Apple рассказывает нам удивительные истории о своих счастливых разработчиках. Но так ли легко заработать деньги в App Store?
Newsweek решили разобраться в этом вопросе и начали анализировать успех самых известных iPhone-разработчиков. Однако, Edible Apple с их выводами не совсем согласны. Ниже мы приводим перевод обеих статей.
Newsweek
Стива Димитера (Steve Demeter) можно смело назвать лицом App Store. Два года назад 30-летний программист создал игру Trism и стал одним из первых разработчиком, которые начали продавать свои программы в виртуальном магазине приложений Apple. За два месяца он заработал $250 000 и бросил работу, на которой занимался программированием банкоматов. Успех Димитера не остался незамеченным PR-службой Apple, и его пригласили сниматься в рекламном ролике и попросили выступить на конференции WWDC-2009. Журналисты тут же окрестили удачливого программиста "App Store-миллионером", которому больше никогда не придется работать, и Димитер это подтвердил. "Работа от звонка до звонка — это уже не про меня" — сказал он в интервью Newsweek.
Однако, вряд ли за это ему нужно благодарить Apple.
Свое состояние Димитер нажил не на гениальной прибыли от продаж Trism'а. Заработанные деньги он удачно вложил в акции конкурента Apple, Palm. "Я купил акции Palm по $1.76 и продал по $12" — говорит он. "Такая вот ирония судьбы".
Действительно ирония судьбы, но это не такой уж и редкий случай. С момента своего открытия, в среде стремящихся преуспеть гиков App Store считается платформой для заработка больших денег. Кто угодно может продавать здесь свои продукты, самостоятельно устанавливать на них цену и забирать 70% прибыли. Но многие ли программисты действительно становятся богатыми? Apple не делится своей статистикой, и отказывается отвечать на подобные вопросы Newsweek. Но, с большой уверенностью можно сказать, что за 18 месяцев существования App Store из него вышло не так много миллионеров. Большинству производителей iPhone-приложений не удалось получить прибыль — даже производители игр с высоким рейтингом заработали меньше, чем можно предположить. (В наше время сложно заработать большие деньги в любой торговой отрасли, так что это и не удивительно.) Многие разработчики не смогли даже вернуть вложенные деньги.
Журналисты Newsweek провели более дюжины интервью с консультантами Apple и разработчиками приложений. Ни один из них не считает, что App Store — это мир легких возможностей и путь к быстрому обогащению. Напротив, они описывают его как охваченный суматохой рынок с постоянно меняющимися правилами, неравными шансами и практически полным отсутствием контроля над своим успехом. "Все это дело случая" — говорит Димитер. "Я думаю, мы дошли до того состояния, когда люди думают, что мне не стоило ради этого бросать работу."
В App Store пришло около 125 тысяч программистов. Их привлекли выгодные условия размещения приложений и политика распределения прибыли; вдохновляющие видеоролики Apple, щедро усыпанные мотивирующими слоганами ("Сделайте этот год своим", "Приходите и работайте с профессионалами"); сногсшибательные конференции (в этом году на WWDC выступала Norah Jones); присуждение наград за лучший дизайн, которые признают во всем техническом сообществе, и даже такие мелочи, как счетчики загрузок. В прошлом месяце Apple перешагнула рубеж 2 миллиардов загрузок. Как сказал во время основного доклада на WWDC вице-президент Apple по маркетингу iPod и iPhone Грег Джозвиак (Greg Joswiak), "App Store создает равные условия игры, в которых даже небольшие компании могут выиграть."
Но, в то время как шансы на успех действительно существуют, для их реализации потребуется довольно много времени и сил. Эту простую истину на собственной шкуре прочувствовал разработчик Дэвид Барнард (David Barnard). Выросший в семье мелких предпринимателей, 30-летний техасец решил, что App Store — слишком большая возможность, чтобы её упускать. Поэтому в 2008 году он одолжил у родителей 24 тысячи долларов, основал свою компанию и выпустил приложение Trip Cubby. Приложение завоевало высшие оценки и место в особом списке Apple "What's Hot", а Барнард меньше чем за три месяца заработал на нем 45 000 долларов. А затем он подсчитал расходы: $29 000 на программистов, $15 000 на жизнь, $14 000 отдать Apple, $7 000 на рекламу, $5 000 на административные и юридические услуги, $4 000 на оформление логотипа и сайта и $1 800 на погашение кредита. Когда Барнард рассчитался со всеми долгами, он ушел в минус на несколько тысяч долларов. "Все закончилось тем, что мне с женой пришлось продать машину" — говорит он. Следующее приложение Барнарда Gas Cubby сегодня является одним из самый популярных приложений App Store и приносит более $200 000 доходов. "Но, чтобы этого достичь нам пришлось потратить невероятную уйму денег" — говорит он. (Заметим, что $200 000 — это валовый доход Барнарда, без учета расходов, которые составляют "намного больше, чем половина" этой суммы.)
