Но пока что-то не хочется. Тем более чьи-то конкретные проблемы выбора системы документооборота таким образом не решить, про это я тоже как-то писал.
Аналогично и со внедрением и получения реального эффекта от использования СЭД.
Каталог СЭД на сайте во многом решает вопрос расширения кругозора, пожалуйста, смотрите, выбирайте, если что-то непонятно – спрашивайте.
У меня, правда, есть на примете несколько СЭД, о которых я все-таки напишу – это действительно очень интересные и актуальные для сегодняшнего уровня развития технологий системы. Надеюсь в ближайших выпусках рассказать об этом.
Обычно возникает вопрос оценки эффекта от перехода к использованию электронного документооборота. Это самый важный вопрос!
Очевидно, что наибольший результат достигается при интеграции СЭД с другими информационными системами (ИС) организации, например, единой системой справочников (НСИ), кадровой, аналитической, ERP и другими.
Вот о том, как достигнуть результата мы сегодня и поговорим.
М.К.
Идеальное внедрение
Чего ждут заказчики при приобретении СЭД?
- Результата!
Такой "результат" в коробочке:
порядок в документах и организации документооборота;
повышение оперативности и эффективности;
автоматизация целого ряда процессов.
Реальность такова, что большинство окружающих нас предметов не "результаты", а средства их получения. Это как зубная паста – само по себе, наличие которой, не гарантирует здоровых зубов, придется ещё регулярно применять её по назначению.
В этом примере содержится два ключевых элемента для получения результата:
использовать;
правильно использовать (по назначению).
СЭД тоже сама по себе ничего не меняет – результат получается только при правильном использовании.
Причем (важный момент!) правильность внутри СЭД не заложена.
СЭД – это средство, а для определения правильности нужен регламент.
Для получения ожидаемого от СЭД результата необходимо разработать регламент её использования, реализовать его в СЭД (и в нормативных документах организации).
Например, регистрация документа.
Для регламента имеют значение следующие вопросы:
какие документы регистрируются?
кому и какие группы "открыты" для регистрации?
какая информация и на каком этапе вносится в регистрационную карточку (РК)?
присоединяются ли при этом к РК файлы документа (или его сканированные образы) и для каких групп документов?
подписывается ли при этом что-нибудь с помощью ЭЦП?
что при этом делается с бумажным оригиналом (копиями)?
регистрируется ли где-то факт передачи бумажных документов?
что происходит потом?
и т.д.
В регламенте все операции документооборота описаны в виде кратких процедур для сотрудников. Тогда легко представить общую схему работы системы – как обеспечивается электронный документооборот, какие документы и процессы в него вовлечены.
Легко планировать расширение, развитие системы.
Из регламента легко получить матрицу функций системы – кому и какие функции, группы документов, доступ к справочникам и грифам назначить.
По моему опыту, это единственный способ "уговорить" систему быть эффективной. Причем это справедливо не только для СЭД, но и для любых ИС.
Немного упрощая можно сказать, что внедрение – это сплошной регламент.
В противном же случае пользователь получает просто инструмент, фактически неуправляемый. Такую "лопату", которой можно копать или не копать, а что, где, когда и почему – неизвестно.
И эта неизвестность легко сведет на нет все ваши усилия и материальные затраты по закупке и "внедрению" любой ИС. Примеров тому МОРЕ.
Собственно внедрением это и не является.
Стратегический подход
Такие вот размышления привели меня к пониманию, что не так уж и важна конкретная система (решение), а гораздо важнее подход к тому, чтобы заказчик смог с помощью этого "средства" получить результат.
Я называю это "стратегический подход". Стратегическим, потому что в этом случае самое важное смотреть (и думать!) на десяток шагов вперед и все предвидеть заранее.
Как прочел на днях в одной книжке "Предвидение обеспечивает 90% результата!".
Мне известно множество проваленных ИТ-проектов именно из-за непродуманности на ранних стадиях и неграмотного внедрения. В 90-95% случаев неудачи можно было прогнозировать заранее и обойти их или не затевать проект в таком виде.
Поэтому идеальное внедрение – это ориентированное на результат внедрение с использованием стратегического подхода.
Немного о стратегии
Вообще стратегия имеет много планов. Основной – общая стратегия. Это как про компанию Sony .
"У японцев спросили - А на сколько лет у вас есть стратегия развития?.
- На 300 (!) лет, ответили японцы.
- Но откуда вы можете знать, что будет через триста лет?
- А зачем нам знать? - ответили они - как в стратегии написано, так и будет".
Для имеющих общую стратегию легко определит главное и двигаться к результату. Другие планы стратегии – приложение общей стратегии к конкретным областям. В области информационных технологий – это ИТ-стратегия – связь ИТ с общей стратегией для получения результата.
По-моему стратегический подход – достаточно редко в наше время встречающееся явление. Поэтому я открыл ещё одну рассылку, посвященную стратегическому подходу в ИТ – ИТ-стратегии.
В некоторой части (не более 30%) материалы будут пересекаться, но все-таки это совсем разные рассылки :)
Такие-то дела.
Увидимся ;)
Любое
письмо может быть опубликовано в рассылке, если нет явного запрета на публикацию.
Для публикации адреса электронной почты, указывайте его в тексте письма.