Одно из важнейших слагаемых успеха любого бизнеса — это
цельность работающего в компании коллектива. Понятие эффективной организации
предполагает, что каждый сотрудник может обратиться к коллеге за помощью или
поделиться неожиданно возникшей идеей. Изучая, как люди общаются друг с другом,
я пришла к выводу, что один из главных врагов бизнеса — это чувство стыда.
Поэтому руководитель, который хочет повысить эффективность компании, должен в
первую очередь избавить сотрудников от стыда.
Я начала свои исследования с попытки понять, что такое стыд.
И определила его как страх потери связи с людьми. Источником стыда является
некая информация о человеке, которая, став известной другим, может сделать его
нежелательной персоной для общения. Проблемы бизнесу создает вовсе не то, что
сотрудники или руководители чего-то стыдятся. Это чувство есть у всех нас,
отсутствовать оно может только у того, кто совсем не заинтересован в связи с
людьми. Проблема в том, что наше отношение к собственной стыдливости влияет на
общение с окружающими.
Проведя несколько сотен интервью с различными людьми, я
обнаружила одну очень простую закономерность, которая всякий раз подтверждалась
как железное правило. Я разделила всех участников моего опроса на две группы:
тех, кто ощущал себя востребованным со стороны других, и тех, кто стремился к
этой востребованности. Обнаружилось, что между ними есть только одно различие.
Люди, которые были востребованы другими, считали, что их недостатки —
продолжение их достоинств. Те, кто чувствовал себя невостребованным, чего-то
стыдились в себе и пытались скрыть это от других. Так я уточнила определение
стыда. Стыд — это страх потери общения, который приводит к потере общения.
В основе стыда лежит часто небезосновательное опасение, что
ты в чем-то недостаточно хорош. Поэтому стыд вредит бизнесу в двух моментах.
Во-первых, он заставляет людей скрывать от других слабые стороны, а это
приводит к нехватке нужных компании компетенций. Деятельность компаний, в
корпоративную культуру которых глубоко проник стыд, напоминает бал голых
королей — тотальный недостаток самого важного обнаруживается в тот момент,
когда ничего уже нельзя изменить. Во-вторых, стыд ослабляет связи между людьми
в коллективе. Работник, который боится показаться смешным или странным, не пойдет
к менеджеру за советом. Руководитель, опасающийся публично демонстрировать свою
сентиментальность, в трудный для компании момент не сможет произнести речь
перед сотрудниками.
К счастью, у стыда есть альтернатива. Люди из первой
категории моего исследования — те, с кем хотят общаться другие,— принимают свою
собственную уязвимость как данность. Я называю таких людей
"цельносердечными". Они не думают, будут ли выглядеть глупо, совершив
то или иное действие. Они искренне верят: именно несовершенство делает их
привлекательными социальными партнерами для других. И другие отвечают им
взаимностью. Хотите построить эффективную команду? Откажитесь от стыда и
набирайте цельносердечных людей.
Автор: БренеБраун, профессор
University of Houston