Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Технологии Бизнеса

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Новости "Планеты КИС" (КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ)
http://kis.pcweek.ru/kis
Выпуск 19 от 31/03/00

Тематический выпуск "Электронный бизнес"

+ + +

       Колонка ведущего рассылки
        Лирическое отступление

Недавно веб-мир облетело поистине сенсационное сообщение - очередная книга
Стивена Кинга "Верхом на пуле" (Riding the Bullet) объемом примерно 150
кб
была выпущена и продается только в электроном формате. При этом число продаж
на Amazon.com достигало 400 тыс. в день (при цене 2,5 долл.).

"Бумажные" книгоиздатели, в том числе и российские, отнеслись к этому
сообщению крайне скептически, выражая уверенность в том, что обычная книга
будет жить вечно - хотя бы потому, что ее гораздо приятнее читать, лежа на
диване, а вот читать текст с экрана - занятие весьма утомительное, с чем
трудно не согласиться.

Увы, эти издатели очень хорошо знают классический читательский контингент,
но не имеют ни малейшего представления о структуре виртуальной аудитории. И
если они не изменят скептического отношения к Интернету сейчас, то уже лет
через пять будет слишком поздно - их место займут другие.

Согласно статистике, абсолютное большинство покупок совершалось в рабочие
часы, в основном в первой половине рабочего дня. А сколько времени надо
любителю Кинга, чтобы запоем прочитать его повесть (66 страниц)? Час, от
силы два. Можно растянуть удовольствие и на весь рабочий день.

Покупают книгу Кинга люди, имеющие на работе Интернет и мающиеся от
безделья. Явно книжку не раскрыть - начальство может прищучить, а так
вроде человек за компьютером, за работой, и не заметишь, что он Кинга
почитывает. И как классно после работы в пабе с кружечкой пива небрежно
бросить приятелям "Прочитал сегодня новую повесть Кинга - эту, которая в
электронном виде...".

Реально рынок потребителей электронных книг безграничен. Это миллионы,
сотни миллионов занятых офисной работой бездельников. Не учитывать его
нельзя.

+ + +

       В Рунете - инвестиционный прилив
        Влад Боркус
        полный текст: http://kis.pcweek.ru/kis/win/news/o1.html

Прошлым летом я писал про мизерные обороты большинства российских компаний,
занимающихся электронной коммерцией. Основной целью работы этих компаний был
захват перспективной ниши на рынке. Финансовый и политический климат в
стране были неблагоприятными, и эти проекты развивались в основном на
внутрикорпоративные средства. О серьезных внешних инвестициях речь тогда не
шла.

Однако за последние полгода ситуация существенным образом изменилась:
"отдаленная" перспектива становится для многих ЭК- и Интернет-компаний
реальностью: российский Интернет стоит на
пороге крупных финансовых вливаний.

Этому есть несколько причин.

Во-первых, появились намеки на грядущую политическую стабильность и
некоторый подъем в экономическом развитии страны.

Во-вторых, увеличилось число пользователей Интернета. Даются разные оценки
их теперешнего числа (от 2 до 6 млн.), но ожидается, что оно будет расти и
через 2-3 года достигнет 3,5-8 млн. человек.

Росту клиентской базы Интернета объективно способствует наметившаяся
тенденция снижения стоимости доступа, улучшение его качества и расширение
географии. Например, в марте цена на доступ dial-up у первичного московского
провайдера "Россия-Онлайн" снизилась до 0,4 долл. в час в дневное время,
при
этом с 2 часов ночи до 10 часов утра доступ для клиентов вообще бесплатный.

Похоже, не за горами тот момент, когда пользователям будет предложен
тарифный план с неограниченным временем доступа при фиксированной месячной
плате.

Цены на выделенные линии также падают. Московская ГТС обещает, что вместе с
введением повременной оплаты телефонных переговоров предложит пользователям
недорогую услугу высокоскоростного DSL-доступа, а фирма "Комкор" и
холдинговая компания www.andersengroup.com создают в Москве сеть
высокоскоростного доступа в Интернет для жилых домов.

