Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Записки о бизнесе: Что такое Lean Startup и с чем его едят


Что такое Lean Startup и с чем его едят
February 19th, 0:35

Оригинал здесь.

Многие слышали о популярной методологии управления стартапами под названием “Lean Startup”. Давайте вместе попытаемся понять, чем это может помочь стартапу.
Для начала, определимся, что такое стартап.

Стартап – это команда людей, которая собралась, чтобы создать новый продукт или услугу в условиях огромной неопределенности. Неопределенность означает, что вам точно неизвестно, кто ваши клиенты, как они воспринимают проблему или продукт, как наладить продажи, с какими рисками вы столкнетесь и т.д. Неопределенность – это низкая прогнозируемость. Другая формулировка того, что же такое стартап, напрямую указывает на то, что это  временная организация для  поиска бизнес-модели (снижения неопределенности).
По сути, задача стартапа – это снять неопределенность, чтобы иметь возможность превратиться в компанию, которая будет эксплуатировать найденную бизнес-модель.

Почему стартапы умирают?
Авторы Lean Startup говорят о том, что стартапы редко умирают от того, что их продукт плохой. Чаще всего они умирают от отсутствия клиентов. И что самое интересное, качество начальной идеи не так уж прямо связано с конечным успехом, потому что идея как правило меняется в процессе.
А успешны в итоге те, кто успевает сделать как можно больше итераций, пока не кончатся деньги или ресурсы. Под итерацией тут понимаются версии продукта или предложения рынку. Краеугольный камень всех стартапов – это  время, требуемое на  итерацию.

Итак, Lean Startup это методология, применение которой позволяет управлять и ускорять итерации стартапа, чтобы как можно быстрее найти свою бизнес-модель, исходя из того, что скорость – это единственное преимущество стартапа перед компаниями.

Два подхода, которые приняты в предпринимательстве, обладают существенными недостатками.
1. Если вы поклонник бизнес-планирования и дальнейшего исполнения плана, то вы столкнетесь с тем, что ваш бизнес план просто не выдержит первой встречи с клиентом. А плохой план даже при блестящем исполнении приведет к смерти стартапа.
2. Если же вы поклонник подхода “бери и делай”, то стартап скорее будет похож на курицу, бегающую с отрубленной головой.

В соответствии с Lean Startup все, что вы делаете в стартапе – это эксперименты. Потому что основная ценность стартапа – это знания, подтвержденные фактами.
Знания о том,

  • Какой продукт на самом деле нужен?
  • Как он будет расти?
  • Кто наши клиенты?
  • Каких клиентов стоит слушать, а каких нет?

помогают принимать решения о том, куда инвестировать время и деньги, чтобы экономить время и деньги

Чтобы использовать такой околонаучный подход, нужно правильно определить гипотезы.
Гипотезы – это мысли или идеи о вашем продукте, которые стоит проверить.
Каждая гипотеза проходит цикл – вам пришла в голову мысль, вы сделали соответствующий функционал, измерили, как на это реагируют клиенты и чему-то научились. И скорость прохождения цикла – краеугольный камень эффективности управления вашим стартапом.

Вместо обычных дедлайнов и майлстоунов в методики Lean Startup майлстоуны привязаны не к разработанному функционалу – а к получению подтвержденных фактами знаний.
Это означает, что вы все время задаете себе вопросы:

  • Что нам нужно узнать?
  • Как мы поймем, что узнали что-то?
  • Что нужно разработать, чтобы провести эксперимент и результаты эксперимента?


Чтобы начать получать ответы, у вас должен быть MVP – Minimal Viable Product (минимально ценный продукт). Это реализация минимально необходимого функционала, которые может дать ценность вашему клиенту.

Если вы говорите «хорошо бы еще иметь такую фичу» – значит ее точно не должно быть в вашем MVP.
При этом MVP могут быть разные. Варианты:

  • видео, которое показывает, как будет работать пока что не существующий продукт (так сделал Dropbox)
  • ручное выполнение функций, которых вы еще не сделали
  • вы можете работать с клиентами индивидуально, пока ваш продукт не готов к тому, чтобы продаваться массово.


Итого, ваша работа в качестве предпринимателя в понимании Lean Startup заключается в том, чтобы:

  • Измерять и определять, что работает, а что нет
  • Смотреть открыто на неприглядные факты
  • Планировать эксперименты, которые приближают реальные метрики к идеальным в бизнес-плане

То есть делать, измерять и учеиться.

Самые главные ваши гипотезы, на проверке которых стоит сосредоточиться – это гипотезы ценности и гипотеза роста. Это вопросы:
- а действительно ли это ценно для наших клиентов и что именно им ценно?
- что действительно ли я знаю, как добиться показателей бизнес плана?

Чтобы создавать эксперименты и измерять результаты, вам понадобятся метрики. Самое страшное здесь – это ванильные метрики.
Например, количество пользователей – это ванильная метрика. Она ничего не значит. Ведь пользователи могут зарегистрироваться и больше никогда не вернутся к вам. А значит, они бесполезны для вашего бизнеса.
Или, например, доход. Казалось бы, хорошая метрика. Но если ваши расходы превышают доходы, то это так себе бизнес. Поэтому это ванильная метрика.

Пример правильной метрики вы можете найти в статье про оценку SaaS бизнеса.

Итого, использование Lean Startup в вашем стартапе означает, что:

  • вы ставите под сомнение все и считаете это гипотезами
  • вы планируете эксперименты и разрабатываете только тот функционал, который позволит вам что-то узнать
  • вы опираетесь на проверяемые и не ванильные метрики, которые действительно что-то говорят о том, работает ли ваш механизм роста и нужно ли это вашим клиентам
  • вы методично контролируете список гипотез, экспериментов, метрик, фактов и знаний, которые вы получили о продукте и рынке
  • вы делаете все, чтобы проходить эти циклы как можно быстрее, чтобы успеть подтвердить все гипотезы, пока у вас не кончились деньги и терпение.

И этому процессу подчинены все остальные процессы в вашем стартапе – от разработки до продаж.


В избранное