Intelligent Enterprise: Управление данными на корпоративном уровне
— Data Governance (DG) — дисциплина сравнительно новая, и в России она пока
мало известна. Тем интереснее для российских предприятий опыт «Ситибанка»,
который успешно использует DG. О нем рассказал Андрей Оберемок, начальник
управления стратегического анализа и планирования «Ситибанка», на конференции,
проведенной нашим изданием.
О DG как отдельной дисциплине (отличной от управления
данными — Data Management) в мире заговорили не так давно, в 2000-х годах, а
для корпорации Citibank она стала актуальной буквально тричетыре года назад.
Устоявшегося русского термина для DG еще нет; иногда
говорят об управлении качеством данных, иногда — о стратегическом управлении
данными, хотя в действительности речь идет о более широком круге задач: по
сути это управление данными на корпоративном уровне. Считается, что
необходимость в DG есть прежде всего у крупных международных корпораций, и
они действительно используют соответствующие процессы. Хотя сегодня такой
опыт может быть интересен и некоторым российским предприятиям. Ведь
увеличение объемов данных — тенденция универсальная.
Основные задачи Data Governance — увеличить отношение
количества нужных данных к ненужным, повысить качество корпоративных данных и
обеспечить эффективность их повторного использования. Кроме того, дисциплина
включает в себя защиту «чувствительных» конфиденциальных данных, обеспечение
доверия к ним, а также управление доступом к данным и их жизненным циклом.
Увеличение отношения нужных данных к ненужным — шаг к
финансовой оптимизации. Согласно исследованию Data Management Institute, основанному на опросе 3000 компаний, только 30 %
всех хранящихся документов сотрудники используют регулярно. Поддержка хранилищ
данных при этом съедает по статистике от 33 до 70 % «железных» ИТ расходов!
Увеличивая отношение нужных данных к ненужным, вычищая «мусор» из хранилищ,
можно экономить до 49 % ИТ-бюджета.
Повышение качества и управление доступом к данным также
весьма важны. То, что 70—80 % всего времени аналитиков может тратиться на приведение
данных в порядок, это катастрофа. Эксперт из Gartner
Эндрю Вайт в одном блоге заметил, что затраты сотрудников на «причесывание»
данных не должны превышать тринадцати минут в неделю. Может, идеал недостижим,
но это отличная цифра! Чтобы к ней приблизиться, можно думать об очистке данных
в два этапа: очистка на входе — устранение дубликатов, контроль качества
вводимых данных и т. п. и очистка постфактум (на разных стадиях жизненного
цикла, при возникновении потребности или планово).
Data Governance — важная часть бизнес-процесса. Но есть ощущение,
что управлять этой частью вполне может CIO как
ответственный за аппаратное обеспечение ввода и хранения данных. Выделение
должности Chief Data Officer
(CDO) — это своеобразная дань тенденции. Вероятность введения
этой должности вполне равна появлению в компании такого топменеджера, как Chief Strategy Officer, хотя его функции по логике
изначально лежат на CEO.
Если CDO будет отвечать за
построение регламентов, процесса, и это поможет компании организовать Data Governance,
— отлично. У CIO станет на одну головную боль меньше. В
компании Citi Group
решили озаботиться введением такой должности, разделив ответственность.