Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Создание компьютерных игр


Информационный Канал Subscribe.Ru


Cоздание компьютерных игр.
Рассылка Евгения Казеко.
Выпускается еженедельно по средам.

Выпуск 4. (от 9 апреля 2003 года)
Работа с Visual C++. Первая программа.

--------------------------------------------------------------------------------------

Перед прочтением выпуска рекомендуется ознакомиться с "FAQ для
абсолютных новичков" сайта www.gamecoder.nm.ru.

Сегодня мы поучимся использовать компилятор Visual C++, немного повозимся
с его интерфейсом, а также напишем простенькую программку на С.

В выпуске 2 рассылки я уже говорил о том, что существует много самых
разных компиляторов на любой вкус. Какой из них использовать - решать вам.
В рассылке я буду опираться именно на Visual C++ фирмы Microsoft, так как
он является одним из двух часто используемых профессиональных компиляторов.
Кроме того, графическая библиотека DirectX также создана фирмой Microsoft.
Конечно, некоторые предпочитают библиотеку OpenGL, есть люди, которые
вообще не любят Майкрософт. Но тут ничего не поделать, вкусы у всех разные.
Тем не менее, я утешу любителей продуктов Borland - программы, которые мы
будем рассматривать в рассылке, очень простые, поэтому они должны работать
и в других компиляторах, с несложными модификациями или без них. Не ленитесь,
чаще читайте документацию компилятора, которым пользуетесь, знайте о его
особенностях - это сослужит вам хорошую службу. Зная свой компилятор, вы
без труда сможете переделывать программы для других компиляторов, ведь
язык С будет оставаться одним и тем же...

Итак, приступим. Экран в Visual C++ 6 содержит обычно три окна - окно
Workspace, в котором можно просмотреть список классов и файлов проекта,
Output, где отображается отладочная информация, и окно для набора текста
программы (исходного кода). Первые два окна можно включать и выключать
кнопками на панели инструментов - они находятся между кнопкой отмены и
окном поиска. Третье окно, если не открыт новый проект, отсутствует.

Давайте создадим новый проект. Для этого зайдите в меню File, и выберите
пункт New. Появится окно выбора, в котором нужно выбрать наверху вкладку
Projects, если она еще не выбрана, и затем, в окне - Win32 Console
Application (Консольное приложение Windows).

Что такое консольное приложение Windows? Это программа, работающая
в консоли, или DOS-окне. Как правило, если у вас есть исходные тексты
программ под DOS, например, если вы используете старые книги, или же
если вы пишете простые программы в учебных целях, вам следует создавать
именно консольные приложения. Приложения Win32 имеют несколько другую
структуру.

После того, как вы выбрали консольное приложение, наберите имя проекта
в поле Project Name, и не забудьте указать путь в поле Location. В
появившемся диалоговом окне выберите An empty project. После этого будет
создан пустой проект - файлы с расширениями .dsp и .dsw. Теперь вы можете
добавлять к проекту файлы. Если вы выберете вкладку FileView окна проекта
(слева), то вы увидите, что все папки пусты. Необходимо добавить новый файл.
Для этого снова заходим в меню File -> New, и затем выбираем вкладку Files.

Обратите внимание на то, что должна стоять галочка напротив Add to
project (добавить к проекту), и указан созданный вами проект - только в этом
случае файл будет добавлен в нужный проект. Затем слева выберите С++ Source
File (исходный файл С++) и введите имя файла в соответствующем поле. По
умолчанию создается файл с расширением .cpp, но если вы пишете на С, укажите
расширение .с.

Если вы следуете примеру данного выпуска, я советую вам так и сделать.
После этого вы сможете набирать текст программы. А также, вы сможете увидеть
созданный только что файл в проекте, открыв в окне слева папку Source Files
(вкладка File View). В этой папке отображаются файлы с исходным кодом
программы (имеющие расширения с или срр). Есть еще папка Header Files, куда
добавляются создаваемые вами заголовочные файлы (имеющие расширение .h),
но сегодня мы таких файлов создавать не будем. Все эти папки, разумеется,
содержатся только в проекте и служат для удобства работы. На диске таких
папок не создается.

Повторим вкратце, что мы создали. Мы создали пустой проект, который
в дальнейшем и следует открывать, если мы хотим компилировать программу
(файл с расширением dsp). Также был создан файл с расширением dsw, и еще
один или несколько служебных файлов, нужных для работы Visual C++.
И самое главное - мы создали файл, где мы будем набирать исходный код
программы. Он имеет расширение .с.

Начнем писать нашу первую программу. Она очень простая - выводит текст
с надписью "Hello World!" в консольном окне. Вот ее текст:

----------------- Текст программы --------

#include <stdio.h>

void main()
{
        printf("Hello World!\n");
}
-------------------------------------------

Вот и все. Просто, не правда ли? Объясню по порядку, что все это значит.
Сперва мы подключаем "стандарнтый заголовочный файл", имеющий расширение .h.
Этот файл содержит набор стандартных функций, и в частности функцию printf,
которую мы будем использовать для печати текста на экране. Все стандартные
заголовочные файлы находятся в папке include (которую вы найдете там, куда вы
устанавливали Visual C++).

Далее идет функция main, без которой (в том или ином проявлении) не обходится
ни одна программа на языке С. Внутри этой функции и пишется исходный код, с
которого начинается выполнение программы. Заголовок функции состоит из ее
названия и возвращаемого типа данных. Сегодня наша функция ничего не
возвращает, поэтому мы указываем тип void. Если бы функция возвращала целое
число, мы бы указали тип int. Есть и другие типы, но об этом не сегодня.
То, что называют "телом функции", идет между двумя фигурными скобками {}.
Именно сюда мы и запишем, то что будет делать наша программа. Вызовем
стандартную функцию printf. Она выводит на экран то, что содержится
в кавычках "". Мы выводим слова Hello World, а знак \n означает переход
на следующую строку (как если бы мы нажали Enter).

Набрав текст программы, скомпилируем и запустим ее. Для этого можно нажать
Ctrl + F5, можно выбрать соответствующий пункт меню Build -> Execute, а можно
воспользоваться знаком ! на панели инструментов. Если текст набран без ошибок,
то будет создан .exe файл и программа запустится (сперва вас могут спросить,
хотите ли вы создать исполняемый файл. Кстати, этот файл вы найдете в папке
Debug вашего проекта).

Hello World! Есть правда одна проблема, с которой я столкнулся. Visual C++
некорректно отображает русский текст, поэтому приходится использовать
английский. Впрочем, вряд ли вы захотите создавать консольные приложения не для
учебных целей, поэтому, думаю, с этим можно смириться.

Я старался поверхностно охватить лишь самое необходимое, но все равно выпуск
получился довольно объемным. При этом кое-что осталось недосказанным - отладка
программ, исправление ошибок и др. И наверняка, если вы никогда не сталкивались
с программированием, у вас будет много вопросов. Посмотрите обучалку "Первая
программа", на сайте www.gamecoder.nm.ru. Полистайте хорошую книгу. А также вы
можете задать вопрос непосредственно мне, отправив письмо на kazeko@list.ru.


До встречи через неделю!


--------------------------------------------------------------------------------------
Поскольку я программист, выпуски моей рассылки будут ориентированы в основном
на программирование. Но я буду уделять немало внимания и общим вопросам создания
игр. И кроме того, кто знает, возможно читатели захотят прочесть рассказ о создании
компьютерной графики, музыки... Уважаемые читатели, пишите ваши пожелания на
kazeko@list.ru - они непременно будут учтены.

Евгений Казеко.
kazeko@list.ru
www.gamecoder.nm.ru
-----------------------------
Рассылка "Создание компьютерных игр", выпуск 1.
Выпускается еженедельно по средам.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное