Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Как наладить вашу жизнь

  Все выпуски  

Как наладить вашу жизнь



СЕКРЕТЫ УМНОГО ПАПЫ



Эта маленькая статейка – для родителей, желающих воспитать успешных, любящих и заботливых детей. Именно в таком сочетании: успешных, любящих и заботливых. Не «всесторонне и гармонически развитых, не гениальных», не «богатых и счастливых». А просто успешных, любящих своих родителей и заботящихся о них. Двое моих детей выросли именно такими, и потому на мне ответственность за передачу опыта.

Поэтому пару месяцев назад я написал книжку «Секреты умного папы», А затем разработал одноименный мастер-класс и завел сайт Умного Папы www.umnikpapa.ru, на котором, в частности, размещена первая часть упомянутой книги.

Сегодня я решил поместить в рассылке отрывок из второй части этой книги. Вот он.

Рекомендация 1. Старайтесь не вмешиваться в дела детей, даже маленьких.

Речь идет о невмешательстве в занятия детей, а также о том, что не следует участвовать в делах детей с целью изменения их хода. Это и понятно: ребенок, который привык, что его всегда направляют взрослые, вряд ли станет успешным, так как постоянно будет действовать лишь с оглядкой, или предпочтет вообще не действовать, дожидаясь разрешения или соучастия. В любом случае, самостоятельным ваш ребенок не станет, если с самого детства он будет приучен к тому, что в его дела вмешиваются другие именно с целью изменить их ход и результаты.

Однако, такая постановка вопроса («старайтесь не вмешиваться в дела детей, даже маленьких»), может и должна привести к другому вопросу: не вмешиваться при любых обстоятельствах?

Давайте ответим на этот вопрос (фактически на вопрос о том, есть ли исключения из данной рекомендации), рассмотрев несколько примеров и случаев, с которыми сталкивается практически каждый родитель в течение многолетней практики воспитания своих детей.

Ребенка побили другие дети. Не вмешиваться в его дела?

Мои родители так и поступали: не вмешивались в мои дела. Единственный случай, когда папа вмешался, произошел, когда я уже не был маленьким – в четвертом классе. Я подрался с одноклассником из-за лопаты. Наш класс приводил в порядок пришкольную территорию. Уже не помню, почему возник конфликт, но суть в том, что лопата была одна, а нас двое. За дракой наблюдали обступившие нас мальчишки. Мой соперник был сильнее, но медлительнее. И когда я победил, кто-то из его друзей нанес мне сбоку неожиданный удар кулаком, в котором было зажато что-то тяжелое. Я упал и отключился. Очнулся, когда моего поверженного соперника оттаскивали от меня, поскольку он пытался меня душить. В общем, на моей шее остались настолько красноречивые царапины, что папа решил выяснить, насколько ситуация потенциально опасна.

Маленький ребенок вот-вот обожжется. Не вмешиваться в его дела?

Итак, старайтесь не вмешиваться в дела маленьких детей. Пусть набивают шишки. Мой дядя рассказывал, что, еще не умея ходить, я подполз к топившейся печке и дотронулся ладошкой до печной дверцы. Обжегся, испугался, спрятал руку за спину и молчу. Взрослые не стали причитать или ругать. А уже через пару дней я дотрагивался до этой дверцы палкой. Каждая набитая шишка – повод для осмысления и самостоятельных выводов. Конечно, можно действовать с помощью системы запретов. «Нельзя прикасаться к раскаленной дверце», «нельзя быть невежливым с учителем». Но ведь еще Адама предупреждали насчет яблока.

Конечно, трудно смотреть, как дети набивают шишки и не вмешиваться. Но это и есть настоящая забота – незаметно переживать за детей, и БЫТЬ ГОТОВЫМ ВМЕШАТЬСЯ ПРИ РЕАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ. Если опасность реальна - остановите (по возможности без паники) и каким-то способом продемонстрируйте, в чем опасность. Иначе вы сформируете еще одну «установку», которая будет работать, как гипноз. Например, ребенок лезет в розетку. Можно сказать «нельзя», и он никогда не узнает почему. А можно включить утюг или паяльник и показать, что электричество делает со сталью, которая намного прочнее человеческого тела. Пусть лучше дотронется до утюга или прикоснется паяльником к живому листочку. Короче говоря, при реальной опасности остановите ребенка и тут же объясните с помощью демонстрации, что произошло бы, если бы вы его не остановили.

Ребенок «ходит по головам» окружающих. Не вмешиваться в его дела?

Другая крайность запретов – вседозволенность. Ребенок «ходит по головам» взрослых. Тогда пусть он будет готов к тому, что кто-то из окружающих «шлепнет» его, т.е. пусть будет готов ответить за содеянное. Так он быстро поймет, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода окружающих. У меня был случай, когда я в качестве инструктора вел курс по улучшению жизни. На курсе была 11-летняя девчушка, дочь известных родителей. Быстро соображала, но вела себя более чем независимо: «Не подходите ко мне, если я не прошу об этом». Я сказал ей, что либо она будет учиться на общих основаниях, либо я буду вынужден исключить ее с курса. Это возымело действие, и до конца занятий она ничем не отличалась от остальных. Вечером я рассказал о происшедшем ее маме, и мама прореагировала: «Правильно, пусть отвечает за свои фокусы сама».

Итак, если подвести итог сказанному, то рекомендация о том, чтобы стараться не вмешиваться в дела детей, СВОДИТСЯ К ОТКАЗУ ОТ ПРАКТИКИ ПРЕРЫВАТЬ И ОСТАНАВЛИВАТЬ АКТИВНОСТЬ ВАШИХ ДЕТЕЙ. Они должны иметь свободу быть тем, кем они намерены быть в настоящий момент (собакой, разбойником, репкой, индейцем), и делать то, что они намерены делать. Я был удивлен, когда, порывшись в интернете, узнал, что еще древние греки исследовали взаимосвязь «быть» и «делать». А как поступать в случае опасности для их жизни или здоровья, а также в случае «хождения по головам» присутствующих мы уже обсудили.

ПРАКТИКУМ ОТ УМНОГО ПАПЫ.

1. Вспомните, что в поведении ваших детей побуждает вас вмешиваться, останавливать, прекращать. Составьте список этого. Теперь на другом листочке определите, кем (чем) они пытаются быть, делая то, что вы внесли в этот список.

2. Разработайте, как вы можете предоставить им право быть всем, что в этом списке и делать все, что в нем.

Помимо книжки «Секреты умного папы», существует мастер-класс с тем же названием. На нем папы и мамы учатся следовать этой и другим рекомендациям (всего около 30 различных упражнений).



Искренне ваш,

Игорь Клипиницер




В избранное