Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

10 принципов адекватной самооценки стартапа


Записки о бизнесе

   
    Блог


10 принципов адекватной самооценки стартапа
2013-07-16 06:16
Оригинал.

Вопрос адекватной оценки стартапа обладает ключевым приоритетом: от того, как распределить финансовое и долевое участие, зависит, без преувеличения, будущее всего предприятия. Из какого пальца высасывается уверенность о том, что то или иное бизнес-начинание стоит 100 тысяч долларов? Как люди оценивают себя?



Сложность заключается в том, что в условиях отсутствия чётких критериев оценки стартап в большинстве случаев неадекватно себя позиционирует перед потенциальными инвесторами — либо называя какую-то невменяемую цифру, от которой потенциальный венчурный человек падает под стол, либо уступая инициативу и наивно предлагая финансовому ангелу самому оценить бизнес и назвать цену.
 
Оба подхода совершенно бесперспективны и губительны для стартапа. 
 
Мартин Цвиллинг
Совершенно случайно мне попалась под руку публикация Мартина Цвиллинга, учредителя и генерального директора консультационной фирмы Startup Professionals, озаглавленная "10 надежных правил для инвестиционной оценки стартапов". Рекомендации Цвиллинга, демонстрирующие системный и структурированный подход, реально позволяют объективно оценить деловую инициативу.
 
Вот эти 10 принципов с моими комментариями.

1. Максимально точно оцените рыночную стоимость всех физических активов стартапа (Asset approach)

Принцип этот хрестоматиен, однако повсеместно игнорируется, поскольку начинающим предпринимателям особенно если они не предприниматели, а "айтишные" профессионалы!) кажется, что существующие активы — это ничтожная капля в море потенциальных возможностей для монетизации "гениальной" инвест-идеи.
 
Ну что такое полдюжины компьютеров, принтер, офисная мебель в сравнении с миллионами долларов, масляной плёнкой застилающими завидущие глаза? Хитрость, однако, в том, что скрупулёзный учёт существующих активов об этом, кстати, Марти Цвиллинг забывает помянуть, и напрасно!) — это ход безупречный в чисто психологическом отношении! 

По тому, как вы относитесь к материальному имуществу, по вашей серьезности и ответственности потенциальный инвестор оценивает судьбу собственных инвестиций! Если "ангел" видит, что для вас и вашей команды плюс-минус 10–20 тысяч долларов роли не играет, ваши шансы получить 100–200 тысяч становятся эфемерны.
 
2. Попытайтесь максимально реалистично оценить интеллектуальную собственность

Цвиллинг приводит очень ценную аксиому, принятую на американском венчурном рынке: каждый зарегистрированный патент увеличивает оценку начинающего бизнеса на 1 миллион долларов. Думаю, в нашем Отечестве порядок цен значительно ниже, но не обязательно я не специалист в этой сфере, поэтому никаких конкретных цифр и рекомендаций дать не в состоянии). 

Мне кажется, что в данном случае нужно, не зацикливаясь на абсолютных значениях стоимости патента, просто взять на вооружение саму аксиому по модулю, а именно: чем больше вам удастся на предварительном этапе формализовать интеллектуальную собственность, тем это будет выгоднее на переговорах по привлечению инвестирования.
 
Иными словами, не голые обещания и восторженные завывания, а конкретные патенты и реальные примеры практического внедрения ваших инноваций и бизнес-идей должны стать основой для оценки интеллектуальной собственности.
 
3. Монетизируйте профессиональные навыки каждого из креативных членов вашей команды

Цвиллинг приводит любопытную цифру: в годы доткомовского пузыря венчурные капиталисты увеличивали стоимость стартапа в среднем на 1 миллион долларов за каждого работающего в нём профессионала. 

В нашем случае опять же важно не ориентироваться на абсолютные цифры, а усвоить сам принцип обязательно учёта профессиональных навыков своих сотрудников. Сделать это гораздо проще, чем, скажем, монетизировать интеллектуальную собственность, поскольку любая квалификация, любой вид профессиональной активности сегодня имеет вполне устоявшуюся цену на рынке.
 
4. Существующие клиенты и договоры добавляют стоимость в оценку стартапа 

Это положение не требует никаких комментариев, тем более что монетизация в данном случае проводится с учётом реальной прибыли, получаемой от каждого "раннего" клиента.
 
5. Дисконтированный денежный поток на прибыль будущих периодов

Discounted Cash Flow (DCF) — стандартная статистическая методика, хорошо известная и легко воплощаемая на практике. Цвиллинг даёт для ориентира полезную цифру: ожидаемая прибыль учитывается при оценке стоимости стартапа на уровне от 30 до 60 процентов — в зависимости от средних показателей по отрасли, меры реалистичности ваших расчетов будущей прибыли и проч.
 
То есть если вы планируете получить в ближайшие пять лет 5 миллионов долларов прибыли, то как минимум 1,5 миллиона должны учитываться при текущей оценке вашего стартапа.
 
6. Произвольный мультипликатор доходов (Discretionary earnings multiple)

Замечательная штука, о которой мало кто знает, однако при этом вы имеете полное право использовать его для оценки стоимости стартапа. Мультипликатор, естественно, можно применять только в том случае, если ваш стартап уже генерирует какую-то прибыль. Если идут одни убытки, мультиплицировать ничего не получится.

Как бы там ни было, общее правило, которое может, естественно, меняться в зависимости от средних значений по отрасли рынка и общепринятых нормативов, звучит так: мультипликатор = 5. То есть если ваше начинающее предприятие генерирует, скажем, 100 тысяч долларов грубого дохода в год без учёта каких-нибудь налогов, отчислений, амортизации, процентов и т. п.), то вы можете смело добавлять к оценке своего стартапа ещё полмиллиона долларов.
 
7. Принцип замещающей стоимости ключевых активов (Cost approach) 

Еще одна архиполезная фича, которую мало кто знает и, соответственно, учитывает. Она идеально подходит для тех стартапов, что ещё не генерируют никакой прибыли. Cost approach предполагает оценку расходов, необходимых для полного замещения уже существующих у вас на данный момент активов. 

Скажем, за минувший год вы разработали что-нибудь вроде нового конструктора онлайн-магазина. Прибыли пока нет никакой, реальных клиентов — тоже, зато есть cost approach: вы просто подсчитываете, исходя из текущей рыночной конъюнктуры, сколько будет стоить создание подобного продукта (вашего конструктора) с нуля. То есть — каких специалистов надо будет нанять, какую платить им зарплату, какое приобрести оборудование… 

Складываете всё вместе и получаете стоимость активов вашего стартапа, исходя из принципа замещающей стоимости. На мой взгляд, превосходная фича, монетизирующая ситуацию с одними убытками.
 
8. Учёт объёма профильного рынка и перспектив роста 

У меня создалось впечатление, что Марти Цвиллинг привёл этот пункт чисто для галочки, поскольку никаких реальных и твердых критериев для оценки того и другого что роста объёма, что увеличения доли вашего стартапа в данном секторе рынка) не наблюдается.
 
9. Учёт числа прямых конкурентов и вашего положения на рынке

Ещё один виртуальный пункт, который не поддается объективной монетизации. Речь в данном случает идёт о пресловутом гудвилле goodwill) — произвольном показателе преимуществ вашего бизнеса относительно конкурентов на рынке. Ход суждения хорошо известен:"Мы пришли на этот рынок первыми, поэтому движемся постоянно на шаг впереди конкурентов — и за это преимущество хотим энное количество долларов от инвестора". 

Намерение, конечно, благое, но трудно реализуемое на этапах первоначального инвестирования. Это матёрые компании могут позволить себе спекуляции на тему нестыковки активов с пассивами, которые они по всеобщей условной договоренности именуют лукавым термином goodwill.
 
10. Поиск аналогов (Market approach)

На мой взгляд, этот пункт алгоритма Цвиллинга наименее сложен для реализации: вы находите примеры успешного финансирования компаний, работающих в вашем секторе рынка или смежном, но не так, чтобы вы были в программировании, а ваш аналог — в золотодобывающей промышленности), и цитируете цену сделки своему инвестору. С учётом, разумеется, понижающего либо повышающего коэффициента (у вас больше/меньше сотрудников, продуктов, идей и проч.). 

При всей внешней простоте данный подход является ещё и самым эффективным, поскольку, во-первых, экономит вам кучу времени на скрупулёзном учете активов и доходов будущих периодов, во-вторых, позволяет не столько даже не продешевить, сколько сохранить трезвость оценки и не отпугнуть инвестора своими завышенными требованиями.

С другой стороны, даже если ваши требования и завышены, однако соответствуют принятой на вашем рынке практике инвестирования в стартапы (в сравнении с аналогом), то шансы гораздо выше, чем если бы вам приходилось искать деньги в гордом одиночестве. 

О чем стоит подумать основателям стартапа в самом начале своих отношений
2013-07-31 08:49

Оригинал.

Большинство основателей проектов, собираясь делать проект с друзьями, категорически отказывается обсуждать какие-либо условия участия в проекте, аргументируя это «ну, мы же друзья». Однако время постоянно вносит коррективы, у людей может меняться ситуация, поэтому важно на раннем этапе обсудить условия участия со-основателей проекта.

На стадии пока компания еще не создана подписывать какие-либо договора не имеет большого смысла, поскольку юридической силы они иметь не будут, однако иметь как минимум электронные письма, в которых со-основатели соглашаются с определенными условиями имеет смысл, дабы уберечь в будущем от споров и разногласий на этапе юридического оформления отношений.

Что важно обсудить как можно раньше.

  1. Доли партнеров и условия получения долей. Размер доли, время и этапность вестинга (постепенное выделение долей), условия выхода из проекта, в том числе досрочного, условия выкупа и продажи долей. Имеет смысл обсудить и основания для получения доли, чтобы не возникло споров в дальнейшем – кто и какой вклад внес и насколько он соответствовал предварительным договоренностям.
  2. Время, уделяемое партнерами проекту. Кто-то может работать полный день, кто-то в свободное от работы время, кто-то участвует только на старте – важно, чтобы с самого начала партнеры понимали, что требуется от каждого участника, что в ходит в зону ответственности того или иного человека.
  3. Первоначальные вклады. Кто из партнеров участвует деньгами, кто собственностью, кто наработками, кто базой клиентов, а кто своей чистой энергией. Это важно проговорить, чтобы в будущем не оказаться в ситуации, что партнер не вносит ожидаемого вклада.

Также, возможно имеет смысл обсудить и будущее проекта:

  • Что будет происходить, если партнер будет вкладывать дополнительные ресурсы – деньги, собственность, привлекать своих родственников и друзей к работе над проектом.
  • Каковы правила привлечения «внешних» людей в проект. Например, на каких условиях будет привлекаться девушка одного из основателей к написанию текстов на сайт, а брат основательницы к разработке креативной маркетинговой концепции.
  • Как будут приниматься решения о найме дополнительных людей и мотивации этих людей – долями, опционами, зарплатой, должностями.

И, как бы это не было грустно, имеет смысл подумать и проговорить ситуацию с закрытием проекта. Что будет если проект закроется – кому достанутся наработки, бренд, доменное имя.

К подобным соглашениям имеет смысл относится как к необходимой формальности, чтобы избежать возможных недоразумений в будущем. К тому же, само наличие таких договоренностей понравится инвесторам проекта, если и когда они будут привлечены.

И, конечно же, стоит помнить о размытии долей. Неплохая статья с примерами есть на SiliconRus, хотя я и не согласен с выводом про размытие долей. Главное в конечном итоге – стоимость доли, а не ее размер в процентах – однако это уже другая история…


   
     
   

В избранное