Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Налоговые новости для юриста и бухгалтера" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Уважаемые господа, ведущая рассылку данную рассылку аудиторская фирма Контур аудит работает с 1992 года и предлагает вам следующие услуги:
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО РАСЧЕТУ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ “ПЕРЕХОДНОГО” ПЕРИОДА.
ТОМ 1. В данном томе:Вступление.
Общие принципы.
Переход на метод начисления.
Включение сумм в лист 12 Декларации по налогу на прибыль (с учетом изменений в декларации от 12 июля 2002 года).
ЧАСТЬ 1.
Вступление. Будет нелегко.
С 01.01.2002 года вступила в силу ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ (ред. От 29.05.2002) “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах” (далее – Закон 110-ФЗ). Согласно указанной статье все налогоплательщики должны до 28 июля 2002 года сдать налоговую декларацию по налогу на прибыль, в которой исчислят сумму налога по так называемому “переходному периоду”. Таким образом, соответствующий расчет будут делать практически все предприятия.
Трудоемкость расчета зависит от многих факторов. Это количество основных средств и нематериальных активов на предприятии, наличие большого числа дебиторов, убытков в предыдущих периодах, применение метода “по отгрузке” или “по оплате” для целей налогообложения и порядка списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов, порядок учета внереализационных доходов и расходов и от других факторов. Но одно очевидно: для многих предприятий эта работа действительно будет сравнима с работой по отдельно взятому отчетному периоду, несмотря на то, что операций, как таковых, в нем нет.
Фактически, чтобы оценить все то, что положено сделать, необходимо провести параллель между положениями, которые действовали до 01.01.2002 года по расчету налога на прибыль и аналогичными положениями, которые действуют сейчас. Согласитесь, даже выявить соответствующие отличия – работа колоссальная, а в последствии по многим из таких отличий необходимо будет проводить работу.
В дальнейшем эхо указанной работы, возможно, будет преследовать налогоплательщика в течение пяти лет – именно на такой срок может растянутся уплата сумм налога по "переходному" периоду.
Данная статья имеет своей целью облегчить труд бухгалтерии предприятия и систематизировать всю эту информацию.
Общие принципы.
Первое. Структура ст. 10 Закона 110-ФЗ. Законодательство по переходному периоду.
Пункты 1 и 2 статьи касаются тех налогоплательщиков, которые для целей расчета налога на прибыль с 01.01.2002 года применяют метод начисления. В пункте 1 регламентирован порядок учета доходов “переходного” периода, в пункте 2 – расходов для таких организаций.
Пункты 9 и 11 касаются налогоплательщиков, которые для целей расчета налога на прибыль с 01.01.2002 года применяют кассовый метод.
Пункты 3-5 касаются тех организаций, которые по состоянию на 01.01.2002 имели суммы непогашенных убытков прошлых лет или 2001 года. Эти пункты применяются независимо от метода расчета налога, указанного выше. Строго говоря, они не относятся к налоговой базе переходного периода. Также и в декларации по налогу на прибыль эти данные проходят совершенно в другом месте (Приложении №4 к листу 2), а не в листе 12. Поэтому в данной статье мы их рассматривать не будем.
Пункты 6,8,10,11 регламентируют порядок исчисления сумм налога, их уплаты и включения соответствующих сумм в декларации.
Кроме того, существует специфический пункт 7, касающийся момента начала исчисления амортизации по основным средствам, подлежащим государственной регистрации. Данный пункт также не связан с формированием налоговой базы “переходного” периода. Поэтому в данной статье мы его рассматривать не будем.
Кроме того, для формирования базы необходимо пользоваться общими положениями главы 25 Налогового кодекса РФ.
В конце перечисления нормативных документов стоит сказать о том законодательстве, которое действовало до 01.01.2002 года. Ввиду того, что расчет связан с различиями в учете, то нам придется многочисленное число раз оглядываться на это законодательство. Это и Положение о составе затрат … , утвержденное Постановлением Правительства №552, и всевозможные Положения по бухгалтерскому учету и множество других нормативных документов.
Второе. База, которая рассчитывается, имеет самостоятельное значение. Она облагается налогом независимо от существования или отсутствия налоговой базы в любых других отчетных периодах, начиная с 1 полугодия 2002 года. Если в результате учета доходов и расходов “переходного” периода получился убыток, то он не уменьшает налоговую базу любых других периодов. И, наоборот, если по результатам отчетного (налогового) периода получился убыток, то он никак не повлияет на налогообложение “переходного периода”. Данное положение закреплено в п.6 ст. 10 Закона 110-ФЗ. Но имеется одно очень важное исключение, которое можно и не заметить после первого просмотра документа. Исключение касается убытков прошлых лет. Данный убыток не влияет на налоговую базу “переходного периода”, а, напротив, учитывается при определении налога за соответстсвующие периоды. Данные утверждения следуют из анализа п.3-5 ст. 10 Закона 110-ФЗ.
Третье. Предприятия, которые перешли на соответствующие ранее применяемым методам учета для целей налогообложения, тем не менее, должны применять при расчете переходные пункты 1 и 2 для метода начисления и 9,11 для кассового метода. Это связано с тем, что понятий метода “начисления” и “кассового” метода раньше не существовало. Кроме того, даже соответствующие методы не в полной мере равнозначны. Таким образом, формулировка “предприятия, ранее применявшие метод “по отгрузке” перешли на применение метода начисления”, правомерна. То же самое и с кассовым методом. Все налогоплательщики переходят на применение какого-либо метода независимо от ранее применяемого.
Четвертое. Необходимо отметить, что в том случае, если при анализе состава основных средств (нематериальных активов) объект попадает в состав основных средств как исходя из требований бухгалтерского учета на начало 2002 года, так и по требованиям Закона 110-ФЗ, то никаких последствий для расчета базы “переходного” периода такие основные средства не имеют. Определенный переходный порядок в данном случае будет иметь место, но отнесенные суммы амортизации будут учитываться в составе расходов текущих налоговых или отчетных периодов.
Применение данного порядка подробно расписано в ст. 322 НК РФ. Неясности возникают лишь в случае, когда срок фактического использования превысил минимальную планку установленного срока полезного использования для группы, но меньше максимального срока использования для группы.
Пример 1.
Компьютер стоимостью 12000 руб. отслужил 4 года. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1 “О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы” данный объект относится к 3 группе, полезный срок его использования должен находиться в пределах от 3 лет и 1 месяца до 5 лет включительно. Считаем, что в соответствии с абзацем 1 пункта 1 ст. 322 НК РФ налогоплательщик сам может установить срок полезного использования, например, равный 49 месяцев и включить остаточную стоимость в расходы в январе 2002 года.
