Выход за рамки использования только функций
делопроизводства в ECM-системе – это осознанная необходимость для зрелых
компаний. В числе таких направлений – финансовый документооборот.
Скорость и качество финансовых бизнес-процессов,
контролируемость операций – важные составляющие эффективности любой
организации, так как 100% компаний работают с договорами и сопровождающими их финансовыми
документами. Но далеко не везде четко выстроены процессы их получения,
согласования и оплаты. Это приводит к потерям документов, нарушению
расчетно-платежной дисциплины и отрицательно сказывается на рентабельности
предприятия.
Рассмотрим
процесс обработки входящих счетов. Его можно условно разделить на несколько этапов:
Получение счета и передача его в обработку
Ручной
ввод данных в ERP-систему – одна из самых трудоемких стадий обработки входящих
счетов. В процессе многочисленных визуальных сверок из-за «человеческого
фактора» могут возникнуть ошибки, грозящие организации долгими встречными
проверками, и, иногда, договорными штрафами. При автоматической обработке счетов
ошибки исключаются за счет машинного сопоставления электронного документа со
справочниками, используемыми в финансово-учетной системе. Если документы
сканируются и распознаются системой, это значительно сокращает время на
обработку одного счета. Также предотвращаются утери платежных документов, все они
заносятся в архив и в случае необходимости могут быть легко найдены.
Согласование затрат и проведение платежа
Большинство
счетов на оплату и счетов-фактур имеют сложный путь согласования внутри
компании. Без автоматизации этот процесс отнимает много времени на ручной сбор
счетов, подготовку реестров платежей, подлежащих оплате, «марафону» по
кабинетам ответственным сотрудником, контролю визирования и оплаты. В такой
ситуации увеличивается
вероятность, что счет потеряется, а это может привести к просрочке оплаты и, опять
же, штрафам по просроченным обязательствам. Автоматизация позволяет ускорить и оптимизировать
данный процесс за счет лучшей информированности всех участников о текущих
изменениях статусов согласования по всем операциям с текущим счетом, замены
«сотрудников-челноков» на автоматическую рассылку, работу с электронными, а не
бумажными счетами.
Анализ платежей
Анализ
согласованных счетов и проведенных оплат также важен для оценки деятельности
организации. Составлять его гораздо проще, когда есть единый электронный архив,
обеспечивающий оперативный доступ к ранее согласованным счетам.
Автоматизация процесса обработки входящих счетов даёт
возможность достичь полной прозрачности на каждом из этапов и свести к минимуму
риски человеческого фактора – дублирование платежей, ошибки при обработке
информации, потери документов. Значительно меньше времени занимает подготовка
отчетов, руководители быстрее выявляют отклонения в работе и принимают
оперативные меры по их устранению.
Посмотрим,
какие операции может взять на себя информационная система:
Автоматизация
процессов работы со счетами в электронном виде позволит значительно снизить
риски неисполнения платежей, сократить время их согласования, а также упростит
контроль соблюдения регламентов и расхода лимитов. При этом не
обязательно автоматизировать сразу все бизнес-процессы, можно начать с самого проблемного
участка и даже это даст существенный эффект. Безусловно, покрытие
процессов автоматизацией связано с возможностью встраивания ECM-системы
в ИТ-ландшафт компании – интеграцией с ERP-системой,
средствами для ввода и распознавания информации. Это еще раз подчеркивает важность
глубокого анализа ECM-решения с горизонтом развития за
пределами только делопроизводства.
В следующей заметке мы продолжим рассказ о трудностях,
с которыми ежедневно приходится сталкиваться финансовой службе при работе со
счетами и путях оптимизации...