Инвесткомпания Digital Sky Technologies(DST)
Юрия Мильнера, Григория Фингера и Алишера Усманова может купить самый
популярный в России мессенджер — ICQ. Сумма сделки может составить
$200-250 млн
О переговорах с AOL о покупке ICQ«Ведомостям» рассказал источник, близкий к акционерам DST. По его словам, аудитория этого популярного в рунете мессенджера могла бы пригодиться Mail.ru, подконтрольной DST. Дело в том, что у Mail.ru аналогичный проект«Агент@Mail.ru» с ежемесячной аудиторией около 12 млн
пользователей и ICQ — его основной конкурент в России. Источник The Wall Street Journal,
близкий к участникам потенциальной сделки, подтвердил факт переговоров
с DST и сообщил, что речь может идти о $200-250 млн за компанию. Но
другой близкий к DST менеджер говорит, что переговоры пока на ранней
стадии и конкретные суммы не обсуждались. Комментировать переговоры с
AOL представители DST не стали, а вице-президент по связям с
инвесторами AOL Эйн Райан в пятницу не ответил на запрос«Ведомостей».
ICQ
была создана в 1996 г. несколькими израильскими старшеклассниками,
которые через два года продали ее AOL за $287 млн. Но на ключевом для
IT-компаний рынке США ей не удалось отвоевать серьезную долю у
мессенджеров Microsoft, Yahoo!, Google. Более того, ей пришлось конкурировать с аналогичным продуктом внутри AOL — AOL Instant Messenger(AIM). Доля ICQ в США в середине 2008 г. составила всего 2,3%, по данным Eco Communications, в то время как у AIM было 35% рынка.
В
начале декабря AOL стала самостоятельной компанией, отделившись от Time
Warner, и начала продавать непрофильные активы, в том числе ICQ. AOL
оценила компанию в $300 млн. В числе интересующихся ICQ американская
пресса называла и партнера DST по Mail.ru — холдинг Naspers. Но его
гендиректор Кус Беккер это опроверг. А источник в DST говорит, что
возможное партнерство с Naspers при покупке ICQ еще не обсуждалось.
Основные доходы ICQ приносят баннеры и контекстная реклама в результатах поиска. Правда, размер ее заработка неизвестен: AOL финансовые показатели ICQ не раскрывает. У ICQ есть два партнера в России — Rambler и«Яндекс»(см.
врез). Они продвигают мессенджер через свои порталы и делят с ICQ
доходы. Выручка Rambler от рекламы в ICQ составила в прошлом году около
$6 млн, говорил ранее менеджер Rambler.«Яндекс» доходы от совместного проекта не раскрывает.
Если ICQ достанется Mail.ru,«Яндекс» и Rambler могут отказаться от сотрудничества с ней, предполагает руководитель управления корпоративных финансов ИК«Финам» Алексей Курасов. Если это случится, их аудитория,
скорее всего, перейдет на собственные мессенджеры«Яндекса» и Rambler, поскольку здесь важен фактор лояльности порталу, а не сервису мгновенных сообщений, считает он.
«Яндекс» готов продолжать сотрудничать с ICQ, если после смены акционера пользователи и дальше смогут получать«аську» с поиском и другими сервисами«Яндекса»
внутри, говорит представитель поисковика Дина Литвинова. Все будет
зависеть от новых условий, соглашается представитель Rambler Константин
Воронцов.