Если же срок
фактического использования в данном примере оказался более 5 лет (например, 119 месяцев – более 9 лет), то в соответствии со ст. 322 НК РФ данный объект будет попадать в специальную группу с равномерным включением остаточной стоимости в расходы в течение не менее 7 лет.Если срок фактического использования в данном примере оказался менее 3 лет или равен 3 года (например, 30 месяцев), то для максимально быстрого включения в расходы (дабы беспроцентно не кредитовать государство) можно установить срок 37 месяцев и перенести остаточную стоимость на расходы за 7 месяцев.
Показательным элементом данного примера является тот факт, что при наибольшем из взятых нами сроке фактического использования компьютер будет включаться в расходы дольше всего – почти 16 лет, а при наименьшем быстрее всего – за 3 с небольшим года.
Это связано с попыткой законодателя упростить положение дел, установив единый срок включения в расходы указанных сумм для всех групп – не менее семи лет. Привело же это лишь к большим искажениям.
Конец примера.
Вывод. Переходных моментов, связанных с исчислением налога на прибыль, немало. При этом их можно разделить на два вида – включаемые в расчет базы переходного периода и не включаемые в базу (отражаемые в расходах обычных налоговых и отчетных периодов).
Во вторую группу включаются убытки прошлых лет, суммы переноса амортизируемого имущества остаточной стоимостью более 10000 руб. на расходы, остатки стоимости незавершенного производства.
В первую – иные доходы и расходы, учет для целей налогообложения или других результатов деятельности которых еще не завершен и с введением в действие НК РФ изменился. В данной статье мы будем подробно рассматривать именно первую группу.
ЧАСТЬ 2.
Порядок расчета налоговой базы “переходного” периода.
Раздел 1.
Переход на метод начисления. Доходы “переходного” периода.
Влияние изменений в учете выручки от реализации на базу “переходного” периода.
Вначале рассмотрим те особенности, которые возникнут независимо от применяемого ранее метода учета выручки от реализации для целей налогообложения. Условно пункт будет называться “Особенности перехода с метода “по отгрузке”, но использовать его в работе необходимо и остальным предприятиям.
1. Особенности перехода с метода “по отгрузке”.
Порядок включения доходов от реализации в целях исчисления налога на прибыль по методу начисления в соответствии со ст. 249 НК РФ практически не отличается от аналогичного порядка, закрепленного до 01.01.2002 в Положении о составе затрат … при закреплении в учетной политике метода “по отгрузке”.
Поэтому для налогоплательщиков, переходящих с метода “по отгрузке” на метод начисления, дополнительных сумм включения доходов от реализации в “переходном” периоде не будет. Но из правила существуют исключения.
а) Во-первых, в том случае, когда предприятие в отдельные годы до 2001 года использовало метод “по оплате”, то при переходе на исчисление налога на прибыль “по отгрузке” оно должно было включать суммы отгруженной, но неоплаченной в соответствующие годы продукции (работ, услуг) в целях исчисления налогов по мере поступления оплаты за нее.
Пример 2.
В 2000 году предприятие принимало выручку для целей налогообложения “по оплате”, с 2001 года перешло на метод “по отгрузке”. Дебиторская задолженность за отгруженную продукцию на 01.01.2001 года составила 1000000 руб. без НДС. Оплата за данную продукцию поступала в следующем порядке: 1 квартал – 500000 руб. 2 квартал – 100000 руб., 3 и 4 квартал – не поступала.
Так как метод “по отгрузке” в 2001 году распространился только на вновь производимые реализации товаров (работ, услуг), то включение указанных сумм должно было производится по мере поступления оплаты. В 1 квартале 2001 года в выручку для целей налогообложения будет дополнительно включена сумма 500000 руб., во втором квартале – 100000 руб.
Сумма 400000 руб. так и осталась неоплаченной до даты вступления в силу НК РФ. Поэтому, несмотря на то, что порядок исчисления доходов от реализации при переходе на метод начисления практически не изменился, доходы в сумме 400000 руб. необходимо будет учесть в качестве дохода “переходного” периода.
Конец примера.
б) Во-вторых, включению в доходы подлежит дебиторская задолженность по реализованным имущественным правам, ранее не включенная в базу для целей налогообложения.
На текущий момент в НК РФ много внимания уделено дате признания дохода в целях исчисления налога. Для учета доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав должен применяться единый метод.
Ранее в соответствии с п. 13 Положения о составе затрат … четкая формулировка существовала лишь для даты включения для целей налогообложения выручки от реализации продукции (работ, услуг). По порядку включения внереализационных доходов дискуссии шли на протяжении многих лет.
В соответствии с п.2 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” валовая прибыль представляла собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
С 01.01.1999 года в силу вступила Ч.1 НК РФ, в соответствии с п. 2 ст. 38 которой имущественные права для целей налогообложения были исключены из состава имущества (напомним, что ранее, в соответствии со ст. 128 ГК РФ понятия имущества и имущественных прав не разделялись).
Таким образом, доходы от операций, связанных с реализацией имущественных прав, ранее могли быть включены лишь в перечень внереализационных доходов, который определялся в соответствии с п.6 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” и п. 14 Положения о составе затрат …
Так как порядок включения данного вида внереализационных доходов для целей налогообложения не был регламентирован, то необходимо руководствоваться общими нормами признания доходов. В частности в ПБУ №9 “Доходы организации” в составе доходов учитываются поступления от продажи основных средств и иных активов, за исключением денежных средств, товаров, продукции. И хотя данный документ не регламентирует порядок налогообложения, иные формулировки просто отсутствуют в законодательстве.
Отметим, что к имущественным правам относятся невещные объекты гражданских прав. Таким образом, для целей налогообложения в имущество включаются, например, продукция, товары, ценные бумаги, плоды, предприятие, как имущественный комплекс, основные средства и другие объекты. К неимущественным правам относятся, например, доли в уставном капитале, дебиторская задолженность, права аренды, сервитута и др.
В соответствии с общим порядком, налогоплательщик должен включить суммы доходов по приведенным выше операциям в том случае, если до 01.01.2002 данные операции не увеличивали налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. О порядке
в) Возможно, особый порядок использовался предприятиями и при включении выручки от реализации основных фондов, ценных бумаг и иного имущества.
На практике по определению выручки от реализации основных фондов и иного имущества предприятия “по умолчанию” использовали тот же метод, что и для учета выручки от реализации продукции (работ, услуг). Минфин РФ так же не раз высказывал свою позицию, что метод должен быть единый. Тем не менее, заметим, что разночтения здесь все же могут быть. Это связано с тем, что Положением о составе затрат … не регламентирован порядок определения выручки от реализации основных фондов и иного имущества в зависимости от применяемого метода учета выручки от реализации.
При переходе с метода “по отгрузке” на метод начисления сохраняется общее требование, касающееся проведения инвентаризации дебиторской задолженности на 01.01.2002 года.
2. Особенности перехода с метода “по оплате”.
Помимо особенностей, уже указанных выше, несомненно, самая важная в данном пункте – это методика определения доходов и расходов базы “переходного” периода, связанных с остатками отгруженных и не оплаченных товаров (работ, услуг).
Как и в предыдущем пункте, рассматриваться здесь будут только доходы и расходы от реализации в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
На сегодняшний момент законодателем исключены дополнительные сложности, связанные со специальными показателями в размере 10% от выручки за 2001 год.
Однако необходимо отметить, что в связи с указанными уже выше отличиями между определениями “выручки от реализации” в 2001 году и “доходами от реализации” в 2002 году не всегда при определении доходов “переходного” периода достаточно будет учесть суммы, которые указываются по строке 2.1.а) Приложения №4 к Расчету налога от фактической прибыли. Необходимо учитывать, что в доходы буду включаться и суммы по отгруженному, но не оплаченному имуществу (основным фондам, ценным бумагам и т.д.), то есть показатели строк 2.2.а) и 2.3.а).
Так как остатки отгруженной, но не оплаченной продукции копиться могли достаточно долго, то использовать в работе придется данные указанных Приложений №4 за многие годы (напомним, что до 15.06.2000 года это Приложение имело 11 номер). Без этой информации достоверных сведений получить не получится, так как произведя инвентаризацию “дебиторки” и определив остатки неоплаченной продукции и других ценностей, нельзя пока еще с точностью сказать, были эти суммы включены в расчет налога или нет. Причин здесь может быть множество.
Первая причина – если предприятие в какой-либо период использовало метод “по отгрузке”. Остатки до сих пор числятся, но оплаты не поступило. Тем не менее, все налоги уплачены.
Вторая причина – ошибки в расчетах.
Третья причина – по каким-либо активам (например, по ценным бумагам), предприятие могло не сделать перерасчет, применяя иные методы определения выручки по операционным доходам и расходам.
Нет ограничения в Законе 110-ФЗ на количество лет, которое соответствующая задолженность числится в бухгалтерском учете. Поэтому в связи с тем, что предприятие считает налоговую базу “переходного” периода отдельно, в случае, если задолженность с истекшими сроками давности по каким-либо причинам до сих пор не списана, организация должна фактически заплатить по ней 24% налога. При списании такой задолженности в 2002 году, внереализационные расходы будут учтены уже при расчете налоговой базы в 2002 году. Если же предприятие дебиторскую задолженность списало до 01.01.2002, то в целях расчета базы “переходного” периода учитывать ее не нужно, даже если она числится на забалансовом счете. Это следует из того, что в ст.10 Закона 110-ФЗ речь идет именно о дебиторской задолженности, а списанная задолженность в данные по дебиторской задолженности не включается.
Для правильного определения соответствующей суммы дохода рекомендуется:
а) определить общую сумму задолженности по отгруженной и неоплаченной продукции, работам, услугам и имуществу (за минусом НДС и акцизов), срок образования которой ложится на те годы, когда предприятие применяло метод “по оплате”;
б) определить данные по отгрузке продукции, работ, услуг и имуществу за те годы, в которые предприятие применяло метод “по оплате” на основании Форм №2 “Отчет о прибылях и убытках”;
в) определить общий итог корректировок по указанным выше строкам Приложений №4 (11) за те годы, в которые предприятие применяло метод “по оплате” (необходимо учесть и те годы, когда был метод “по отгрузке”, а предприятие получало оплату и производило корректировки); рассмотреть также сумму остатка отгруженной но неоплаченной продукции на 01.01.2002, которая зафиксирована в бухгалтерских справках по расчету корректировки выручки от реализации за 2001 год;
г) сравнить: если а) = б) – в), то все нормально, эту сумму необходимо включать в доход;
д) если равенства нет, необходимо установить причины расхождений, при расчете доходов ориентироваться нужно будет на сумму, полученную путем вычета суммы в) из суммы б), при этом необходимо вычесть списанную дебиторскую задолженность.
Влияние изменений в учете внереализационных доходов на базу “переходного” периода.
Про трудности учета внереализационных доходов до 01.01.2002 года говорилось выше. Вкратце обрисуем ситуацию. Законодательно момент учета внереализационных доходов не был регламентирован. Мнение МНС РФ состояло в том, что внереализационные доходы необходимо учитывать в соответствии с правилами бухгалтерского учета, то есть в соответствии с ПБУ 9/99 “Доходы организации”. Данное мнение было закреплено в комментарии к Приложению №4 к расчету налога от фактической прибыли. Однако, данное мнение не имело под собой реальной основы, что неоднократно и подтверждали различные судебные органы. Тем более, такая позиция порочна, потому что доходы от внереализационных операций в бухучете считаются “развернуто”, а в целях налогообложения доходы от внереализационных операций уменьшаются на суммы расходов по таким операциям, то есть учитываются “свернуто”. Поэтому данный параграф не будет разбиваться на две части – по предприятиям, использовавшим ранее метод “по отгрузке” и по организациям, применявшим метод “по оплате”. Для большей наглядности картины разобьем все суммы, которые будут включены в доходы “переходного” периода из-за изменений в учете внереализационных доходов на несколько групп:
- доходы в виде санкций за нарушение договорных обязательств;
- доходы от сдачи имущества в аренду;
- доходы от уступки прав требования;
- проценты по договорам займов и ценным бумагам (иным долговым обязательствам).
1. Доходы в виде санкций за нарушение договорных обязательств.
Данный вид доходов всегда вызывал наибольшее количество проблем и у налогоплательщиков, и у налоговых органов.
На начало 2002 года многие предприятия смело использовали в своей работе Постановление Конституционного суда РФ от 28.10.99 №14-П, Решение Верховного суда от 31.10.2001 года. Согласно данным документам неполученные доходы в виде присужденных и признанных должником санкций за нарушение условий хозяйственных договоров не являются объектами налогообложения.
МНС РФ в своем Письме от 24.12.1999 N ВГ-6-02/1049 “О Постановлении Конституционного суда РФ от 28.10.99 № 14-П” высказало мнение, что всем организациям, кроме банков, необходимо руководствоваться нормами п.14 и 15 “Положения о составе затрат …”, согласно которым присужденные или признанные должником санкции включаются во внереализационные доходы. Кроме того, в комментарии (*) к Приложению №4 к Расчету налога от фактической прибыли указано, что внереализационные доходы принимаются к учету в целях налогообложения в соответствии с данными бухгалтерского учета. В соответствии с нормами ПБУ №10 “Расходы организации” указанные санкции учитываются в момент признания их должником или вынесения решения суда.
Поэтому остальная группа честных налогоплательщиков все санкции включала в доходы и облагала налогом на прибыль.
После 01.01.2002 года в соответствии с пп.4 п. 4 ст. 271 НК РФ дата признания указанных внереализационных доходов – дата признания санкций должником или дата вынесения решения суда.
Если организация относится ко второй группе, то при расчете налоговой базы “переходного” периода ей ничего делать не надо.
Если организация относится к первой группе, то при расчете налоговой базы “переходного” периода необходимо все санкции, по которым соблюдено одно из указанных двух условий, включить в доходы.
Пример 3.
В октябре 2001 года предприятие ООО “Град” произвело сверку с предприятием ЗАО “Свет”, в результате которой предприятие ЗАО “Свет” были признаны задолженности по пеням и штрафам за нарушение договора купли-продажи на общую сумму 10 000 руб. Оплата сумм пришла на расчетный счет ООО “Град” 25.01.2002. ООО “Град” в 2001 году данные суммы включены во внереализационные доходы не были.
Необходимо включить данные 10 000 руб. в расчет налоговой базы “переходного” периода.
Конец примера.
2. Доходы от сдачи имущества в аренду.
Согласно п.4 ст. 271 НК РФ датой получения дохода при сдаче имущества в аренду признается
дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.Это одно из немногих положений, которое имеет условный характер.
Причем очевидно, что налогоплательщику расчетные документы вообще не предъявляются.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ имущество, работы, услуги и имущественные права, полученные в порядке предварительной оплаты, в доходы не включаются. Что касается денежных средств, то они к имуществу не относятся. Порядок признания доходов в этом случае в точности определяется ст. 271 НК РФ.
Таким образом, дата учета доходов от аренды должна быть утверждена в учетной политике для целей налогообложения. Чтобы различных толкований не было, рекомендуется включать указанные доходы в доходы от реализации в соответствии со статьей 249 НК РФ. Такая возможность предусмотрена в ст. 250 НК РФ.
До 2002 года налогоплательщики включали данные доходы во внереализационные. На практике предприятия, “работавшие по оплате”, учитывали их в момент получения денежных средств или иного погашения задолженности, а те, кто работал “по отгрузке” – в момент выставления счетов или окончания очередной части периода аренды (месяца).
Если дата учета доходов от аренды, утвержденная в учетной политике за 2002 год, не совпадает с применяемой для целей налогообложения ранее, налогоплательщик должен включить суммы, которые раньше не включались в расчет объекта налогообложения в базу “переходного” периода.
Пример 4.
Предприятие ООО “Град” в 2001 году использовало метод признания доходов для целей налогообложения “по оплате”. ООО “Град” предоставило ЗАО “Свет” производственные помещения в аренду сроком на 1 месяц – декабрь 2001 года. Сумма аренды составила 5 000 руб. без НДС. Срок платежа – 25 декабря 2001 года. На конец 2001 года суммы на расчетный счет не поступили. В доходы для целей налогообложения в 2001 году ООО “Град” стоимость аренды не включило.
Необходимо включить сумму 5 000 руб. в доходы “переходного” периода.
Конец примера.
3. Доходы от уступки прав требования. В соответствии с п. 5 ст. 271 НК РФ и ст. 279 НК РФ доходы от таких операций определяются в виде разница между средствами, причитающимися при реализации права требования и расходами по его приобретению в момент уступки (дальнейшей уступки) права требования. Нет разницы – нет доходов. Если права требования реализуются как финансовые вложения, и требование погашено должником до его последующей уступки, то моментом признания дохода будет соответствующая дата погашения задолженности.Возникновение доходов у продавца товаров, работ, услуг и дальнейшей уступке прав требования вообще мало вероятно.
Ранее данные доходы, являющиеся фактически доходами от реализации имущественных прав, как уже указывалось, для целей налогообложения считались внереализационными. Доходы также уменьшались на суммы расходов.
Те предприятия, которые определяли внереализационные доходы по правилам бухгалтерского учета, в базу “переходного” периода никакие суммы по таким сделкам включать не будут.
Если же организации (особенно те, которые применяли метод “по оплате”), включали суммы доходов от уступок в момент “фактического получения дохода”, то есть в момент получения оплаты, то у них возникает увеличение налоговой базы “переходного” периода на суммы неполученного дохода.
4. Доходы в виде процентов по договорам займов и ценным бумагам (иным долговым обязательствам).В соответствии с п.6 ст.250 НК РФ и п.6 ст.271 НК РФ проценты по договорам займа, по ценным бумагам признаются внереализационными; если срок действия договора приходится более чем на один отчетный период, доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец соответствующего отчетного периода. В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).
Ранее соответствующие доходы также были внереализационными для целей налогообложения, однако, многие предприятия учитывали полученные проценты только в момент их оплаты.
Таким образом, если на конец 2001 года у таких предприятий имеются неполученные суммы процентов по займам и ценным бумагам, то их необходимо отразить в составе доходов “переходного” периода.
Иные доходы переходного периода.
Могут у предприятий обнаружиться и достаточно специфические виды доходов “переходного” периода, связанные с различиями в оценке активов до 2002 года и после 01.01.2002 года для целей налогообложения и другими нормами ст. 10 Закона 110-ФЗ. То, что многие активы будут оцениваться по-другому, сомнений нет. Оценка большинства объектов производится иначе. Например, это могут быть:
- Основные средства;
- Нематериальные активы;
- Расходы будущих периодов;
- Ценные бумаги (в части сумм их переоценки);
- Суммы резервов;
- Материально-производственные запасы;
- Незавершенное производство;
- И другие.
Только вот последствий это, в основном, не вызовет. Так, согласно ст. 322 НК РФ основные средства будут приняты по остаточной стоимости. Нематериальные активы, если они такими раньше не являлись также будут приняты как сумма расходов по их приобретению и доведению до состояния за вычетом уже принятых для целей исчисления налога сумм до 01.01.2002. Ничего не сказано про введенные в действие до 01.01.2002 года нематериальные активы. Рекомендуем поступать по ним также, как и с основными средствами.
Могут возникнуть реальные проблемы с объектами, ранее учтенными в составе расходов будущих периодов. Целый ряд таких расходов (программы, базы данных и т.п.) списывается по моей принципиальной позиции после 01.01.2002 одномоментно в момент принятия к учету. Доходов по таким объектам для базы “переходного” периода также не будет – будут расходы.
Но по некоторым объектам доходы все же
возникнуть могут.
В соответствии со статьей 10 Закона 110-ФЗ не нужно включать суммы в доходы “переходного” периода по следующим резервам:
а) предстоящих расходов на ремонт (если в соответствии со ст. 260 НК РФ);
б) по сомнительным долгам (только если предприятие использовало метод “по отгрузке”);
в) на гарантийный ремонт (по объектам, срок гарантийного ремонта которых не истек);
г) на оплату отпусков.
Для банков дополнительно – по потерям по ссудам.
Для профессиональных участников рынка ЦБ – по резервам под обесценение ценных бумаг.
Порядок учета резервов предстоящих расходов на ремонт закреплен в ст. 260 и 324 НК РФ. Если остаток средств по таким резервам соответствует критериям в указанных статьях, то включать в доходы его не надо. В частности, критериями являются:
- резерв образован с учетом закрепленного организацией норматива отчислений;
- учтена периодичность ремонта основных средств, частота замены элементов, сметная стоимость ремонтов;
- производится накопление средств в течение более одного налогового периода для финансирования ремонта в соответствии с графиком ремонтов при условии, что в предыдущих периодах такие ремонты не осуществлялись.
В противном случае в соответствии со ст. 324 НК РФ остаток неиспользованных средств должен быть включен в доходы в конце года. В данном случае – в доходы “переходного” периода.
У предприятия могут существовать еще много видов используемых резервов. Перечень резервов и порядок их использования регламентирован в п.72 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.03.2000) “Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации”. Резервы можно разбить на две группы – резервы, не имеющие остатка на конец года и резервы, имеющие остаток. По резервам, по которым предусмотрено закрытие на конец года, остатков быть не должно и включать их в доходы переходного периода не нужно. Если остаток тем не менее есть – это уже ошибка прошлых лет, в этом случае необходимо сдавать исправительные декларации по налогу на прибыль. Поэтому ниже приводится список резервов, по которым остаток может быть и остатки по которым подлежат включению в доходы:
- на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, если вознаграждение выплачивается в следующем году;
- выплату вознаграждений по итогам работы за год, если вознаграждения выплачивается в следующем году;
- производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
- предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
- предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;
- покрытие иных предвиденных затрат;
Что касается резерва по сомнительным долгам, то ранее уменьшали прибыль на суммы таких резервов только предприятия, работавшие “по отгрузке”, поэтому в переходный период данные суммы войти никак не могут.
Большой вопрос остается и по резервам на выплату вознаграждений по итогам работы за год и за выслугу лет. Скорее всего, данные резервы не включены в список резервов, которые в базу “переходного” периода включаться не должны, так как соответствующие резервы установлены в ст. 324.1 НК РФ. Тем не менее, закон есть закон, и в случае, если соответствующие исправления в ст. 10 Закона 110-ФЗ внесены не будут, то суммы придется включать в расчет налоговой базы “переходного” периода.
2. Суммовые разницы.В соответствии с пп. 11.1 ст. 250 НК РФ и пп. 5.1 п.1 ст. 265 НК РФ суммовые разницы не должны учитываться при определении стоимости объектов. Так, если сумма обязательств, исчисленная по курсу условных единиц на дату оприходования материалов больше уплаченной суммы в рублях, то образуется внереализационный доход в виде положительной суммовой разницы. Материал же учитывается по курсу на дату принятия к учету.
Поэтому в данном случае имеет место факт различий в оценке объектов в соответствии с нормами НК РФ.
Данные различия необходимо учесть при формировании доходов “переходного” периода.
Пример 5.
01 ноября 2001 года ООО “Град” оплачен товар на сумму 3000 у.е. Курс у.е. составлял 29 руб. 01 декабря товар принят на склад. Курс у.е. составлял 30 у.е. Стоимость товара на дату оприходования, таким образом, составила 90 000 руб. Суммовая разница на сумму 3 000 руб. учтена при формировании стоимости товара на основании п. 6 ПБУ 5/01. Стоимость принятых к учету товаров составила 87 000 руб. Товар полностью находится на складе на 01.01.2002.
В соответствии с приведенными положениями НК РФ стоимость приобретения товаров при их реализации будет равна 90 000 руб. и не зависит от даты оплаты.
Сумму 3 000 руб. необходимо включить в доходы “переходного” периода.
Конец примера.
3. Отрицательные разницы от переоценки ценных бумаг.
Налогоплательщик (профессиональный участник рынка ценных бумаг) должен включить в состав доходов “переходного” периода суммы отрицательных разниц от переоценки ценных бумаг, учитываемых им на 01.01.2002, в виде разницы между ценой приобретения и балансовой стоимостью этих ценных бумаг по состоянию на конец 2001 года, которые учитывались при исчислении налога на прибыль в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2001.
4. Суммы изменения обязательств по финансовым инструментам срочных сделок.
Вопрос это достаточно специфический, но кто такими инструментами пользуется, должны отразить в составе внереализационных доходов суммы, образовавшиеся от изменений размера обязательств и требований по финансовым инструментам срочных сделок за период с даты возникновения указанных обязательств и требований по 31 декабря 2001 года включительно, если такие суммы не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль до 01.01.2002. Не включаются в доходы суммы по сделкам с финансовыми инструментами срочных сделок, предметом которых является иностранная валюта, заключенным до 17 августа 1998 года и предусматривающим их исполнение после указанной даты.
5. Прочие.
Что может стать прочими (выше не перечисленными доходами) “переходного” периода, сказать сложно. На вскидку что-либо еще придумать трудно. Но если еще что-то стало доходами – пишите нам, с радостью ознакомимся с Вашими вопросами.
Учет курсовых разниц.
Сложный при первом прочтении пп.5 п.1 ст. 10 Закона 110-ФЗ на самом деле трудностей у налогоплательщика не вызовет. Доходы в виде дебиторской задолженности и внереализационных доходов в виде санкций за нарушение хозяйственных договоров необходимо уменьшить на суммы отнесенных на доходы для целей налогообложения курсовых разницы в прошлые годы. Суммы обязательств по данным учета могут включать в себя суммы курсовых разниц, а так как их уже учли при расчете налога, то надо их убрать.
Интересен тот факт, что если в прошлых периодах иногда возникали суммы отрицательных курсовых разниц, то увеличивать на них стоимость задолженности не надо. Причем не говорится, что надо брать свернутый итог разниц, тогда он наверняка положительный, нет, напротив, именно положительные курсовые разницы, ранее учтенные при определении налоговой базы. Отрицательные разницы на предприятиях реально существовали, это не беспочвенные рассуждения.
Раздел 2.
Переход на метод начисления. Расходы “переходного” периода.
Расходы “переходного” периода можно разделить на три условные группы:
а) Себестоимость отгруженной и неоплаченной продукции, реализация которой не учитывалась в целях расчета налога на прибыль;
б) Суммы внереализационных расходов, не учтенных при формировании налога на прибыль, момент отнесения на расходы которых в соответствии с 25 главой НК РФ на 01.01.2002 уже наступил;
в) Суммы, подлежащие списанию в связи с изменением в классификации объектов для целей налогообложения после 01.01.2002;
г) Иные специфические виды расходов.
Заметим, что никак не включаются в расходы суммы, связанные с изменением в оценке объектов, если такие имеются. Кроме того, нет сумм, которые могли бы возникнуть в связи с более ранним отнесением прочих и иных подобных расходов (за исключением внереализационных расходов) в соответствии с НК РФ.
Себестоимость отгруженной и неоплаченной продукции.
Определение данного вида расходов не должно составить затруднений у налогоплательщика. Потенциальными проблемами могут стать два момента.
Первый – в регистрах учета соответствующих показателей данные будут включать выручку и себестоимость списанной задолженности. Причем исходя из того, что проводится инвентаризация лишь дебиторской задолженности, и на основе этого формируются доходы от “реализации” переходного периода, необходимо будет пересчитать данные этих регистров с учетом списанной задолженности.
Второе – требование документального подтверждения расходов. Согласно данному требованию, необходимо, чтобы у организации данные по получению соответствующих остатков отгруженной и неоплаченной продукции были подтверждены бухгалтерскими справками, регистрами и соответствующими пунктами в справках (Приложения №4,11) по расчету налога от фактической прибыли. Кроме того, имеет место общее требование по хранению бухгалтерских документов. Предприятие обязано хранить документы, связанные с задолженностью по отгруженной и неоплаченной продукции и расходам, связанным с соответствующими сделками. На текущий момент действует общее требование по хранению документов в течение 5 лет, за исключением документов отдельных видов, по которым утверждены более длительные сроки хранения.
Суммы внереализационных расходов.
В данном параграфе мы рассмотрим внереализационные расходы, учет которых изменился после 01.01.2002. Основная причина – изменение момента принятия к учету.
Можно выделить основные группы внереализационных расходов “переходного” периода:
- санкции по договорным обязательствам;
- суммы изменения обязательств и требований по финансовым инструментам срочных сделок;
- проценты по долговым обязательствам;
- суммы, связанные с учетом суммовых разниц;
- иные внереализационные расходы.
Суммы расходов на банковские услуги также ранее включались в себестоимость для целей налогообложения, теперь – во внереализационные расходы. Момент их принятия к учету также не должен был измениться (например, на практике не встречается случаев, когда ежемесячная плата за расчетно-кассовое обслуживание по договору установлена в предыдущем месяце). Если же предприятия из-за отсутствия денежных средств не уплачивало данные суммы, то расходы для целей налогообложения необходимо было тем не менее формировать.
1. Санкции по договорным обязательствам.
Здесь к ст.10 Закона 110-ФЗ добавить, видимо, уже нечего. Те предприятия, которые ранее в связи с неопределенностями законодательства учитывали данный вид расходов в целях налогообложения только в момент их оплаты, должны сейчас учесть в расходах “переходного” периода все санкции по договорам, которые им были признаны, либо подлежащие оплате на основании судебного решения, но еще не уплаченные.
2. Суммы изменения обязательств и требований по финансовым инструментам срочных сделок.
Налогоплательщик обязан отразить в составе внереализационных расходов суммы, образовавшиеся от изменений размеров обязательств и требований по финансовым инструментам срочных сделок за период с даты возникновения указанных обязательств и требований по 31.01.2001 в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, если такие суммы не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль до 01.01.2002. Данные положения не распространяются на сделки, предметом которых является иностранная валюта, заключенные до 17.01.1998 года и предусматривающие их исполнение после этой даты.
3.Проценты по долговым обязательствам.
Суммы процентов по долговым обязательствам ранее включались в себестоимость продукции, теперь – во внереализационные расходы, поэтому момент их принятия к учету в целях налогообложения не изменился. И до 2002 года и сейчас такие расходы полностью учитываются по окончанию отчетного (налогового) периода.
Однако из правила существуют и исключения. В определенных случаях проценты могли быть включены в стоимость материалов (п.6 ПБУ 5/01 “Учет материально-производственных запасов”), числиться в составе дебиторской задолженности – по предварительной оплате до момента принятия к учету материально производственных запасов (п.15 ПБУ 15/01 “Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию), входить в стоимость издержек обращения в торговых предприятиях для целей налогообложения на конец периода, в стоимость иных активов.
По амортизируемому имуществу ничего для целей расчета базы “переходного” периода делать не надо.
Часть процентов, которые не отнесены на уменьшение прибыли ранее и числятся обособленно, необходимо включить в налоговую базу “переходного” периода.
Проблемы начинаются по иным активам.
В соответствии с пп.2 п.1 ст. 265 НК РФ проценты по долговым обязательствам любого вида включаются во внереализационные расходы, то есть не формируют стоимость ни материалов, ни основных средств, ни иных активов и затрат. Таким образом, Вы не сможете включить в расходы текущих отчетных или налоговых периодов сумму активов и затрат с учетом сумм процентов, за исключением расходов, связанных с основными средствами и незавершенным производством, для которых это прямо предусмотрено.
Пример 6.
На начало 2002 года на балансе предприятия по данным бухгалтерского учета числится зерно по сумме 5 руб. за кг. Общее количество зерна 5600 кг. При формировании цены в 2001 году была учтена сумма процентов за коммерческий кредит. Без учета сумм процентов цена на зерно составила бы 4 руб. за кг.
На начало 2002 года необходимо включить зерно в данные налогового учета по стоимости 4 руб. за кг.
Сумму процентов за коммерческий кредит 5600 руб., приходящуюся на остаток зерна необходимо включить во внереализационные расходы “переходного” периода.
Конец примера.
У предприятий торговли на счете 44 “Издержки обращения” регулярно выводится сальдо остатков транспортных расходов и процентов за кредит, приходящихся на нереализованную продукцию. После 01.01.2002 года в соответствии со ст. 320 НК РФ в данное сальдо будут входить только транспортные расходы. Часть остатка на 01.01.2002 года, приходящуюся на проценты по кредитам, предприятия торговли не имеют права относить на расходы в 2002 году. Как ее посчитать, это уже другой вопрос. Но посчитанные суммы предприятие должно отнести к расходам “переходного” периода.
4. Суммовые разницы.В соответствии с пп. 11.1 ст. 250 НК РФ и пп. 5.1 п.1 ст. 265 НК РФ суммовые разницы не должны учитываться при определении стоимости объектов. Так, если сумма обязательств, исчисленная по курсу условных единиц на дату оприходования материалов меньше уплаченной суммы в рублях, то образуется внереализационный расход в виде отрицательной суммовой разницы. Материал же учитывается по курсу на дату принятия к учету.
Поэтому в данном случае имеет место неотнесение суммовой разницы на уменьшение налогооблагаемой прибыли. Ее необходимо учесть при формировании внереализационных расходов “переходного” периода.
Такая разница могла образоваться, если в качестве условных единиц в 2001 году брались, например EURO.
Пример 7.
01 ноября 2001 года ООО “Град” оплачен товар на сумму 3000 у.е. Курс у.е. составлял 30 руб. 01 декабря товар принят на склад. Курс у.е. составлял 29 у.е. Стоимость товара на дату оприходования, таким образом, составила 87 000 руб. Суммовая разница на сумму 3 000 руб. учтена при формировании стоимости товара на основании п. 6 ПБУ 5/01. Стоимость принятых к учету товаров составила 90 000 руб. Товар полностью находится на складе на 01.01.2002.
В соответствии с приведенными положениями НК РФ стоимость приобретения товаров при их реализации будет равна 87 000 руб. и не зависит от даты оплаты.
Сумму 3 000 руб. необходимо включить во внереализационные расходы “переходного” периода.
Конец примера.
5. Иные внереализационные расходы.Теоретически могут существовать иные виды внереализационных расходов, например, по судебным издержкам, если порядок их учета для целей налогообложения на предприятии изменился.
Так, если предприятие проиграло спор в суде и судом назначена оплата государственной пошлины и других арбитражных сборов, а предприятие данные расходы включало во внереализационные только после их оплаты, то сейчас согласно пп. 8 п.7 ст. 272 НК РФ такие суммы (как возмещение убытков) включаются в расходы в момент вынесения решения суда. Таким образом, неоплаченные суммы подобных убытков необходимо будет включить в расчет базы “переходного” периода.
Изменения в классификации объектов.
Этот параграф имеет самое широкое действие из всех. Объекты, которые поменяли свою классификацию, есть практически у всех предприятий, за исключением, быть может самых небольших.
Позволю себе еще раз повториться, что речь идет именно о классификации, а не о различиях в оценке.
В данном параграфе будут рассмотрены следующие объекты:
- основные средства;
- нематериальные активы;
- малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;
- расходы будущих периодов.
По таким объектам, как материалы, товары, готовая продукция, незавершенное производство, ценные бумаги и другим изменений в классификации не возникает.
1. Основные средства.В соответствии с пп. 3 п.2 ст. 10 Закона 110-ФЗ на расходы относятся объекты, ранее признававшиеся основными средствами, первоначальная (восстановительная) стоимость которых менее 10 000 руб. либо срок использования не превышает 12 месяцев.
Применение этой нормы таит в себе маленький нюанс. Те основные средства, остаточная стоимость которых на 01.01.02 менее 10 000 руб., но первоначальная или восстановительная стоимость превышала эту сумму, классификацию свою не поменяли. Они остались амортизируемым имуществом. Основные средства первоначальной стоимостью менее 10 000 руб. необходимо отнести на расходы.
Очень жаль те предприятия, которые ранее работали по отгрузке, не имеют доходов переходного периода, но имеют большую номенклатуру основных средств и должны будут включить в расходы немалые суммы, которые еще и не повлияют на результаты дальнейших налоговых периодов. Даже представить сложно. И посоветовать нечего, так как именно “обязаны” они включить эти суммы в расходы.
Что касается периода в 12 месяцев, так и ранее не относились такие объекты к амортизируемому имуществу. Поэтому здесь никаких дополнений не возникает.
2. Нематериальные активы (НМА).Большая часть норм аналогична предыдущему пункту. Включаются в расходы объекты первоначальной стоимостью менее 10 000 руб.
Но есть и особенности. Первая особенность касается объектов, которые в 2002 году для целей налогообложения не являются нематериальными активами. На балансе предприятий в связи с постоянными изменениями в законодательстве до сих пор числятся такие объекты, как бухгалтерские программы, на которые нет исключительных прав, и т.п.
В соответствии с п.3 ст. 257 НК РФ к нематериальным активам относятся продукты интеллектуальной деятельности или объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), такие как:
Согласно п.4 ПБУ 14/2000 “Учет нематериальных активов” к объектам НМА с 01.01.2001 года относились:
Как видим, список лишь расширился, и, как может показаться, нет таких НМА, которые теперь должны быть единовременно списаны в связи с различиями в классификации.
Но такой подход к анализу нормативной документации полезен лишь только для теоретических измышлений, что и приходится часто читать в прессе и других СМИ.
В 1999-2000 годы предприятия при отнесении объектов к НМА руководствовались Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н “Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации”, согласно п.55 которого к НМА относились права, возникающие:
- из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;
- из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;
- из прав на “ноу – хау” и др.
а также:
- организационные расходы;
- деловая репутация организации.
Наличие исключительных прав не предполагалось.
Необходимо отметить, что перечень НМА, существовавший ранее, касался еще более широкого круга объектов, кроме того имеются документы Минфина РФ, предполагающие отнесение к НМА некоторых специфических объектов, таких, как жилищный фонд.
В ПБУ 14/2001 не предусмотрен учет объектов, которые до 2001 года являлись НМА, в качестве каких-либо иных. Этот документ предназначен лишь для вновь принимаемых к учету НМА.
Итак, стоимость всех объектов, которые не входят в перечень, предусмотренный в НК РФ, необходимо включить в расходы “переходного” периода. Если у Вас случайно на счете 04 “Нематериальные активы” “завалялись” такие объекты, как лицензии, которые уже более 5 лет к НМА не относятся и вряд ли могут еще быть на этих счетах (исключением могут быть лишь лицензии, выданные на сроки более 5 лет, такое в редких случаях могло иметь место), списывать все равно надо в “переходном” периоде, так как от исправлений и учета их в составе расходов будущих периодов все равно порядок списания не изменится.
Особенностью является и тот момент, что если у Вас имеются объекты НМА, по которым ранее амортизация не начислялась вообще (такие в частности, как жилой фонд, организационные расходы), то включать их стоимость в расходы “переходного” периода не нужно, так как ст. 10 Закона 110-ФЗ предусмотрено списание лишь недоначисленной амортизации, а не стоимости НМА.
3. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП).Пункт касается организаций, списывающих ранее МБП согласно учетной политике 50% в момент их ввода и 50% в момент списания. Таких предприятий немало, в основном это крупные предприятия, для которых важнее учет таких предметов в составе активов, чем увеличение сумм себестоимости.
В соответствии с пп. 3 п.2 ст. 10 Закона 110-ФЗ необходимо отнести к расходам стоимость недоначисленной амортизации по МБП. Опять же необходимо, чтобы износ (именно этот термин все же применим к МБП, они никогда не амортизировались) начал начисляться, то есть МБП должны быть введены в эксплуатацию (переданы в производство).
Возможно также, что в учетной политике уже давно предусмотрено списание в размере 100%, но когда то было 50/50 и МБП, вводимые в тот период, до сих пор не списаны.
Все такие суммы по МБП необходимо включать в расходы “переходного” периода. И опять не повезло предприятиям, работавшим “по отгрузке”.
4. Расходы будущих периодов.
Сразу хочется предупредить, что позиция по данному вопросу у меня очень принципиальная и может не совпадать с позицией некоторых специалистов. Тем не менее я готов отстаивать свою точку зрения то, что называется “до конца”.
Дело в том, что такого понятия, как расходы будущих периодов в НК РФ нет, сколько бы ни пытались его придумать. Вот дословная формулировка абзацев 1-2 п. 1 ст. 272 НК РФ:
“…Расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений настоящей главы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 настоящего Кодекса.
Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (по сделкам, длящимся более одного отчетного (налогового) периода)…”.
В ст. 318 НК РФ сказано, что косвенные расходы уменьшают базу единовременно, но опять же с учетом положений 25 главы НК РФ.
Таким образом, равномерно формировать расходы необходимо только по тем сделкам, в договорах или иных документах на которые прямо указано, что их исполнение основано на постоянном предоставлении определенных услуг в течение длительного периода времени. Это могут быть договоры на обслуживание (абонементное и консультационное), расходы по аренде. Расходы по таким сделки, на мой взгляд, и раньше не следовало относить на расходы будущих периодов, учитывая на счетах учета предоплат, закрывая по мере получения актов выполненных работ. На возражения специалистов и ссылку на ст. 65 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н “Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации”, согласно которой расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам, необходимо учитывать в составе расходов будущих периодов есть хороший контраргумент: “А что вообще тогда такое предоплата за услуги?”. Нет, к расходам будущих периодов могли относиться следующие:
- Расходы на приобретение лицензий;
- Расходы на приобретение программных продуктов (неисключительные права);
- Расходы, связанные с “переходящими отпусками”;
- Расходы по вновь открываемым видам деятельности (производствам) до начала их осуществления;
- Другие подобные расходы.
Если же по каким-либо причинам расходы по обычным услугам все же были отнесены на расходах будущих периодов, то списывать их сейчас в “переходном” периоде не рекомендуется. Для отнесения таких расходов рекомендуется применять пп.3 п.7 ст. 272 НК РФ, в котором предусмотрено их отнесение в момент даты расчетов по условиям договора, либо по выставлению расчетных документов, либо в конце отчетного (налогового) периода. Если дата расчетов в договоре предусмотрена, то рекомендуется применять именно эту дату, если не предусмотрена, но регулярно выставляются расчетные документы (счета, платежные требования), то применять дату предоставления таких документов, и только, если ничего этого нет (например, осуществлена предоплата на год вперед), применять последнюю дату отчетного (налогового) периода.
Что касается всех остальных расходов будущих периодов (включая и расходы на освоение новых производств), за исключением расходов на создание “ноу-хау”, то они должны быть включены в расходы “переходного” периода.
Расходы на создание “ноу-хау” должны быть отнесены на стоимость нематериальных активов в соответствии с п.3 ст. 322 НК РФ. При этом первоначальная стоимость формируется с учетом ранее учтенных для целей налогообложения расходов.
Иные специфические виды расходов.
Налогоплательщик обязан включить в состав расходов суммы положительных разниц от переоценки ценных бумаг, учитываемых налогоплательщиком на 1 января 2002 года в виде разницы между ценой приобретения и балансовой стоимостью ценной бумаги по состоянию на 31.01.2001, которые учитывались при исчислении налога на прибыль в соответствии с законодательством, действующим до вступления в силу главы 25 НК РФ. Норма предусмотрена для профессиональных участников рынка ценных бумаг.
К сожалению, необходимо отметить, что перечень расходов “переходного” периода более закрыт, чем перечень доходов. Многие “потенциально возможные расходы” в базе “переходного” периода не будут учтены.
Например, изменился момент признания расходов по многим прочим расходам, например, по арендованному имуществу. Если у предприятия в договоре предусмотрена уплата арендных платежей не позднее 25 числа предыдущего месяца, то для целей учета расходов может выпасть сумма аренды за январь 2002 года, 25 января будет учтена арендная плата за февраль 2002 года, а в декабре – за декабрь 2001. Не попадет сумма аренды за январь 2002 года и в расходы “переходного” периода.
Учет курсовых разниц.
Расходы необходимо уменьшить на сумму отрицательных курсовых разниц (пп.6 п.2 ст.10 Закона 110-ФЗ). Реальных примеров на данный пункт практически нет. Применение его очень узкое. Единственный показательный пример был придуман следующий:
Пример 8.
Предприятие 01.10.2001 взяло кредит в валюте в банке на покупку материально-производственных запасов. Уплата процентов по окончании договора. Ежемесячно суммы процентов относились на счета учета дебиторской задолженности в соответствии с п. 15 ПБУ 15/01. Так как проценты не уплачивались, валютные обязательства ежемесячно переоценивались. На конец 2001 года за три месяца была учтена отрицательная курсовая разница на сумму 200 USD. Курсовая разница была включена в расходы для целей налогообложения в соответствии с п. 15 Положения о составе затрат ...
При отнесении суммы процентов за кредит на расходы “переходного” периода необходимо будет вычесть суммы отрицательных курсовых разниц.
Конец примера.
Конечно, могут быть задолженности в валюте и по санкциям за выполнение договорных обязательств в валюте. Правда, интересная получается ситуация, что предприятие в этом случае санкции в учете начисляло, курсовые разницы на убытки относило, а сами расходы по санкциям для целей налогообложения не учитывало до момента их оплаты. То есть по одному и тому же обязательству часть расходов в составе внереализационных учитывало, а часть нет. Таких предприятий я не видел.
Раздел 3.
Переход на метод начисления. Заполнение налоговой декларации.
Только что поступила налоговая декларация по налогу на прибыль в измененном варианте.
Документ правда не зарегистрирован в Минюсте РФ. Но проблем с этим, надеюсь не возникнет. Мы же рекомендуем использовать конкретно листы 12 и 13 для сдачи декларации за 1 полугодие 2002 года.
После просмотра декларации оказалось, что проблем с заполнением 12 листа никаких не возникнет. Перешедшим на метод начисления организациям необходимо заполнять только этот лист. 13 лист предназначен только для организаций, переходящих на кассовый метод.
Лист 12 можно посмотреть на нашем сайте в разделе Еженедельная информация\21.07.
Далее ждите …
Раздел 4.
Переход на кассовый метод. Доходы “переходного” периода.
Раздел 5.
Переход на кассовый метод. Расходы “переходного” периода.
Раздел 6.
Переход на кассовый метод. Заполнение налоговой декларации.
ЧАСТЬ 3.
Уплата налога.
---------------------------------------------------------------
Аудиторская компания “Контур аудит” г. Екатеринбург, 2002
Уважаемые господа, ведущая рассылку данную рассылку аудиторская фирма Контур аудит работает с 1992 года и предлагает вам следующие услуги:
- Аудиторские проверки;
- Управленческий консалтинг;
- Внедрение информационных технологий в бухгалтерский и управленческий учет;
- Ведение и восстановление бухгалтерского учета, сдача отчетности;
- Консультации по бухгалтерским, налоговым и юридическим вопросам, разовые и абонементные;
- Юридические услуги:
Ликвидация предприятий;
Защита прав налогоплательщиков в досудебных и судебных инстанциях;
Ведение дел в арбитраже по спорам хозяйствующих субъектов;
Мы оказываем услуги на всей территории России и СНГ. Ответственность страхуется.
Уважаемые подписчики! Если Вас заинтересовали наши материалы, мы будем очень рады и признательны Вам, за любые Ваши замечания, пожелания и мнения по затронутым в публикациях темам. Наши консультации платные, выслав вопрос, укажите номер факса, по которому можно выставить счёт.
**************************************************************
ООО "Компания"Контур аудит", 2001
(3432) 74-39-21, 74-78-05, 74-78-04, 74-72-58
г. Екатеринбург, ул. Мира, 23, ком. 230
kontur@sky.ru
***************************************************************
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||