К этому стоит добавить, что телекоммуникационные и другие компании активно
улучшают магистральную канальную инфраструктуру - МПС и РАО ЕЭС предполагают
строить линии передачи данных вдоль железных дорог и ЛЭП, компания "Голден
Телеком" купила у фирмы Sonera оптоволоконную линию до Стокгольма на 2,4
Гбит/с, "Россия-Онлайн", "Релком", "Демос", "МТУ-Интел"
и другие
Интернет-провайдеры расширяют свое присутствие (и одновременно качество
доступа) в регионах страны, в частности, строят узлы доступа в Подмосковье.

Третий фактор, благоприятствующий инвестициям, состоит в том, что ведущие
российские Интернет-компании доказали свою жизнеспособность и умение
получать прибыль (пусть и небольшую) в неблагоприятном бизнес-климате.

Например, обороты в системе Интернет-платежей Assist/Cyberplat,
поддерживаемой компаниями "Рексофт" и КБ "Платина", достигли
сегодня 19 млн.
руб. (666 тыс. долл.) в месяц. Объем продаж онлайнового магазина "оЗон",
по
данным компании "Рексофт", за прошлый год вырос в четыре раза. Сейчас он
растет на 20-25% в месяц, и на этот год планируется достигнуть показателя
продаж в 2 млн. долл. Прошлым летом компания провела массированную рекламу в
Интернете, призванную привлечь русскоязычных покупателей, проживающих на
Западе. Это дало 40-процентный рост продаж.

Другая известная компания, Actis Systems, занимающаяся Web-дизайном и
построением B2B-систем, по словам ее президента Павла Черкашина, в 1999 г.
увеличила оборот в несколько раз, компания уже ведет Интернет-проекты
стоимостью 0,5-1 млн. долл., в реализации которых участвуют как системные
интеграторы, так и другие партнеры Actis.

Павел Черкашин предполагает, что в 2000 г. рынок Интернет-услуг также
вырастет "в разы". В качестве примера он приводит состояние рынка разработки
Интернет-систем, который увеличился с 5-6 млн. долл. в 1998 г. до 10-30 млн.
долл. в 1999 г. По его мнению, сейчас на рынке наблюдается избыток спроса,
но не хватает профессиональных исполнителей проектов. В текущем году
тенденция быстрого роста сохранится.

Все эти факторы и прогнозы инвесторам трудно игнорировать. (Правда, в
некоторые оценки рынка все же трудно поверить.) Опасаясь упустить удобный
момент, они начали активно вкладывать деньги в Рунет.

В статье также рассмотрены последние крупные инвестиции в российские
Интернет-проекты, а также рассказывается про планы и перспективы развития
инвестиционного Интернет-рынка.

+ + +

       Интернет-компании будут выращивать в "Инкубаторе"
        Влад Боркус

В середине марта, на выставке "Интернет бизнес Россия 2000" компания A.
Partners представила новый проект - "Интернет-инкубатор". Это начинание
должно помочь небольшим группам энтузиастов, имеющих какую-либо идею
Интернет-проекта, оформиться в работающие компании и найти инвестора.

"Инкубатор" обеспечивает таким группам инфраструктуру бизнеса (см. статью
про инвестиции в Интернет), делится техническими и управленческими знаниями,
выделяет средства на зарплату сотрудников (20-100 тыс. долл. на проект на 6
мес.).

Взамен "Инкубатор" получает долю собственности в проекте (меньше 50%),
большую часть которой продает затем инвестору (то, что A. Partners оставит
себе, - гарантия для инвестора надежности проекта). Предполагается, что
инвестор захочет приобрести до 80-85% бизнеса.

Начинающая компания помещается в "Инкубатор" на срок от 3 до 8 мес., все
это время ведется постоянный контроль за ее деятельностью. Раз в 2 мес.
проводится генеральная проверка, по ее результатам компания может быть из
"Инкубатора" исключена. Ожидается, что провальные проекты отпадут после
первой же проверки. Жесткий отбор участников должен обеспечить соотношение
числа неудачных и успешных проектов меньшее, чем 1/5.

Через 6 мес. компания должна получить первые доходы (не обязательно
большие, но с позитивной динамикой), сформировать круг клиентов и свою
организационную структуру (с разграничением зон ответственности
сотрудников), а также быть готова принять дополнительный персонал, после
того как будет передана инвестору.

