Компания Газпромнефть Шиппинг (входит в КГН Газпромнефть) осуществляла, в числе прочего, каботажные перевозки (между портами РФ). На судах, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (РМРС).
Доходы от перевозок учитывали при расчете налога на прибыль, амортизацию - делили в пропорции.
Вот только в проверяемом периоде был перекос в регулировании морских перевозок (к слову, с 2019 несправедливость убрали).
Доходы освобождались только от международных перевозок судами РМРС. А в части амортизации такого уточнения не было: зарегистрированные в РМРС суды не признавались амортизируемым имуществом в период нахождения их реестре. Без привязки с целями использования судов, пункта отправления/ назначения.
Получилось, что доходы от перевозок по России компания учла, а расходы на амортизацию - не дали.
Три инстанции не увидели в этом проблемы. Кассация так и написала:
«Само по себе законодательное регулирование, при котором доходы от эксплуатации судов учитываются, а амортизация по судам не учитывается для налогообложения не свидетельствует об отсутствии зеркальности доходов и расходов».
Но ВС РФ такой подход не разделил.
«Правовой подход налогового органа, поддержанный судами трех инстанций, по сути привел к нарушению заложенного в главе 25 НК РФ принципа соотносимости доходов и расходов и связь последних именно с деятельностью организации по извлечению прибыли, что повлекло в рассматриваемом деле исключение из состава расходов налогоплательщика затрат, связанных с деятельностью, доходы от осуществления которой были им обоснованно учтены при исчислении налога на прибыль. Это в итоге привело к неопределенности налогообложения и нарушению закрепленного в статье 3 НК РФ принципа экономического основания налога».
«В результате принятия Федерального закона № 137-ФЗ произошло не изменение правового регулирования, а его уточнение, призванное изменить правоприменительный подход контролирующих (фискальных) органов и устранить неравноправное положение определенной категории налогоплательщиков, сложившееся ввиду ошибочного толкования положений действующего налогового законодательства».
Итог: -62,1 млн. руб.
(+) Определение ВС РФ от 07.10.22 по делу А40-82898/21
Гузель выявляет налоговые риски и переплаты, консультирует по сложным аспектам налогообложения, в том числе по вопросам применения международных норм права. Имеет опыт успешного обращения в Конституционный Суд РФ.
О РАССЫЛКЕ "КАК НЕ ПЛАТИТЬ ЛИШНИЕ НАЛОГИ?"
Если желаете регулярно публиковать свои налоговые материалы, то напишите нам.