У Стива Джобса и Джонатана Айва была, по меньшей мере, одна общая черта: они были всегда скрытны, когда беседовали с журналистами. Но недавно вице-президент по дизайну Apple дал интервью Sunday Times, которое, естественно, не осталось незамеченным.
Конечно, речь в нем не шла о каких-то подробностях будущих продуктов компании. Айв рассказал о начале своей работы в Apple, несмотря на то, что эта история уже давно известна. В 1989 году Джонни устроился на работу в агентство Tangerine, которое было одним из партнеров Apple. А затем глава промышленного дизайна Роберт Бруннер переманил его в Apple. И с 1992 года Айв уже был полностью погружен в работу компании. После возвращения Джобса, трудного начала и многочисленных бесед, сотрудничество между двумя гениями начало приносить первые плоды.
Команда, которая в то время окружала Джонни, состояла из 15 человек родом из США, Японии, Австралии, Новой Зеландии и Великобритании. Что примечательно, в таком составе они проработали очень долго. Большинство из нас работает вместе уже 15-20 лет. Мы можем жестко критиковать нашу работу. Так что наши “эго” давно исчезли.
Студия Джонатана часто представляла собой святилище, в котором Джобс проводил значительную часть своего времени. За исключением глав компании, доступа к студии ни у кого не было, поскольку там находилось множество прототипов. Там присутствовало и все необходимое оборудование для спокойной и плодотворной работы команды Айва.
Когда намечался новый проект, Джонатан начинал представлять себе, на что будет похож новый продукт, и что он будет делать, и только после этого начинал над ним работать. Естественно, вдохновение он черпал не у конкурентов, а в совершенно иных местах. Чтобы выбрать цвет первого iMac, Джонни советовался с производителями кондитерских изделий. Перед созданием PowerBook Titanium, первого ноутбука Apple, он общался кспредставителями японской компании Niigata, чтобы понять, как они обрабатывают металл, делая его столь тонким.
Говоря о своих отношениях с Джобсом, Айв сказал, что он не согласен с тем, как его представили СМИ: холериком, способным унизить даже самых близких помощников. Столько всего было написано о Стиве. И в большинстве написанного я не узнаю своего друга. Да, он высказывал мнение с хирургической точностью. Да, он мог быть резким. Да, он постоянно задавал себе вопросы: достаточно ли это хорошо? верно ли?” Он был настолько умен, а его идеи - столь смелыми и великолепными.
Джонни рассказал и о рецепте, который, вероятно, принес успех Apple. Мы окружены безликими, плохо сделанными вещами. Это наталкивает на мысль, что использующие их люди об этом не думают, собственно, как и их производители. Но нам удалось показать, что, на самом деле, это волнует людей. Это не просто вопрос эстетики. Они интересуются продуманными и хорошо сделанными вещами. Мы производим и продаем очень-очень большое количество великолепных хорошо сделанных продуктов. Наш успех - это победа чистоты и целостности.
Айв высказался резко о людях, заимствующих дизайн устройств Apple. Это воровство. Скопированное - это не просто дизайн, это тысячи часов борьбы. Когда вы понимаете, что все сумели реализовать и можете сказать себе, что ”это того стоило”. Это годы инвестиций и годы боли.
Во время беседы была поднята и другая проблема: запрограммированного устаревания. Этот термин не часто употребляется, но был использован журналистом Sunday Times. Речь шла о необходимости покупки аксессуаров и зарядок для новых продуктов, цене, которую Apple установила для этих аксессуаров, и о бешеном ритме выхода новых устройств. Я считаю, что фундаментальной и прекрасной частью человеческого существования является попытка улучшать существующие вещи.
Другой вопрос касался компании Apple в целом. Утратила ли компания превосходство после смерти своего основателя? Кстати, та же самая мысль проходит сквозь всю книгу бывшей журналистки “Wall Street Journal” Юкари Иватани Кейн. Джонни с оптимизмом ответил, что он бы ушел на пенсию, если бы Apple нечего было предложить этому миру.
Мы находимся на заре прекрасного периода, в течение которого будет изобретено большое количество новых продуктов. Когда вы думаете о технологиях и о том, что они позволяли нам делать до сих пор, и что позволят в будущем, вы сталкиваетесь с безграничным будущим. Все настолько ново. В Apple мы даже счастливы от того, что пока не занимались множеством вещей, и говорим себе: “Уау, мы это изучим, и когда закончим, мы все поймем и сделаем нечто гениальное.” Apple неидеальна, как любое крупное объединение людей. Но у нас есть редкое качество. У нас есть инстинктивное понимание того, что мы делаем, и почему мы это делаем. И мы разделяем одни ценности.
Пока многие задаются многочисленными вопросами касательно будущего Apple, одно остается неизменным: “заповеди”, оставленные Стивом своим единомышленникам, которым продолжают следовать как Тим Кук, так и главный дизайнер компании Джонатан Айв.