Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Маркетинг Вконтакте

  Все выпуски  

Маркетинг Вконтакте Маркетинг в социальных сетях


Традиционно, каждый тематический номер «Маркетинга и рекламы» сопровождается опросом экспертов по титульной проблеме. Открою тайну: редакции МиР очень нравится этот формат. Во-первых, в число авторов журнала вовлекаются специалисты, у которых точно нет времени на большие статьи. Во-вторых, эксперты заочно между собой спорят. Получается довольно-таки широкий спектр мнений. Что, собственно, и нам, и читателям нужно. В общем, получается дискуссия, как в чатах в соцсетях. В этот раз экспертам были заданы следующие вопросы: 1. Маркетинг в сетях, — безусловно, интересное и модное в данный момент направление маркетинга. В то же время, при наличии огромной аудитории самих социальных сетей мы часто видим холодное равнодушие участников сетей к маркетинговым проявлениям. Вопрос: оправданно ли гипертрофированное внимание СЕО и маркетологов к маркетингу в социальных сетях или это больше дань моде? 2. Как известно, SMM-маркетинг предполагает использование целого арсенала инструментов. Как Вы считаете, какие из этих инструментов наиболее заслуживают внимание маркетологов? 3. Вопрос, который просто напрашивается сам собой: насколько эффективен маркетинг в сетях? То, что он малозатратен (относительно, конечно же), еще не говорит о впечатляющем эффекте. Что Вы думаете по этому поводу? 4. Традиционный вопрос. А могли бы Вы привести пример именно эффективного применения приемов SMM-маркетинга? Или наоборот — яркие истории провалов маркетинга в сетях? Спасибо всем нашим экспертам! Разговор получился интересным! Ответы располагаются по алфавитному принципу фамилий респондентов. Мнение экспертов: 1. Внимание к соцсетям со стороны маркетологов более чем оправданно. Другой вопрос, что этот потенциал сетей еще далеко не раскрыт. Не хватает инструментов, которые помогут найти грань между интересами пользователей, приходящих в соцсеть общаться, и интересами компаний. Но поскольку сами соцсети постоянно экспериментируют, а отрасль бурно развивается, то такие инструменты, безусловно, появятся. В принципе, то же самое можно сказать и про SEO-специалистов. Поисковые системы уже учитывают социальные факторы в ранжировании, и их влияние будет только увеличиваться. 2. На поверку оказывается, что арсенал не так уж и велик и сводится к созданию различных приложений, ведению групп, конкурсов и т. д. На мой взгляд, для работы с соцсетями нужны качественно новые инструменты, которые позволят использовать имеющуюся информацию о пользователях «на полную катушку» (и мы ждем появления таких инструментов при помощи Big Data). Но это не значит, что старые добрые конкурсы неэффективны, просто для каждого бренда и каждой кампании нужны свои инструменты. Мне кажется, что на сегодня наиболее заслуживают внимания приложения, которые объединяют людей вокруг бренда, делают их общение более интересным. 3. Маркетинг в соцсетях далеко не так малозатратен, как это принято считать. Я уже не раз слышала различные мнения на тему «от соцсетей нет отдачи». Но думаю, что проблема не в социальных сетях, а в постановке целей. Например, если B2B-бренд рассчитывает провести конкурс и получить сотни лидов, то он явно не понимает, что такое соцсети, и ставит себе неверную цель. Для него соцсети — это, в первую очередь, PR, соответственно, и цели должны быть другими. 4. Яркий отечественный пример — программа лояльности Watsons Club. Отличная реализация, все продумано, возможности соцсети использованы с максимальной пользой. Провалов тоже хватает, называть не буду, но стоит пройтись по нескольким десяткам страниц известных в Украине брендов, и вы сами их увидите. Мнение экспертов: 1. На самом деле, уже нет такого горячего интереса... Мода закончилась. Теперь в социальных сетях нужно проявлять очень большую креативность и технологичность, для того чтобы выполнялись маркетинговые и коммуникационные цели в соцсетях. 2. Сегодня наибольшим интересом у потребителей пользуется не бренд, но продукт (товар)... Поэтому наиболее интересным подходом является коммуницирование вокруг продукта, с анализом того, какой бренд наиболее интересным может быть для потребителя. Также нужен интерактив: конкурсы, опросники, вебинары и прочие коммуникационные «крючки». 3. Все зависит от подхода. Большинство таких страничек неинтересны целевым аудиториям, потому что никак не отображают их интереса. Это все равно, что корпоративные сайты. На них мало кто заходит. Нужны новые подходы инбаунд маркетинга через группы по интересам. 4. Провалов вряд ли... Потому что четких целей маркетинга в соцсетях чаще всего никто не выставлял. А успешных примеров продвижения бренда я пока не знаю. Успех есть у общественных организаций, у тренеров и организаторов всякого рода событий: круглые столы, конференции, выступления, митинги, пр. Мнение экспертов: 1 Сейчас тяжело представить себе жизнь без социальных сетей, и маркетинг, в основном, также направлен на социальные медиа. Но, скорее, таки это дань моде. Ведь много маркетологов, особенно если мы говорим об Украине, не используют всю полноту инструментов, которыми можно и следует работать в социальных сетях. Например, бренд для представленности в сети часто использует просто рекламу. В последнее время активно создают и ведут страницу компании на Facebook и «ВКонтакте». Но зачастую на этом SMM-маркетинг и заканчивается. 2. Наиболее распространенными инструментами SMM-маркетинга являются создание и продвижение сообществ компании в социальных сетях, Fan Page либо продвижение личного профайла, что часто объединяется с ведением видеоблога. Множество компаний интегрируют корпоративный сайт с социальными сетями либо же ведут корпоративный блог. В мире для этого первоочередно используют Twitter. Также в социальных сетях нередко проводят интерактивные акции: вебинары, виртуальные флэшмобы, опросы, связанные с брендом. Для привлечения участников и подписчиков страниц компании могут предоставить эксклюзивные условия использования продукта (скидки, бесплатные занятия и т. д.). Особо увлекательны для пользователей организация и проведение игр в социальных сетях, что работает на лояльность к бренду. Ну, и не забываем о вирусном маркетинге, который в сетях работает «на ура». 3. SMM-маркетинг эффективен, если он сделан правильно и продуманно, интересно для подписчиков, если это не просто перепечатка новостей с сайта компании. Оценить эффективность можно, создавая уникальные предложения на конкретные товары / услуги в профайлах для своих подписчиков и отслеживая динамику продаж в данном сегменте. Продвижение в социальных сетях, в первую очередь, позволяет точечно воздействовать на целевую аудиторию, выбирать те площадки, где эта аудитория максимально представлена. Но тут важно выбрать наиболее эффективные инструменты и способы коммуникации с желаемой целевой аудиторией. Для маркетологов социальные медиа предоставляют уникальные возможности непосредственного контакта с потребителем. А затраты на продвижение через соцмедиа намного меньше, чем затраты на теле-, радио- и печатную рекламу, но назвать соцмедиа совсем малозатратными трудно. К тому же, люди более доверительно относятся к информации в сетях, чем к обычной рекламе. 4. Мне очень нравится кампания от Кotex в Pinterest — проект Inspiration day. Компания Кotex сделала подарки 50 женщинам — пользователям сервиса Pinterest, которых компания сочла «вдохновляющими женщинами». Женщины размещали на своих страничках то, что им нравится, на основе чего и был сформирован подарочный набор. После этакого сюрприза каждая участница запостила фото полученного подарка с благодарностью Кotex. Как известно по результатам, рассылка всего 50 подарков помогла привлечь внимание 2500 человек. Такие нестандартные ходы всегда вызывают большой интерес и внимание общественности, что, конечно же, приносит бренду успех. Мнение экспертов: 1. Однозначно, гипертрофированное внимание СЕО и маркетологов к маркетингу в социальных сетях неоправданно. Маркетинговые активности по продвижению товаров и услуг (а не идей) в виртуальном пространстве должны быть подкреплены телодвижениями в реальном мире, иначе это выглядит неубедительно. Да, в соцсетях надо работать, но с учетом их реальных возможностей и принципов работы, не сводя весь пиар и маркетинг к «диджиталу». Цифровые инструменты (Интернет, мобильная связь) — это просто новые инструменты, а не панацея. 2. Только те, которые интегрированы в общий комплекс пиар- и маркетинговых мероприятий компании. 3. Маркетинг в сетях весьма затратен, если хотите добиться впечатляющего эффекта. Чем больше бесплатным кажется сыр, тем больнее смотреть на бюджет. 4. Самые эффективные проекты — это трендсеттинг, а не чистый маркетинг. А самые провальные — «лобовые» попытки продавать розничные FMCG-товары исключительно методами SMM. Мнение экспертов: 1. SMM был данью моде на этапе зарождения соцсетей как таковых. Сейчас активная аудитория «ВКонтакте» составляет 9 млн человек, «Одноклассников» — около 5 млн, Facebook — 2,1 млн. В целом, 86 % украинских интернет-пользователей используют соцсети, а для 60 % — это основная причина выхода в онлайн. Коммуникация с отдельными сегментами ЦА возможна исключительно посредством соцсетей, и в первую очередь это, конечно же, касается молодежи. Отличительной чертой данного канала является его интерактивность, а также накопительный охват, достигаемый благодаря вовлечению пользователей в диалог с брендом, который расширяется и на друзей пользователей в соцсетях. Современные маркетологи воспринимают SMM как полноценный канал digital-коммуникаций, уделяя ему максимальное внимание и выделяя в отдельные бюджеты. 2. Инструментарий зависит от целей и задач, которые стоят перед брендом. Для построения узнаваемости хорошо работает контекстная реклама и активации, особенно если в них есть значительный вирусный потенциал. Для сбора обратной связи — анкетирование в сообществах и опросы. Основа присутствия в соцмедиа — это, конечно, качественная контентная стратегия с четким пониманием того, с кем и как мы коммуницируем. Ни в коем случае не стоит сводить контент ваших сообществ к котикам и репостам смешных открыток, хотя с учетом того, что более 50 % украинцев используют соцсети ради игр, развлекающий фактор контента и игровые механики активаций имеют значительный вес. Залог успеха коммуникаций в соцмедиа — это сбалансированный набор инструментария, соответствующий потребностям бренда, а также правильный экзекьюшен. 3. Ответ зависит от того, в чем измерять эффективность. Существующие инструментарии аналитики позволяют определять охват аудитории в соцмедиа и сравнивать СРТ по различным каналам коммуникации. В случае если мы имеем дело с продажами товаров / услуг, также достаточно легко отследить конверсию и определить ROI, хотя в отношении соцмедиа до сих пор это камень преткновения экспертов и маркетологов. В целом, любые digital-коммуникации эффективны, вне зависимости от конкретного канала, конечно, если к ним подходить с умом. 4. Из последних наиболее успешных, на мой взгляд, международных кейсов Maersk — отличный пример, когда инхаус SMM работает, хотя, как показывает практика, в большинстве случаев это не так. Из российских — Альфа-страхование и Rafaello. Украинские кейсы я предпочту не озвучивать, дабы не обделить и не обидеть никого из коллег J. Провалы тоже лучше не вспоминать, хотя есть ряд клиентов, которым, ввиду особенностей их бизнеса, SMM противопоказан. Наверное, вы знаете один из украинских банков, который попадает под эту категорию. Некоторые из таких клиентов иногда делают «вылазки» в соцмедиа, которые в большинстве случаев заканчиваются «трагично».

В избранное