Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Бизнес и психология

  Все выпуски  

Дорогие читатели!


Информационный Канал Subscribe.Ru


Электронный журнал Бизнес и Психология # 72 (12.08.02) Читай и действуй

Рекомендуйте нас друзьям и партнерам


Дорогие читатели!

Читайте в номере продолжение статьи Рабочие группы как инструмент организационных преобразований и Дискуссии в разделе "Вопрос - Ответ" - альтернативное мнение о ситуации. А также начало новой статьи "Думаете о продвижении? Пишите книгу" в разделе Реклама и PR

Редакция

P.S. Как обычно ждем Ваших отзывов и комментариев - business@psycho.all.ru

Новости
Электронный маркетинг не так уж популярен
Согласно данным исследования, проведенного компанией Pitney Bowes DMT, доля электронных почтовых рассылок в составе всех маркетинговых мероприятий, осуществляемых 500 ведущими компаниями Великобритании, составила всего 9,5%, что на 0,5% выше аналогичного показателя, зафиксированного в прошлом году. Полученные данные заставили аналитиков усомниться в реальности прогнозов, представленных в недавнем прошлом. Так, согласно некоторым из них, на долю электронного почтового маркетинга уже к маю 2003 г. должно было приходиться до 27% всех рекламных инициатив крупных корпораций. Текущая динамика показателя свидетельствует о том, что этим прогнозам не суждено сбыться. Как полагают аналитики Pitney Bowes DMT, только к началу 2004 г. этот показатель достигнет 25,5%. ... полностью
Телеканалы будут лишаться лицензии за скрытую рекламу
Российские ученые создали детектор скрытых вставок, как сообщает НТВ. Уже с января будущего года отечественный аппарат будет подключен к телеэфиру, и в Министерстве печати смогут выявлять скрытую рекламу на всех российских телеканалах. В России использование 25-го кадра запрещено. Тем не менее, по неофициальным данным, каждая пятая программа на телевидении содержит скрытые вставки. Каждый третий фильм – зашифрованный рекламный текст. От безобидного «смотрите только наш канал» до агрессивного политического пиара. Точных данных нет, как нет и официальной статистики. Характерная черта 25-го кадра – его легко сделать, но очень сложно выявить. В мире существует три прибора, которые могут зафиксировать скрытую вставку. ... полностью или обсудить
НИЗКАЯ САМООЦЕНКА МЕШАЕТ РАЗВЕСЕЛИТЬСЯ
Люди с низкой самооценкой менее мотивированы избавиться от плохого настроения, даже когда у них есть возможность заняться делом, способным изменить состояние души. Этот вывод, сделанный группой американских и канадских психологов, противоречит распространенному представлению о том, что все люди склонны избавляться от мрачных мыслей. По словам Джонатона Брауна из университета Вашингтона, принявшего участие в исследовании, многие не ценящие себя люди считают скорбь частью жизни, от которой не стоит избавляться. Свои выводы ученые основывают на результатах эксперимента... полностью или обсудить
Российский рынок B2B обрел второе дыхание
После множественных взлетов и обвального падения, а затем и периода почти полного забвения, у российского рынка B2B открылось второе дыхание. Происходящие изменения на рынке электронных торговых площадок подтверждают позитивные прогнозы экспертов: уже к 2004 году оборот российского рынка В2В может достигнуть 5 млрд. долл. К июлю 2002 года более тридцати российских B2B-площадок начали внедрение платежно-расчетных систем. А это как раз тот элемент, которого не хватало для активного развития межкорпоративной электронной коммерции. По данным исследовательского отчета "Российский рынок B2B", подготовленного компанией I.B.Partners, на рынке России действует 101 торгово-информационная площадка. ... полностью или обсудить
Китайских полицейских проверят на "трезвость ума"
Долгожданный совместный отдых становится для молодых пар настоящим испытанием на прочность отношений, пишет Spiegel. Психологи рекомендуют не "вешаться" друг на друга и сдержанно воспринимать возможность быть вместе 24 часа в сутки. "Китайских полицейских проверят на "трезвость ума". Pабота с людьми, в особенности с представителями деградировавшей и опасной части общества, накладывает неизгладимый отпечаток на полицейских. Китайским стражам правопорядка по долгу службы каждый день приходится демонстрировать жесткость военного, въедливость чиновника, мягкость и мудрость педагога. Отсюда и "профессиональное заболевание" - проблемы с психикой. Китайские психологи обобщили данные медицинских исследований, объектом которых стали люди в полицейской форме, и пришли к выводу, что ситуация, если и не угрожающая, то вполне может стать таковой в ближайшие годы... полностью или обсудить

Успех в бизнесе

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию первую часть большой статьи Дмитрия Хлебникова. Почему возникает сопротивление персонала при попытках стратегической перестройки деятельности? «Не с кем работать, людей нет!» - волевые решения и текучка кадров. Каковы методы и приемы разрешения этой ситуации? В общем, читайте и оценивайте.

Рабочие группы как инструмент организационных преобразований
(продолжение)

Формирование рабочих групп детализации и внедрения.

Определившись с компетенциями, на которые следует делать акцент, нужно приступать к формированию рабочих групп (РГ) детализации и внедрения.
Рабочих групп должно быть N+1, где N — количество зон (сфер деятельности) реформирования, то есть тех участков деятельности, которые затрагиваются новыми стратегиями. Иначе говоря, участки деятельности, получившие статус «высокой» стратегической важности согласно новым стратегиям, должны быть усовершенствованы, детально описаны и формализованы профильными рабочими группами.
Организация деятельности рабочих групп должна предусматривать, как минимум, следующие роли.

  • ЗАКАЗЧИК — как правило, руководитель предприятия или собственник, который, совместно с КОНСУЛЬТАНТОМ, ставит задачи перед рабочей группой.
  • РУКОВОДИТЕЛЬ РГ — как правило, работник в статусе заместителя ЗАКАЗЧИКА, несущий ответственность за организацию и деятельность профильной рабочей группы, распределяет работы в рамках РГ и контролирует их исполнение.
  • УЧАСТНИК РГ — специалист, работник компании, выполняющий работы в рамках деятельности РГ и обладающий совещательным голосом.
  • КОНСУЛЬТАНТ — специалист, возможно сторонний, постановщик задачи для РГ. Основной задачей КОНСУЛЬТАНТА является методическая поддержка деятельности РГ, обучение УЧАСТНИКОВ, объяснение целей, задач и методов работы РГ. Может выступать в качестве ЭКСПЕРТА.
  • ЭКСПЕРТ — профильный специалист, в задачу которого входит прояснение специальных, узкопрофессиональных вопросов и экспертиза принятых РГ решений. ЭКСПЕРТ может быть назначен как их состава специалистов предприятия, так и приглашен со стороны.
Вторым важным аспектом организации деятельности рабочих групп является создание ШЕФ-ГРУППЫ, в число участников которой входят РУКОВОДИТЕЛИ РГ. К задачам ШЕФ-ГРУППЫ относятся:
  • согласование системы взаимодействия реформируемых направлений деятельности; иначе говоря, решения всех РГ должны проходить обсуждение и согласование на шеф-группе для избежания междисциплинарных и межфункциональных разногласий;
  • определение кадрового состава рабочих групп; очевидно, что деятельность рабочей группы может потребовать либо специальных знаний, либо более детального описания непрофильных областей деятельности; для решения этих задач на шеф-группе должны приниматься решения о привлечении к деятельности РГ непрофильных сотрудников в качестве УЧАСТНИКА или ЭКСПЕРТА;
  • внедрение разработанных в рамках РГ предложений; на шеф-группе корректируются и согласуются действия компании по исполнению наработок РГ.
Последовательность действий руководства при формировании рабочих групп может быть разделена на 4 основные стадии действий.
    1.Формирование малой группы единомышленников.
    Исходя из определенных направлений развития, точного определения «что будем делать, и чего делать не будем», принятых стратегических решений, следует выбрать небольшой коллектив (малую группу) специалистов, из которых надо сформировать группу единомышленников. Практически это означает, что руководитель (владелец) компании должен поделиться с такой «малой группой» всеми своими замыслами и планами в отношении бизнес-системы. Открытость здесь является главным фактором успеха, и именно поэтому формированию малой группы следует уделять особое внимание. Как правило, наиболее успешные изменения происходят тогда, когда в малую группу приглашаются не наиболее лояльные, а наиболее умные и активные сотрудники. Лояльные будут «смотреть в рот» хозяину и безропотно выполнять его распоряжения. Здесь же нужно сформировать группу внутренних ЭКСПЕРТОВ, которые, обладая всей полнотой знаний, будут доносить до рабочих групп лишь ту информацию, которая им действительно необходима. Помимо этого, в рамках малой группы происходит формирование кадрового состава рабочих групп, определяются направления деятельности и роль КОНСУЛЬТАНТОВ, решение о привлечении которых также лежит на малой группе.

    2. На втором этапе, когда определен состав рабочих групп, то есть УЧАСТНИКИ, РУКОВОДИТЕЛИ, ЭКСПЕРТЫ и КОНСУЛЬТАНТЫ, начинается активная фаза детализации и внедрения. Во-первых, ЗАКАЗЧИК, КОНСУЛЬТАНТЫ и ЭКСПЕРТЫ доводят до членов рабочей группы перспективные направления деятельности бизнес-системы, определяют, какие организационные и управленческие разрывы необходимо преодолеть, дают теоретические и методические материалы, облегчающие деятельность РГ. Именно на этом этапе формируется групповая работа, определяются «границы ответственности», проводятся тренинги и семинары, определяются первые задания для УЧАСТНИКОВ, возлагается первая ответственность на РУКОВОДИТЕЛЕЙ по организации деятельности рабочей группы.

    3. Третий этап является самым важным и продолжительным. На нем происходит собственно деятельность рабочих групп, вырабатываются решения и документация. Мы рассмотрим основные моменты этой деятельности позже, а пока необходимо подчеркнуть, что на этом этапе происходит реальное делегирование полномочий и ответственности как РУКОВОДИТЕЛЯМ, так и УЧАСТНИКАМ рабочих групп. ЗАКАЗЧИК ни под каким видом не должен вмешиваться, «контролировать и направлять» деятельность рабочих групп. Вся ответственность за организацию деятельности и результаты ложится на РУКОВОДИТЕЛЯ РГ, а методическая ответственность, то есть ответственность за соблюдение стратегических целей и применение методических инструментов, ложится на КОНСУЛЬТАНТА.

    4. Четвертый этап — этап внедрения. Основная ошибка на этом этапе состоит в поспешности действий. Приступать к внедрению можно только тогда, когда все рабочие группы выполнили свои задания, результаты их деятельности согласованы, прошли экспертизу на ШЕФ-ГРУППЕ, а еще лучше — и проиграны на деловой игре, которую организуют КОНСУЛЬТАНТЫ. Только тогда, когда все решения взаимоувязаны и не противоречат друг другу, начинается этап внедрения, ответственность за которое несет ШЕФ-ГРУППА под непосредственным руководством ЗАКАЗЧИКА. Формируются приказы по компании, в рамках которых реализуются управленческие решения и планы, выработанные на рабочих группах. Практически, поскольку организационные изменения выработаны (и согласованы) руками специалистов–УЧАСТНИКОВ рабочих групп, внедрение не представляет особой сложности. Персонал готов к изменениям, понимает их цель и последовательность.

    Может быть выделен пятый этап — мониторинг эффективности внедренных изменений, который может являться основой для продолжения процесса улучшения и развития деятельности предприятия и послужить источником задач для формирования следующих рабочих групп.
Задачи, решаемые на рабочих группах

В деятельности рабочей группы целесообразно выделять 3 основных этапа:
  • этап определения границ зон рассмотрения и взаимодействия с окружающей средой;
  • этап описания процедур деятельности;
  • этап подготовки регламентирующих материалов.
На первом этапе предмет деятельности, областей, рассматриваемых на рабочих группах, не анализируется и не описывается. Область деятельности представляется в виде «черного ящика», для которого описываются границы деятельности и происходит описание «входов» и «выходов». Суть такого подхода состоит в «отстройке» рабочей группы от привычных схем и методов деятельности, от привычных структур и наборов компетенций. Фактически, модель «черного ящика» оптимальна к применению при моделировании любых видов деятельности, за исключением, возможно, описания элементарных процедур и действий, которые могут быть описаны общепринятыми и одинаково толкуемыми терминами. Описание «входов» и «выходов» позволяет структурировать понятие «результат». Часть «входов» является результатом деятельности других подразделений, все «выходы» суть результат деятельности рассматриваемой области. Происходит оптимизация по интерфейсу деятельности.

Обязательными на данном этапе являются рассмотрение и согласование «входов» и «выходов» на ШЕФ-ГРУППЕ. Очень часто приходится сталкиваться с тем, что работники подразделений реальных предприятий по-разному воспринимают результаты своей и чужой деятельности. При таких согласованиях на ШЕФ-ГРУППЕ происходит согласование и формализация интерфейсов зон ответственности рабочих групп, УЧАСТНИКИ начинают понимать, что именно от них требует бизнес-система и что является результатом их деятельности. Вторым, но очень важным результатом такой деятельности становится исключение ненужных бизнес-системе работ: если есть «выход», который никому не нужен в качестве «входа», то его следует ликвидировать. По достижении «консенсуса», то есть при согласованном описании «входов» и «выходов», следует приступать ко второму этапу — описанию процедур деятельности. Описание процедур деятельности происходит в рамках идеологии «превращения „входов“ в „выходы“» таким образом, чтобы в рамках рассматриваемой области деятельности «входы» и «выходы» были связаны между собой некими процедурами.

При описании процедур деятельности как неких последовательностей работ, начинающихся с получения заранее описанных «входов» и заканчивающихся, опять же, заранее описанными «выходами», можно, в случае проектирования больших бизнес-систем, также применять методологию «черного ящика».

На данном этапе роль КОНСУЛЬТАНТОВ снижается, но существенно возрастает роль ЭКСПЕРТОВ и РУКОВОДИТЕЛЕЙ. В рамках деятельности рабочих групп согласование состава и результатов процедур происходит в рамках коллективной работы рабочей группы. В случае применения технологий «черного ящика», описание процедур следует продолжать и детализировать до определения состава работ и их локальных результатов деятельности в рамках процедуры. Это создаст информационную базу для третьего этапа.

На третьем этапе — подготовка регламентирующих материалов — происходит анализ и агрегирование результатов работ, составляющих процедуры в соответствии с задачами, поставленными ЗАКАЗЧИКОМ.

В качестве результатов агрегирования и анализа могут быть названы типовые документы, регламентирующие организационное построение бизнес-системы:
  • описание процесса и процедур;
  • организационная структура;
  • организационно-штатное расписание;
  • положения о подразделениях;
  • должностные инструкции;
  • политики (функциональные стратегии) по направлениям;
  • должностные требования;
  • бюджеты (при агрегировании по статьям учета);
  • плановые задания;
  • требования к отдельным подсистемам и процессам — в виде, например, технических заданий на разработку, — и т. д.
Роль КОНСУЛЬТАНТОВ на этом этапе растет многократно. КОНСУЛЬТАНТЫ должны не только проводить экспертную оценку принятых рабочей группой решений, но и сопровождать ее деятельность унифицированными стандартными методическими материалами организационного проектирования и шаблонами документов. Окончательная экспертиза и сдача результатов деятельности рабочих групп также ложится на КОНСУЛЬТАНТОВ.
В заключение хочется отметить, что организация рабочих групп является одним из самых эффективных инструментов современного организационного развития. Недостатками такой деятельности являются длительность изменений, делегирование полномочий и информирование персонала, невозможность выработки и принятия социально неприемлемых решений. Но все эти недостатки компенсируются спокойной и уверенной реализацией стратегических замыслов без потрясений и перегрузки топ-менеджеров.

При этом такой недостаток, как длительность разработки и внедрения организационных изменений методом рабочих групп, на самом деле, кажущийся. Предположим, ваша стратегическая концепция охватывает временной горизонт в 5 лет. Моментальное решение по организационным изменениям (приказ, проект организационно-штатного расписания, возложение ответственности и заданий на работников) займет не менее 1 недели. Исполнители через месяц подготовят проекты решений по организационным изменениям, еще минимум месяц потребуется на согласование, еще пару месяцев компанию будет лихорадить, через полгода начнется «откат» на старые позиции (специалисты будут доказывать правильность привычных им решений). Через год, возможно, удастся внедрить 30–50% разработанных решений, при этом количество работающих увеличится — все службы будут требовать хотя бы временного роста количества специалистов «в связи с новыми задачами».

Если же использовать рабочие группы, то, как показывает опыт автора, организационные изменения (уже в документах!) будут готовы через 4–6 месяцев, еще месяц дадим на подготовку приказов, пару месяцев на внедрение — и все! Проблем с внедрением, практически, не будет, поскольку все противоречия, возможные при внедрении, уже решены в рамках рабочих групп. Персонал своими руками все это создал, понимает, зачем и как будет происходить организационное развитие, видит перспективу и, более того, сам ее создавал. Таким образом, в течение 7–9 месяцев внедряются 70–90% необходимых организационных изменений — без конфликтов и лихорадок. Более того, практика автора показывает, что при применении методики рабочих групп возможно сокращение до 35% персонала компании — просто за счет отсекания ненужных работ и компетенций. Не менее важными результатами использования методологии рабочих групп являются получение персоналом предприятия опыта и навыков (компетенций) организационных изменений, придание осознанного, целенаправленного развития компании, что является серьезными конкурентными преимуществами.


Вопрос - Ответ

Задайте интересующий Вас вопрос - получите на него ответ.


В прошлом выпуске мы опубликовали письмо Родиона Семенова с вопросом о грамотном поведении в ситуации "начальственного разноса". Приведу выдержку из письма: "Никакие мои объяснения не были выслушаны. Все закончилось обещанием наказать меня. Правда, наказания так и не последовало. Я знаю, что это была стандартная ситуация для моего руководителя. Не я первый - не я последний попал "под горячую руку". В основном поражала несправедливость в выводах, неосведомленность о ходе дела, поспешность, показуха перед посторонними своей власти над подчиненными".
Буквально сразу после выхода номера журнала ко мне пришло письмо, которое я привожу здесь. Думаю, будет интересно узнать альтернативное мнение о ситуации.


Здравствуйте, Алина!
Я бы немножно подискутировала по поводу ответа на вопрос Семенова Родиона из рассылки, если можно...
Я бы на месте Родиона все же попытлась возражать и держать оборону. Конечно, сменить место работы - это самый радикальный и простой способ, но не всегда возможный (по разным причинам) и желательный.
Первое, что нужно было бы - это не терять самообладания и не менять выражение лица на растерянно-оправдательное, сохранять полную уверенность в достойном качестве своей работы.
Второе - это посреди потока спокойно вставить фразу типа "Давайте опираться на факты". И выдержать паузу, как бы попросить привести цифры и аргументы. Конечно, нужно иметь эти цифры и факты и в своей голове для контраргументов. Но поскольку мы считаем, что работа, действительно, была выполнена отлично, то цифры должны быть и должны были запомниться хорошо. Если факты не в Вашу пользу - тогда, увы!, нужно будет признать, что работа была все же выполнена плохо. В любом случае начальник переключится от выплескивания эмоций на процедуру вспоминания, остановится и, возможно, сменит тон.
Если цифры будут "из другой области", например, Вас просили найти товар с минимальным сроком поставки, а говорят о ценах, то нужно спокойно напомнить о том, что требования были установлены такие-то и такие-то....и мы их выполнили. Факты должны все расставить по местам.
Возможно, это мнение непрофессионала....., но оно имеет место быть.

С уважением, Утешева Надежда
ute@newmail.ru

ваши вопросы направляйте Алине Сокольской


Реклама и PR

Андрей Серов, советник по рекламе и PR группы компаний "Комкон" и Института психологического консультирования "Теменос". Рекламисты и пиарщики постоянно ищут новые нестандартные способы продвижения своих клиентов. Одним из вариантов подобной работы может стать создание литературных произведений.

Думаете о продвижении? Пишите книгу.

Дело в том, что, как показала практика процесс подготовки, издания и распространения книжной продукции может превратиться в долгоиграющую, не слишком затратную и вполне успешную акцию по продвижению торговой марки заказчика. Основными же условиями успешности процесса являются максимальная открытость клиента (конечно, в пределах разумного) и настрой обеих сторон на творчество.
Безусловно, можно легко вспомнить попытки использования кинопродукции для рекламирования тех или иных товаров. Кроме того, политики различных уровней с удовольствием выпускают тома собственных мемуаров, желая повысить свой рейтинг и остаться в памяти избирателей. Однако, говорить о массовом выходе документальных или полудокументальных произведений, рассказывающих о становлении каких либо сфер бизнеса или о возникновении и развитии отдельных компаний, пока не приходится.
При этом интерес к данной тематике явно присутствует: не зря же ведущие СМИ посвящают воспоминаниям известных бизнесменов значительные площади. К сожалению, даже самое большое интервью не в состоянии отразить все детали прошедших событий. Именно поэтому, на мой взгляд, литература, построенная на документальных событиях последнего времени может служить в качестве инструмента завуалированного продвижения той или иной компании или целой отрасли.
Я приведу несколько примеров прямого и косвенного использования литературы в промоушн-целях.
В 1999 году мы с Никитой Филатовым, известным адвокатом и детективщиком, выпустили детективный роман "Зеро для мента". Огромную помощь нам оказала корпорация "СЭТ" - владелец сети казино. Кроме того, я на тот момент являлся начальником отдела рекламы и PR вышеназванной организации. В связи с этим вся книга была построена на реальном материале и фактически рассказывала о различных моментах становления игорного бизнеса в Петербурге. Большинство имен и названий были в ней изменены, однако не настолько, чтобы быть не узнанными. Это был мой первый опыт использования литературы для опосредованного продвижения конкретного брэнда.
В конце 2001 года вышла книга "Обретение личной силы". Ее авторами были директор Института психологического консультирования "Теменос" Владимир Евтюшкин и ваш покорный слуга, советник директора института по рекламе и PR. В этом произведении в доходчивой форме излагались основы подготовки психологов-консультантов и рассказывалось о методиках личностного роста. В данном случае это было уже прямое продвижение конкретной компании и ее услуг.
И, наконец, в данный момент мной при содействии группы компаний "Комкон" готовится проект издания документально-художественного произведения о становлении охранного бизнеса Петербурга. Причем этот шаг как раз нельзя рассматривать как прямую рекламную акцию. Основная задача состоит в том, чтобы посмотреть на прошедшее десятилетие глазами людей, принадлежащих к абсолютно разным группам и организациям. В книге будут представлены точки зрения представителей малого и крупного бизнеса, охранных объединений, властных структур, правоохранительных органов. Многие из этих людей были хорошо известны и десять лет назад, и сегодня. Именно они будут вспоминать и рассказывать, как это было.

О плюсах и минусах данного метода мы поговрим в следующий раз.


До следующей встречи

Главный редактор Андрей Камин
Жду ваших писем по адресу:
kamin@sandy.ru

P.S. По вопросам размещения рекламы пишите adv-dep@psycho.all.ru

Тираж 16 144 с приложениями - 45 277

Рекомендуемые рассылки

Предлагаем вашему вниманию также следующие рассылки. Нам также интересно, какие рассылки Вы можете порекомендовать нам вставить в этот раздел. Пишите нам.
Алгоритмы влияния или управляемое общение - В рассылке рассказывается о конкретных методах, приемах и техниках влияния на собеседника, которые применяются во время проведения переговоров, а также в обыденной жизни.
Как найти идею? Развитие творческого мышления - Уникальная возможность пройти обучение по Мощному и Эффективному КУРСУ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. Вы сможете за час придумать десятки, и даже сотни оригинальных и эффективных идей.
Да или Нет? Искусство принимать правильные решения - Наши решения определяют нашу жизнь. Принимая лучшие решения, мы улучшаем свою жизнь. Мы поможем Вам значительно улучшить Ваши способности к принятию верных решений
Бизнес и ПсихологияПриложение: НовостиПсихософта - Новости каталога бесплатного психологического и околопсихологического программного обеспечения
Бизнес и Психология Приложение :Деловое НЛП - знакомит читателей с конкретными методами, приемами и техниками нейролингвистического програмирования в бизнесе.
Бизнес и Психология Приложение :Переговоры? Проще не бывает! - 85% успеха в бизнесе - это умение говорить, а 15% - это все остальные специальные знания. Хотите научиться выигрывать переговоры? Тогда вам сюда, к нам.
Бизнес и Психология Приложение :Психология и бизнес - Состоит из материалов не вошедших в основной номер
Бизнес и Психология Приложение :Читай и действуй - Рассылка станет вашим виртуальным бизнес консультантом, с которым можно обсудить все проблемы вашего бизнеса.
Бизнес и Психология Приложение :СMC-лента новостей - На вашем мобильном устройстве (Телефон, коммуникатор, пейджер, Psion)
Новости Нижегородского ресурсного центра - Зато дети у нас красивые:-)
Бизнес и Психология Приложение :PR? Проще не бывает! -Наша рассылка - для специалистов по PR и рекламе, но, в первую очередь, для их клиентов, особенно для таких, которые очень недовольны (!) работой этих специалистов.
Введите ваш

Информационная поддержка

Партнеры проекта:

Cюда стоит зайти

Psychology Online Russia Портал Психология - Вся Россия
Andersen Professional Education Center Andersen in Russia

Центр Практической Психологии

Центр практической психологии 'КАТАРСИС'


  поиск книг

Центр  border=

Психологический Центр “Здесь и Теперь”

List Banner Exchange lite

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное