----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В SEO термины «зеркало» и
«склейка» имеют важное значение, поэтому каждый
сайтовладелец, самостоятельно продвигающий свой ресурс, должен
разобраться в этом вопросе. В зеркалах и склейке нет ничего сложного,
однако нужно четко представлять себе весь механизм.
С настоящим зеркалом сайта обычный сайтовладелец практически никогда не
сталкивается, потому что крайне редко возникает ситуация одновременного
существования двух и более полных или частичных копий сайта на разных
серверах с разными IP. Это требуется обычно для поддержания очень
больших и высоконагруженных сайтов, к которым одновременно обращаются
тысячи человек.
Указать главное зеркало можно в файле robots.txt с помощью директивы
Host. Эта директива с гарантией работает при выборе зеркала при
настроенном редиректе, а если речь о независимых копиях сайта, то она
лишь является важным фактором для решения поисковика, но не прямым
указанием для него.
Правило
для настоящих зеркал: обязательно ставить редирект с кодом 301
на основное зеркало и прописывать основное зеркало в robots.txt
дополнительных зеркал.
Однако зеркалом часто называют не только физическую копию сайта на
другом сервере, но и один сайт, доступный с разных адресов, то есть
доменное зеркало. Фактически, каждый сайт имеет как минимум одно такое
доменное зеркало, поскольку должен быть доступен как с префиксом www,
так и без. Однако для поисковых систем сайты www.site.ru и site.ru
– это разные домены. Если не принять никаких мер, то
поисковик выберет один из них по своему разумению и сделает главным
зеркалом. Это может повлечь следующую проблему: если на сайт ведут
внешние ссылки с анкорами типа http://www.site.ru/page1.html, а главным
зеркалом поисковик счел домен без префикса www, то внешние ссылки
перестанут приносить пользу: они будут повышать авторитетность сайта,
исключенного из поиска (так как показывается только главное зеркало).
Пользы от этого никакой. Однако такую ситуацию достаточно легко
исправить: достаточно поставить редирект с кодом 301 со страниц
неглавного зеркала на соответствующие страницыглавного. В этом случае
передаваемый вес практически не потеряется. Такой метод объединения
страниц с помощью редиректа для переноса веса иногда называют
«подклейкой».
При создании сайта стоит сразу указать основное зеркало в robots.txt
всех доменов-зеркал, а также настроить редиректы (об этом мы достаточно
подробно напишем в одном из следующих номеров рассылки).
Недобросовестные
оптимизаторы иногда пользуются таким приемом при
продвижении низко- и среднечастотных запросов: проставляют ссылки на
свой сайт, а с его страниц делают редиректы на страницы сайта клиента.
Когда клиент решает завершить отношения с оптимизатором, у того
остается достаточно авторитетный сайт со ссылочной массой, а клиент
мгновенно лишается всех ссылок.
Итак, с зеркалами мы разобрались (почитайте еще FAQ
«Яндекса» на эту тему), при этом коснулись и
понятия склейки. Склейка – это когда поисковая система
считает два или более документа (страницы) копиями, поэтому показывает
при выдаче результатов только один из них. Склеить поисковая система
может как страницы одного сайта, так и разных, принадлежащих разным
владельцам. Обычно это происходит из-за большого процента одинакового
контента. Как и в случае с зеркалами, поисковая система определяет
главную копию, и именно ее показывает в результатах поиска.
Внутренняя склейка
часто возникает из-за дублирующихся тегов Title – если
описания страниц одинаковые (многие CMS часто делают их одинаковыми,
если не менять их вручную), до шанс непредсказуемой склейки очень
велик. Ведь HTML-код страниц одного сайта очень похож: достаточно
одинаковых тегов Title и какого-то небольшого совпадения в контенте,
чтобы некоторые страницы были склеены. Следует обязательно создавать
индивидуальные TItle и метатеги для каждой страницы, а также избегать
дублирования контента по всему сайту. Еще одна распространенная
проблема – возникновение многочисленных дублей страниц
(версия для печати, один и тот же контент, доступный по разным URL) в
некоторых CMS. С этим нужно бороться: либо настраивать CMS, чтобы она
не плодила дубликаты, либо автоматически подклеивать все дубли к
основным страницам с помощью 301-редиректа.
Внешняя склейка
– исключение страниц разных сайтов за одинаковый контент.
Необходима как профилактика (при добавлении текстов на сайт нужно
вносить их в форму «Содержимое сайта – Оригинальные
тексты» в сервисе «Яндекс.Вебмастер»),
так и расклейка путем переделывания контента и Title страниц, с
которыми это случилось.
Склеить сайты поисковая система может также из-за аффилированности:
из-за совпадения контактных данных и данных во whois домена. В этом
случае поисковик решает, что сайты принадлежат одному владельцу,
поэтому не должны одновременно показываться в выдаче по одинаковым
поисковым запросам.
Выводы
Следите
за историей своего сайта, подклеивайте страницы
старых доменов к новым с помощью редиректа. Если страницы выпадают из
выдачи, проверьте, нет ли совпадений по контенту среди новых лидеров с
вашими страницами (то есть не склеилась ли ваша страница с чужой). О
настройке редиректов с помощью веб-сервера Apache читайте в следующем
выпуске
рассылки.