Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Записки о бизнесе: 12 бизнес-уроков от основателя Amazon Джеффа Бэзоса


12 бизнес-уроков от основателя Amazon Джеффа Бэзоса. Часть 2

Оригинал здесь.

7. Представляйте аудитории свои идеи в виде заметок, а не слайд-шоу

В одном из своих интервью Джефф Бэзос сказал: “Традиционная корпоративная презентация проходит так: кто-то встает перед аудиторией и показывает слайд-шоу. Я считаю, что таким образом человек получает очень мало информации. Предоставлять аудитории материал в виде пунктов списка легко для автора, но слушателями такой формат воспринимается тяжело. Поэтому используйте вместо традиционного слайд-шоу более связный текст, структурированный в виде заметок. Когда вы описываете свои идеи полноценными предложениями, вы добиваетесь более ясного их осознания своими слушателями».

Если вы когда-либо писали увлеченно какой-либо текст, вы наверняка замечали, что мозг генерировал мысли и предложения намного быстрее, чем писали слова ваша рука. Вы полностью погружались в описание своих идей. Вы стремитесь записать их как можно скорее, они занимают все ваше внимание, поэтому их невозможно забыть.

Когда вы создаете слайд-шоу, этот эффект отсутствует. И даже если бы у вас возникло похожее состояние, вы должны были бы ограничить записываемое лишь отдельными моментами. Когда вы пишете связные заметки на нескольких листах, вы имеете возможность лучше и более полно изложить свои мысли, а ваша аудитория – максимально понять идею автора.

8. Сфокусируйтесь на клиентах

«Сосредоточенность на клиенте делает компанию более эластичной».

В компании Amazon существует единый принцип работы: «Начните с потребностей клиента, и двигайтесь от них к построению работы компании». Это противоположно принципу действия многих других компаний, которые сперва придумывают услугу или товар, а затем смотрят, как реагируют на новшество клиенты.

«Мы одержимы не конкурентами, а клиентами», – говорит Бэзос. Он уверен, что то, что является хорошим для клиента, в конечном счете, оказывается лучшим и для бизнеса.

Вот несколько примеров, когда Amazon сосредотачивалась на клиентах, ставя их интересы выше собственной прибыли в краткосрочной перспективе.

Устранение дублирования покупок по ошибке

Amazon заметила, что некоторые покупатели случайно повторно заказывают товары, которые они ранее уже приобрели на Amazon.com. Компания решила помочь своим клиентам избежать таких повторных заказов, размещая соответствующее предупреждение на страницах тех товаров, которые уже были заказаны.

Это привело к снижению продаж, но предположительно повысит клиентскую лояльность.

Размещение рекламы конкурентов

Другой классический пример клиенториентированной политики Amazon – возможность размещения рекламы конкурентов на страницах портала.

На первый взгляд, это полное безумие, не так ли? Бэзос сам вспоминает: «Принятие этого решения было очень спорным. Оно вызвало много дискуссий и беспокойства». И все же оно было принято.

И опять же по той причине, что так лучше для клиентов. Они должны видеть цены на те же продукты других компаний и должны сами выбрать то, что им подходит. У покупателей должен быть выбор.

Размещение покупательских отзывов

Мы видим их на каждой странице Amazon.com. И это не только хвалебные отзывы, но и отрицательные мнения, которые Бэзосу советовали убрать. Но он не сделал этого, потому что – «так было лучше для покупателей». И в результате Amazon стала не только торговой площадкой, но и прекрасным информационным ресурсом, где собрано огромное количество сведений о том или ином товаре.

9. Сделайте основой своей стратегии те принципы, которые останутся неизменными

«Мне часто задают вопрос: что изменится в ближайшие 10 лет? Это очень интересный вопрос, но не более ли важно – что НЕ изменится в ближайшие 10 лет? Ведь строить бизнес-стратегию нужно именно вокруг того, что не меняется. Например, клиенты всегда будут предпочитать более низкие цены. Они всегда будут хотеть быструю доставку и широкий выбор. Невозможно вообразить, что через 10 лет ко мне придет покупатель и скажет: «Джефф, я просто обожаю твой ресурс, но вот были бы у вас цены повыше». Вот в такие неизменные ценности и надо инвестировать».

Определите ценности ваших покупателей, которые НЕ изменятся в ближайшие 10 лет – и инвестируйте в них, работайте над ними. Специалисты Amazon постоянно работают над снижением цен на продукцию, над повышением оперативности доставки и над расширением ассортимента.

10. Идентифицируйте и устраните риск

Мы думаем, что предприниматели любят риск. Но это стереотип. Настоящие предприниматели не любят рисковать и стремятся устранить рисковые факторы из своей деятельности.

«Рискован уже сам старт нового проекта. И риски устранять надо сразу же в момент открытия компании. А затем систематически идентифицировать и убирать рисковые факторы на каждом новом этапе развития компании».

11. Начните прямо сейчас, чтобы не сожалеть в будущем

Что может быть хуже, чем жить с разочарованием, сожалениями и виной?

Когда Бэзос думал о создании Amazon, он должен был решить, вкладывать ли деньги в новый стартап, будущее которого непредсказуемо, или остаться работать в хорошей компании на Уолл-стрит. Его мучили опасения – а не постигнут ли его в будущем разочарование и сожаления об оставленной перспективной работе. И тогда он нарисовал себе специальную схему, назвав ее «Схема минимизации сожаления». Она помогла ему понять, что он действительно хочет создать собственный проект и оставить все сомнения. По сути именно страх перед будущим разочарованием стал одной из основных причин, почему он все же решил идти вперед и открыть Amazon.com.

12. Советы предпринимателям

  • «Никогда не решайте начать что-то новое сгоряча. Остановитесь и просто «ждите свою волну». Это – совет номер один для любого предпринимателя. И беритесь только за то, что вас действительно волнует, что вам по-настоящему интересно»
  • в своей работе отталкивайтесь прежде всего от потребностей клиентов
  • в трудные времена больше общайтесь со своими сотрудниками
  • планируйте в долгосрочной перспективе. Если вы все внимание уделяете только ближайшей операционной деятельности компании, вы застрянете в своем развитии
  • отказ – часть работы предпринимателя. Не зацикливайтесь на этом
  • анализируйте каждое решение, основываясь на реальных фактах. А если соответствующих фактов нет, обращайтесь к специалистам и прислушивайтесь к их мнению
  • старайтесь быстро реагировать на изменения внешней среды
  • выбирая между прибылью и клиентами, всегда выбирайте клиентов

В избранное