Сегодня приступаем к изучению книги Питера Друкера «Задачи
менеджмента в XXI веке».
ВВЕДЕНИЕ
О ЗНАЧЕНИИ КЛЮЧЕВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
Достаточно долго -
как минимум до начала 80-х годов - почти все эти представления не слишком
расходились с реальностью и позволяли опираться на них в практической
деятельности - вести исследования, создавать научные труды, заниматься
обучением и управлять различными организационными структурами. К настоящему
времени они полностью исчерпали себя и вызывают скорее насмешку, чем уважение.
Сегодня они так далеки от реальности, что тормозят развитие теории менеджмента
и, что еще хуже, мешают практике. Дело в том, что реальность стремительно
меняется, становясь все менее похожей на те представления о ней, которые
сложились в менеджменте. Следовательно, пришло время пересмотреть их и
попытаться сформулировать новые представления, которые оживили бы и науку, и
практику менеджмента.
I. МЕНЕДЖМЕНТ - ЭТО
МЕНЕДЖМЕНТ БИЗНЕСА. Большинство тех, кто занимаются менеджментом, и тех, кто
знакомы с ним только понаслышке, считают это утверждение само собой
разумеющимся. Более того, теоретики и практики менеджмента, не говоря уже об
обычных людях, просто не в состоянии воспринять слово "менеджмент"; в
этом слове они непроизвольно слышат "менеджмент бизнеса".
Это представление,
охватывающее все сферы менеджмента, имеет явно современное происхождение. До
30-х годов те немногие авторы и философы, которые посвятили себя этой науке, -
начиная от Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915) на рубеже веков и заканчивая
Честером Барнардом (1886-1961) в середине нашего столетия, - полагали, что
менеджмент бизнеса является всего лишь подвидом общего менеджмента и в своей
основе отличается от любого вида менеджмента не больше, чем одна порода собак
от другой.
Начало практическому применению теории менеджмента было
положено отнюдь не в коммерческих, а в общественных и государственных
организациях. Фредерик У. Тейлор, родоначальник "научного
менеджмента", видимо, был первым, кто использовал термины
"менеджмент" и "менеджер" в их современном значении. На
своей визитной карточке он обозначил свою должность как "Консультант по
вопросам менеджмента"; он объяснял, что нарочно избрал этот новый и
странный термин, чтобы подтолкнуть потенциальных клиентов к осознанию того, что
им предлагается нечто абсолютно новое. И в своем докладе Конгрессу США в 1912
году Тейлор в качестве "опытного примера" применения "научного
менеджмента" привел не коммерческое предприятие, а некоммерческую
организацию - клинику Мейо; именно после этого доклада в Соединенных Штатах
Америки всерьез задумались о менеджменте. Самое известное применение
"научного менеджмента" Тейлора (хотя и прекращенное под давлением
профсоюзов) также имело место не в коммерческой организации, а в Уотертаунском
Арсенале армии США, принадлежащем государству и находящемся в государственном
управлении. Первая должность, которая соответствовала термину
"менеджер" в его современном понимании, также появилась не в бизнесе.
Это был "управляющий городом" (невыборное должностное лицо. - Прим.
ред.) - американское изобретение начала века. И первое осознанное и
целенаправленное применение "принципов управления Тейлора" произошло
не в коммерческой сфере, а в процессе реорганизации армии США в 1901 году,
проведенной Элиу Рутом (1845-1937), министром обороны при Теодоре Рузвельте.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти
к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.