По словам Андрея Вакуленко, генерального директора "Интернет-Инкубатора",
к
концу апреля в него планируется поместить 7-10 проектов, а к концу мая еще
6-7 проектов. Предполагается, что для этого придется рассмотреть около 100
заявок (уже собрано около 25).

Если все пойдет хорошо, то в июле "Инкубатор" получит второй транш
финансирования от инвестора (дополнительные 5-10 млн. долл.), который
позволит расширить "Инкубатор" в Москве и начать работу в других городах.

Что требуется от участников?

Первое - в инициативной группе должен быть предприниматель, лидер, берущий
на себя ответственность и готовый расти вместе с Интернет-проектом.

Второе - у проекта должна быть сильная команда. Для "Инкубатора" она -
важнее, чем идея. Если исходная идея оказалась неудачной, а команда -
хорошей, то "Инкубатор" может подкинуть команде новую идею.

Третье - у команды должны быть разработаны эффективная стратегия развития
бизнеса на 3-5 лет (структура доходов, клиентской базы, предоставляемых
услуг).

И наконец, команда должна быть готова вложить хоть какие-то свои деньги
("хоть $300, но своих") - это гарантия ее заинтересованности в проекте.

По словам Андрея Вакуленко, для присоединения к "Инкубатору" инициативная
группа должна составить 2-3-страничное описание своего проекта и направить
его по контактному адресу. В течение недели она получит принципиальный ответ
(да/нет). Далее начнется вторая фаза переговоров.

При этом не обязательно, чтобы сам бизнес находился в Интернете.
Участниками могут стать группы разработчиков ПО, маркетинговые команды. В
качестве желательного примера Андрей Вакуленко приводит проект организации
службы доставки для Интернета, которая обеспечивала бы получение товара в
течение нескольких часов, а не двух-трех дней, как сейчас.

Насколько реален успех "Интернет-инкубатора"? Такие проекты в мире не
редкость, например, выращиванием проектов занимается гигант CMGI. Созданный
A. Partners инкубатор делает пока первые шаги. Есть только один успешный
пример его работы - он сам. Он создавался и был продан иностранному
инвестору по схеме, по которой его организаторы собираются растить другие
проекты.

Адрес: info@incubator-internet.ru.

+ + +

       Финансовые услуги в российском Интернете
        Сергей Аврин

Финансовые услуги в Интернете, да еще и в России? Это не миф? Оказывается,
нет. Рынок подобных услуг действительно существует, хотя продавцов и
покупателей на нем пока не очень много. Да и знает о возможностях этого
рынка весьма ограниченное число людей.

17 февраля в Финансовой академии при Правительстве РФ состоялся семинар
"Перспективы развития рынка финансовых Интернет-услуг в России", на котором
присутствовали представители 14 банков, 13 страховых, 8 брокерских компаний
и Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ).

Этот семинар - первый из серии запланированных мероприятий, проводимых в
рамках проекта "Развитие финансовых Интернет-услуг в России"* компании
"Интернет-Маркетинг". Целью данного проекта является подготовка
потенциальных клиентов к восприятию финансовых Интернет-услуг, расширение
этого рынка и повышение качества представленных на нем продуктов.

Открывая семинар, генеральный директор "Интернет-Маркетинга" Андрей
Бурдинский заметил, что за 1999 г. активность отечественных и зарубежных
компаний (разработчиков и поставщиков программных и аппаратных средств, а
также фирм, формирующих информационную инфраструктуру) на российском рынке
онлайновых финансовых услуг значительно выросла. Это стало следствием
наметившегося в последнее время улучшения экономической ситуации в России.
Более того, социологические исследования показывают, что постепенно
восстанавливается средний класс, а значит, для развития рынка финансовых
услуг появляется дополнительный стимул.

Услуги Интернет-банкинга сегодня и завтра

Развиваясь, коммерческие банки стремятся расширить ареал своего
присутствия, но конкурировать со Сбербанком по числу филиалов сегодня не
может ни один из них (организация филиала, по оценкам самих банков, сегодня
обходится в пределах 0,5-1,5 млн. долл). Выход один: пытаться продавать
услуги онлайновым способом.

