О бизнесе, деле, деятельности. Самые важные вопросы для создания своего дела
Если в голове беспорядок. Если хочется что-то, но чего не понятно (я имею в виду только создание своего дела). Можно просто для себя ответить на несколько вопросов.
1. В чем ценность вашего предложения?
Если вы не можете объяснить простыми словами в трех предложениях, почему людям нужен ваш товар, у вас нет ценного предложения, а следовательно, у вас нет бизнеса. Точка.
2. Будет ли спрос на ваш товар?
Для начала деятельности необходимо понять есть ли спрос на товар. Если спроса нет, то как строить бизнес. При отсутствии спроса, его придётся создавать. А денег хватит? Для создания рынка необходимо много времени и денег. Лучше работать в нише, где есть покупатели.
3. Что отличает ваш продукт от конкурентов?
Starbucks заставили людей поверить, что им нужно варево с кофеином за $4, а Louis Vuitton убедил их выкладывать по $1500 за джинсовые дамские сумки. Но это не просто маркетинг. Если вы хотите преуспеть в бизнесе, нужно предложить осязаемую ценность, которой нет у других. Например, минимально возможные цены (Wal-Mart), оригинальный дизайн (Apple), исключительное удобство (FedEx). Найдите, в чем преимущество вашего товара, и бейте в эту
точку.
4. Ваш бизнес масштабируется?
Разница между скромным состоянием и неприличным богатством заключается в масштабе. Это просто отлично, если у вас происходит постоянное развитие, в том числе снижение затрат (временных на производство товаров, денежных). Не все бизнесы могут похвастаться масштабируемостью. Если вы создаёте программное обеспечение, то затраты на выпуск каждого нового диска с ПО ничтожны по сравнению с созданием “кода” (самой программы), а
у парикмахеров на каждую новую продажу нужно затратить не меньшее количество времени.
5. Насколько вы лично преданы своему делу?
У вас семья и трое детей. Вы готовы работать по 100 часов в неделю в течение следующих двух лет, чтобы раскрутить свой стартап? Если вы хотите распоряжаться всем, будьте готовы пожертвовать всем — по крайней мере для начала. Сколько времени вы готовы потратить на свой стартап? Хотя всегда есть варианты…
6. В чем ваша сила?
Google составляет мощные поисковые алгоритмы, Steinway творит чудеса с деревом, Cisco вынюхивает и покупает многообещающие новые технологии. Начинать лучше и эффективнее с того, что у вас получается хорошо. Именно это станет вашим “коньком”. Очевидное замечание, но множество пылких предпринимателей на этом погорело.
7. В чем ваша слабость?
Знайте, что у вас получается хорошо, а что плохо. Например, Apple не производит
камеры для iPhone, а покупает их на стороне. Для интернет-магазина можно взять готовые скрипты по оплате и доставке. То есть тратить время и ресурсы для того, чтобы получить то, что уже создано – не совсем разумно (вернее совсем не разумно). Если есть возможность найти партнеров и что-то сделать менее затратным – сделайте это.
8. Сколько будут платить ваши клиенты?
Почему люди платят за Vanish в два раза больше, чем за непатентованный отбеливатель? Определить
верхнюю границу цены, которую покупатель готов заплатить за товар, будь то iPhone или бутылка отбеливателя, — значит получить один из самых мощных рычагов для получения прибылей. Консультантам платят большие деньги за помощь в определении правильной цены.
9. Какой властью обладают ваши покупатели?
Что будет, если продавать резиновые скребки единственной в городе компании, моющей окна? Если покупатель потребует больших скидок, вашему бизнесу придет конец. Создайте
заранее большую клиентскую базу.
10. Какой властью обладают ваши поставщики?
Чем меньше у вас поставщиков, тем больше у них власти. Производство часов под старину из сучковатой сосны может показаться отличной идеей, но что если у вас есть лишь один источник сучковатой древесины? Ответ: вам придется платить. С другой стороны, остерегайтесь голодных поставщиков, готовых работать совсем дешево, — они часто не следят за качеством.
11. Как продавать товар?
Dell Computer продает свои компьютеры напрямую. General Motors и Coca-Cola полагаются на дистрибьюторов. Компании по производству одежды, такие как Ralph Lauren, используют и внутренние, и внешние каналы распространения. А Apple открывает брендированные магазины. Какой бы метод продаж вы ни выбрали, убедитесь, что он соответствует общей стратегии вашего бизнеса.
12. Как следует продвигать свой товар?
Рассказать всем о своей компании и при
этом не разориться — задача не из легких. В середине 1990-х America Online потратила так много денег на распространение демоверсий своего программного обеспечения, что потом пришлось прятать эти расходы в балансовой ведомости. Позже этот бухгалтерский прием был запрещен, и миллионы учетной прибыли исчезли.
13. Какова угроза появления новых игроков на рынке?
Если в вашем секторе рынка можно заработать деньги, конкуренция точно появится. Если не прямой конкурент
(вспомните, что Microsoft сделал с Netscape), то другая технология может выбить у вас почву из-под ног (посмотрите, что сделала с Kodak цифровая фотография). Задолго до того, как это произойдет, стройте барьеры для новых участников — оформите патент, добейтесь длительного срока аренды, создайте лояльную потребительскую базу.
14. Как вы защитите свою интеллектуальную собственность?
Рынок есть рынок. Всё, что приносит доход копируется. Всё, что приносит большой
доход копируется ещё быстрее. Как только Вы выпустите на рынок незащищенный продукт, его сразу разберут и скопируют (вспомните как поднималась экономика Китая). Поэтому всегда защищайте плоды своего интеллектуального труда. Оформите патент. Даже если у вас не хватит денег на создания производства, вы сможете просто продать свою идею, например получать проценты с продаж. В сфере интеллектуальной собственности действуют свои законы, поэтому эту работу лучше делегировать патентному поверенному.
15. Какой начальный капитал вам нужен?
Любой инвестор, вкладывающий в компании на ранних стадиях, и любой консультант по малому бизнесу скажет, что большинство стартапов проваливается из-за недостаточности капитала. Пока нет никаких твердых правил, «удвойте свою первоначальную оценку необходимого капитала», — говорит Джим Пэк, глава разработчика программного обеспечения для дантистов Curve Dental.
16. Как вы будете финансировать свой бизнес?
У вас есть выбор: богатые родственники, бизнес-ангел, венчурный капитал (если у вас серьезное дело), кредит в банке (удачи в поисках) и самый дорогой способ — выпуск акций. В случае с акциями, будьте осторожны: продажа акций приводит к размыванию капитала, потере контроля и сложностям в управлении. Если у вас случилось развитие за счет чужих денег, помните о сроках погашения взятых обязательств.
17. Сколько денег вам нужно, чтобы пережить первые несколько лет?
Не все бизнесы становятся прибыльными сразу. Многим нужно время. И ваша задача дожить до той прекрасной поры, когда бизнес будет приносить прибыль. До того времени минимизируйте свои расходы и планируйте правильно финансы (особенно заёмные), чтобы не получилась ситуация: прибыли еще нет, а деньги на развитие кончились.
18. Каковы ваши финансовые прогнозы?
Бизнес не может жизнь без денег. Он их приносит и он же их тратит. Четкое финансовое планирование помогает
управлять бизнесом. Вы должны четко понимать когда наступят следующие моменты: операционная окупаемость (когда ваш бизнес получает больше денег, чем тратит за определенный период) и инвестиционная окупаемость (когда вы, наконец, отобьете свои первоначальные вложения, учитывая поправку на инфляцию). Финансовые расчеты строятся минимум в двух вариантах: нормальный прогноз и пессимистический прогноз.
19. Как осчастливить ваших помощников?
Для хорошего старта нужны сильные
люди. Создайте систему мотивации, чтобы сильные люди пришли к вам и работали с вами.
20. Какова ваша конечная цель?
Хотите сбросить свой бизнес первому встречному человеку с деньгами? Так сделали владельцы MySpace, но не Facebook. Разные цели требуют разных стратегий. Всегда помните, к чему вы стремитесь.