Согласитесь, сводки за последние два дня пропитаны каким-то минималистичным духом: не содержащий почти ничего лишнего оконный менеджер FVWM, включающий лишь самое необходимое наладонник YOPY - всё это примеры аскетизма в проектировании программных и аппаратных решений. Впрочем, вышеупомянутые предметы не лишены изящества и внешних украшательств, а потому истинными аскетами считать их всё же нельзя. Но сегодня позвольте продолжить тему Линукс-минимализма и рассказать о двух примерах по-настоящему серьёзного увлечения идеями отречения от всего и вся единственно во благо производительности.
Первый пример - оконная среда со страшным названием EvilWM ("evil" в переводе с английского значит "дьявол"). "Мы продали наши души оконному менеджеру", гласит слоган, встречающий посетителей скромной официальной странички на сайте SourceForge. И продукт действительно дьявольский. Начать хотя бы с его размеров, которые составляют целых (держитесь за поручни!) два десятка килобайт. Вероятно, бессменный автор EvilWM, Циаран Анскомб (Ciaran Anscomb), ведущий проект вот уже больше двух лет, предпочитает говорить об объёме кода с точностью до байт, но давайте не будем столь дотошны и ограничимся лишь замечанием - EvilWM, вероятно, является самым маленьким оконным менеджером для X Window в мире Линукс. Даже скриншот экрана, демонстрирующий его работу, оказывается в два раза больше его самого!
При всём при этом EvilWM обладает функциональностью вполне достаточной для организации нормальной работы с подавляющим большинством Linux-приложений. Единственное, что сделал его автор - исключил всё, что только можно было исключить без особого ущерба для производительности. Переучиваться и привыкать безусловно придётся: в EvilWM полностью отсутствует декоративное обрамление окон - оставлена лишь тонкая, в один пиксель толщиной полоса, отделяющая рабочее пространство окна от внешнего мира. Из-за этого все управляющие команды для манипуляций с окнами подаются через нажатие комбинаций клавиш. Помимо этого есть только виртуальные десктопы, на чём перечисление функций заканчивается и начинается работа - дьявольски быстрая, поскольку транжирить системные ресурсы на что-то кроме обеспечения непосредственно связи между пользователем и приложениями в EvilWM физически невозможно.
Конечно, аскетичность во всём предполагает определённые неудобства - так для выключения компьютера придётся снимать процесс с менеджером вручную (команда kill из консоли), но завершённость идеи это с лихвой окупает. Попробуйте EvilWM - и FluxBox, WindowMaker и тем более GNOME покажутся вам райскими кущами :-)
Ещё один пример истинной аскетичности - текстовый редактор vi. Знатоки улыбнутся, а новичкам следует сделать в меру испуганное лицо и переспросить название. Впрочем, и тех, и других, и каких угодно реакций на своём долгом веку этот инструмент повидал уже предостаточно: ведь история vi восходит к 1976-му году. Создал его Билл Джой, известный также как сооснователь компании Sun Microsystems. Столкнувшись в середине 70-х с первыми, крайне неуклюжими попытками написания текстовых редакторов, Джой самостоятельно разработал программу, которая жива и пользуется заслуженным уважением поныне.
vi - уникальный персонаж среди своих коллег, текстовых редакторов. Большинство из тех, кто пришёл в мир компьютерной техники через более-менее современные машины (8-разрядные и более мощные персоналки), при упоминании инструментов для редактирования текста живо представят красивое окно с множеством функциональных кнопок (Лексикон, Word и т.п.). В vi всего этого нет. Строго говоря, он не выглядит никак вообще - ибо, запустив эту программку (зайдите в консоль и наберите "vi"), вы получите на экране лишь строку приглашения. Для управления vi используется специальный язык - команды на котором необходимо записывать вручную. Команд множество, среди них есть и перемещение курсора в заданную позицию, и удаление символов или строк, замена и подстановка и т.п. и т.д. Общая идея сводится к тому, что вы должны рассказать редактору, что ему необходимо сделать. В силу этой особенности,
vi слабо подходит для создания и правки сложных документов с многообразием шрифтов, графическими вставками и прочими свойствами, с которыми легко работают текстовые процессоры. Но vi замечательно подойдёт для редактирования простых текстовых файлов, написания и отладки программ. Он отлично интегрируется с другими программами - за счёт наличия команд для передачи и приёма данных извне, а потому при желании текст в нём можно обрабатывать внешними утилитами, что означает проверку правописания, выравнивание, обсчёт макросов, исполнение скриптов, редактирование документов на удалённых серверах и прочие интересные вещи. Это весьма своеобразно, но, говорят, очень удобно и производительно, а потому у vi немало поклонников и сегодня, во времена засилья графических интерфейсов. Впрочем, помимо оригинального vi есть множество его вариантов, дополненных с точки зрения функциональности и внешнего
вида, но сохранивших совместимость со своим замечательным предком. Заинтересовавшиеся могут начать экскурсию с самого vi, его слегка модернизированной версии VIm (вчера вышла версия 6.2) и сильно переработанного Elvis. Удачи вам!
Свежие релизы:
- оригинальный аудиоплейер Moosic 1.4.4 - программа-клиент для стремительно набирающей популярность файлообменной сети BitTorrent, The Hunting of the Snark Project 0.4 (кстати, именно в BitTorrent есть качественная копия новой Матрицы)
- инструмент для построения и поддержания крупных веб-сайтов WebGUI 5.3.2 - простенькая аркада Luola 1.1.5 (Development) - интерпретатор объектно-ориентированного языка программирования Python 2.2.3 - набор драйверов высококачественной печати для графического редактора GIMP: gimp-print 4.3.15 (Development)
Ваши комментарии, советы и ссылки приветствуются! Пишите: knoppix@knoppix.ru