У человеческого мозга есть две особенности. Во-первых, если он что-то запомнил, он не может это забыть. Во-вторых, он всё-таки может это забыть. И если первая уже практически в совершенстве реализована во всех проявлениях вычислительной техники, то вторая — способность забывать — ещё только на подходе.
Сегодня трудно представить организацию, которая не накапливала бы данные, приходящие извне (от официальных документов до форм на сайте компании) и генерируемые внутри (записи телефонных звонков, «следы» бизнес-процессов). Рынок хранения этих данных оценивается миллиардами долларов, а информация оценивается как один из основных активов и имеет свою ценность (и даже цену). Всяческие устройства с приставкой «смарт-» проникают в жизни людей, а оттуда — и в организации: в порядке вещей подключить корпоративную почту на своём смартфоне, а открытость активности каждого пользователя сети позволяет HR-службам собирать пресловутые большие данные о сотрудниках предприятия.
Планомерное падение цен на хранение данных не компенсирует расходы на хранение данных — прирост последних быстрее в разы.
Нет никакой надежды на то, что рост генерируемых данных замедлится. Учитывая тенденцию расценивать любую активность человека или машины как данные, не рассматривая при этом вопрос их значимости, мы движемся прямиком к точке, когда никакой бюджет попросту не справится.
Из ситуации есть два очевидных выхода: собирать меньше данных (отбирать важное) и забывать уже накопленное. Первый метод уже обсуждался, подход к нему очень прямолинейный: определиться, какие данные важны, а остальные отсеивать, — и точка.
Второй метод тоже обсуждается, но «в соседней комнате»: как превращать данные в знания, отсекая пост-фактум лишнее и оптимизируя их объём; как хранить знания в сильно связанной сети; как стереотипизировать данные, выделять шаблоны, структурировать и устранять повторы, и т.д.
Этой заметкой предлагаю поднять тему «забывания» данных, чтобы понять, насколько это важно и вообще возможно реализовать применительно к корпоративным данным, принимая как факт то, что тренд не ослабится — динамика сбора данных о любых действиях и операциях будет идти только вверх.
Елена Дмитриева, руководитель проектов внедрения DIRECTUM ответила на вопросы для тематического
обзора PCWeek, приуроченного к конференции «Экосистема ЕСМ: от платформенного
вендора до корпоративного заказчика».
Что можно назвать “крупным ECM-проектом"? По каким
критериями можно оценивать размер такого проекта (общая стоимость, сроки
внедрения, число пользователей, объемы документов, число решаемых задач и пр.)?
Безусловно, перечисленные критерии характеризуют проект. Однако, в
качестве основных критериев стоит выделить – масштабность
компании-клиента и сложность решаемых задач. К масштабности клиента можно
отнести такие факторы, как количество автоматизируемых пользователей и наличие
удаленных подразделений, филиалов у организации. Но также надо понимать, что
можно автоматизировать большое количество процессов и все они будут
однотипными, а можно реализовывать нетиповые решения. Поэтому сложность
решений – весомый фактор даже, если внедрение идет в небольших компаниях. И
другой пример, когда сочетается и масштабность, и сложность – если компания
включает территориально-удаленные подразделения, задачи документооборота
которого выходят за пределы одного предприятия. Так, некоторые процессы могут
идти в подразделениях, а на утверждение отправляться в головную организацию, а
некоторые, наоборот, определяться в главной организации и исполняться в
филиалах. Эта специфика учитывается в процессах, а если она еще дополняется
реализацией нетиповых решений, с проработкой новых механизмов – вот
такой проект действительно можно назвать крупным.
В чем особенности реализации ECM-проектов по сравнению с
СЭД-проектами (с одной стороны) и по сравнению с ИТ-проектами вообще (с другой
стороны)?
Чтобы понять, в чем особенность реализации ЕСМ и
СЭД-проектов стоит задуматься, что мы понимаем под СЭД? Это корпоративная
информационная система, которая строится на базе ЕСМ-системы и настраивается
уже под потребности и нужды конкретной компании. Так получается, что на
практике СЭД-проект становится частным случаем ЕСМ-проекта. Таким образом,
разделять с практической точки зрения такие проекты очень сложно. Что касается
особенностей реализации ЕСМ и ИТ-проектов сказать однозначно нельзя. Можно
отметить, что уровень решаемых задач таких проектов будет разный, при этом
этапы технологии внедрения останутся неизменными.
Как можно оценить уровень зрелости и готовности
российских заказчиков к внедрению ЕСМ?
Ситуация за последний год сильно не поменялась. Однако
руководители российских компаний все больше приходят к пониманию важности
внедрения ЕСМ-системы. Компании подготовлены к таким проектам как технически,
так и психологически. Заказчики уже знают, решение каких задач хотят
реализовать посредством внедрения системы. Но при этом, есть и сдерживающий
фактор. Это отсутствие единого двигателя – в небольшой компании достаточно и
одного такого человека, для крупной компании в одиночку не справиться, нужна
целенаправленная команда с четким пониманием и отстаиванием позиций. Также
стоит отметить, что российские заказчики стали больше доверять российским
продуктам, а не иностранным, как было еще несколько лет назад. Российский
заказчик обращает внимание не только на производителя, но и на используемые
технологии, качество самого продукта и услуг по внедрению, опыт участников
проекта со стороны исполнителя, запрашивают отзывы по уже реализованным
подобным проектам.
Какие специфические трудности возникают при реализации
ECM-проектов? Как они преодолеваются?
Несмотря на то, что каждый проект индивидуален, их
реализацию мы проводим по выработанной технологии внедрения, и некоторые
моменты уже заранее предсказуемы. Например, возникают трудности в организации
рабочей команды со стороны Заказчика, затем надо перебороть нежелание
пользователей менять свои привычки и работать в системе. Это организационные
моменты.
Кроме них есть достаточно специфические для ЕСМ-проектов
моменты – это четкое понимание рамок системы. Если с границами ERP-системы все
понятно – занесли данные, составили, посчитали бюджет, то с границами
ECM-системы не все так прозрачно. Здесь нет четких границ, где заканчивается
ECM-система, а начинается уже ERP, CPM или какая-либо другая система. Поскольку
четких границ нет, то и желания у Заказчика в процессе реализации проекта
растут, и зачастую ECM-система превращается в масштабный проект.
Как влияют нормативные требования госрегуляторов на
реализацию ЕСМ-проектов?
Развитие законодательства, разработка и утверждение
распоряжений, приказов Правительства РФ, Министерства финансов и других
ведомств ведет к установлению большего понимания и массовому внедрению
ЕСМ-проектов.
Более того, инициатива со стороны законодательства,
направленная на перевод основных государственных и муниципальных услуг в
электронный вид, развития системы межведомственного электронного
взаимодействия, автоматизации работы госслужащих, внедрения СЭД, безусловно,
играет решающую роль, можно сказать, главную роль в реализации ЕСМ-проектов.
Поэтому и заказчики, и государство, как законодатель проявляют себя очень
активно.
Какие компоненты ЕСМ-системы и услуги со стороны
внедренческой компании являются наиболее востребованными у российских
корпоративных заказчиков?
Как говорилось в 3 вопросе, российский заказчик обращает
внимание на производителя, на используемые технологии, качество самого продукта
и услуг по внедрению, опыт участников проекта со стороны исполнителя,
запрашивают отзывы по уже реализованным подобным проектам. Соответственно,
исполнитель должен соответствовать и обеспечивать заявленные о себе факты.
Классические задачи, которые хочет решить каждая компания –
это автоматизация делопроизводства, управление договорными процессами,
согласование счетов на оплату. Многие компании понимают необходимость в
оптимизации процессов по управлению совещаниями и заседаниями, созданию
финансового архива. Развитие законодательства повлияло на желание заказчиков
решить такую актуальную задачу, как автоматизация работы с первичными
учетными документами в электронном виде. Если говорить о заказчиках –
государственных органах, то наиболее востребованными являются решения по обращению
граждан и организаций, межведомственному взаимодействию.
Кроме этого, для российского заказчика важно, чтобы была
создана комфортная работа пользователей. Это не только удобный интерфейс
программного продукта, простота работы, независимо от месторасположения
сотрудников, но и консалтинг, который должен учесть специфику бизнес-процессов
компании.