Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Белый риэлтор

  Все выпуски  

Белый риэлтор: с 1 июля чиновники не в праве требовать выписки из ЕГРП


С 1 июля чиновники не в праве требовать выписки из ЕГРП

Согласно распоряжению правительства РФ, с 1 июля 2012 года на региональном уровне должна начать работать система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Федеральный закон № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» запретил чиновникам требовать с граждан информации, которая и так уже имеется в госорганах. Это значит, что отныне муниципальные и региональные власти не имеют права требовать с граждан предоставления документов, выдаваемых Росреестром, они должны запрашивать их самостоятельно.

По словам заместителя руководителя Росреестра Натальи Антипиной, спектр региональных и муниципальных услуг, в рамках которых с 1 июля ведомства должны будут взаимодействовать с Росреестром, велик. Это актуально, к примеру, для таких муниципальных услуг, как получение разрешения на строительство, получение разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, получение разрешения на установку рекламных конструкций, получение субсидий на оплату жилья, получение различных социальных пособий, постановка на жилищный учёт нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Руководство Росреестра прекрасно осознаёт, что их услуги являются наиболее массовыми и востребованными, а сведения из единого реестра будут максимально часто запрашиваться органами власти субъектов и муниципальными органами. Заявители должны знать, что с 1 июля 2012 года ни один чиновник не вправе запрашивать у них выписки из ЕГРП.

Согласно экспертным оценкам Минэкономразвития, ожидается порядка 5 миллионов запросов в Росреестр по 13 социально значимым услугам, в которых Росреестр выступает поставщиком данных. По сообщению Натальи Антипиной система Росреестра готова выдержать немалую нагрузку, которая со вступлением новых правил должна увеличиться в разы. Все территориальные органы и подразделения в целом готовы к работе и в свою очередь проводят разъяснительную работу на местном и региональном уровнях.

Другим направлением работы Росреестра являются государственная регистрация прав на недвижимое имущество и осуществление государственного кадастрового учёта. При предоставлении услуг гражданам и организациям Росреестр будет выступать как потребитель информации от регионов и муниципалитетов.

Росрееср имеет право запрашивать у органов местной и региональной власти 13 документов, а каждый из органов власти обязан предоставить ответ в течение 5 рабочих дней. В случае непредоставления органом власти ответа в установленные сроки, данные об этом направляются в органы прокуратуры. Таким образом, требования законодательства подкрепляются мерами административного воздействия на чиновников, не исполняющих нормы закона или саботирующих их.

Например, с 1 июля 2012 года выписку из домовой книги, необходимую в случае приватизации жилья, Росреестр будет запрашивать в органах местного самоуправления или в ФМС самостоятельно.

Исключения из этого правила составляют документы личного хранения, к которым относятся паспорт или другой документ, удостоверяющий личность и регистрацию по месту жительства, документы о регистрации актов гражданского состояния, а также документы, находящиеся в архивах и документы органов опеки и попечительства.

Замглавы Росреестра не исключает возможности возникновения некоторых сложностей и проблем в первое время. Например, региональные или муниципальные акты, определяющие перечень документов, необходимых гражданину для предоставления тех или иных государственных услуг, могут быть ещё не приведены в соответствие с федеральным законодательством. В случае если региональные или муниципальные органы будут требовать документы, которые с 1 июля должны получать в ведомствах самостоятельно, гражданин вправе обратиться с жалобой в прокуратуру. Необоснованное требование дополнительных бумаг может грозить чиновнику штрафом до 30 тысяч рублей.

По словам Натальи Антипиной, межведомственное взаимодействие Росреестра с органами власти с 1 июля начнётся в бумажном виде, а в электронном постепенно, не позднее 1 сентября. К этому сроку все регионы и муниципалитеты должны наладить работу электронных сервисов.

По состоянию на 1 июня, территориальные органы в Томской, Волгоградской, Липецкой, Самарской, Вологодской областях отработали схему взаимодействия, как в бумажном, так и в электронном виде. В наибольшей степени готовности к электронному взаимодействию по получению выписок из ЕГРП находятся такие регионы, как Оренбургская, Самарская, Липецкая, Пензенская области, остальные регионы для получения выписки могут воспользоваться интернет-порталом.

В планах Росреестра в конце 2012—2013 году организовать на сайте сервис по дистанционному обучению взаимодействию в электронной форме и создать пошаговую инструкцию.

Как известно, Росреестр является держателем двух базовых государственных информационных ресурсов — единого государственного реестра прав на имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН).

В федеральных органах исполнительной власти система межведомственного электронного взаимодействия с Росреестром начала действовать с 1 октября 2011 года. В соответствии с законом, органы федеральной исполнительной власти теперь должны самостоятельно запрашивать документы и информацию, находящиеся в распоряжении других органов, и не вправе требовать эти данные от заявителя.

По словам Натальи Антипиной, госорганы преимущественно запрашивают сведения из ЕГРП, а также иные сведения в рамках 91 государственной услуги, предоставляемой другими федеральными органами.

За девять месяцев Росреестр обработал всего 1,097 миллиона межведомственных запросов, поступивших от федеральных органов исполнительной власти. Наибольшее количество запросов поступало от Федеральной налоговой службы, МВД, Федеральной миграционной службы, Федеральной службы судебных приставов, и от Минобороны.

Вторым этапом внедрения СМЭВ является налаживание межведомственного взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ и с органами местного самоуправления с 1 июля 2012 года. В дальнейшем, третий этап внедрения СМЭВ подразумевает электронное взаимодействие с нотариусами, четвёртый этап — с судами.

Работа с нотариусами по получению информации из ЕГРП сейчас идёт в тестовом режиме. После внесения соответствующих изменений в законодательство и включения нотариусов в СМЭВ начнётся полноценное электронное взаимодействие. В настоящее же время нотариусы могут получить информацию в электронном виде через интернет-портал Росреестра.

В более отдаленной перспективе Росреестр предполагает наладить электронное взаимодействие и с органами судебной власти. Чтобы усилить защиту прав собственников недвижимости и исключить риски направления поддельных документов, Росреестр должен замкнуть на себя систему онлайн доведения решений судов.

Более того, готовятся поправки в закон о госуслугах, согласно которым с 2015 года обмен документами ЗАГС тоже будет происходить электронно в рамках СМЭВ, что существенно облегчит положение граждан.

Поделиться…

В избранное