Ответственный за будущее главного креативного центра
В старые добрые времена, когда в мире еще не было iPhone’ов, MacBook’ов и даже iMac’ов, Apple занималась тем, что выпускала милые крохотные компьютеры с простым интерфейсом, которые очень нравились ребятам, рисующим листовки и девушкам, публикующим комиксы. Есть вещи, которые не меняются: художники любят Apple и сегодня. К ним присоединились блоггеры, журналисты, музыканты, да что там говорить — вы сами видите сколько поклонников у фруктовой компании.
Но, в те далёкие времена, в эру ренессанса цифрового дизайна, Apple в действительности была просто производителем компьютеров. И если бы не появились такие программы, как Adobe PageMaker, Illustrator и Photoshop, Mac’и могли уйти в прошлое вместе с кассетами Betamax.
Продукты Adobe всегда были важной частью креативного имиджа Apple, и сегодня Adobe продолжают заниматься разработкой программ для пользователей, которые не мыслят компьютер без графики. С появлением OS X образовалась еще одна ниша для продукции Adobe, и они вместе с другими программами пакета Creative Suite представили программу InDesign для организации печатных изданий. Сегодня продукция Adobe в полной мере помогает украшать не только весь Web, но и мир в целом.
Итак, это был маленький экскурс в историю. Что же ждёт нас в будущем? Ответственность за дизайн всех вышеперечисленных разработок несёт Джон Лояконо (John Loiacono), первый вице-президент бизнес-группы Adobe Creative Solutions.
“Apple и Adobe имеют общую целевую аудиторию,” — говорит Лояконо. “Творческие профессионалы, работники умственного труда и люди, которые хотят выделяться. Мы одновременно агрессивные и творческие люди. Есть сферы, в которых наши интересы пересекаются и в которых конкурируем, этого никто из нас не скрывает — между нашими компаниями существует магическая связь.”
Так что же нас удивит в будущем? Конечно, смешно было бы ожидать выхода Photoshop CS3 на iPhone. Однако, Лояконо выражает большие надежды на мобильную платформу Apple: поддержка Flash, главная на их взгляд недоработка в iPhone, которая уступает, пожалуй, только копи-пейсту.
“Разработка Flash потребует от Apple большего чем просто SDK, которую они предоставляют для создания других приложений,” — говорит Лояконо. “Apple принимают слишком близко к сердцу вопросы публичного доступа к своим технологиям. Они этого не скрывают, и мы их понимаем. Мы работаем над этим проектом — но мы еще не настолько близко подошли к тому, чтобы представить Flash на iPhone.”
Охранник золотых ворот App Store
Виктор Вэнг (Victor Wang) — если это его настоящее имя — стал интернет-мемом, когда подписал письмо об отказе, информирующее разработчика приложения Pull My Finger о том, что его программа “не представляет практической ценности” и поэтому “не будет выложена в App Store.” Конечно, приложение было не ахти какое хорошее, и, наверное, каждый согласится, что людям куда больше нужны более умные и красивые приложения. Тем не менее, когда Виктор Вэнг отказал Pull My Finger, это вызвало волнение среди разработчиков — полезность стала критерием по которому отбирают приложения в магазин. А это означало , что нужно было пересмотреть огромное количество сделанных на скорую руку заготовок.
Но, что более важно, отказ мистера Вэнга послужил напоминанием того факта, что тот, кто принимает решение о степени готовности приложения для App Store, обладает необычной властью. И эта власть будет только расти со временем, когда iPhone и touch начнут становиться полнофункциональными вычислительными платформами.
Эрика Сэдан (Erica Sadun) писала для TUAW: “Благодаря этим письмам мистер Вэнг стал практически легендой.” Но это не убеждает редакцию MacLife в его существовании. Apple не подтвердит и не опровергнет информацию о том, работает ли у них человек с именем Виктор Вэнг. Джастин Мордженсо (Justin Morgenthau), создатель приложения Dynolicious, которое позволяет автоматически регистрировать данные, выразил мысли многих iPhone-разработчиков: “Я никогда не пересекался с Виктором Вэнгом. Процесс одобрения приложения в App Store похож на магический чёрный ящик.”
Независимо от того, существует ли этот человек на самом деле, MacLife не готовы определить огромную значимость роли, которую может играть в процессе одобрения приложения Виктор Вэнг. Они считают, что Вэнг служит своего рода прокси-сервером для того, кто (или что) охраняет врата App Store. Этот человек (или люди, или компьютер) влияет не только на то, какими приложениями будут пользоваться простые люди, он также определяет кто из разработчиков программного обеспечения сможет воспользоваться преимуществами огромных коммерческих возможностей App Store.
Аналитик и фанат Apple Джин Манстер (Gene Munster) делал заявления, что App Store имеет большие перспективы и к концу 2009 года он может развиться настолько, что отхватит от $416 миллионов до $1.2 миллиардов доли рынка. Если принять во внимание этот факт, Виктору Вэнгу, или тому, кто в действительности одобряет приложения для Apple, можно приписать коллосальное влияние. И, конечно, остаётся надеяться, что Виктор Вэнг, будь он человек или робот, вскоре станет более публичным. Потому что, слова Эрика Мето (Eric Métois), разработчика топового приложения iChalky, отражают настроения многих компаний, а он сказал:
“Я бы с небольшой охотой принялся за разработку настоящего бизнес-приложения, если бы у меня не было прямого способа общения с Apple, другими словами, если бы я не был уверен в том, что мои огромные инвестиции не испарятся в результате мистического неодобрения Apple.”
Jesus Diaz написал замечательную статью на Gizmodo о том, что пора прекращать производство вечных beta-продуктов по примеру Google и начать делать по-настоящему стабильные и надёжные вещи. Перевод его призыва мы и приводим ниже.
Я от этого устал. Я устал от этого постоянного чувства дискомфорта и недовольства технологиями вокруг. От багов, от компромиссов, от обновления прошивок, от заявлений "это будет работать в следующей версии", "это у нас в планах", "купите сейчас, а позже мы выпустим апгрейд", от патчей. Я устал от низких разработческих стандартов, из-за которых программы падают, так как не были достаточно хорошо протестированы перед попаданием в мои руки. И это чувство теперь распространяется и на железо: всё делают так, чтобы его можно было выбросить в следующем году недо-использованным и заменить следующей версией. Я устал от этой бета - культуры, которая в последние годы быстро распространилась подобно раковой опухоли, начиная от программного обеспечения Google и других компаний и заканчивая практически каждым устройством и компьютерной системой вокруг. Нам нужны перемены.
Возьмём к примеру iPhone — один из наиболее успешных продуктов в истории электронных товаров широкого потребления. Мы все его любим, я люблю свой, но тот факт, что первое поколение выпустили без нескольких основных возможностей, которые добавили в следующем поколении, а то и не добавили вовсе, не может не огорчать. Что еще хуже: iPhone 3G был действительно недоделаный: плохой сигнал, сбой вызовов, зависшие приложения. Невозможно представить, чтобы такие вещи происходили с телефоном 5 лет назад. Конечно, и телефоны в те времена были попроще, но они были уж точно прочнее. Сегодня же и техника, и тестирование намного более продвинутые. То есть в теории продукты не могут незаметно поступить в массовое производство с такими очевидными дефектами.
Еще один пример — мой iMac 24, который прямо из коробки … мог похвастаться позорной проблемой с видео-карточкой. Как может машина с такой очевидной проблемой, немедленно обнаруженной многими пользователями, просто так продаваться? То же самое недавно случилось и с видео-платами Nvidia. Фактически, графические карты,которые всегда находились на пике достижений высоких технологий, — идеальный пример того, как аппаратные части на стадии бета-тестирования продаются под видом законченного продукта, с кучей выпускаемых дополнительно драйверов (качество которых, кстати, тоже beta) и патчей к прошивкам.
Всё вокруг глючит: от бета-железа до всемирно известного Синего Экрана Смерти, от глючных Blu-ray-плееров до красного сигнала смерти Xbox 360 и багов PS3, даже от кухонных печей до бракованных DSLR-камер —список проблемных продуктов бесконечен. На совсем недавно вышедший BlackBerry Storm, которого многие ожидали с таким нетерпением, пишут довольно неуважительные обзоры, и это связано с его глючным и, очевидно, недоделанным программным обеспечением.
С другой стороны, у моих родителей до сих пор сохранился телевизор Telefunken CRT и радио-приёмник Braun семидесятых, причём они всё еще находятся во вполне рабочем состоянии. Это были продукты первого поколения. И они никогда не ломались. А посмотрите на мой первый плазменный телевизор от Philips — он сломался спустя меньше года использования. И мой конкретный экземпляр не был исключением. Эта технология была слишком сырой, её рано было выпускать; она была в статусе beta. Но Philips хотели первыми в мире представить плоский телевизор и выиграть гонку, поэтому они решили его выпустить. Наверное это было неправильное решение: сегодня бизнесс Philips переживает не лучшие времена, а в США их телевизоры не представлены вобще. И, в то же время, мои Sinclair ZX Spectrum и Apple II, купленные в восьмидесятых, работают как в первый день после покупки — идеально.
Конечно, продукция которая производится сегодня намного сложнее той, что выпускалась двадцать или тридцать лет назад. Но тогда и производство было намного хуже. Оно было менее автоматизировано и неидеально, часто это был исключительно ручной труд. Сегодня, в мире, где полностью автоматизированные заводы работают 24 часа в сутки 7 дней в неделю, шансов на ошибку должно быть меньше. Однако, мы всё равно наблюдаем бесчисленные сбои в выпущенных на этих заводах продуктах, и эти проблемы есть в каждом конкретном экземпляре всего модельного ряда. В век идеального производства, к сожалению, не стало меньше отзывов товара из-за поломки или возгорания.
Очевидно, проблема кроется в процессе разработки и в ограниченном времени на производство — жизненный цикл продукта специально сужают, чтобы непрерывно получать прибыль. Спешка, в которой стремятся удовлетворить поставленные сроки вместе с увеличивающейся сложностью производства никак не гармонирует с процессами разработки и тестирования, что в результате даёт товары первого поколения на стадии беты. Эта бета-культура, та же, что уже давно захлестнула Интернет, воспитывает людей которые согласны покупать последние достижения техники, невзирая на все их баги.
Кого в этом винить? Google и их веб-приложения? Apple и их проблемы с iPhone 3G? Microsoft и их бесчисленные глючные версии операционных систем и Xbox 360 RROD(red ring of death — красный сигнал смерти)? Philips? Sony? Samsung? LG? Винить нужно всех нас. Производителей, которыми движет жажда расширения и желание любой ценой удовлетворить своих акционеров. Потребителей, которым не терпится подержать в руках блестящее новейшее достижение технологий и готовых пожертвовать ради этого стабильностью. И прессу, которая только подливает масла в огонь своими светлыми обзорами и часто приуменьшением акцента на вещах, которые просто неприемлемы.
Лично я от всего этого устал. Но еще больше меня расстраивает тот факт, что все мы, кажется, сдались. Я устал потому, что теперь в “апгрейдах” все видят возможность защитить свои инвестиции, но в действительности мы просто без лишних вопросов принимаем лень и плохую работу производителей . Вместо того, чтобы жаловаться на обман и отказываться в нём участвовать, мы продолжаем покупать.
В этом и заключается вся проблема: мы сдались во имя прогресса и маркетинга, во имя сокращения циклов жизни продуктов и защиты прав потребителей. Может это и хорошие причины, я не знаю, но глядя в прошлое, мне кажется что нас надули. Нас предали, потому что производители электроники приняли наше стремление к быстрому прогрессу и всю веб-бета-культуру как отмазку, на которую можно свалить выбрасывание недоделанных продуктов на рынок, демонстративное признание багов и отмазку, по которой можно продавать патчи и апгрейды.
Возможно, экономический спад наведёт порядок в этих сумбурных желаниях чего-то нового и изменит жизненный цикл товаров. Во время кризиса люди дважды подумают, перед тем как покупать самое новое и самое навороченное; они дольше будут пользоваться старыми вещами. И тогда производителям прийдется пересмотреть линейки своих продуктов, и спять ногу с педали газа, что в результате приведёт к увеличению качества и улучшению продукции. Возможно, это наш шанс получить лучшую и до конца продуманную электронику.
А может и, наоборот, это станет еще одним поводом для производителей выпускать еще более дешевую продукцию и занижать цены, чтобы покупатели продолжали тратить деньги на их товары, что в итоге скажется на качестве в еще более отрицательную сторону.
Мы всё же надеемся, что первый сценарий имеет неплохие шансы на воплощение в жизнь. Присоединяйтесь! Сделаем мир лучше!