Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

PrePress - все о допечатной подготовке Выпуск рассылки сайта PrePress - все о допечатной подготовке


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Вы читаете очередной выпуск почтовой рассылки Украинского полиграфического сервера
http://www.ukrprint.com/

Новости проекта:

Обратите внимание на наш новый проект "Работа в полиграфии: вакансии и резюме", представляющий из себя удобный онлайновый справочник и базу данных вакансий и резюме в полиграфической отрасли, а также издательском и рекламном бизнесе. Проект доступен по адресу: http://www.ukrprint.com/job/.

Разместить вакансию, имеющуюся в Вашей организации, можно здесь:
http://www.ukrprint.com/job/add_vacancy.php

Разместить свое резюме для того, чтобы его могли прочитать ряд Ваших потенциальных работодателей, можно здесь:
http://www.ukrprint.com/job/add_resume.php

Статистика сервера и полный доступ к базе данных вакансий и резюме имеется на главной странице проекта: http://www.ukrprint.com/job/index.php



Появились новые условия обучения в учебном центре по подготовке и переподготовке специалистов по допечатной подготовке. Теперь слушателям предлагается несколько направлений подготовки, представлена улучшенная программа, а также появилась возможность прохождения практики в репроцентрах, для подкрепления теоретических знаний практикой. На сайте также появилась "расчасовка" учебного плана занятий, а также информация о преподавателях курсов, направленности обучения.
Вся информация об учебном центре доступна по адресу:
http://www.ukrprint.com/edu_centre/
Новые направления подготовки:

Курс графики для дизайнера (50 акад. часов)
http://www.ukrprint.com/edu_centre/programm_designers.html
Категория предварительной подготовки слушателей: начальная, базовая, средняя

Курс допечатной подготовки для дизайнера (50 акад. часов)
http://www.ukrprint.com/edu_centre/programm_prepress1.html
Категория предварительной подготовки слушателей: базовая, средняя, высокая

Курс допечатной подготовки для препресс-инженера (60 акад. часов)
http://www.ukrprint.com/edu_centre/programm_prepress2.html
Категория предварительной подготовки слушателей: средняя, высокая

Комплексный курс обучения по допечатной подготовке (110 акад. часов)
http://www.ukrprint.com/edu_centre/programm_prepress1p2.html
Категория предварительной подготовки слушателей: базовая, средняя, высокая

Кроме того, в ближайшее время планируется открытие еще двух новых специальностей, о которых будет сказано в ближайших выпусках рассылки.


Введение в настольную полиграфию: часть 3
Ссылка на оригинал статьи

Продолжая углубляться на протяжении всего цикла публикаций в тонкости воспроизведения и репродуцирования изображений, мы не раз упоминали о практических трудностях передачи "единого" цвета в различных производственных условиях. Настало время разобраться с тем, как при помощи средств по управлению цветом в современных настольных издательских системах учитываются особенности того или иного используемого в печати оборудования.

