Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

WWW. Что нового?

  Все выпуски  

WWW. Что нового?


WWW. Что нового?

Выпуск N23


Домен .РФ: кто дернул стоп-кран?

Запуск регистрации в долгожданном кириллическом домене .РФ прошел подозрительно спокойно, на фоне бравурных речей чиновников, восторженных комментариев регистраторов и тихого брюзжания скептиков. Бывалые же пользователи не верили в героические усилия Координационного центра по защите интересов правообладателей и упорно ждали подвоха.

Скандалом запахло уже на следующий день после начала приоритетной регистрации. 26 ноября журналисты раскопали два десятка имен с замечательными коммерческими перспективами вроде секс.рф, банк.рф, кино.рф, недвижимость.рф, аренда.рф и т.п. И хотя пользователей убеждали, что первым зарегистрированным доменом стал патриотический россия.рф, судьба «секса» беспокоила их гораздо сильнее. Как выяснилось, все скандальные премиум-домены зарегистрированы на одну-единственную компанию ЦЭТИС, которая изящно использовала «дырки» в «Положении о приоритетной регистрации». Более того, СМИ быстро установили связь между ЦЭТИСом и регистратором Reg.ru, генеральный директор которого Алексей Королюк принимал самое непосредственное участие в разработке того самого Положения.

Похоже, ЦЭТИС пользовался особым расположением и самого Координационного центра, поскольку новый сайт КЦ украшает копирайт именно этой компании-разработчика. Итак, официальный поставщик «его величества» совершенно неожиданно получает два десятка лакомых доменов .РФ, причем на законных основаниях. Реакцией КЦ стала поспешная работа над ошибками: изменения в правилах, за которыми должна последовать чистка реестра…

Поле, русское поле…

А конечному пользователю, оторопело наблюдающему за красивой юридической и политической игрой, остается только чесать затылок. Если Координационный центр решил покаяться в своих грехах, то почему заявка правообладателя на домен .РФ должна быть аннулирована? Думаю, в результате пользователь вряд ли уверовал в стабильность и порядок в новой доменной зоне и по-прежнему терзается традиционным русским вопросом: «а где же они меня кидают?».

Оснований терзаться этим вопросом у него предостаточно. Увы, внедрение кириллицы, которое изначально курировал Координационный центр национального домена RU, сопровождалось похожими решениями.

Если мы вспомним историю с появлением кириллических доменов в зоне RU, то сможем обнаружить в ней аналогичные «шалости». После долгих согласований в декабре 2006 года на свет появились Правила регистрации русскоязычных доменов в зоне RU, а также «Положение о приоритетной регистрации». Лазейкой для киберсквоттеров стали графически похожие домены, которые дальновидные пользователи начали регистрировать «про запас». В итоге Совет КЦ включил экстренное торможение, когда все регистраторы, за исключением RU-CENTER, проголосовали против уже опубликованных Правил.

Разумеется, сырые и недоработанные правила – это плохо, но баловаться со стоп-краном, наверное, еще хуже. Ведь «пассажиров» может начать тошнить или они больно ударятся головой.

Какая работа над ошибками запланирована в домене РФ после 27 ноября? После скандальных находок «Положение о приоритетной регистрации» решили дополнить двумя пунктами. Доменные имена для правообладателей решили пока не регистрировать, а резервировать. Причем отныне право на домен .РФ получат не все владельцы русскоязычных товарных знаков, а только те, что успели получить свидетельство до 25 марта 2009 года. Совершенно очевидная мера, которая полностью исключила бы случаи, подобные скандалу с ЦЭТИСом. Большинство из товарных знаков были зарегистрированы этой компанией весной 2009 года, уже после того, как была обнародована «Концепция регистрации доменных имен второго уровня в домене РФ».

Одновременно в Положении появилась еще одна неожиданность для владельцев товарных знаков. Дело в том, что ТЗ регистрируются по различным классам товаров и услуг. Поэтому не редкость ситуация, когда, например, одна компания под брендом «Мегастиль» шьет одежду, а другая под этим же брендом – производит канцтовары. Если раньше ситуация с доменом мегастиль.рф разрешалась по принципу «первому обратившемуся», то теперь решающее значение будет иметь возраст товарного знака. Домен получит тот, чье свидетельство о регистрации ТЗ выдано раньше.

И все бы хорошо, если бы к моменту «просветления» пользователи ни успели подать несколько тысяч заявок. Так, RU-CENTER получил более 5 тыс. заявок на регистрацию доменов .РФ в приоритетном порядке, и более 1,5 тыс. из них соответствовали условиям «Положения о приоритетной регистрации». Теперь последствия недальновидности КЦ придется расхлебывать регистраторам, а главное – успокаивать конечных пользователей, чьи интересы, по утверждениям директора КЦ Андрея Колесникова, были поставлены во главу угла.

Убирайтесь, мы недодумали!

«Да, история весьма неприятная, - соглашается Сергей Шариков, директор компании - регистратора доменных имен «Регтайм». - Фальстарт зоны РФ связан с неожиданным явлением - сквоттингом товарных знаков, спровоцированным ранними публикациями о введении зоны РФ. Когда разрабатывалось положение о приоритетной регистрации, такой вариант развития событий явно не рассматривался».

На самом деле, случившееся не следует считать такой уж большой неожиданностью. Как минимум, для профессиональных участников рынка. Так, например, право на приоритетную регистрацию доменного имени .РФ, наряду с владельцами ТЗ, изначально планировалось предоставить и зарегистрированным средствам массовой информации. Весной прошлого года СМИ исчезли из списка тех, кто получит приоритет. По словам Алексея Королюка (Reg.ru), СМИ смогут получить свидетельство о регистрации ТЗ «в приоритетном и упрощенном порядке». Таким образом, «подозрительно молодым» товарным знакам был дан зеленый свет под совершенно благовидным предлогом.

Андрей Воробьев, директор департамента по связям с общественностью RU-CENTER, напомнил, что вопросы о владельцах ТЗ, зарегистрированных после 25 марта 2009 года, неоднократно поднимались во время обсуждений Концепции. Когда же принималась финальная версия «Положения о приоритетной регистрации», КЦ был уверен, что киберсквоттеры не успеют зарегистрировать товарные знаки за оставшиеся полгода, и проблем не возникнет.

В компании-регистраторе «Вебдрайв» обратили внимание на тот факт, что ограничивать возраст ТЗ, получающего приоритет в новой доменной зоне, - мировая практика. «Рабочая группа по домену РФ могла бы предусмотреть такую вероятность, просто проанализировав мировой опыт. Далеко ходить не нужно - 3 декабря 2008 была открыта регистрация в домене TEL для владельцев товарных знаков. В правилах занимающейся этим организации Telnic было указано, что участвовать в приоритетной регистрации могут лишь владельцы товарных знаков с датой приоритета до 30 мая 2008 года», - сообщил Дмитрий Денискин, генеральный директор регистратора «Вебдрайв».

Итак, схемы брендового киберсквоттинга родились не вчера, давно существуют и используются различные методы противодействия. Почему Координационный центр наступил на старые грабли, - этот вопрос, по-видимому, навсегда останется риторическим. Гораздо интереснее другое: почему эти грабли должны треснуть по лбу рядового пользователя, поверившего в потенциал кириллического домена?

Координационный центр пообещал аннулировать все заявки, поданные с момента старта приоритетной регистрации 25 ноября. В итоге регистраторам придется тратить значительные ресурсы для перепроверки заявок и донесения информации об очередной «революции» в домене РФ до своих клиентов.

Клиент нам друг, но истина дороже?

Участники рынка солидарны в одном – правила нужно менять. «Координационный центр не смог учесть некоторые особенности российского менталитета, патентного права и т.д. Но правила действительно иногда нужно менять на ходу в интересах всех участников процесса. И дело тут не только в ЦЭТИСе или ком-то еще», - поделился своим мнением Александр Панов, глава холдинга Hosting Community (регистраторы R01и «Центрохост»).

Между тем, «шоковой терапии» вполне можно избежать. «Координационный центр сначала проявил непонятную поспешность при принятии правил регистрации в зоне РФ, оставил риск злоупотреблений, а потом начал менять правила по ходу игры», -полагает Андрей Воробьев из RU-CENTER. Совсем не обязательно приостанавливать прием заявок, а уж тем более – удалять уже поданные заявки из реестра. «Я против обнуления реестра и рестарта приоритетной регистрации. Достаточно дать возможность регистраторам удалить домены, не соответствующие новым правилам в срок 24 часа, а затем продолжить регистрацию», - высказал аналогичную мысль Сергей Шариков, возглавляющий «Регтайм».

Представители молодого регистратора «Агава», который успел получить аккредитацию в домене РФ, считают изменения в правилах «неизбежными». Общее количество аннулированных заявок не превысит 1%, а у самой «Агавы» – вообще 0%, - скромно отмечают представители компании. Подобное легкомыслие не могут позволить себе лидеры рынка, которым за первые сутки после начала регистрации поступило несколько тысяч заявок. Им же придется спасать ситуацию после 27 ноября. Остается надеяться, что это первая и последняя «неожиданность», которая омрачила регистраторам и пользователям работу в новом домене.

 



Наверх

В избранное