Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Аудитория мобильных социальных сетей растет "как на дрожжах" и, самое главное, передовые компании из самых разных областей бизнеса уже снимают сливки


Мобильные Технологии Для Бизнеса


  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БИЗНЕС ТЕХНОЛОГИИ КЕЙСЫ АНАЛИТИКА  

 

   Компания i-Free успешно протестировала инновационный билетный сервис на базе NFC-технологии. На конференции Oracle Java One & Oracle Develop, проходившей в Москве, были применены персонализированные NFC-метки, нанесенные на бейджи делегатов, что позволило значительно упростить персональную идентификацию и регистрацию участников конференции.
       В очередном выпуске рассылки "Мобильные технологии для бизнеса" затронем тему мобильных социальных сетей. Действительно – только затронем, потому что тема эта – огромная и маркетинговые технологии в мобильных социальных сетях только набирают обороты. Впрочем, уже есть множество решений, аудитория мобильных социальных сетей растет "как на дрожжах" и, самое главное, передовые компании из самых разных областей бизнеса уже снимают сливки – получают прибыль и серьезные конкурентные преимущества, работая со своими аудиториями по каналам мобильных коммуникаций.
Вопросы, комментарии, идеи для обсуждения можно оставлять на нашей странице в Фэйсбуке, или отправить по электронной почте.

 

   МОБИЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ:
НОВЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

600 тыс. контактов с целевой аудиторией в выбранном городе, увеличение посещаемости ресторана на 33% – и все это при бюджете в одну тысячу долларов! Фантастика, скажете вы? Нет, это реальный результат, которого достигла компания McDonald's в США, предложив пользователям мобильной социальной сети Foursquare принять участие в акции. Все, что от них требовалось – отметить на карте ресторан сети, в котором они в данный момент находятся. Призовой фонд акции, охватившей более полумиллиона потребителей, состоял из… 100 подарочных карт стоимостью 5 и 10 долларов.
И такие примеры сегодня уже далеко не редкость. А значит, маркетологам имеет смысл повнимательнее присмотреться к новому каналу коммуникации – мобильным комьюнити или, иначе говоря, мобильным социальным сетям. Итак, что же такое мобильные комьюнити и какими они бывают?

   Все социальные мобильные сети, существующие сегодня на мировом рынке, можно разделить на два технологических типа: это мобильные версии популярных Интернет-сообществ и ресурсы, полностью базирующиеся на мобильной платформе.

В первом случае веб-версия сервиса адаптируется под возможности сотовых телефонов и, как правило, представляет собой мобильный сайт или специальное приложение для сотового телефона. Так решены, к примеру, мобильные версии Facebook, Twitter, MySpace, Одноклассников. Пользователи этих сетей чаще всего прибегают к мобильной версии как к запасной: когда нет доступа в Интернет или, скажем, работодатель блокирует социальные сети на рабочем компьютере.

Второй тип мобильных комьюнити – это сети, изначально базирующиеся на мобильном канале. Они создавались для сотовых телефонов и потому главный упор в них сделан именно на мобильный функционал. Веб-версии таких комьюнити, как правило, являются дополнением основного, мобильного, формата. К сетям такого типа относятся JuiceCaster, Foursquare, Gowalla, Loopt, Mig33. В СНГ также есть пример подобного решения – это мобильная соцсеть "Тусим!", запущенная в прошлом году компанией i-Free на базе собственной технологической платформы i-Social.

АУДИТОРИЯ МОБИЛЬНЫХ КОМЬЮНИТИ

Аналитики Frost & Sullivan прогнозируют, что к 2012 году в мобильных комьюнити будет состоять порядка 950 млн пользователей сотовых телефонов. Число аккаунтов в мобильных соцсетях увеличивается самыми стремительными темпами: так, Foursquare потребовался год, чтобы собрать 1 млн пользователей и всего три месяца, чтобы удвоить эту цифру. А следующий миллион пользователей эта сеть набрала за полтора месяца. Так же лавинообразно растет и число пользователей в комьюнити Gowalla, MyTown, Loopt, также уже преодолевших рубеж в 3 млн аккаунтов.

