Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Как не платить лишние налоги?

  Все выпуски  

Как не платить лишние налоги? - Контрагент не имел достаточных ресурсов: налоговые послед


Рассылка "Как не платить лишние налоги?"
Новости

1 октября в Якутске пройдет очередной семинар для недропользователей
Участники смогут приобрести книгу "Сложные случаи исчисления
НДПИ при добыче золотых, урановых и многокомпонентных руд:
комментарий для опытного налогоплательщика"
.

Контрагент не имел достаточных ресурсов: налоговые последствия

На налогоплательщике лежит обязанность по изучению бизнеса контрагента: это учредительные документы, подтверждение полномочий руководителей, история взаимоотношений с государственными органами, а также судебные разбирательства. Указанные сведения, как правило, размещены на сайтах государственных органов за исключением учредительных документов: их необходимо запрашивать.

Помимо получения учредительных документов у контрагента, желательно провести анализ его бизнеса: поставщики, производственные и иные мощности – все это необходимо для того, чтобы удостовериться, что условия договора будут выполнены.

Фабула дела:

Между компанией и двумя поставщиками были заключены договоры поставки зерновых культур. Поставщики были оптимальны для компании тем, что минимизировались транспортные затраты, а оплата производилась после выполнения поставок. Однако по итогам выездной налоговой проверки в отношении компании был начислен штраф, доначислен НДС и выставлены пени.

В обоснование решения налогового органа было положено то, что между компаниями создан формальный документооборот с целью увеличения вычетов по НДС. Как выяснил налоговый орган, все три компании находились по одному адресу, а поставщики пользовались оргтехникой компании при ведении своей деятельности. Сдача отчетности осуществлялась тремя юридическими лицами с одного IP-адреса.

Поставщики зерновых культур не имели работников (за исключением директора), не обладали материальными и складскими базами, у них отсутствовали транспортные средства, они не пользовались работами или услугами сторонних компаний, а также не обладали иными ресурсами, необходимость в которых обычно возникает при ведении бизнеса.

Анализ банковских выписок по расходам компаний показал, что одной из них на оплату товара и транспортных услуг в сумме потрачено менее 2% от общего числа платежей, тогда как остальные платежи осуществлялись в адрес физических лиц, в том числе выдача денег под отчет не работникам. Доля расходов на товар во второй компании составляет более 65%, доля транспортных расходов – почти 3%, остальные платежи также осуществлялись в адрес физических лиц.

Компания обжаловала решение налогового органа в суд, но суд признал законным решение налогового органа.

 

Судебный акт: Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03 июля 2018 г. по делу А45-16577/2017

Выводы судов:

 

1.  Суд при вынесении решения исходил из того, что компаниям при ведении бизнеса необходимы ресурсы: здания, техника, работники и иное. Без ресурсов ведение деятельности по поставке зерновых культур вести невозможно.

2.  Суд указал, что решение налогового органа о доначислении НДС может быть признано незаконным только в случае доказанности добросовестности налогоплательщика при выборе контрагента, заключении и исполнении договоров: все договоры, заключаемые в процессе ведения деятельности, должны быть реальными и создающими прибыль для компании.

3.  Судом определено, что при условии взаимоотношений с поставщиками, не обладающими достаточными ресурсами, при наличии доказанной взаимосвязи между покупателем и поставщиками (деньги под отчет выдавались работникам покупателя), вывод налогового органа о создании формального документооборота с целью получения дополнительной налоговой выгоды соответствует закону.

4.  Судом принято во внимание то обстоятельство, что в последующем поставщики были исключены из ЕГРЮЛ как недействующие, что дополнительно подтверждает их формальность и единственную цель их создания: уменьшение НДС.

 

Комментарии:

1)  Вывод суда основан на анализе ресурсной базы компаний (в том числе работников), на анализе возможности взаимосвязи между сторонами договора, а также на анализе банковских выписок по расходам компаний.

2)  Некоторые из ресурсов (к примеру, офис, склад, транспортные средства) могут быть арендованы и, при условии того, что договор аренды действует, принадлежать компании и использоваться ею при ведении дел.

3)  В структуре расходов любого действующего бизнеса значительную долю составляет оказание услуг или выполнение работ, связанных с фактом наличия компании: это оплата по договорам на ведение банковского счета, на оказание услуг электронного документооборота по налоговой отчетности, систем 1С, систем иного электронного учета, телефония и интернет, услуги клининга, поставки канцтоваров, воды и иных.

 

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

 

ОБ АВТОРАХ


Выпуск подготовлен юридической фирмой "Ветров и партнеры".

Мы занимаемся ведением споров и сопровождением сделок в области корпоративного, договорного, интеллектуальной собственности, банкротства; помогаем в защите бизнес-активов.

Мы работаем как в Сибири, так и в европейской части России.


О рассылке "Как не платить лишние налоги?"


Использование материалов рассылки возможно только с разрешения авторов.


В избранное