В данной статье речь будет идти об изменениях в Налоговый
кодекс РФ и другие законодательные акты,
принятых Федеральным законом №57-ФЗ от 29.05.2002,
более точно – о порядке вступления в силу
данного закона.
Принятие нормативных документов “задним”
числом давно уже вошло в привычку. Про данную
привычку в отношении Минфина РФ мы уже писали, и
не раз.
Если мы говорим о Государственной думе РФ, то у
нее обычно другие методы действий, а именно, -
принять 31 декабря под Новый год, чтобы, как
говорится, в Новый год – с новыми законами.
В 1998 году, 16 июля, Дума решила усложнить себе
задачу, выпустив 1 часть Налогового кодекса РФ,
в котором в статье 5 закрепила, что акты
законодательства о налогах вступают в силу не
ранее чем по истечении одного месяца со дня их
официального опубликования и не ранее 1-го числа
очередного налогового периода по
соответствующему налогу, за исключением случаев,
предусмотренных настоящей статьей.
Необходимо отметить, что выполняться должны
оба условия, то есть из двух дат (1-е число
следующего налогового периода и месяц со дня
опубликования выбирается последняя).
Попробуем разобраться в “исключениях”.
1 исключение. Нормативные документы, вводящие
налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1
января года, следующего за годом их принятия, но
не ранее одного месяца со дня их официального
опубликования. Если налоговый период по налогу
– год, то “исключения” нет, если же – месяц или
квартал, то приведенное в этом пункте условие –
более жесткое.
2 исключение. Акты законодательства о налогах
и сборах, устраняющие или смягчающие
ответственность за нарушение законодательства о
налогах и сборах либо устанавливающие
дополнительные гарантии защиты прав
налогоплательщиков, плательщиков сборов,
налоговых агентов, их представителей, имеют
обратную силу. Речь здесь идет только лишь об
ответственности и гарантиях – достаточно
“узкое исключение”. Причем, если нормативный
акт сочетает несколько новых положений, то
обратную силу имеют только положения,
увеличивающие гарантии и снижающие
ответственность. Заметим, что в нормативном акте
при этом необязательно должно быть указано, что
он вводится “задним” числом.
3 исключение. Акты законодательства о налогах
и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы,
снижающие размеры ставок налогов (сборов),
устраняющие обязанности налогоплательщиков,
плательщиков сборов, налоговых агентов, их
представителей или иным образом улучшающие их
положение, могут иметь обратную силу, если прямо
предусматривают это. Здесь предусмотрена
значительно более широкая сфера применения, но
имеется ограничение, что нормативный акт должен
предусматривать “введение задним числом”.
Опять же, обратную силу будут иметь только нормы,
улучшающие положение налогоплательщика.
Есть в статье 5 НК РФ еще одна норма – что
законодательные акты, ухудшающие положение
налогоплательщика, обратной силы не имеют. Это
положение следует из вышесказанного и не несет
дополнительной смысловой нагрузки. Приведено
оно, скорее всего, для отсутствия различных
толкований.
Таким образом, если законодательный акт не
ухудшает и не улучшает положения
налогоплательщика, то он обретает силу лишь
спустя месяц и не ранее следующего налогового
периода.
Реально мы имеем обратную ситуацию – нормы,
которые трактуются, как “не ухудшающие”
положения налогоплательщика, вводятся без
соблюдения условия месяц + начало налогового
периода. Данная трактовка в корне неправомерна и
налогоплательщик в таких случаях имеет полное
право не следовать прихотям государственных
органов.
Таким образом, уважаемые коллеги, предлагаем не
применять Федеральный закон №57-ФЗ от 29.05.2002 в
той части, в которой для Вас нет улучшений и
послаблений до 1 января 2003 года. Выбирайте сами,
какие положения Вам нравятся, а какие нет в этом
законе, закрепляйте этот выбор в учетной
политике.
Аудиторская компания “Контур аудит”
г. Екатеринбург, 2002
Данный материал опубликован в Региональной
полосе по Уральскому региону газеты
"Экономика и жизнь"
Уважаемые господа, ведущая рассылку данную рассылку аудиторская фирма
Контур аудит работает с 1992 года и предлагает вам следующие услуги:
- Аудиторские проверки;
- Управленческий консалтинг;
- Внедрение информационных технологий в бухгалтерский и управленческий учет;
- Ведение и восстановление бухгалтерского учета, сдача отчетности;
- Консультации по бухгалтерским, налоговым и юридическим вопросам, разовые и абонементные;
- Юридические услуги:
Ликвидация предприятий;
Защита прав налогоплательщиков в досудебных и судебных инстанциях;
Ведение дел в арбитраже по спорам хозяйствующих субъектов;
Мы оказываем услуги на всей территории России и СНГ. Ответственность страхуется.
Уважаемые подписчики! Если Вас заинтересовали наши материалы, мы будем очень рады и признательны Вам, за любые Ваши замечания, пожелания и мнения по затронутым в публикациях темам.
Наши консультации платные, выслав вопрос, укажите номер факса, по которому можно выставить счёт.
**************************************************************
ООО "Компания"Контур аудит", 2001
(3432) 74-39-21, 74-78-05, 74-78-04, 74-72-58
г. Екатеринбург, ул. Мира, 23, ком. 230 kontur@sky.ru
***************************************************************