Данный график был опубликован редакцией ресурса macenstein.com.
График цен на младшие модели профессиональных компьютеров Apple начиная с 1999 года
В своей статье они пыталась понять и объяснить непрекращающиеся споры о высокой цене и ощутимой ценности новых компьютеров, которые возникают каждый раз, когда Apple обновляет линейки своей продукции. И сделали вывод: причиной увеличения цен является то, что используемый для производства корпусов новых компьютеров алюминий в наше время по цене постепенно приближается к золоту.
Однако, это не совсем верно. Редакция Cult of Mac более детально подошла к рассмотрению вопроса о цене на алюминий, и вот что они выяснили:
С 1999 по 2004 год во всём мире цена на алюминий у производителей варьировалась от 62 до 75 центов за фунт (453, 6 г). Приблизительно в это время Apple, возможно, начала подумывать о том, чтобы производить современные продукты в алюминиевом корпусе, но цена на алюминий начала стремительно расти и в 2006 году достигла отметки $1.40 за фунт, затем немного упала и снова возросла до $1.51 за фунт в июле 2008 года.
Однако, с лета прошлого года цены на алюминий начали постепенно падать, и уже в прошлый вторник торги на NY Mercantile Exchange закрылись на отметке немногим больше 60 центов за фунт.
Возможно, информация поданная выше покажется вам чересчур излишней. Но она позволяет сделать вывод, что Apple пришлось заплатить самую высокую цену за использованный в процессе изготовления корпусов для «ubibody» ноутбуков алюминий, ведь эта продукция вышла на рынок в 2008 году. Да и в последних обновлённых моделях других компьютеров ситуация вряд ли сильно изменилась. Но, совершенно точно, алюминий никогда не догонял и не догонит по цене золото, а поэтому неразумно считать, что Стив Джобс в своё время не выделил хоть какое-то количество ресурсов для заключения срочной сделки. Такая сделка позволила бы застраховать компанию от риска возможного изменения цены, и она была бы оправдана в тот момент, когда руководство Apple одобрило алюминиевый дизайн корпуса для своих продуктов.
Более информативное объяснение кажущемуся отражению инфляции на кривой цен новых компьютеров Apple, проиллюстрированной на графике выше, основано на аналитике цен на американский доллар, который в июле 2008 года упал, и стоил немногим больше половины своего максимального значения за последнее десятилетие.
Редакция Cult of Mac задаётся вопросами: неужели Apple является настолько элитной компанией компьютерной индустрии? Неужели новые компьютеры Apple сегодня дороже, чем когда-либо? Стоит ли улучшение производительности процессоров, увеличение дискового пространства и оперативной памяти кажущегося роста цен?
Ввиду изменчивых и неясных условий с которыми сегодня сталкиваются все на эти вопросы сложно ответить однозначно, а тем более точно просчитать ответ с экономической точки зрения.
Однако, основываясь на разнице в курсе доллара, Power Mac G4, который в 2001 году стоил $1700, сегодня стоил бы около $1785. В 2005 году Power Mac G5 стоил $2000, а в сегодняшних долларах его цена измерялась бы той же суммой в связи с ростом курса за последний год.
Итак, главный вопрос заключается в том, стоит ли Mac Pro 2009 года выпуска дополнительных $500 по сравнению с Power Mac G5 2005 года.
В конечном счёте, всё относительно, и этот вопрос каждый решает для себя сам.
Есть люди, которые видят высокую цену на компьютеры Apple и принимают её, а есть люди, которые с ней не согласны. По большому счёту, разногласия между этими двумя группами людей просто дают лишний повод для еще одной статьи в еще одном блоге Apple-тематики.
Вот еще один побочный эффект ухода режима Талибан: в Афганистане сейчас происходит технобум. В частности, бывший посол Талибана, который провел почти четыре года в Гуантанамо, носит черный тюрбан и густую бороду сегодня не расстаётся со своим Apple iPhone.
С 1996 по 2001 год в Афганистане были запрещены все проявления технического прогресса (такие как телевидение и Интернет). Но с падением режима Талибан страна понемногу возвращается к современности. Примером тому служит хотя бы бывший посол Талибана, Мулла Абдул Салам Заиф (Mullah Abdul Salaam Zaeef). Он говорит, что использует свой iPhone для того, чтобы находить разные труднодоступные места с помощью встроенного GPS и бродить по Интернету. Заиф даже проверяет остаток денег на счёту с помощью системы мобильного онлайн-банкинга, которая сейчас является достаточно распространенным способом перевода денег в стране.
"Он простой и современный, и он мне нравится," сказал Заиф в интервью на прошлой неделе, перемещая пальцы по сенсорному экрану iPhone. "Он необходим в сегодняшнем мире. Люди хотят развиваться."
Это очень впечатляет. Но, судя по фотографии, у Заифа iPhone первого поколения, а в нём есть только wi-fi (и сотовая связь) для проведения триангуляции на местности и локализации. Что же будет, если дать этому человеку iPhone 3G с настоящим GPS! ;)
Apple является исключением в ситуации, которую один аналитик описывает как “постоянный и структурный” обвал цен и прибыли персональных компьютеров, вызванный наступлением спада и развитием рынка недорогих нетбуков.
