Управление персоналом без тайн или учимся у футбольных тренеров.
Как говорится - навеяло. Смотрю чемпионат Европы по футболу и вспоминаю, как использовал футбольные методы в … управлении персоналом.
В бытность свою руководителя отдела встал передо мной вопрос оценки работы сотрудников. Ну, встал и встал. Как встал, так, как говорится и ляжет. Но не тут- то было. Отдел, которым я руководил, не влиял на прибыль банка, да и подсчитать «результаты» работы было сложно. Тот, кто управляет персоналом, согласится, что есть случаи, когда очень сложно выразить работу сотрудника в цифрах. А то, что нельзя измерить
- нельзя и контролировать.
И тут я вспомнил великого футбольного тренера Валерия Лобановского и его систему ТТД, что означает технико - тактические данные. Суть ее проста и вкратце может быть изложена следующим образом. В ходе игры футболист совершает много действий, но все их можно стандартизировать: пасы, удары по воротам, обыгрыш соперника, подача углового и так далее. Всего что-то около 20-30 действий. Действия могут быть,
как отрицательные, так и положительные. Например, пас своему игроку, который привел к голу в ворота соперника, является положительным со знаком +, а пас сопернику после которого противник забил гол в наши ворота естественно отрицателен и идет со знаком минус.
Каждое отрицательное и положительное действие оценивается в баллах в зависимости от сложности ситуации и времени на размышление. Ну, допустим точный короткий пас партнеру по команде, когда рядом нет соперника, и есть время на раздумья, оценивается в плюс 1, неточный пас в такой же ситуации оценивается, как минус 3.Общее количество баллов за игру и позволяет оценить полезность футболиста,
коэффициент игровой активности показатель надежности и тактической полезности. Во как. И подумал я тогда: «Почему бы не использовать эту систему и в своей работе?» Ведь наша жизнь и работа - это та же игра, только по своим, отличным от футбола правилам.
Для начала сделал я фотографию рабочего одного, самого лучшего специалиста. Затем выделил действия, которые совершает он в течение 8 часов работы. Их оказалось в принципе и немного. Что- то около 12 действий. Затем по той же методике в зависимости от дефицита времени, сложности задачи и наличия препятствий разбил все ТТД на простые, сложные и усложненные. Оценил каждое действие в баллах от минус 3 до плюс 3
и приступил к оценке.
Скажу сразу, что система получилась несколько громоздкой, потому, как вынуждала следить сразу за всеми сотрудниками и периодически контролировать их работу, записывая оценки в таблицу. Времени уходило много. А тут еще отчеты и своя работа. Но, через неделю смог сделать первые выводы. И даже очень неожиданные. Оказалось, например, что специалисты, которые являются передовиками, на самом деле далеко
не самые полезные и совершают чрезвычайно много лишних, ненужных и ошибочных действий. А часто их работа напрямую вредит банку. А «серые», на первый взгляд, «мыши», далеко такими не являются и имеют приличные коэффициенты полезности, допускают минимум ошибок и приносят реальную пользу и деньги банку и нуждаются в небольшой корректировке работы, чтобы резко прибавить.
Сначала это вызвало удивление, а потом я понял, что это в порядке вещей, так как управление командой, где бы она ни была: на футбольном поле или в офисе имеет много сходных черт.
Система вполне жизнеспособная и после определенных упрощений может применяться не только в поле, но и бизнесе. Дерзайте.