Кто же эти люди – типичные представители мобильных сообществ? Что их характеризует и что отличает от основной массы посетителей социальных сетей?
По данным зарубежных исследований, львиная доля аудитории мобильных соцсетей – это так называемое поколение Y: т.е. люди, родившиеся в 80-90-е годы, в период интенсивного развития высоких технологий. Это молодые новаторы, демонстрирующие высокую работоспособность, быстро и успешно создающие социальные связи. Можно сказать, что их повседневная жизнь представляет собой непрерывный поток коммуникаций. Они используют инстант-мессенджеры, SMS, сотовый телефон, социальные сети, нетворкинг, многие из них имеют собственные сайты. Социологи и психологи отмечают, что это поколение отличает не только активность коммуникаций, но и многоуровневость: они могут одновременно чатиться с несколькими людьми, читать сайт и следить за обновлениями в твиттере и блогах… Характерно, что в среде этих людей потребность в получении информации по каналам ТВ и радио в значительной степени снижена.

И хотя эта аудитория пока что не слишком многочисленна, однако она очень важна для маркетологов: именно новаторы поколения Y являются лидерами мнений в соцмедиа и способны увлечь массы идеей бренда, повлиять на вкусы и предпочтения, повести за собой. Поэтому на эту группу стоит обратить самое пристальное внимание.

ЧТО ОНИ ИЩУТ В МОБИЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ?

Что же привлекает этих людей в мобильных комьюнити, что они ищут там? Ответ, в общем, лежит на поверхности: конечно же, уникальные сервисы – такие, которые не доступны в социальных сетях, построенных на вебе. Это, прежде всего, UGC, сервисы геопозиционирования и технологии дополненной реальности (AR). Именно на этих трех китах базируется сегодня основной функционал мобильных соцсетей. Рассмотрим их подробнее.

UGC (User Generated Content) – это медиа-контент, создаваемый пользователями: различные новости, подкасты, фото, аудио, видео разных жанров и т.д. Мобильная среда во многих случаях обеспечивает высочайшую оперативность, ведь здесь от нажатия на кнопку встроенной в телефон фотокамеры или диктофона до публикации снимка и размещения аудиозаписи проходит всего пара-тройка секунд. Так что участники мобильного комьюнити могут обмениваться самыми горячими новостями и фактами, создавать уникальные репортажи "прямо с места события".

Гео-позиционирование – это технология поиска объектов, расположенных в непосредственной близости от пользователя сотового телефона. "Искать" можно как людей – других абонентов, у которых также активированы гео-сервисы, так и любые "неодушевленные" объекты: клубы, кафе, рестораны, кинотеатры, музеи, городские достопримечательности и т.д. Кроме того, гео-позиционирование – это еще и реклама с привязкой к местности, а также справочная информация: к примеру, при помощи гео-сервисов можно узнать где находятся ближайшие остановки общественного транспорта, магазины, административные учреждения и т.п.

Примером мобильного комьюнити на базе технологий гео-позиционирования может служить сеть "Тусим!". В ней реализована функция гео- блоггинга: т.е. пользователи могут не только видеть локализацию других участников сообщества, но и комментировать свое местонахождение. И, конечно, кроме "друзей", находящихся поблизости, система показывает также все близлежащие места отдыха и развлечений, что полностью отвечает формату и названию этого комьюнити – "Тусим!". Это очень удобно: скажем, человек случайно оказался в новом клубе, ему там понравилось и он подумал, что неплохо было бы посидеть здесь в приятной компании. Он смотрит, кто из его друзей по комьюнити находится в данный момент поблизости и рассылает им сообщения с приглашением.

