Сабин Холочер (Sabine Holocher), специалист по PR и
маркетингу в регионе EMEA, компания PFU Imaging Solutions Europe Ltd.
По-настоящему «безбумажный» офис, возможно, еще не
скоро станет реальностью как для коммерческих и государственных организаций,
так и для частных лиц. Однако цифровые документы шаг за шагом вытесняют своих
традиционных, бумажных собратьев за счет своей доступности и возможности
экономить время и пространство. Для создания электронного документооборота и
интеграции важных документов в бизнес-процессы часто требуется оцифровывать
бумажные документы за пределами офиса. Именно в этом случае мобильные сканеры
могут существенно увеличить производительность, создавая цифровые документы с
возможностью поиска по ним. Они занимают мало места, гибко подстраиваются под
любые условия и способны передавать отсканированные документы в облако по
одному нажатию кнопки. Одна из сфер деятельности, где будут полезны мобильные
высокопроизводительные сканеры, это аудиторские и юридические компании.
Многочисленные юридические
процедуры уже стали предметом оцифровки.
Например, в настоящий момент
на рассмотрении в Государственной Думе РФ
находится законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации", разработанный по распоряжению Правительства
России Минюстом совместно с Минкомсвязью и Минэкономразвития. Целью документа
является совершенствование правового регулирования применения электронного
документа в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, а также на
обеспечение возможности использования электронных документов в качестве
доказательств в суде. Законопроектом предлагается внести изменения в
Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и Гражданский
процессуальный кодекс. Положения данного законопроекта предполагают возможность
применения электронных документов нотариусами и участниками уголовного
судопроизводства. Естественно, что реализация законопроекта повлечет за собой
необходимость модернизации программного обеспечения, техники и так далее.
Планируется, что закон будет установлен с 1 января 2016 г.
Что касается практики
электронного документооборота в юридической сфере на международной арене, то,
например, Министерство юстиции Великобритании рассчитывает, что к 2016 году
залы суда в этой стране[1]
станут полностью цифровыми, а бумага, как устаревший материал, перестанет
использоваться. Правительство планирует инвестировать 160 миллионов фунтов в
создание цифровых судов и модернизации IT-систем в своих ведомствах, а значит,
обмен информацией будет происходить в электронной форме, безопасно и
эффективно. В пресс-релизе, опубликованном Министерством юстиции, говорится,
что суды и Королевская служба уголовного преследования ежегодно в совокупности
используют примерно 160 миллионов листов бумаги. «Если мы хотим победить в
глобальной гонке, нам нужны перемены. Эти инвестиции помогут нам избавиться от
устаревшей системы бумажного документооборота, превратив уголовное правосудие в
цифровую общественную услугу, соответствующую самым современным стандартам», —
заявил министр юстиции Дэмиэн Грин (Damian Green).
Вслед за этим объявлением
британское Министерство юстиции издало в октябре 2013 года документ под
названием «Раскрытие электронных документов».[2] Его основополагающий принцип гласит, что «для
эффективного и рационального управления документацией необходимо использование
технологий», и что «в целом необходимо предоставлять электронные документы в
такой форме, которая позволит стороне, получающей документы, иметь доступ к
данным документам, производить в них поиск, анализировать и демонстрировать их
в той же степени, что и раскрывающая сторона».
Не стоит и говорить, как
сильно нововведенные законопроекты повлияют на работу юристов.
Согласно исследованию 10 000[3] юридическим компаний и приблизительно 127 000[4] практикующим юристов Великобритании с среднесрочной
перспективе предстоит организовать электронный документооборот, который не
только будет способствовать обмену информацией между юристами и судами, но и
поможет оцифровать информационный обмен между юристами и их офисами, а также
между юристами, их клиентами и оппонентами. Клиентам, в свою очередь, также
придется представлять юридическую документацию в электронной форме.
То же самое касается и
российских юридических компаний, и практикующих юристов. Юрист может помочь
клиенту, предоставив ему в аренду портативный сканер, например, Fujitsu
ScanSnap iX100. Клиент затем сканирует документы в офисе или дома и отправляет
их юристу по электронной почте. Юристы и их помощники также могут сами
сканировать документацию во время встреч с клиентами, причем выполнять эту
операцию как в своих офисах, так и у клиента.
Возможность
автоматизации
Сотрудники, работающие в
офисах юридических фирм, также почувствуют эффект от внедрения электронной
корреспонденции, Она позволит полностью автоматизировать такие секретарские
задачи, как оформление резюме дел или выставление счетов, если необходимые
документы существуют в цифровой форме. Введение установленных форм юридической
документации способствует этим переменам.
Переход на цифровые рельсы
может быть полезным и для других, самых разнообразных, сфер юридической
деятельности. Отдел по работе с почтой может быть автоматизирован за счет
немедленного сканирования корреспонденции и ее интеграции в документооборот.
Более того, можно записывать телефонные разговоры и замечания к обсуждениям в
цифровой форме и затем добавлять их к клиентскому файлу в электронном виде
вместе с любыми отсканированными бумажными документами.
* * *
Для юридических фирм переход
на электронный обмен информацией и системы управления документами означает, что
потребуется меньше сотрудников. В то же время повысятся требования к
квалификации сотрудников, которые смогут эффективно работать с решениями для
сканирования и системами управления документооборотом. Выгода клиентов в том,
что им больше не придется нести расходы по копированию и пересылке
корреспонденции. Вместо этого они могут сканировать бумажную документацию и
пересылать ее юристу в электронном виде. Некоторые юридические компании могут
даже воспользоваться возможностью оцифровки всех своих дел.