Концепции WYSIWYG и WYSIMOLWYG
В компьютерном мире и за его пределами давно появилась и плотно прижилась аббревиатура WYSIWYG ("What you see is what you get" - "Что видите, то и получаете"). Эта аббревиатура используется в отношении такого интерфейса пользователя, который воспроизводит что-либо в виде, в каком это затем будет получено в действительности. Например, HTML - редактор класса WYSIWYG позволяет производить редактирование веб - страницы практически без ручного написания HTML - кода, и одновременно отображать результаты работы пользователя в виде, в котором создаваемая им страница предстанет в окне браузера. По аналогии, большинство современных настольных издательских систем позволяют продемонстрировать пользователю на экране его монитора то, что он должен фактически увидеть при печати. Однако переменных и трудно контролируемых величин, о которых мы говорили в предыдущих публикациях печатному делу присуще так много, а колебаться эти величины могут в настолько широких пределах, что возникает ! резонный вопрос о классе точности таких графических систем: насколько мы можем верить изображению, полученному на экране монитора и насколько оно соответствует будущему отпечатку? Дизайнерам - практикам, верстальщикам, сотрудникам типографий и рекламных агентств хорошо известно то, что "экранному" виду изображения можно верить лишь частично, не полагаясь полностью на правильность воспроизводимых видеоподсистемой цветов. Экранная версия изображения, в лучшем случае, продемонстрирует ориентировочные цвета, которые практически никогда не будут абсолютно идентичны цвету, полученному в печати (здесь вспоминаем физику формирования цвета на экране монитора и на цветном отпечатке, о чем говорилось в предыдущей публикации). Таким образом, целым рядом авторов, пишущих на компьютерные темы, для более реалистичного описания характеристик WYSIWYG - интерфейсов, была введена новая, столь же трудночитаемая аббревиатура WYSIMOLWYG ("What you see is more or less what you get" - "То, что вы ! видите, более или менее соответствует тому, что вы поучите"). Этот под ход несколько убавлял оптимизма у пользователей, но обеспечивал более реальный взгляд на вещи, предполагающий в нашем случае, что экранный вид нашего изображения обеспечивает некое подобие выходного отпечатка к экранной версии изображения, но никак не полное ему соответствие.
И, если затруднительно обеспечить следование стандарту WYSIWYG даже при использовании однотипных устройств вывода, например, при печати только на один и тот же принтер, то говорить о какой-либо повторяемости результатов при множественной печати одного файла на различные устройства, уже не приходится. Не смотря на всю утопичность сложившейся ситуации, в которой цвет, казалось бы, совершенно не поддается контролю, существует решение, позволяющее учитывать возможность воспроизведения одного и того же пользовательского графического файла в разных условиях производства, и, проводя над цветом необходимые манипуляции, обеспечивать на разных устройствах похожие результаты. Похожие, но не идентичные. Стремление к полной идентичности несколько утопично по своей природе, так как в природе не существует ничего одинакового, например, двух одинаковых капель воды или двух листьев на ветке дерева. Поэтому оставим WYSIWYG для теоретиков и производителей аппаратного и программного обес! печения, уверяющих нас в строгом следовании этому стандарту, и займемся практикой. А именно: рассмотрим WYSIMOLWYG - средства современных графических приложений и настольных издательских систем, помогающих нам в работе с цветом.

Таким образом, после несколько пространственного вступления, определимся с темой нашей статьи и рассматриваемыми вопросами. Основная тема этой публикации - рассмотрение основных принципов работы и некоторых настроек системы управления цветом (Color Management System, далее по тексту - CMS), которые применяются в современных графических приложениях и при их правильном использовании позволяют нам получать более или менее схожий вид одного и того же файла при его воспроизведении в различных условиях - на различном оборудовании, при его печати на нескольких различающихся материалах и т.д. С некоторыми тонкостями работы CMS мы познакомимся на примере широко использующегося графического редактора Adobe Photoshop, но применить полученные знания можно будет практически в любой рабочей среде, так как принципы работы CMS остаются в различных пакетах практически неизменными. Кроме того, при подготовке материалов данной статьи использовалась программа создания и реда! ктирования профилей устройств ProfileMaker от фирмы GretagMacbeth (http://www.gretagmacbeth.com).

Компенсация увеличения точек в печати
В предыдущих публикациях нами был затронут такой малоприятный, но неизбежный процесс, касающийся практической печати, как увеличение растровых точек относительно их исходного размера (процесс, известный растискивание, dot gain). Использование различных материалов для печати, а также различного по своим свойствам оборудования подразумевает то, что увеличение точек в различных условиях печати будет различным.
Поскольку растискивание - явление присуще только процессу печати, которое может значительно отличаться по целому ряду причин на большие величины, то подготовка изображений на допечатной стадии должна учитывать это растискивание - в зависимости от значения увеличения растровых точек в печати, для изображения проводится его принудительное осветление на величину, обратную величине его затемнения в процессе печати. В последствии, в печати при увеличении растровых точек на указанное значение, его плотность "возвращается" к номинальным значениям, которые планировал дизайнер.


Одно и то же исходное RGB - изображение при различном уровне растискивания, установленном в CMYK Setup, получается различным по процентным составляющим, при неизменном

Одно и то же исходное RGB - изображение при различном уровне растискивания, установленном в CMYK Setup, получается различным по процентным составляющим, при неизменном "экранном" виде.