Но, несмотря на такие расходы, случай Барнарда можно считать успешным. По данным Forrester Research на разработку большинства приложений уходит как минимум 6 месяцев работы от звонка до звонка, а стоимость их разработки составляет от 20 000 до 150 000 долларов. Как минимум 60% поданных заявок Apple отправляет на доработку, сопровождая отказ порой туманными и противоречивыми объяснениями. Из разработчиков тех 85 000 приложений, которые попали в App Store, только несколько сотен продавцов могут себе позволить полноценной работу над проектом полный рабочий день. "Это очень похоже на музыкальный бизнес" — говорит Барнард, который оставил свою должность в звукозаписывающей компании и вплотную занялся разработкой приложений. "Есть инди-группы, которые зарабатывают деньги, но они не составляют абсолютного большинства. В этом мире большинство — далеко не майклы джексоны и не мадонны".
Однако, в App Store бедствуют даже авторы приложений, сравнимых по популярности с королем и королевой поп-музыки. В 2009 году Этан Николас (Ethan Nicholas) ушел из Sun Microsystems, после того как за пять месяцев заработал 800 000 долларов на простой игре iShoot. Однако, вскоре игру задавили конкуренты и клоны, так что теперь разработчик из Северной Каролины пытается создать еще один хит. Этан говорит, что он “не миллионер”, и успех iShoot — это "чистое везение". Николас признается, что несмотря на то, что потратил 8 месяцев на разработку второй игры (которая, кстати, выйдет в этом месяце), боится, что его успех был одноразовым.
Успех еще одного iPhone-разработчика Нэйтана Ханли (Nathan Hunley) так же не привел к стабильному доходу. Его игра Dizzy Bee появилась в App Store в числе первых 500 приложений в июле 2008 года, и с ней он попал в промо-ролик Apple. В этом ролике Нэйтан путешествует, он счастлив и разгуливает по улицам Токио, смотря на мир сквозь розовые очки. Разработка для iPhone позволила ему работать, путешествуя по миру, но к сожалению, не прибавила уверенности в будущем. Их с напарником игры пару раз попадали в Топ 50, но ребята продолжают работать и продавать приложения. "На жизнь мы заработали, но если бы остались в обычной софтверной компании, то могли бы зарабатывать и больше" — сказал Нэйтан в письме редакции Newsweek и добавил: "Нас совсем нельзя назвать 'app store-миллионерами'".
Да и большинство App Store-разработчиков таковыми далеко не являются. Популярность iPhone приводит к тому, что небольшие компании и отдельные разработчики вынуждены конкурировать с мировыми брендами и акулами игрового бизнеса. Последние, к слову, уже давно пришли к выводу, что мобильный рынок становится большим и важным, а значит глупо отдавать свою долю мелким фирмам. Forrester сообщает, что половина из Топ 10 платных приложений в 2008 году была сделана небольшими компаниями и отдельными разработчиками. В сегодняшнем топе осталось только одно приложение обычных разработчиков — RedLaser. 20-летние Джеф Пауэрс (Jeff Powers) и Викас Редди (Vikas Reddy), создатели приложения для распознавания баркодов, которое производит сравнение цен онлайн, говорят, что, несмотря на полученные $100 000 прибыли, они все еще "в минусе". "Мы перешли с Ролтона на Доширак и совсем скоро будем питаться в McDonalds" — любит шутить Пауэрс.
