Коллективная
работа,
в общем понимании, чему соответствует англоязычный термин «collaboration», —
это сотрудничество с целью достижения общей, коллективной и очерченной цели.
Программное обеспечение для организации коллективной работы, или ПО для
рабочих групп, представляет собой приложения, объединяющие работу нескольких
пользователей, одновременно работающих над одним проектом на отдельных
рабочих станциях.
В рамках концепции ECM (Enterprise content management,
управления корпоративным контентом) под этим понятием объединяется
программное обеспечение и набор политик компании для эффективного
взаимодействия пользователей в рамках бизнес-процессов организации. Список
возможных операций каждого пользователя, как правило определяется его ролью в
системе (правами, предоставленными в соответствии с его должностными
обязанностями или ролью в рабочей группе).
Что может предложить современная ECM-система для групповой/коллективной
работы с корпоративными данными?
Современные ECM-системы имеют богатый набор инструментов
для обеспечения коллективной работы с данными. С практической точки зрения, я
бы выделил классификацию инструментов по этапам работы с документами: создание,
исполнение, хранение и повторное использование (база знаний).
Ключевая возможность, предоставляемая ECM-системой на этапе
создания документа, – это работа всех пользователей с единой версией документа,
а также возможность одновременного редактирования. Время на создание и согласование
документа сокращается с нескольких дней до нескольких часов. Если ECM-система хранит историю обсуждений, то дополнительно
упрощается процесс утверждения и исполнения документов.
Наиболее используемый инструмент на этапе исполнения
документа – Workflow (часто его
называют маршрутизацией документов) в различных вариантах использования:
●
в процессном подходе это задачи с регламентированным ходом процесса;
●
в кейс-менеджменте это задачи с открытым маршрутом движения.
При исполнении
документа используются механизмы замещения, делегирования и подключения к
процессу новых исполнителей или группы исполнителей. Это позволяет быстро
подключить к решению задачи нужных сотрудников и принять правильное решение с учетом
истории работы.
Вся информация,
формируемая на этапе создания и исполнения документов, может использоваться
повторно всеми пользователями ECM-систем с учетом прав доступа. При этом
ECM-системы имеют удобные инструменты для использования базы знаний, позволяющие
быстро найти нужную информацию. Это и классический атрибутивный, и
полнотекстовый поиск, и структурирование данных по областям знаний, и
инструменты быстрого просмотра найденной информации, и доступ с мобильных
устройств.
Лично мне в
работе важно всегда иметь доступ к нужной информации вне зависимости от
местоположения. Так, я в любое время могу поставить задачу команде проекта и
обсудить ее, подключиться к разработке или согласованию документа и выполнять
другие задачи без потери эффективности.
Коллективная работа с документами может быть реализована с помощью самых
различных решений. Какие преимущества дают средства коллективной работы,
совмещенные с ECM-системой предприятия?
ИТ-решения и инструменты становятся узконаправленными. В
ближайшем будущем вряд ли появится информационная система, покрывающая все
требования к коллективной организации труда. Эффективнее интегрировать
ECM-систему с имеющимися на рынке системами коллективной работы. И удачных
примеров достаточно.
Во многих системах налажена интеграция с системами обмена
мгновенными сообщениями, например, с Microsoft Lync. Это позволяет быстро
решать оперативные вопросы, например, обсудить спорный вопрос в документе со
всеми согласующими – потребуется всего 2-3 клика, чтобы собрать конференцию. А
благодаря интеграции с Microsoft Outlook можно одним кликом отправить документ
контрагенту или разослать приглашения на совещание, предварительно согласованное
в ECM-системе.
Часто путем интеграции решаются и задачи, находящиеся на
стыке коллективной и индивидуальной работы. Например, результаты индивидуальной
работы сотрудников формируются в отчеты и выгружаются на портал SharePoint, где
группа статистики проводит анализ результатов или наоборот, результаты работы
группы в ECM-системе передается в ERP-систему в качестве согласованного основания
для «проводки».
За счет интеграции многократно увеличивается эффект от внедрения
ИТ-решений. Исключается дублирование и двойной ввод информации, значительно
упрощается выполнение типовых операций и агрегация результатов групповой работы.
Какие инструменты и возможности для коллективной работы в ECM-системах
наиболее востребованы заказчиками по опыту последних проектов?
Если судить по моему опыту как руководителя проектов
внедрения, на текущий момент у крупных заказчиков востребованными являются классические
инструменты коллективной работы: единый электронный архив документов, их
маршрутизация согласно регламентированным процессам и база знаний в
классическом виде.
Мало востребованы инструменты одновременного
редактирования документов, ролевого разграничения прав доступа на документы и
их структурирования по кейсам/проектам/группам.
ECM-системы – это класс довольно консервативных систем,
так как их пользователи, в частности руководство компаний, не готовы к
какому-либо значительному изменению инструментов работы с документами. В первую
очередь это касается работы с официальными документами, так как пользователи
не видят значительного изменения эффективности работы от внедрения инструментов
коллективной работы (ведь в этом случае для
многих документов потребуется повторная более жесткая фиксация отдельных
действий, чем это обычно предполагают средства коллективной работы, не
достаточно просто «Да» в чате, нужна подпись живая или, как минимум,
электронная).
Но стоит отметить наличие положительной тенденции
возрастающего участия руководства компаний в непосредственной работе в
ECM-системе. Это связано, скорее, с использованием таких инструментов как KPI,
интеграции с порталами для вывода отчетности и графической информации – растет
концентрация информации для упрощения восприятия.
В чем основные сложности и ошибки интеграции системы управления контентом и
средств коллективной работы? Как они могут быть преодолены?
Ключевые вопросы, с которыми мы сталкиваемся при внедрении
инструментов коллективной работы, мало отличаются от вопросов внедрения ECM-системы.
В первую очередь надо выделить четкие цели и задачи, которые должны решать
внедряемые инструменты. От этого в значительной степени зависит качество и
корректность выбора. В выборе инструментов коллективной работы заказчику должны
помогать вендоры ECM-систем.
Чтобы инструменты были удобными и гармонично вписались в
текущую работу пользователей, при проектировании интеграции следует учитывать
сложившуюся практику работы специалистов. Таким образом, решится основная
проблема внедрения инструментов коллективной работы – обучение ваших
сотрудников правильному и эффективному использованию новых инструментов в их
работе. Обучение стоит проводить по типовым кейсам из жизни обучаемых.
Важно помнить об организационной составляющей – любой
коллективной работой необходимо управлять, и не всегда это возможно с помощью
ИТ-решений.
В крупных и холдинговых компаниях часто сталкиваются с
проблемой обеспечения взаимодействия разрозненных групп специалистов. Зачастую
проблема усугубляется тем, что в разных структурных подразделениях используются
разные инструменты коллективной работы. Стандартизация парка решений и
рекомендации по использованию единых инструментов коллективной работы обычно
решают эту проблему.
Полную версию обзора вы можете найти на сайте docflow.ru.