Ключевым моментом правильности подготовки макета является верное прогнозирование увеличения растровых точек в печати: важно не указать слишком большого или слишком малого значения.
Еще один важный момент - при переходе из любой цветовой модели в субтрактивную модель CMYK, при сохранении одного и того же экранного вида изображения, на самом деле его "цифровые" значения, полученные по значениям инструмента "Пипетка" ("Eyedropper") могут отличаться, в зависимости от указанной величины прогнозируемого растискивания. Чем выше значение увеличения растровых точек в печати, тем более осветленным должно быть наше изображение. Однако, экранный вид изображений как с заниженным, так и с завышенным значением растискивания остается неизменным, так как единый экранный вид нам обеспечивает системная CMS. В данном случае, на экране, сквозь "призму" видеосистемы мы видим предположительную картину того, что будет получено после печати. Главное - не ошибиться и не указать неверный режим растискивания для Ваших условий печати.
На приведенном рисунке вы можете видеть, как одно и то же исходное RGB - изображение, в случае растискивания на уровне 10 и 25 процентов, после его конвертирования в CMYK получается различным по "процентным" значениям его растровой плотности. Эта тенденция прослеживается по всем участкам изображения, что видно по четырем контрольным точкам - изображение с меньшим уровнем растискивания оказывается более "темным" по процентным значениям, и наоборот. Ключевым моментом здесь является понимание того, что на экране оба изображения будут выглядеть одинаково, что и видно из представленного рисунка.

Цветовой баланс изображения и серый баланс
Теоретически, при смешении равных количеств голубой (cyan), пурпурной (magenta) и желтой (yellow) красок должен получаться нейтрально - черный цвет. Практически же, синтезировать его таким способом не получается, и это одна их причин, по которой в печати используется отдельная, черная краска. Нечто подобное получается и в случае, если мы пытаемся получать не черный, а серый цвет, при нанесении на изображение, к примеру, по 20 процентов растрового тона каждой из использованной базовых красок. В результате, из-за несовершенства пигментов, использованных при изготовлении печатных красок, тонеров или чернил, серый цвет не получается серым. Как правило, тон полученного изображения имеет обыкновение становиться грязно-коричневого или рыжеватого оттенка. А из теории цвета известно, что в субтрактивном цветовом синтезе, для превращения рыжеватого или коричневого цвета на отпечатке в нейтрально - серый необходимо увеличить содержание в этом цвете голубой (Cyan) компоненты.
Так поступает любой издательский пакет, имеющий возможность производить цветоделение - перевод в субтрактивную модель CMYK. Перед переводом в эту модель анализируются спектральные характеристики каждой из использованных печатных красок, а затем проводятся необходимые операции над всеми цветами. Это касается не только нейтральных участков изображения (обратите внимание на представленное изображение, в котором большая часть здания представлена в серой гамме - при всех прочих неизменных, меняя спектральные характеристики используемых в печати CMY - компонентов, мы в одних и тех же контрольных точках изображения получаем разные процентные значения) - та же тенденция имеет место и с другими цветами, которые также меняются CMS при модификации спектральных свойств CMY - компонентов изображения.
На представленном изображении, Вы можете видеть тестовое исходное изображение, представленное в модели RGB, и два различных результата его конвертирования в CMYK с различными спектральными характеристиками использованных при печати базовых (триадных) красок. Спектральные характеристики использованных в каждом конкретном случае красок указаны в соответствующем фрагменте диалогового окна Ink Colors.


Исходное изображение  в RGB с различными спектральными характеристиками красок, использованных при его печати, получается различным по процентным значениям как в цветных, так и в нейтрально-серых его участках

Исходное изображение в RGB с различными спектральными характеристиками красок, использованных при его печати, получается различным по процентным значениям как в цветных, так и в нейтрально-серых его участках.

Назначение систем управления цветом
Таким образом, попытаемся сформулировать несколько четких функций, которые выполняет система управления цветом. Если бы CMS не существовали, то пользователю бы пришлось каждый раз вручную изменять графические данные изображения для его "похожей" печати на каждом из использованных устройств. Естественно, это было бы крайне нетехнологично а также чревато большим числом "человеческих" ошибок, не говоря уже о банальной потере времени. Но, к счастью, эти задачи с успехом может решать CMS. Главная задача CMS - это обеспечение множественной печати одного и того же файла, с максимальным уровнем соответствия цветов и оттенков изображения, а также его общего цветового баланса и тона в различных системах воспроизведения. Но, поскольку физические характеристики всех различных устройств вывода отличаются, то CMS приходится проводить множество преобразований с графическими данными поступающего на печать файла, чтобы обеспечить его аналогичный вид на другом устройстве. Например, освет! лить или наоборот, затемнить изображение, в зависимости от изменения уровня растискивания между каждым из применяемых видов печати, как в первом рассмотренном нами примере, или несколько изменить баланс между цветами, в зависимости от спектральных составляющих базовых красок. Кроме того, система управления цветом, подчиняясь стандартам эргономики и пресловутому понятию WYSIMOLWYG, должна обеспечивать такой экранный вид изображения, который в максимальной степени бы соответствовал результатам нашей печати.
Вся функциональность CMS обеспечивается благодаря системе использования профилей для конкретных физических устройств ввода или вывода цвета - сканеров, мониторов и принтеров. На практике это означает, что, к примеру, производя вывод специальных тестовых изображений на какое-либо устройство вывода, мы выявляем его характеристики и возможные нелинейности передачи всех цветов. Затем, на основе полученных замеров, которые проводятся с использованием специального оборудования, строим соответствующий профиль устройства, описывающий его особенности, который и используем в дальнейшей работе. Таким образом, CMS - это программно-аппаратные комплексы, позволяющие производить сравнение и анализ различных цветовых пространств, и производить необходимые преобразования с цветом обрабатываемых данных в случае необходимости, для обеспечения повторяемости вывода изображения в различных условиях воспроизведения цвета.

Профили
Профиль - это попытка математического описания особенностей конкретного устройства для синтеза или передачи цвета. Применительно к настольным издательским системам и, в частности, к графическим файлам, понятия цветовой модели графического файла и профайла, связанного с этим файлом, практически неразрывны. По сути, профиль - это относительно небольшой по объему (по сравнению с объемом большинства файлов) "довесок", который добавляется к графическому файлу при его сохранении, и описывает конкретные условия воспроизведения файла на конкретном устройстве. Таким образом, если графический файл - это набор цветовых значений пикселов, которые практически могут выглядеть по разному на различных устройствах, то профиль- это дополнительная характеристика, позволяющая одному и тому же файлу выглядеть на различных устройствах практически одинаково.
Опция внедрения профилей в графический файл

Опция внедрения профилей в графический файл


Почему же один и тот же набор графических данных (например, матрицу пикселов) нельзя вывести одинаково на разных устройствах? Дело в том, что рассматриваемые нами модели цветового синтеза - субтрактивная и аддитивная - являются аппаратно-зависимыми моделями. Это означает то, что графические данные, записанные внутри файла и представленные в одной из цветовых моделей, являются во многом абстрактными данными, вид которых может сильно отличаться в зависимости от используемого устройства вывода, будь то монитор, принтер или какое-либо другое устройство. С другой стороны, профиль устройства является математическим описанием цветовых характеристик конкретного устройства, которому он сопоставлен. Это уже достаточно конкретная информация, описывающая особенности и ограничения конкретного цветового охвата, с которым работает устройство. Назначая сохраняемому графическому файлу профиль, мы привязываем его к тому устройству воспроизведения, профиль которого мы ему назначили. При см! ене устройства вывода, на основе информации, полученной из старого профиля, а также на основе данных профиля нового используемого нами устройства, мы можем практически "на лету" произвести конвертирование графических координат исходного изображения с учетом цветовых сдвигов нового устройства, в новые цветовые координаты, и обеспечить тем самым идентичный вид нашего изображения как на первом, так и на втором устройстве. Этим объясняется то, что в зависимости от цветовых настроек первых и вторых используемых условий печати цифровые значения графического файла (по "пипетке") изменяются. Экранный же вид изображения не изменяется по причине того, что на мониторе происходит имитация того, что мы увидим в печати. В идеальном случае, если профили первого и последующих устройств выстроены идеально, а система управления цветом работает нормально, то при множественной печати одного и того же файла мы должны получить абсолютно идентичные отпечатки. Правда, как доказала суровая правда ! жизни и концепция WYSIMOLWYG, это не совсем так, однако точность "попа дания в цвет" зависит, по сути, от правильности и степени точности построения профиля выводного устройства.
Все сказанное в этом разделе касалось, в первую очередь, полноцветных CMYK - изображений, но при работе с изображениями в других моделях действуют те же правила, а основные принципы CMS остаются вовсе неизменными.

Профиль может быть внедрен в сохраненный графический файл, а также может присутствовать в системе автономно, в виде отдельного файла, с расширением *.ICM или *.ICC. Во втором случае он может использоваться для целого ряда обрабатываемых графических файлов. Пример внедрения профилей в сохраняемый графический файл показано на рисунке ниже.

