Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Постановщик задачи - теория и практика


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Приношу свои извинения - слегка не выдержала обещанный недельный срок выпуска - в жизни случился внезапный переезд, который, как известно, равносилен стихийному бедствию . Но жизнь постепенно налаживается, а поэтому приступим к делу.

Итак, с чего начинается проект автоматизации? Что-то толкает некоего Заказчика - предприятие, фирму, - обратить свой взор на рынок информационных технологий с огромной надеждой на то, что найдется на этом рынке некая фирма-фея с "волшебной палочкой". И фея эта за недорогую цену этой палочкой махнет и сделает Заказчику хорошо и надолго. То есть налицо типичный наш менталитет, взращенный на сказочных рыбках-щуках, самодвижущихся печках и прочими атрибутами русской народной магии. Это во-первых.

Во-вторых, и опять же в связи с нашим родным менталитетом, за работу стоящую денег (и желательно хороших) у нас принимается только то, что можно поднять (и желательно с трудом!), пощупать (и чтобы устойчиво и твердо!) и осязать взором (и чтобы дух захватывало!). То есть, наша часть мировой суши пока еще с огромным трудом движется к пониманию ценности именно интеллектуального труда. А труд наш с вами, господа-коллеги программисты и постановщики, именно и исключительно интеллектуален, а, следовательно, большинством наших заказчиков принимается как работа легкая и мало чего стоящая. Хотя мы с вами прекрасно понимаем, что это не так.

К тому же (если вернуться к вышеозначенному "во-первых", успех любого проекта в огромной степени зависит от отношения к нему самого Заказчика. На моей памяти было много проектов, которые заканчивались достаточно грустно именно потому, что Заказчик даже не просто настаивал, а совершенно не понимал противоестественности перетаскивания на новую технологичную, совершенную систему прежних "лохматых хвостов", которые и бизнес-процессами-то язык не поворачивается назвать.

Да, любая, хорошо построенная автоматизированная система, конечно же будет приносить ощутимый экономический эффект, но лишь в том случае, если на ней не останутся "висеть" лишние операции и избыточный персонал. Все это. как правило, накапливалось годами, как единственный возможный способ выхода из положения при отсутствии достойной замены в лице хорошего программного продукта. Но если провести аналогию с переездом (ах, как это для меня сегодня актуально ), то любой, кто его переживал, согласится - при упаковке вещей обнаруживается, что скопилось столько забытого и ненужного, что одна треть ходок при погрузке идет не к машине, а к мусорному контейнеру. И не думайте, что эта ассоциация "притянута за уши". Если у руководства предприятия, ставшего вашим потенциальным Заказчиком, много лет "не доходили  руки" до ревизии и своеобразной "генеральной уборки" бизнес-процессов, если персонал годами не повышал квалификацию, а крутился в запущенном десятилетие назад "колесе" без малейшего желания взглянуть на то, "что там, снаружи" - готовьтесь к тому, что попытка внедрить что-то стоящее, будет встречать огромное сопротивление. Чем это отражается на ходе проекта, думаю, объяснять не надо. Как минимум в те сроки и те деньги, которые оценили вы и которые "со скрипом" согласовал Заказчик, вы не уложитесь. И зачастую руководство фирмы-Заказчика будет крайне удивлено тем, что вы эти сроки нарушаете и претендуете на доплату.

А это снова мостик к нашему "во-вторых". Поскольку, как уже отмечалось, рынок заказчиков и исполнителей проектов автоматизации уже достаточно насыщен, заказчик может исполнителя ВЫБИРАТЬ. (Правда, подозреваю, что это во мне авторитетно заявляет московская точка зрения, возможно, в каких-то регионах положение иное). При этом, как на любом рынке, кто больше и дешевле наобещает, тот и будет мил Заказчику. НО! Если вы работаете не в бизнесе-однодневке, а по всему видно, что эти времена неумолимо отходят в прошлое, то обещания свои придется выполнять, причем качественно. Следовательно, соизмерять все параметры проекта придется тщательно и ДО его начала, иначе лично ваш экономический эффект от реализации этого проекта грозит оказаться отрицательным. А вам все-таки хочется выйти из этого проекта победителем во всех отношениях, и чтобы слава о вашей фирме опережала любую рекламу, не так ли?

Отсюда резюме сегодняшнего выпуска - не стоит пытаться определить стоимость проекта без предварительного обследования состояния фирмы Заказчика! Даже если это уже знакомый вам вид деятельности, и эта фирма кажется вам близнецом-братом десятку фирм, которые вы уже успешно автоматизировали, не питайте иллюзий на эту тему! Может оказаться, например, так, что незначащая должность кладовщика или кассира занята родственником самого главного руководителя - и вы получите такое смещение акцентов в будущем проекте, о котором не могли и подозревать. Или решимость руководства в проведении перемен недостаточно велика, а менять привычный образ жизни и работы "низы" категорически не желают. На моей памяти был проект, когда такая ситуация привела к смещению руководителя.. Да, и так бывает!

На сегодня пока все, но тема далеко не закрыта. Продолжим в следующем выпуске.

Пишите, обсуждайте, спрашивайте - dznak@km.ru. С удовольствием и благодарностью включу ответы на ваши вопросы в следующие выпуски рассылки.

Желаю удачи!

Вера Хомичевская,

бизнес-консультант, психолог, инженер, бухгалтер, преподаватель.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное