Специалисты Лаборатории Касперского опубликовали отчёт об активности спамеров за третий квартал 2011 года. Они отметили, что число вредоносных писем в спаме возросло, в то время как снизилась доля мусорных сообщений в почтовом трафике.
В третьем квартале экспертами была отмечена важная тенденция: содержание спама при его снижающемся количестве стало значительно опасней. Так, доля вредоносных писем за квартал достигла своего наибольшего значения за всю историю наблюдений и составила 5,03%. При этом общая доля
спама сократилась на 2,7%: её доля составила 79,8% почтового трафика. Спам-аналитики Лаборатории Касперского считают, что такой подъём во многом связан с признаками второй волны мирового финансового кризиса.
Примечательным оказывается не только число вредоносных сообщений, но и разнообразные выходки социальной инженерии за прошедший период. Этот квартал ознаменовался выходом игры Diablo III. Лаборатория Касперского зафиксировала множество атак фишеров на логины и пароли игроков. Мошенники рассылали пользователям письма с приглашением поучаствовать в бета-тестировании, которое действительно проводилось компанией-разработчиком Blizzard. Но ссылка в письме вела вовсе не на сайт разработчика.
Кроме того, спамеры продолжили традицию рассылать письма от имени крупнейших служб доставки.
Но самой нашумевшей стала история с атакой фишеров на любителей McDonalds. Сначала пользователю приходило сообщение с приглашением участвовать в онлайн-опросе, посвящённом качеству питания в ресторанах McDonalds, и получить за это вознаграждение на свой банковский счёт. Чтобы получить вознаграждение, пользователям нужно было ввести данные своей карты, которые перенаправлялись мошенникам, а деньги со счёта карты соответственно исчезали.
В этом квартале Лаборатория Касперского совместно с Microsoft победили ещё одного ботнета Hlux/Kelihos. Исследования последних двух лет показали, что деятельность, направленная на закрытие зомби-сетей, позволяет достигнуть наибольшего результата в борьбе со спамерами.
Большая доля спама приходится на развивающиеся страны. В тройку лидеров вошли Индия, Индонезия и Бразилия. Примечательно, что в десятке рейтинга не оказалось ни одной западноевропейской страны, России и США.
Тематическое распределение спама в третьем квартале проявило себя несколько иначе. Значительно сократилось количество заказного спама, но при этом возросла на 9% самореклама спамеров.
Авторы отчёта полагают, что количество рассылок, содержащих саморекламу спамеров, возрастёт в связи с уменьшением количества заказчиков спама. Однако данная тенденция не отразится на количестве спам-трафика в целом.