны таких секторов экономики, как добывающая промышленность, машиностроение и энергетика. В Softline также отметили падение продаж по линии легализации, когда программное обеспечение приобретается для легализации уже установленного софта. По оценке представителей компании, стабилизация спроса на ИТ-рынке должна произойти в конце второго - начале третьего кварталов. При этом главными движущими силами должны стать банковская сфера, ритейл и госсектор. Вместе с тем, некоторые участники рынка ожидают серьезного снижения продаж в сегменте ПО.

Тем не менее, текущие трудности не мешают некоторым компаниям излучать оптимизм. Так, например, в компании "Армада" рассчитывают сохранить в нынешнем году объемы бизнеса на уровне 2008 года. В "Инталев" заявляют о том, что кризис не повлиял на планы компании. По словам генерального директора "Инталев" Алексея Федосеева, компания нацелена "сохранить рост доходов на 40-50% в год".

Несмотря на то, что в каждом из сегментов ситуация имеет свои особенности, основной фактор для всего российского ИТ-рынка остается неизменным - состояние национальной экономики. Все остальное - надежды. Можно строить предположения, что ИТ-рынок достиг своего дна, основываясь на общем убеждении в том, что второй квартал будет не хуже первого, а в третьем должно стать лучше. Но это тоже пока надежды.

Читайте также:
ИТ-рынок попал под сокращение
"Айтикризисные" меры
Назад в 2004-ый


Ведущие финансовые центры мира

Автор: Дмитрий Прытин

Москва, как потенциальный претендент на звание финансового центра мира, продолжает сдавать свои позиции. В опубликованном компанией Z/Yen исследовании "The Global Financial Centres Index (CFCI)" ("Глобальный индекс финансовых центров") она занимает 60-е место. Хуже дела обстоят только у Афин и Будапешта.

Несмотря на глобальный кризис, тройка лидеров осталась неизменной. Лондон, Нью-Йорк и Сингапур по-прежнему являются самыми крупными и влиятельными финансовыми центрами и занимают первое, второе и третье места, соответственно. Появилось и несколько новых участников, представителей азиатского региона, среди которых Куала-Лумпур и Бангкок, причем даже их результаты заметно лучше, чем показала Москва. Интересно, что японская столица Токио в этот раз стала "лидером" по самому стремительному падению, перебравшись с 7-го места на 15-е.

Москве пока до лидирующих позиций далеко, хотя на этот счет есть и оптимисты, самым ярким представителем является сам московский мэр Юрий Лужков. Столичный градоначальник уверен, что к 2025 году у Москвы есть все шансы стать мировой финансовой столицей, что будет способствовать улучшению инфраструктуры российского фондового рынка, позволит привлечь долгосрочные инвестиции и, в довершении ко всему, укрепить российскую валюту, которой сейчас, судя по действиям монетарных властей, нужно, скорее, ослабление.

Москва является пока только финансовой столицей России. Здесь зарегистрировано более 50% всех коммерческих банков страны, доля которых превышает 85% активов всей банковской системы России. Однако до мирового уровня еще слишком далеко, настолько, что и 15 отведенных лет кажется слишком маленьким сроком.

Тем не менее, шансы все-таки есть. По мнению ряда экспертов, в последнее время много стало говориться о необходимости перехода мировой экономики на "поливалютную" систему, и, если удастся сделать российский рубль одной из резервных валют, перспектива достичь амбициозной цели будет более реальной. Однако, каких-либо значимых подвижек в эту сторону пока не видно. Идея перевести экспорт в страны СНГ на рубли "утонула" в массе других проблем, решение которых, по всей видимости, требуют большего внимания.

Впрочем, решение только одной этой задачи будет явно недостаточно. По размеру бюджета Москва сейчас вполне может конкурировать с ведущими мировыми финансовыми столицами, например, с Нью-Йорком, а вот по и качеству жизни, навряд ли. Возможно, для начала необходимо заняться именно этим, и тогда модный лозунг "Москва - самый лучший город на земле" к 2025 году будет оправдан.

Ведущие финансовые центры мира (Топ10)

Финансовый центр

Значение индекса

1 Лондон 781
2 Нью-Йорк 768
3 Сингапур 687
4 Гонконг 684
5 Цюрих 659
6 Женева 638
7 Чикаго 638
8 Франкфурт 633
9 Бостон 618
10 Дублин 618



Специальная акция Kingston
Призы: USB-накопители DataTraveler 150 32/64Gb.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное