Количество абонентов мобильной связи в России в 2004 году достигло 62 миллионов человек. Об этом сообщила старший консультант компании IKS Consulting Оксана Панкратова на состоявшемся заседании клуба «Мобильные пятницы», посвященном теме «Развитие рынка мобильных услуг: итоги 2004 года и перспективы 2005 года», проведенном компанией «Агрегатор» и информагентством «Росбалт».
Панкратова представила большой доклад, посвященный анализу итогов развития рынка мобильной связи в России в 2004 году с перспективами в 2005 году. По ее словам, число пользователей мобильной связи в России достигло 62 млн. 250 тысяч человек, причем 75% абонентов проживают за пределами Московской области. По итогам десяти месяцев 2004 года региональная абонентская база выросла на 89%. Весь рынок мобильной связи России за 10 месяцев 2004 года вырос на 71% по сравнению с 2003 годом. И потенциал рынка еще не исчерпан.
По данным Панкратовой, в 2005 году число пользователей может вырасти до 95 млн. человек, а к 2010 году — превысить 124 млн. человек и дойти до уровня проникновения в 85%.
По оценкам IKS Consulting, в первом полугодии 2004 года доходы российских операторов сотовой связи составили примерно $3,5 млрд. При этом 85% доходов приходятся на «большую тройку» компаний: «МТС», «МегаФон» и «ВымпелКом», на которых приходятся 88% пользователей сотовой связью. В 2005 году доходы от услуг сотовой связи могут превысить $10 млрд., заявила Оксана Панкратова.
В 2005 году будут наблюдаться многочисленные и масштабные поглощения среди контент-провайдеров в России. Об этом заявил аналитик J'son & Partners Дмитрий Мартемьянов на состоявшемся вчера заседании клуба «Мобильные пятницы», посвященном теме «Развитие рынка мобильных услуг: итоги 2004 года и перспективы 2005 года», проведенном компанией «Агрегатор» и информагентством «Росбалт».
По оценкам эксперта, в России работают 130 контент-провайдеров, имеющие собственные платформы и взаимодействующие непосредственно с операторами сотовой связи. На российском рынке появились новые игроки — контент-агрегаторы, которые предоставляют небольшим контент-провайдерам доступ к операторам связи. Как заявил Мартемьянов, таких небольших компаний гораздо больше, и их может быть в России около тысячи.
Мартемьянов считает, что масштабы российского рынка сотовой связи позволяют работать 500 крупным контент-провайдерам. Хотя уже сейчас наблюдается тенденция к тому, что лидерами рынка контент-услуг становятся крупные компании, с агрессивным маркетингом, которые активно поглощают небольшие компании. По его оценкам, 2005 год будет годом многочисленных и масштабных поглощений в сфере услуг контент-провайдера.
Вместе с тем, Мартемьянов совсем не придерживается пессимистических оценок будущего небольших контент-провайдеров. Они вполне могут выдержать конкуренцию, выходя на рынок с узкоспециализированными услугами. Крупные компании, поставляющие такого рода услуги, будут стремиться к диверсификации своих услуг. Другой путь развития этого рынка, — это развитие услуг агрегаторов. В таком случае, как полагает аналитик, небольших контент-провайдеров может появиться более 5 тыс.
Для российских операторов сотовой связи текущий год начался с быстрого изменения продаж, считает генеральный директор компании «Агрегатор» Кирилл Шрамко, выступивший на заседании клуба «Мобильные пятницы», которое провели компания «Агрегатор» и ИА «Росбалт».
По его словам, в 2004 году произошло бурное развитие каналов рекламы мобильной связи. Если в начале года основным каналом рекламы являлись печатные издания, то уже в середине года им стало телевидение. Это вызвало бурный рост объемов продаж, потому что рынок мобильной связи насытился информацией о предоставляемых услугах.
Бурное развитие рынка, заявил Шрамко, подтолкнуло крупнейшие российские компании мобильной связи — «МТС», «МегаФон» и «ВымпелКом» — к созданию «Ассоциации провайдеров», которая бы ставила перед собой цели развития рынка и поставляемых услуг.
В 2004 году бурно развивался рынок контент-услуг мобильной связи. В связи с тем, что основной рост обеспечивался за счет регионов, «Агрегатор» создала отдельное подразделение, которое работает с партнерами по всей России. По мнению представителя компании, такое сотрудничество в российских условиях, когда необходимо работать с каждым правообладателем отдельно, лучше всего подходит для условий России.
По мнению Шрамко, рынок мобильной связи в России будет развиваться и дальше высокими темпами, а особенно бурно — рынки контент-услуг.