Однако, как отметил заместитель председателя правления Автобанка Юрий
Коваль, Интернет-услуги для России пока больше экзотика, чем реальная
практика, поскольку вступить в контакт с банком по телефону клиенту сегодня
значительно дешевле, чем через Интернет.

В то же время из опыта зарубежных банков известно, что для кредитных
организаций ситуация прямо противоположна: себестоимость выполнения одной
транзакции при обслуживании клиента "живьем" составляет 1-1,5 долл., при
использовании оператора-телефониста - 50 центов, через "механическую
телефонную барышню" - 10 центов, а через Интернет - всего 1 цент. В то же
время, несмотря на это, даже в США, где банки по закону не имеют права
осуществлять экспансию в другие штаты, а миграция населения из штата в штат
идет постоянно, услугами Интернет-банкинга до сих пор пользуется не более 5%
клиентов. Подобная ситуация наблюдается и в Англии и Германии.

В России к тому же ассортимент услуг, предоставляемых клиентам через
Интернет даже наиболее "продвинутыми" в этом смысле банками (а это Автобанк
и ГУТА-Банк), пока совсем невелик и включает только просмотр счетов и
минимальные операции по управлению ими (пополнение карточных счетов,
конвертация валюты, оплата коммунальных услуг и услуг связи, безналичное
перечисление средств при осуществлении крупных покупок и ряд других). Да и
сами банки, предлагающие онлайновые услуги, сегодня можно пересчитать по
пальцам.

Для сравнения: в Англии и Германии услуги по Интернету предоставляют
60-65%, а в Финляндии и вовсе 95% банков. Перечень их услуг отличается от
перечня услуг наших банков как небо и земля. Поэтому задачей номер один
российских банков, работающих через Интернет, является расширение клиентской
базы и ассортимента предоставляемых услуг.

Например, по словам начальника процессингового центра системы "Телебанк"
ГУТА-Банка (www.telebank.ru) Андрея Ванина, его банк намерен использовать
богатый клиентский потенциал рынка платных услуг. В первую очередь к ним
относятся услуги сотовой связи, спутникового телевидения и доступа в
Интернет. Например, согласно опросам ГУТА-Банка, МГТС и МСС, среди
владельцев сотовых телефонов, которых в Москве сейчас свыше 800 тыс.
человек, к Интернет-обслуживанию благосклонно относятся около 20%. Кроме
того, этот банк изучает возможность предоставления услуг Интернет-банкинга и
мелким юридическим лицам, а также намеревается начать оказывать услуги
эквайринга в области Интернет-коммерции с использованием пластиковых
карточек (по-видимому, с лета этого года).

Автобанк через свою Интернет-систему "Домашний банк" (www.avtobank.ru/
homebank) уже в марте предполагает предоставить клиентам возможность работы
на рынке ценных бумаг, а к апрелю собирается запустить услугу кредитования
физических лиц, если получит на это разрешение в ЦБ РФ (чтобы
воспользоваться ею, клиент, естественно, должен удовлетворять определенным
условиям). Кроме того, Автобанк совместно с Ингосстрахом подыскивает
банковско-страховые продукты, которые можно было бы продавать через
Интернет.

Обслуживание клиентов через Интернет осуществляет и ряд других банков, хотя
чаще всего эти услуги ориентированы не на физических, а на юридических лиц
(фактически, это - альтернатива системе "банк - клиент"). Использование
Интернета выгодно банкам, так как позволяет им экономить на обслуживании
клиентских рабочих мест (на них применяется стандартный Web-браузер с
небольшими дополнениями), но неясно, насколько такой сервис актуален для
клиентов, если учесть сегодняшний уровень безопасности в Сети.

Чаще всего его открывают региональные банки. Представитель одного из них
(банка "Северная казна" из Екатеринбурга, первым среди региональных банков
разработавшего и внедрившего систему "Интернет-банк") рассказал, что за
месяц эксплуатации системы почти 100 организаций и предприятий выразили
желание стать ее клиентами, а все местные Интернет-магазины просят создать
на ее базе региональную платежную систему. При этом массированной рекламной
"раскрутки" системы не проводилось.