Ребята из 148apps.biz давно занимаются исследованиями App Store и сообщают, что за последние 18 месяцев средняя цена на приложения значительно упала: теперь три из четырех приложений стоят меньше доллара. Частично на это повлияло то, что узнаваемые бренды в маркетинговых целях раздают некоторые свои приложения бесплатно. "С точки зрения небольших разработчиков Mac-софта с десятилетним стажем, коими мы являемся, App Store плохо функционирует." — месяц назад написал в своем блоге Гедеон Мейхоу (Gedeon Maheux), сооснователь компании Iconfactory.
Конечно, то, что теряет Apple, приобретают её конкуренты. За последние несколько месяцев и Palm, и Google, и Microsoft, и Nokia, и RIM — все открыли свои магазины приложений. Эти компании в распростертыми руками примут разработчиков App Store, стоит только последним разочароваться в Apple.
Edible Apple
Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Все приведенные выше доводы основываются на одном неверном предположении: все разработчики просто обязаны разбогатеть только потому, что создали приложение для iPhone и выложили его в App Store.
Для некоторых разработчиков iTunes App Store действительно стал очень прибыльным местом и послужил причиной отказа от основной работы, дав надежду на создание очередного популярного приложения для iPhone. Но случилось так, что App Store стал восприниматься людьми как рынок, где все зарабатывают огромные деньги, тогда как в действительности, iTunes App Store просто предоставляет возможность зарабатывать. А это две большие разницы.
Первый пример, который приводит Newsweek — это история Стива Димитера. Он знаменит тем, что заработал больше 250 000 долларов всего за два месяца продаж популярной игры Trism. Да, он получил первую прибыль и удачно вложил её в акции, в результате чего разбогател. Но почему из этой истории делают вывод, что продажа приложений в App Store не является прибыльной деятельностью? Потому что Димитер больше заработал на инвестициях, чем на Trism’е? Извините, но $250 000 за два месяца — это огромные деньги.
Следующий пример. Дэвид Барнард, разработчик, который бросил работу и занял много денег, чтобы написать приложение Trip Cubby. Проект оказался успешным, меньше чем за 3 месяца принес $45 000, но затраты на разработку, маркетинг и юридические услуги составили $74 000. Барнард не отчаялся и сделал новое приложение Gas Cubby, на котором заработал 200 000 долларов минус $100 000 затрат. Опять же, 100 000 оставшихся долларов — это деньги, причем довольно серьёзные.
История Барнарда — яркий пример довольно распространенного ошибочного представления об iTunes App Store. Оно заключается в том, что все, у кого есть полезное приложение просто обязаны преуспеть вопреки всем правилам бизнеса.
Очень глупо браться за проект, зная, что он может предположительно принести прибыль, скажем, $500 000, но при этом затраты на разработку составят $700 000, вне зависимости от того насколько классное и популярное вы собираетесь сделать приложение.
Разработка приложений для iTunes App Store — это бизнес. А бизнес — это риск и никакой гарантии успеха. Вы рискуете, когда вкладываете в разработку много денег и ресурсов. Вы рискуете, когда увольняетесь с основной работы, чтобы все свое свободное время посвятить разработке для iPhone. И от этих рисков никуда не деться.
Ну и последний пример. Один из первых успешных iPhone-разработчиков Этан Николас и его приложение iShoot. Опасения Николаса не напрасны, но неудачи случаются каждый год с миллионами предпринимателей, которые начинают реализовывать великое множество бизнес-идей. Тяжелый труд сам по себе не является залогом прибыльности. Нужен продукт, за который люди захотят платить деньги. Но, к сожалению, ставить все на интерес общества — это всегда большой риск. Чем больше выигрыш, тем больше ставки.
Подведем итог. Во-первых, никогда не стоит забывать, что, даже если некоторые смогли в App Store хорошо раскрутится, то из этого еще не следует, что все без исключения могут достичь таких вершин.
Однако, с другой стороны, все в ваших руках: в iTunes App Store созданы равные условия для всех. Вам не обязательно работать на Gameloft, чтобы сделать популярное iPhone-приложение. Вы можете заниматься его разработкой самостоятельно, работая по ночам. Что из этого получится, это уже другой вопрос. Может так случится, что вы вложите в проект тысячи человеко-часов ресурсов, а получите продукт, который принесет всего $500.
Но, главное то, что App Store любым разработчикам дает возможность на равных работать с большими брендами. Возможность напасть на золотую жилу. А как распорядиться этой возможностью и как добыть золото — это уже другой вопрос.