На графике ниже аналитик компании Technology Business Research Inc. (TBR) Эзра Готсил (Ezra Gottheil) проиллюстрировал 13-процентное снижение средней продажной цены и 18-процентное снижение прибыли персональных компьютеров в четвертом квартале календарного 2008 года.
ASP — Average Selling Price — средняя продажная цена
“Средние продажные цены снижаются уже достаточно долго ” — написал Готсил в докладе клиентам, — “но это падение стало еще более резким в 2008, а минимума цены достигли в четвертом квартале.”
По словам Готсила лучом надежды для Hewlett-Packard, Dell и Lenovo является то, что пользователи не перестанут покупать компьютеры. “В состоянии серьёзного и пугающего экономического кризиса,” — пишет он, — “удельный объём опустился только на 5%. TBR считает это показателем ценовой эластичности рынка PC.”
За декабрьский квартал показатели продаж Apple в единицах продукции фактически выросли, хотя скорость роста 9%, по сравнению с предыдущим годом (44%) стала значительно ниже. Но, в отличие от своих конкурентов, продающих персональные компьютеры и нетбуки на базе операционной системы Windows, средняя продажная цена Apple , к удивлению, оказалась достаточно устойчивой, как видно из следующего графика TBR. Здесь показаны средние продажные цены по производителям.
“Apple — это отдельный случай, и не только потому, что цены на продукцию у неё гораздо выше, чем у других,” — объясняет Готсил, — “но еще и потому, что за последние 8 лет (объём данных, которыми я владею) в то время как у других компаний наблюдается стабильное снижение, кривая данных Apple ведет себя удивительно ровно. С течением времени эта разница становится всё заметнее.”
Однако, средние продажные цены Apple всё-таки упали — 8.1% с $1,532 в четвертом квартале 2007 др $1,408 четвертом квартале 2008. Это снижение Готсил объясняет изменением ассортимента продукции.
“Когда в октябре Apple представила новые MacBook’и, это отразилось на средних продажных ценах двумя способами. Во-первых компания представила новую нижнюю границу цен на MacBook White. Но, что по нашему мнению гораздо важнее, они сделали MacBook за $1 299 настолько хорошим, что почти размыли разницу между MacBook’ами и MacBook Pro.”
Готсил является одним из тех аналитиков, которые считают, что Apple в конце-концов произведёт нетбук, даже несмотря на отрицание этой идеи Стивом Джобсом и Тимом Куком.
По его мнению Apple будет вынуждена тем или иным способом подстраивать свои цены, если продажи Mac’ов упадут достаточно низко.
“Они могут с выгодой производить Mac’и по низким ценам,” — говорит Готсил. “С прежним качеством, но с меньшей мощностью.”
Как вы помните, в январе этого года Стив Джобс сообщил общественности, что он временно передаёт свои обязанности генерального директора Тиму Куку и уходит на больничный, который продлится до конца июня.
Но Дэвид Заелер (David Zeiler) в статье для сайта Baltimore Sun, предлагает свой сценарий более раннего возвращения Джобса. Если быть точными, он полагает, что это событие произойдёт 8 июня.
Заелер пытается ориентировочно определить день, когда Apple собирается выпустить финальную версию Mac OS X 10.6 Snow Leopard, операционную систему, которая придёт на смену нынешней Leopard.
На всемирной конференции разработчиков Apple WWDC 9 июня 2008 года Джобс объявил о том, что Snow Leopard готовится к выходу, и её поставки начнутся «примерно через год». Исходя из предположения, что Apple объявит окончательную дату выхода продукта именно на конференции разработчиков (а это вполне логично), Заелер поставил перед собой задачу выяснить, когда же будет происходить WWDC 2009.
Для этого он решил посмотреть на расписание событий в Moscone Center Сан Франциско — традиционное место для проведения WWDC — и вот что он нашел:
На сайте есть информация о том, что в Moscone West вся вторая неделя июня — а это период времени как раз по прошествии года после WWDC 2008 — заказана для некой “корпоративной встречи.” Кто кроме Apple стал бы резервировать такой большой промежуток времени и попытаться замести следы?
Заелер сделал еще два логичных предположения: Snow Leopard представят на основном докладе, а основной доклад WWDC, как обычно, будет назначен на понедельник.
Свои догадки он решил проверить с помощью Amazon. Поискав книги о Snow Leopard, он обнаружил, что выход нескольких книг намечен на вторую половину июня-июль, а одна из них выйдет даже 15 июня. То есть через неделю после предполагаемого события. Точно также авторы книг вели себя и при выходе прошлых версий операционных систем.
Редакция Apple 2.0 соглашается с этими предположениями и даже выдвигает своё: Стив Джобс, даже за две недели до официального окончания своего больничного, вряд ли передаст Тиму Куку или Филу Шиллеру право представить шестое глобальное обновление Mac OS X (и любые другие большие анонсы, которые Apple к тому времени будет готова показать).
Итак, если все предположения окажутся верными, то можно ожидать, что в понедельник 8 июня в 9 утра по дневному тихоокеанскому времени в Moscone West на главную сцену поднимется заметно отдохнувший и здоровый Стив Джобс.