"Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свое истинное лицо"
Ф. Раневская
Знаете, как за рубежом местные жители легко выделяют русских среди других наций? А по выражению лица. Вот как большинство из нас привыкло перемещаться в пространстве (в семье, на работе, в общественном транспорте) с хмурым выражением лица, взглядом исподлобья и жуткой боязнью поздороваться первым, так и за рубежом наши сограждане по привычке делают «морду кирпичом» и здороваются лишь с «избранными».
Но про поведение наших «там у них» написана куча статей. Меня сейчас больше волнует вопрос, как быть, если среди коллег по работе встречаются такие, которые, по непонятным мне причинам, не здороваются при встрече.
Пример: в приподнятом настроении прихожу с утра на работу, со всеми первая здороваюсь, улыбка до ушей, иду к своему кабинету и натыкаюсь взглядом на нашего главного бухгалтера :-(. Как будто в стену с размаху впечатываюсь. У нее постоянно такое выражение лица, как будто она не финансами в организации занимается, а в инквизиции работает. Когда поздоровается, когда нет…
Ну ладно, может, у нее проблемы какие, поэтому и выражение лица соответствующее.
Но я встречаю массу таких людей и не только среди коллег по работе. Всегда неприятно наблюдать, как многие люди в магазинах общаются с продавцами: подходят, не поздоровавшись, с приказными интонациями или с претензией (почему??) в голосе задают вопрос о цене или качестве товара. Послушаешь, как покупатель разговаривает с продавцом и начинается казаться, что этот продавец деньги у покупателя занял и уже год не отдает. Откуда такая позиция, что все вокруг что-то кому-то должны??
Почему многие из нас общаются именно с позиции «мне ДОЛЖНЫ»? А значит, могу не здороваться (не царское это дело!), могу разговаривать с окружающими как барин с провинившимся крестьянином, могу смотреть на остальных, как на лампу настольную…
Так к чему я все эти критические суждения?
К тому, что крайне неприятно, когда ты к человеку обращаешься с приветствием, а он своим поведением показывает тебе что ты - пустое место.
Что такого трудного в том, чтобы произнести слово «Здравствуйте»? Кто-то потолстеет, или похудеет, если лишний раз поздоровается?
Общалась я с такими индивидуумами, которые здороваются лишь по утрам в понедельник, так как считают, что ежедневное приветствие – полная глупость, мол, всего 20 часов прошло с прошлой встречи, зачем еще раз здороваться?
Тогда по логике таких людей получается, что мужчины должны вперед пропускать только приятных им дам, или только «своих», продавцы в магазинах должны здороваться и консультировать только постоянных покупателей, водители пропускать только знакомых им пешеходов, а «спасибо» и «пожалуйста» все должны говорить только тем, кто приятен и знаком.
Абсурд какой-то!
Мне всегда было интересно пообщаться с родителями таких вот личностей – это что ж за семья такая, в которой понятия вежливости исковерканы и считаются глупостями? Очень хочется таким людям посоветовать посмотреть фильм «Собачье сердце» Булгакова. Хотя, скорее всего, даже если и посмотрят – не поймут :-(.
Вежливость – это нравственная и поведенческая категория, черта характера. С помощью нее определяют умение человека общаться с людьми, способность найти компромисс в любой конфликтной ситуации. Проще говоря, вежливость – это визитная карточка успешного, коммуникабельного человека.
Получается, что можно разграничивать людей уже по манере общения – может ли приветствовать и отвечать на приветствия, может ли благодарить, произносить банальное «Спасибо». Если может – значит, человек открыт всему новому, уже есть способности к саморазвитию, к успешности. Он облагает гибкостью мышления, лояльностью, способен наладить контакт и установить взаимовыгодное сотрудничество.
Если не может, воспринимает ежедневное приветствие как ненужную «официальщину», то и как простой исполнитель он не ахти какой. А уж про позитивность мышления и коммуникабельность и говорить нечего :-(.
Стоит помнить, что приветствие – это первый камень при построении общения с другим человеком. И каким будет Ваше «здравствуйте» – так Вам и отзовется собеседник.