Страховые услуги в российском Интернете

Впервые страховые услуги в российском Интернете (проект renins.com)
появились в декабре 1999 г., когда с ними на рынок вышла фирма
"Ренессанс-Страхование". (На самом деле первой была компания Ингосстрах,
но
она не обеспечивала полного Интернет-цикла оформления заказа)

На сайте www.renins.com можно застраховаться (с онлайновой оплатой) от
несчастных случаев, застраховать недвижимость, гражданскую ответственность,
получить страховой полис для выезда за рубеж. В Москве, Санкт-Петербурге и
Ростове доставка страхового полиса осуществляется агентом в течение суток
(агент связывается с клиентом по телефону, уточняя место и время доставки),
а в регионы - курьерской почтой в течение двух дней.

Руководитель renins.com Марина Шмидт считает, что проект уже в скором
времени станет рентабельным. Ее уверенность основывается на том, что число
пользователей Интернета в России постоянно растет и, по разным оценкам, к
2004 г. достигнет 3,5-8 млн. человек, причем примерно 45% активных
пользователей - это обеспеченные люди. Кроме того, за первые два месяца
работы на сайте побывало свыше 45 тыс. человек (ежедневно - от 500 до 800
посетителей) и уже заключены десятки контрактов. При этом несколько клиентов
обратились даже из-за рубежа.

Г-жа Шмидт считает, что, как только расчеты с помощью пластиковых карт
получат в России достаточно широкое распространение, клиентами страховых
Интернет-компаний станет большое число людей. Она ссылается на данные
Национального института социально-психологических исследований о том, что в
стране уже эмитировано около 10 млн. карточек, из которых примерно треть
приходится на международные системы VISA, Europay/MasterCard и American
Express. И эта цифра постоянно растет. Renins.com принимает платежи через
систему ASSIST банка "Платина" (второй канал - переводы через Сбербанк),
а
также анализирует возможность использования других платежных Интернет-систем
(в основном зарубежных) с целью расширения своей клиентской базы.

Ну, и, конечно, придает г-же Шмидт уверенность в перспективности страховых
онлайн-услуг в России то, что, по прогнозам исследовательской группы
Forrester Research, в 2001 г. объем продаж страховых услуг через Интернет в
мире достигнет 1,2 млрд. долл., а в 2003 г. - 11 млрд. долл.

По словам Сергея Рябцова, директора группы прямых инвестиций "Спутник"
(основной инвестор фирмы "Ренессанс-Страхование"), его организация уделяет
инвестициям в российские Интернет-проекты (в том числе связанные с
финансами) все большее внимания. Наряду с renins.com она анонсировала
создание в российской Сети некоего "финансового супермаркета", который
будет
предоставлять целый спектр финансовых услуг (в настоящее время в разработке
находится проект предоставления услуг торговли ценными бумагами).

Брокерские услуги

Судя по обилию проектов, связанных с онлайновой торговлей ценными бумагами,
компании, оказывающие финансовые услуги в Интернете, ожидают взрывного роста
спроса на эти услуги уже в самое ближайшее время.

Пионером брокерских услуг в России является фирма "ГУТА-Инвест"
(http://trade.guta.ru). Как рассказал
Олег Шевелев, начальник
информационно-аналитического отдела департамента ГУТА-Банка по операциям на
фондовом и денежном рынке, "ГУТА-Инвест" разработала и начиная с 1996 г.
эксплуатирует систему ведения в онлайновом режиме операций на ММВБ и
Московской фондовой бирже.

При этом клиенты обеспечиваются всей необходимой информацией по ходу и
итогам торгов, в том числе о котировках до второго порядка включительно,
данными по реестру заключенных сделок, выставленным заявкам и состоянию их
портфелей. Количество счетов клиентов не ограничивается, а сами они получают
возможность выставлять и снимать заявки, а также отслеживать жизненный цикл
исполнения каждой из них.

