Анонсированная чуть ранее «Черная книга менеджера», продолжает собирать отзывы после своеобразного «закрытого показа», который состоялся на прошлой неделе, когда я разослал ее небольшому кругу коллег и знакомых.
Первым свой отзыв опубликовал в своем блоге известный предприниматель Макс Крайнов:
«Черная книга менеджера» — сборник монологов от лица владельца IT компании, направленных на менеджера проекта или продукта. Книга написана грубым языком (и порой грубости излишек, или это просто не мой стиль), но такая «шоковая терапия» неплохо прочищает мысли и чакры.
Ниже приведены мысли, особенно резонирующие с моими.
Работа. Если ты сказал, что что-то невозможно, а потом сделал — кого волнует, что ты скажешь в следующий раз? Дела не делаются у одних и тех же людей, независимо от компании или проекта. Когда понимаешь, что ошибся, нормальному человеку хочется делать ещё и ещё. «Сделал или не сделал» не имеет никакого отношения к «знал или не знал».
Опыт.Ты чего-то стоишь, пока ты в этой конторе, а за ее пределами ты снова идешь искать работу, чтобы продать свои навыки и продолжать верить в иллюзию, что твои навыки ценны сами по себе. Твой навык не самостоятелен, на рынке он будет конвертироваться в бабло, только если кто-то даст тебе проект, заказчика и людей.
Деньги. Если тебя от бизнеса нужны только бабки и в голове у тебя только «дай», то откуда у меня будет по отношению к тебе хоть полграмма уважения? С чего ты тогда удивляешься, что получая прибавку к зарплате, ты автоматически продвигаешься в очереди на увольнение? Если человек самостоятельно делает хотя бы 80% поставленных ему задач, значит мы ему платим среднюю ЗП по рынку. Если около 100% — то платим выше рынка и думаем, как его голову приложить еще. Если
человек делает все на автомате, его надо заменить кем-то попроще и включить его голову туда, где не хватает головы.
Люди. У твоего сотрудника есть вещи поважнее тебя и твоих планов.
Мотивация. Как твои люди будут относиться к делу, к компании, к Заказчику и друг-другу если ты им талдычишь что вокруг все плохо и все полные урюки? Откуда у твоих людей возьмется мотивация что-то делать, если ты сам этого не хочешь? Если человек не делает, его надо учить, если не помогает — тогда лечить, если все равно не помогает — тогда мочить. Увольнять и идти дальше, даже урезанным составом. Пусть работает трое, чем не работает четверо.
Время. Приходить вовремя — это такой знак уважения. Уважения, к которому ты не привык, потому что еще сам не стоишь ничего, а демонстрируя неуважение, ты дешевеешь прямо на глазах. Как менеджер, трать время на управление людьми, а не на исследование технологий и т.п., ибо: а) тебе платят не за это; б) ты всё равно не станешь лучше своих подчинённых, которые занимаются работой в режиме нон-стоп.
Опоздания. Перезванивай, если опаздываешь. Предупреждай, если сроки проекта сдвигаются. У заказчика тоже могут быть планы, он может терять реальные деньги или с трудом построенную репутацию, которая может стоить дороже, чем весь твой отдел с потрохами.
Уважение. Если ты не уважаешь, значит ты еще сам не заработал и не испытал уважения. С такими не договариваются, таким просто говорят что надо делать. Нервный, это тот, кто кричит на своего шефа, а тот кто кричит на подчиненных, тот просто хам. Самые серьезные вещи говорятся тихо и спокойно. Да, иногда не теми словами, но очень спокойно. Уважение к заказчику строится на том простом факте, что нам он платит бабки, которые уже успел заработать сам.
Проблемы. Решая вопрос, решай проблему, а не человека. Любая задача решается множеством способов, если только ты не дотянул ее до проблемы и не решаешь свои комплексы, вместо того, чтобы делать дело с помощью тех умных и талантливых людей, которые тебе доверил бизнес, надеясь что ты сможешь или научишься делать дело.
Вторым свой отзыв прислал Сергей Бережной (anotherpm.com):
Что сказать… Черная книга удалась на славу! Черный юмор, не политкорректный слог и куча мудрости.
Наверное, именно такой книги и ждала давно наша айтишная тусовка. Мы так привыкли читать о том, что айтишников нужно «холить по холке и лелеять по лелейке», что уже отвыкли от суровых реальностей бизнеса и живем в каком-то виртуальном мире. Из этого виртуального мира нас выбрасывает зычный голос менеджера, который (не стесняясь в выражениях) кричит нам со страниц этой книги. И очень…очень доходчиво объясняет правила Большой Игры. О том, что значат деньги и как непросто их достать;
как нужно обращаться с клиентом; как избавиться от синдрома собственной важности и что значит слово «менеджер» без привязки к команде и бизнесу.
Наверное, после прочтения книги ваше видение будущего уже никогда не будет таким «розовым», но ведь кто-то должен разрушить нашу Матрицу. Главный герой книги — тот самый раздосадованный менеджер выступает в роли Морфеуса: Welcome to the real world , ешкин кот!
Почему-то мне подумалось, что книгу нужно читать, когда совсем станет плохо Когда все «развеселые» книги не помогают, и ты наконец-то дорастешь до мысли, что если все идет не так, то нужно начинать изменять что-то в себе.
P.S. (Можно не вставлять в рецензию)
Почему-то закралась мысль, что эта книга является стартом переходного возраста в нашей ИТ индустрии. Мы начали вырастать из детских штанишек и выходим во взрослую жизнь бизнеса. Мы перестанем «играть» в проекты и задумаемся над вопросом «Зачем?». И уже с этим вопросом и планами будем смотреть в свое будущее.
А бунтарский стиль изложения и «не совсем чистый» словарь еще сильнее подчеркивает, что это следствие «переходного возраста». Пойду послушаю гимн бунтарей — «Хочу перемен», Кино
Спасибо, Серега!
Отзыв Александра Орлова, который оказал самое прямое влияние на появление этой штуки, вы уже, наверное, читали в самом первом упоминании о книге.
Следите за анонсами, коллеги. Книга будет опубликована в электронном виде в ближайшие пару недель.