В сети "Тусим!" гео-сервисы основаны на комплексном технологическом решении: кроме LBS-систем сотовых операторов, используется ввод и определение адреса в ручном режиме с помощью API-карт Google и Yandex, а также встроенного GPS-приемника. И, конечно, помимо сервисов гео-блоггинга, пользователям "Тусим!" доступны абсолютно все средства дистанционной коммуникации: форумы, чаты, мгновенные сообщения, статусы, блоги и микро-блоги, сервис знакомств, обмен пользовательским контентом. Среди других полезных услуг – информационные сервисы, онлайн-переводчик, поиск видеоклипов и музыкальных композиций.

Именно сервисы гео-позиционирования чаще всего используют сегодня маркетологи мобильных комьюнити для привлечения новых пользователей. К примеру, сеть Foursquare рекламировалась в Нью-Йорке при помощи огромного биллборда со слоганом "Найди своих друзей, открой свой город".

Дополненная реальность (Augmented Reality) – это технологии, при помощи которых можно добавлять к реальности виртуальные элементы. Яркий пример – социальная сеть TagWhat, запущенная около года назад. Она вводит пользователя в мир AR-меток (AR tags), "прикрепленных" к реальным объектам: при наведении камеры смартфона на объект пользователь видит AR-теги, оставленные другими участниками сообщества. Теги содержат дополнительные сведения об объекте: комментарии, телефоны, электронные адреса, мультимедиаконтент и др.

Другой пример использования AR-технологии – проект Streetmuseum, реализованный в столице Великобритании. При помощи приложения Streetmuseum, закачанного в iPhone, улицы Лондона на экране телефона превращаются в настоящий музей под открытым небом. Пользователь выбирает из списка в приложении улицу или городскую достопримечательность, делает фотоснимок, и на экране возникает удивительная картинка: на только что сделанное фото частично накладывается старинная фотография, подобранная так, что она точно совпадает с частью современного городского пейзажа.

Даже из этих немногих примеров становится понятно, почему мобильные комьюнити так привлекательны для аудитории, ориентированной на инновационные технологии. Благодаря новым возможностям, реализованных в мобильных соцсетях, общение становится не просто приятным и увлекательным – можно сказать, что оно обретает совершенно иное качество и наполняется новым содержанием. Добавим, что в ближайшем будущем функционал мобильных комьюнити обогатится еще одной опцией – элементами социальных игр. О таких планах, в частности, уже сообщили сети Foursquare и MyTown.

МАРКЕТИНГ В МОБИЛЬНЫХ КОМЬЮНИТИ: АКТУАЛЬНЫЕ КЕЙСЫ

Кроме проекта McDonalds, о котором мы упомянули в начале статьи, сегодня уже есть и другие примеры успешного продвижения товаров и услуг в мобильных комьюнити. Приведем еще несколько интересных и показательных кейсов.

"Мобильные купоны в соцсети Loopt". Это совместный проект социальной гео-сети Loopt (США) и агентства мобильного маркетинга Mobile Spinach. Агентство интегрировало в соцсеть постоянно обновляемую базу скидок и спецпредложений от локальных ритейлеров, благодаря чему пользователи Loopt имеют доступ к самой актуальной информации о скидках и могут получать мобильные скидочные купоны. К примеру, суши-бар Blowfish Sushi в Сан-Франциско предлагает предъявителям мобильного купона Loopt каждый второй ролл бесплатно, а ресторан Palio DâAsti дает скидку 30% на любой ужин.

Free SMS от Facebook. Виджет Free SMS в Facebook дает возможность друзьям пользователя отправлять ему SMS-сообщения в онлайн-режиме. И для отправителя, и для получателя такие SMS бесплатны: расходы на организацию этого сервиса берет на себя спонсор. Интерес спонсора в данном случае – это рекламная информация, которую он может включать в "хвост" SMS-сообщения.

FantaMania на Jamango. Jamango – это самое "старейшее" мобильное комьюнити в СНГ: оно было создано компанией i-Free в 2004 году. Сегодня Jamango доступно в нескольких странах и число его пользователей уже превысило 10 млн. Концепция этой мобильной соцсети – виртуальный тропический остров, "жители" которого знакомятся и общаются при помощи самых удобных инструментов мобильной коммуникации.

Крупнейшие мировые бренды часто проводят на Jamango маркетинговые и рекламные акции, направленные на повышение лояльности. Один из самых интересных проектов реализовала ТМ Fanta: герои популярного рекламного ролика были интегрированы в комьюнити и "жили" на острове, активно общаясь с реальными пользователями. У каждого виртуального персонажа была своя страничка в сети – с анкетой, фотографиями, описанием хобби. Виртуальные герои выступали "организаторами" тематических конкурсов и викторин, а также вовлекали пользователей в новую игру "Вегас Мания".

И качественные, и количественные показатели этой промо-кампании были впечатляющими: число контактов измерялось сотнями тысяч, а комментарии и отзывы участников комьюнити о бренде, его имидже, ценностях, самой промо-акции были исключительно позитивными. Такой результат стал возможен, прежде всего, благодаря эмоциональной "привязанности" реальных пользователей к ярким виртуальным героям.

"AlterGeo: стань мэром IL Patio и Планеты суши". Почетное звание "мэра" получают пользователи гео-сети AlterGeo, которые чаще других бывают в ресторанах IL Patio и "Планета суши". Каждое свое посещение они отмечают в AlterGeo и как только происходит "назначение", получают соответствующее сообщение на мобильный телефон. Эта же информация отображается и в профиле заведения на AlterGeo. Показав полученное сообщение официанту, "мэр" получит бесплатный сок, кофе или безалкогольный мохито.

ШПАРГАЛКА ДЛЯ МАРКЕТОЛОГА

И в заключение небольшая шпаргалка для маркетологов, которая может быть полезна при планировании промо-активностей в мобильных комьюнити.

Главные правила:

  1. Конкретизируйте целевую аудиторию: используйте таргетинг по возрасту, полу, месту проживания и другим критериям, которые можно определить по профайлу пользователя.
  2. Соблюдайте принцип актуальности: пользователи должны получать только те сообщения, которые могут быть им реально полезны.
  3. Не усложняйте механику акции: она должна быть простой и понятной. Действия пользователя лучше ограничить одним-двумя кликами.
  4. Учитывайте особенности поведения пользователей: сессии в мобильных комьюнити более короткие, чем в стационарных соцсетях (в среднем 4-5 мин.), а пик посещаемости приходится на обеденное время и вечер (19-22 час.).
  5. Учитывайте особенности поведения пользователей: сессии в мобильных комьюнити более короткие, чем в стационарных соцсетях (в среднем 4-5 мин.), а пик посещаемости приходится на обеденное время и вечер (19-22 час.).
  6. …И не забывайте, что бонус – это далеко не все: для "молодых новаторов" уважение и признание друзей подчас важнее материальных выгод. Так что будет неплохо, если ваша акция даст им возможность самовыразиться.

Соблюдение этих несложных правил поможет вам быстро освоить мобильные комьюнити, и вы сможете эффективно использовать их для решения актуальных маркетинговых задач.

Галина Рыженко, руководитель направления мобильного маркетинга и Mobile CRM i-Free-Украина

Вопросы, комментарии, идеи для обсуждения можно оставлять на нашей странице в Фейсбуке, или отправить по электронной почте.


 

   ЧОКНЕМСЯ ТРУБКАМИ!

   В январе этого года Bump Technologies, производитель приложения "Bump" для iPhone и Android, объявила о получении инвестиций на $16,5 млн от компании Andreessen Horowitz и нескольких предыдущих инвесторов. А еще Bump Technologies собирается на базе своей технологии строить социальную сеть. Для того чтобы стать френдами в этой социалке, надо будет "чокнуться трубками" - соприкоснуться мобильными телефонами, буквально - слегка ударить их друг о друга.

До новых встреч в мире цифрового и мобильного маркетинга!


MoB2b. 2011


В избранное