Известность системе придали ее средства поддержки маржинальной торговли
(кредитование клиентов деньгами и ценными бумагами во время торгов и
обеспечение их финансовой схемой, позволяющей сохранять позицию на время
торгов). При этом, по словам г-на Шевелева, в вопросах маржинального
кредитования фирма пошла даже дальше, чем зарубежные брокеры. Она предложила
более совершенную технологию набора маржинальной позиции, при которой в
рамках одной транзакции можно совершить несколько операций (у зарубежных
брокеров для этого требуется несколько транзакций).

Несмотря на то что работу виртуального брокера сегодня затрудняет ряд
нормативных ограничений, связанных с отсутствием юридически узаконенного
понятия "Электронный документ", за последний год обороты через систему
увеличились примерно в 50 раз.

Сейчас ею пользуются около 80% клиентов, имеющих счета в ГУТА-Банке. На 70%
- это профессиональные участники рынка (брокеры, управляющие счетами своих
клиентов). Одновременно в системе работают до 150 клиентов; за 5 секунд она
способна обработать до 30 заявок, а месячный оборот составляет почти 80 млн.
долл. Благодаря этому, по словам г-на Шевелева, "ГУТА-Инвест" постоянно
находится в первой десятке по оборотам среди брокеров, работающих на ММВБ и
МФБ.

Недавно с подобной услугой на рынок вышла также фирма "АЛОР Инвестмент",
а
в техническом центре Российской торговой системы активно ведется разработка
универсального брокерского интерфейса. Кроме того, практически все ведущие
брокеры (например, фирмы "Тройка-Диалог", АТОН и ряд других) уже
неоднократно заявляли о своих планах по развитию брокерских Интернет-систем,
так что достаточно скоро конкуренция на этом рынке возрастет.

Все эти планы, по-видимому, отражают мировую тенденцию роста объема оборота
ценных бумаг через Интернет. Например, по оценкам компании Trade - одного из
ведущих операторов на рынке ценных бумаг США, в 1997 г. около 30% оборота
ценных бумаг в США пришлось на Интернет, а к 2002 г. эта цифра должна
достичь 85%.

Системная интеграция и финансовые Интернет-услуги

Из компаний - системных интеграторов на данном семинаре слово было
предоставлено "АйТи" (www.it.ru), которая уже несколько лет работает с
Автобанком над совместными проектами. Она внедрила систему
Интернет-эквайринга (среди ее клиентов такие компании, как Интурист,
"МТУ-Информ", "Демос" и издательский дом "Терра"),
создала торговую систему
"ЭлИТ", а наиболее перспективной ее разработкой является проект КОРТИС
("Комплексная организация расчетных Интернет-систем"), первая очередь его
должна быть запущена уже в марте.

Как рассказал начальник Управления информационных систем департамента
сетевых технологий компании "АйТи" Павел Малевский, в данном проекте
участвуют производители товаров и услуг, их продавцы и покупатели,
транспортные операторы, отвечающие за доставку грузов, банки, осуществляющие
клиринговые операции, страховая компания, страхующая риски по доставке
товаров и риски, связанные с информационным взаимодействием, а также
оператор услуг, обеспечивающий транспортную среду и несущий ответственность
за надежность и достоверность поступающей информации.

В рамках первой очереди системы КОРТИС будет отлажена связь между
продавцами и покупателями с их идентификацией при помощи микропроцессорных
карточек, связь с банковской АБС, развернуты серверы платежной системы и
сертификатов (в системе реализуется некое SET-образное решение), общий
каталог справочников и БД по товарам и услугам, торговая система и ее связь
с бухгалтерской системой, а также комплексная система обеспечения
безопасности на базе межсетевого экрана. Микропроцессорные карточки в
системе будут использоваться в качестве электронных ключей, идентифицирующих
участников информационного обмена через Интернет, средства хранения
электронно-цифровой подписи и электронных кошельков.

Второй этап развертывания системы подразумевает подключение к ней
нескольких банков, страховой компании и транспортного оператора, что
позволит создать законченное решение в области Интернет-торговли.

+ + +

Выскажите свое мнение по обсуждаемым нами вопросам -- пишите на
kis@pcweek.ru.

Спасибо всем, кто присылает письма.

Ведущий рассылки: Сергей Бобровский

+ + +

Полные тексты статей, Форумы и другие материалы -- на сайте
http://kis.pcweek.ru/kis

= = =


http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное