Управление персоналом без тайн Секрет немецких полководцев
«Каждый командир – от командира отделения
до командира дивизии – должен уметь
найти место, откуда ему выгоднее
всего руководить действиями
подчиненных»
Горбатов А. (Советский полководец)
Управленцами не рождаются, управленцами становятся. Но почему-то абсолютное большинство менеджеров считает, что получив диплом престижного ВУЗА (лучше иностранного) и пройдя пару – тройку элитных тренингов можно управлять не только собой, но и коллективами.
Некоторые сотрудники HR активно подпитывают это заблуждение всевозможными картами компетенций, тестами и ролевыми играми, которые якобы сразу помогают выявить талантливого управленца. Однако, к сожалению или счастью это миф. Миф, основанный на извечном желании чуда. Наука управлять возникла не вчера и не сегодня. Она имеет долгую историю, уходящую корнями в военное искусство древнего мира. В этой статье мы выясним, где должно находится место менеджера - управленца в современной коммерческой организации.
Только не надо говорить, что место управленца в кабинете или за рабочим столом, где его определило вышестоящее руководство. И для начала обратимся к военной истории. Начну с того, что военное искусство неоднозначно отвечает на вопрос: где место командира в бою. Фильмы «Чапаев» и «Освобождение» не в счет. Они показывают работу военных управленцев с одной только внешней стороны. Но что осталось за кадром? А за кадром осталась рядовая и будничная работа военного управленца. Вот как о ней, например,
писал фон Манштейн, пожалуй, самый талантливый немецкий полководец от которого так натерпелись в 1941-1943 годах наши генералы.
Итак, немецкий фельдмаршал писал: «Если сидеть на командном пункте и ждать донесений, то в таком случае будут приниматься слишком запоздалые решения и многие шансы останутся неиспользованными». В другом месте он же продолжает: «…я целый день до поздней ночи разъезжал Большей частью я выезжал рано утром после получения утренних донесений и отдачи необходимых приказов, чтобы побывать в дивизиях и передовых частях. В полдень я возвращался на КП и после короткого отдыха опять отправлялся в какую- нибудь
дивизию» Не верите фашистскому фельдмаршалу? Тогда послушайте, что пишет самый, что ни на есть советский полководец Рокоссовский К.К.: «Я считал и считаю, что командующий должен быть там, где сражаются его войска: и управлять легче, и люди будут драться увереннее».
По фильмам сложился и стереотип личности современного управленца в крупной коммерческой компании: большой красивый офис, кожаное кресло, герой сидит за компьютером (реже ноутбуком) и решает большие стратегические задачи, а производство посещает только в порядке наказания, как герой Антипенко в сериале «Не родись красивой». Однако на самом деле все гораздо сложнее. Современный управленец (неважно кто - директор, заместитель или начальник отдела) – это своего рода полководец, который отвечает за вверенный
ему участок фронта. Как и всякий полководец, он принимает решения, которые в ряде случаев могут оказаться судьбоносными. А чтобы принять решение руководитель должен знать обстановку на фронте и лучше всего не с чужих слов.
И вот сидят перед тобой на планерке или утреннем совещании начальники отделов (или другие подчиненные) и докладывают о проблемах. И хорошо если проблема не стоит выеденного яйца и (тогда, кстати, возникает вопрос: нахрена Вам такой начальник?) А если проблема велика и ее ошибка негативно скажется на компании. Ты примешь решение на основании слов или записок подчиненных? Или же сам соизволишь придти на производство: цех, банк, офис и т.д. и лично посмотришь, послушаешь и почувствуешь ее? Если ты
останешься в мягком кресле и не соизволишь оторвать свой зад, то ты поступишь в духе генералов Красной Армии 1941 года. А чем закончилось жаркое лето 1941 года, думаю, не стоит напоминать, а если ринешься на передний край и лично изучишь вопрос, то поступишь так, как действовали немецкие генералы и советские полководцы в 1943-1945 г. г
К чему этот экскурс в историю? А к тому, что настоящий (а точнее - стОящий) менеджер – управленец (и неважно где он работает - в банке или на предприятии) начинает рабочий день не с заунывных совещаний (на которых ему «впаривают» липовые отчеты и «отмазки», обманывая раз за разом), а с визита на те рабочие места, где куётся прибыль компании.
Управленец приходит на рабочее место, смотрит, как трудятся его сотрудники, оценивает, как они продают услуги и товары (или производят) общаются с клиентами, расспрашивает подчиненных, впитывая информацию из первых уст. И только потом, он возвращается на рабочее место и оформляет свои впечатления рамками приказа или распоряжения.
Только не надо впадать в другую крайность, когда управленец вмешивается в процесс, становится за прилавок, садится за компьютер и обслуживает клиентов. Вид генерала, лежащего в окопе и стреляющего по противнику, довольно комичен и непонятен. Генералы выходят на поле боя не из пулемета стрелять, а почувствовать и понять ситуацию, уловить нерв боя
***
Этому не научат в институте. Этому учит жизнь и практика. Но можно ускорить такое обучение, создав необходимые Инструкции и регламенты, содержащие требования к организации работы управленца. И те компании, которые сделают это, получат преимущество перед конкурентами.