Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эйнштейн, X-treem reading Путь к 3D Реальности Почему приходится переучиваться читать?


Почему приходится переучиваться читать?

 

Чтение это навык навязанный нам извне. Стандарт обучения особенно не обращает внимание на индивидуальные особенности, предпочтительный способ усвоения и переработки информации, скорость нервных процессов. Поэтому читать учат всех. Чаще всего вопреки. И способ обучения максимально комфортен только для части школьников. А остальным он не очень подходит. Читать им не нравится и читают они с трудом.  Обучив кое-как чтению, школа начинает этот навык активно использовать. Задавая и читать, и через чтение. И не развитый навык начинает тормозить дальнейшее обучение. Или просто школьник начинает увеличивать время на выполнение заданий, или просто начинает какие-то задания игнорировать. В дальнейшем новых стратегий чтения не предлагается и собственно чтение становит личным делом каждого.  Тут возможен прорыв, если возникает желание читать самостоятельно, что называется «глотать книги». Тогда какие-то закономерности быстрого и эффективного чтения интуитивно находятся и новые способы возникают. Однако в наше время на это рассчитывать  стоит меньше, так как  появилось слишком много альтернативных источников информации, которые не требуют чтения. В дальнейшем неумение читать является огромным тормозом для специального и высшего образования, так как студент даже теоретически не может успеть прочесть необходимый объем специальной литературы. И начинаются игры с экзаменами, а не планомерное обучение, ибо оно все равно не возможно.

Поэтому учиться читать надо всю жизнь. На каждом этапе возникают новые задачи и  надо перестраивать мозг на их решение. Есть эффективные стратегии чтения. Есть индивидуальные особенности человека. И, в конце концов, существует педагогика 21 века.! Использовав все это нужно постоянно менять свой мозг в пользу эффективности. А чтение еще долгие столетия будет базой всех остальных мыслительных процессов.

Почему надо листать книги? 

В «философии» скорочтения есть несколько принципов. Один из них – это то что информация как во всем мире, так и отдельной взятой нами читаемой книги – избыточна. Информацию окружающего мира фильтрует наш мозг.  А вот информацию самого чтения мы должны фильтровать сами.

Что значит избыточная информация для книги?  Существует художественная литература, особенно великих классиков, в которой  каждое слово значимо и открывает какой-то оттенок и ли смысл. Предельным случаем является поэзия. В которой каждое слово подобрано и выстрадано поэтом и не может быть заменено никаким другим (что сильно портит жизнь переводчикам). На другом крайнем полюсе можно представить математические выкладки, в которых любой знак или символ, при изменении, обесценивает весь текст.

Однако обычные тексты, которые достаются нам в жизни не такие. В обычном тексте, если убрать 30 процентов, а в некоторых и все 70 процентов смысл понятен и информация не искажается. Это позволяет, с одной стороны повысить устойчивость информации к помехам, с другой стороны сделать текст более доходчивым. Благодаря тому, что одна мысль повторяется разными способами несколько раз —  есть вероятность, что как-то неискаженной она дойдет до читателя.

Еще один источник избыточности в том, что многое мы уже знаем. Собственно сложно представить область, в которой мы вообще ничего не знаем. А если мы интересуемся предметом, то мы можем знать в данной книге практически все. Только авторская позиция, новые факты, интерпретация или выводы могут быть новыми. И это собственно и имеет смысл читать.

Поэтому газеты мы можем просто просматривать. Читая заголовок, и обращая внимание на некоторые подробности или факты, мы можем сразу определить смысл статьи и собственно либо углубиться в нее или удовлетвориться этим.

Собственно так стоит и читать любую литературу – выбирая только то, что нам нужно, что для нас ново и полезно. Перечитывать известное (если это профессиональная или учебная литература) не имеет смысла.   

Однако здесь возникает проблема, как определить что собственно нам надо?  И это тема действительно важного разговора.

 

1. Обратный мозговой штурм                                 

«Цель метода обратного мозгового штурма заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика»

В результате обратного мозгового штурма составляется максимально полный список недостатков, дефектов и потенциальных проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности эксплуатации на 10-20 лет вперед, чтобы полученный список недостатков обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность объектов.

2.Теневой мозговой штурм

Далеко не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении мозгового штурма на деловом совещании бывает целесообразно для части генераторов идей обеспечить условия одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового штурма.

Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов идей. Одна из них — собственно генераторы – называют идеи вслух при соблюдении условий критики. Другая подгруппа – теневая следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Каждый ее участник записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой.

Перечень выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками теневой подгруппы, передаются после завершения сеанса в группу экспертов, в задачу которых входит не только оценка идей, но и их развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит в новую фазу.

3. Комбинированный мозговой штурм

Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного мозгового штурма могут быть совместно использованы в различных комбинациях.

Двойной прямой мозговой штурм заключается в том, что после проведения прямого мозгового штурма делается перерыв в течение 2-3 дней, после чего он повторяется еще раз. Во время перерыва у участвующих в деловом совещании специалистов включается в работу мощный аппарат решения творческих задач – подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.

Обратно – прямой мозговой штурм, как правило, используется для прогноза развития мозгового штурма. Сначала с помощью обратного мозгового штурма выявляют все недостатки и слабые плохо проработанные или недостаточно обоснованные стороны существующего объекта, идеи и выделяют среди них главные. Затем проводят обратный мозговой штурм с целью устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают проект принципиально нового решения. С целью увеличения времени для прогнозирования этот цикл стоит повторить.

4. Брейнрайтинг

Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа обмениваются листками с течение 15 минут.

5. Письменный метод.

Вариация предыдущего метода Письменный метод чаще всего используется при большой удаленности участников группы. Все возможные варианты решения, идеи фиксируются в письменном виде и передаются ведущему данного мероприятия. Эффективность этого метода в том, что есть возможность привлечь самых высококвалифицированных специалистов из одной или нескольких стран.

К недостаткам этого метода можно отнести длительность самого процесса.

6. Массовый метод

Главная характерная черта этого метода заключается в том, что вся глобальная проблема разбивается на составные части и по каждой части проводится «мозговой штурм». Затем проводится сбор руководителей всех групп, принимавших участие в решении проблемы, на котором обсуждаются все выявленные идеи и варианты решения проблемы.

При возникновении сложных и массовых проблем часто используется «массовый метод» как разновидность «мозгового штурма».

7. Метод «конференции идей»

Данная разновидность «мозгового штурма» отличается тем, что на ней разрешена положительная критика. Таким образом, обстановка менее формализована, а значит, общение протекает естественнее.

8. Метод «корабельного совета»

Метод «корабельного совета» является разновидностью метода «мозговой штурм». Его главное и единственное отличие – это строгая последовательность высказывания своего мнения. К недостаткам метода относят тот факт, что после прохождения своей очереди и уже высказанного мнения участник не имеет права голоса и не может добавить свои новые мысли и идеи. Таким образом, потери при использовании данного метода могут быть очень существенными для организации.

9. Метод «с оценкой идей»

Метод «с оценкой идей» по своей сути является суммой нескольких методов: обратного, двойного и индивидуального. Такое сложение свойств и качеств трех методов позволяет решить сверхсрочные проблемы. Метод «с оценкой идей» может состоять из нескольких этапов, которые зависят от самой поставленной перед участниками задачи:

∙ генерации идеи;

∙ выяснения участниками всех сторон каждой идеи, сбора комментариев и самостоятельных оценочных балов по каждой идее;

∙ отбора лучших вариантов, при этом обязательно указание положительных и отрицательных сторон каждого варианта;

∙ обсуждения каждого варианта с использованием «мозгового мини-штурма»;

∙ отбора из лучшего списка самых жизнестойких вариантов;

∙ проведения презентаций каждого варианта;

∙ коллективного ранжирования всех оставшихся вариантов.

Использование этого метода возможно только в том случае, когда есть возможность собрать высококвалифицированную команду с опытом, знаниями и навыками по определенным специальностям, другими словами, к участникам предъявляются повышенные требования.

 Далее http://paskal.sintal.md/21-modifikatsiya-metoda-mozgovogo-shturma/


В избранное