Сравнение профилей и цветовой охват
Профиль определяет, насколько широк оказывается цветовой охват того или иного устройства. Напомню, что цветовым охватом называется спектр всех цветов, которые возможно воспроизвести в рамках данного устройства и данных условий печати. В зависимости от различных условий, сопутствующих печати, цветовой охват также может быть различным. Для более качественных условий печати он шире, так как в лучших условиях возможно воспроизведение более чистых и насыщенных цветов. Для менее качественных условий он, соответственно, несколько ниже. На цветовых диаграммах, подобных приведенным ниже, цветовой охват тем шире, чем больше площадь фигуры, построенная на основе данных профиля устройства. Ниже на рисунке вы можете увидеть пример подобной диаграммы, иллюстрирующей цветовой охват для разных условий печати, и построенной с помощью программы GretagMacbeth ProfileEditor - профессионального средства построения и редактирования профилей устройств.
Cравнение различных цветовых охватов

Cравнение различных цветовых охватов

В левой части рисунка вы можете видеть результат сравнения стандартных профилей CMYK SWOP Coated и CMYK SWOP Newsprint. Они описывают значения цветовых характеристик печати, которые приняты по умолчанию в рамках среды Adobe Photoshop для печати на мелованной (Coated) и газетной (Newsprint) бумагах для американского стандарта SWOP (Specification for Web Offset Publications - стандарт для ролевой офсетной печати). В правой части рисунка вы можете увидеть результаты сравнения цветовых охватов профилей принтера Epson Stylus Photo 2100, при печати на двух различных запечатываемых материалах, название которых написано в названии самого профайла. Источником данных о цветовом охвате принтера при печати на нескольких запечатываемых материалах послужил сайт производителя принтеров http://www.epson.ru/, где можно скачать профили практически для всех производимых фирмой Epson устройств.

По результатам сравнительного анализа профилей видно, что цветовой охват CKYK SWOP Coated шире, чем CMYK SWOP Newsprint, а при использовании принтера Epson Stylus Photo 2100 и бумаги Glossy paper в целом, можно достигнуть лучших результатов, чем при использовании бумаги Archival Matte.

А теперь давайте представим себе ситуацию, когда изначально графический файл готовился для высококачественных условий печати, но затем, по различным причинам (либо бюджет проекта был сокращен, либо ваш директор в очередной раз решил сэкономить на производстве), вместо высокоглянцевой мелованной бумаги Вам придется использовать традиционную "офисную" офсетную бумагу средней плотности и низкой степени белизны, а также более низкокачественную печатную машину с печатными красками среднего класса. Полученный результат, как следствие всего этого - сужение цветового охвата и неизбежные потери в изображении.

Хорошо бы иметь, таким образом, средство за контролем вашего "выхода" за допустимый цветовой охват, описываемый рабочим профилем, работающий еще до непосредственного перехода в рабочее цветовое пространство. Благо, такое средство есть, и оно с успехом применяется в современных графических пакетах. Средство предупреждения это называется Gamut Warning, а местонахождение этой полезной опции графического редактора и результат ее работы показан на тестовом изображении ниже.

Опция Gamut Warning и предупреждение о выходе за цветовой охват используемого цветового пространства
Опция Gamut Warning и предупреждение о выходе за цветовой охват используемого цветового пространства

Серые области изображения, появившиеся в картинке - это те его участки, цвет которых невозможно передать без потерь, учитывая ограничения рабочего цветового пространства. Этих участков появится больше, если цветовой охват уменьшить, или, например, повысить общую насыщенность изображения. Понятно, что области потерь имеет смысл показывать только до непосредственного перехода в рабочее цветовое пространство. Поэтому если Вы работали в Lab, включили опцию Gamut Warning и перешли в CMYK, то серые области изображения, отмечающие зоны потерь (цвет отметки, кстати, можно изменять в настройках Photoshop), исчезнут, а все цвета, не умещающиеся в зону цветового охвата рабочего цветового пространства, изменятся к наиболее близким, в зависимости от выбранного алгоритма конверсии цветов изображения (подробнее об этом будет сказано ниже).

Продолжение статьи читайте в следующем выпуске рассылки, или сейчас - на нашем сайте по адресу:
http://www.ukrprint.com/prepress/theory/intro3.html



© Украинский полиграфический сервер, 2003
http://www.ukrprint.com
Evgeniy.Kuznetsov@ukrprint.com

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное