Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новостной выпуск (1-ая часть).


Информационный Канал Subscribe.Ru


29 марта 2004 г. Выпуск №430
Мировая экономика: глобальные тенденции развития

Новостной выпуск (1-ая часть)


Содержание выпуска:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
         ОПЕК исчерпала возможности
         Фермеры развитых стран требуют отмены субсидий
         ВТО вступилась за интернет-казино
         Руководители корпораций смотрят в будущее с оптимизмом
         Рынок IPO возрождается
         О состоянии и перспективах фармацевтического рынка
         О состоянии и перспективах мирового рынка PR
         О рейтинге политиков, ограбивших свои страны
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
         О последнем рейтинге Fortune-500
         Евросоюз оштрафовал Microsoft
         Microsoft может поглотить AOL?
         Новости корпораций "одной строкой"
               Micron Technology PalmOne Swisscom Mitsubishi Electric
               Merloni Mitsubishi Tokyo Financial-Acom Goldman Sachs
               Credit Suisse Group Swiss Re SN Brussels-Virgin Express
               Lufthansa Metro Group Walgreen Swatch
         У Aventis новые защитники
         Великий поход China Mobile
США И КАНАДА
         Керри предлагает реструктуризацию корпоративного налогового законодательства
         О росте розничных цен на бензин
         Об автодорожном строительстве в США
         Экономическая статистика США
         Кукуруза – яблоко раздора между США и Мексикой


ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ

   ОПЕК исчерпала возможности
   
(«Ведомости», 23.03.04, автор - Бхушан Бахри)
   Некоторые страны - члены ОПЕК уже достигли предельных уровней добычи нефти легких сортов, которые преимущественно используются для производства бензина во многих странах, особенно в США. Неудивительно, что цена на легкую нефть на американском рынке неумолимо приближается к психологически важной отметке в $40 за баррель. Аналитики предрекают, что среднемесячная цена на нефть в марте будет самой высокой, с тех пор как в 1983 г. на NYMEX начали торговать нефтяными фьючерсами. Действующий пока среднемесячный рекорд - $35,92 за баррель - был зафиксирован в октябре 1990 г. после двухмесячной оккупации Кувейта Ираком.
   Но самые высокие цены на нефть наблюдались еще до того, как в США были организованы биржевые торги. В 1979 г. они дошли до уровня в $44 за баррель. Если учитывать инфляцию, то тогда цены были просто громадными. Заплатить $44 за баррель в 1979 г. то же самое, что сейчас отдать за нее $100.
   Если в мире произойдет замедление роста спроса на нефть, это может привести к быстрому снижению цен. Такой же эффект может иметь неожиданное решение ОПЕК увеличить добычу нефти на предстоящем в конце этого месяца заседании картеля. Однако пока официальные представители картеля заявляют, что страны, входящие в ОПЕК, достигли предельного уровня добычи легких сортов нефти. "У нас есть дополнительные мощности, но это не та номенклатура", - поясняет высокопоставленный представитель картеля.
   К концу года американская консалтинговая компания PFC Energy ожидает, что глобальный спрос на нефтепродукты превзойдет возможности перерабатывающей отрасли примерно на 1 млн. баррелей в день. Причина проста: в отрасли не создается достаточное число новых НПЗ из-за низкого уровня доходности и других причин, отталкивающих инвесторов. Даже если эта отрасль станет экономически привлекательной, потребуются годы, чтобы построить новые заводы. Транспортировка нефти также дорожает, хотя стоимость ее перевозки танкерами несколько снизилась по сравнению с январскими пиками. По словам представителей этой отрасли, высокие транспортные издержки приводят к увеличению цены легкой нефти, добываемой странами ОПЕК, на американском рынке относительно североморской Brent. "Вся система находится в напряжении, - говорит Роджер Дайван из PFC Energy, - и это повышает риск резких скачков цен вследствие неравномерного распределения по регионам".

Вернуться к содержанию выпуска

   Фермеры развитых стран требуют отмены субсидий
   
(«Финансовые известия», 22.03.04)
   Всемирная торговая организация возобновляет переговоры о сельском хозяйстве, прерванные после неудачной конференции в Канкуне в сентябре прошлого года. Тогда сельскохозяйственные субсидии стали главным барьером на пути к согласию на переговорах о либерализации мировой торговли.
   Сельскохозяйственная политика - это один из ключевых вопросов на всемирных переговорах ВТО. Многие страны-члены организации хотят, чтобы Европейский Союз, Япония и Соединенные Штаты сократили субсидии своим фермерам и таким образом перестали искусственно ограждать их от конкуренции. Что же касается субсидий на экспорт сельхозпродукции, то многие развивающиеся страны требуют их полной отмены. Но ни Европа, ни США отменять субсидии не хотят.
   Между тем многие страны полагают, что если их фермеры получат возможность работать в условиях честной конкуренции, то они смогут зарабатывать гораздо больше. По оценке Всемирного банка, всеобъемлющее торговое соглашение на условиях, выгодных для развивающихся стран, помогло бы вытащить из нищеты более 140 млн. человек. При этом сельское хозяйство должно быть одним из центральных пунктов такого соглашения.
   Однако правительства стран Евросоюза, США и Японии опасаются политических последствий: фермерам вряд ли понравится, что их лишают поддержки. Поэтому прорыва на переговорах в рамках ВТО никто не ждет. Но, важно уже то, что сами переговоры возобновляются.

Вернуться к содержанию выпуска

   ВТО вступилась за интернет-казино
   
(По материалам одноименной статьи, «Ведомости», 26.03.04, авторы - Скотт Миллер и Кристина Бинкли, 26.03.04, и материалам BBC NEWS, 25.03.04)
   Всемирная торговая организация (ВТО) постановила, что запрещая организацию азартных игр в Интернете, США нарушили международные соглашения по торговле услугами. Теперь интернет-казино из других стран смогут работать в США совершенно беспрепятственно.
   С жалобой на американское законодательство в ВТО в прошлом году обратилось карибское государство Антигуа и Барбуда. В середине 90-х эта страна в надежде диверсифицировать свою экономику сделала ставку на развитие интернет-казино и привлекла к участию в этом проекте несколько крупных компаний. Но из-за противодействия США проект провалился. Минюст США считает виртуальные азартные игры незаконными, ссылаясь на американский закон, запрещающий азартные игры «через государственную границу».Этот закон был принят еще в 1961 г. и первоначально был направлен против организаторов азартных игр с помощью международных телефонов. В Конгрессе обсуждается идея законодательного запрета делать и принимать ставки в Интернете. Деятельность игорных компаний регламентируется в США законами штатов, большинство которых считает игорный бизнес в Интернете противозаконным, но федеральная власть хотела бы укрепить статус-кво.
   ВТО постановила, что игорный бизнес защищен глобальными соглашениями, регламентирующими торговлю услугами, и США обязаны прекратить мешать бизнесу интернет-казино. Вердикт ВТО поставил перед американским игорным бизнесом сложный вопрос: если американцы вправе делать ставки в офшорных казино, не следует ли узаконить интернет-казино, расположенные в США? Зато игорному холдингу MGM Mirage, который активно развивал офшорные интернет-казино, но не смог сделать этот бизнес достаточно прибыльным без американских клиентов, решение ВТО на руку.
   "Это решение имеет большое значение для нашей страны, - заявил главный представитель антигуанского МИД в Лондоне Роналд Сандерс. - Оно говорит о том, что процедуры ВТО работают даже тогда, когда маленькая страна выступает против большой". Но Вашингтон не собирается сдаваться. "Мы намерены подать апелляцию и будем добиваться пересмотра этого ошибочного решения", - заявил пресс-секретарь торгового представителя США Ричард Миллз. При существующей процедуре США могут еще несколько лет не исполнять вердикт ВТО.
   В Вашингтоне считают, что электронные азартные игры являются эффективным средством для отмывания денег. Кроме того, местные политики видят в них угрозу бюджету американским семьям, полагая, что дети могут играть в Интернет-казино по кредитным карточкам своих родителей, вгоняя их в долги. Однако, по словам представителя Антигуа в ВТО сэра Рональда Сандерса, индустрия электронных азартных игр дает работу примерно 3 000 жителям его страны, т.е. по местным меркам является достаточно крупным работодателем. Вместе с тем, очевидно, что по масштабам своей деятельности Интернет-казино Антигуа не могут сравниться со своими американскими конкурентами, численность которых в настоящее время превышает 1 800, и которые уже давно зарекомендовали себя в глазах правоохранительных органов далеко не с самой лучшей стороны.

Вернуться к содержанию выпуска

   Руководители корпораций смотрят в будущее с оптимизмом
   
(МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU, 24.03.04)
   Большинство руководителей международных компаний США и Европы позитивно оценивают изменения в экономике их стран в ближайшие 12 месяцев и рассчитывают на рост доходов своих компаний. К таким выводам пришли авторы Management Barometer - ежеквартального обзора мнений руководителей крупных международных компаний разных отраслей в США и Европе, проводимого PricewaterhouseCoopers. Однако, несмотря на растущий оптимизм, планы компаний в области найма персонала и капиталовложений остаются весьма сдержанными.
   По данным опроса, проведенного в начале 2004 г. 79% руководителей американских компаний считают, что американская экономика переживает подъём, и 90% ожидают роста доходов своих компаний в 2004 г. Эти показатели выше аналогичных показателей III квартала на 19% и 7%, соответственно. В Европе положительно оценивают динамику экономического роста 51% директоров и 80% прогнозируют рост доходов своих компаний (что на 15% и 7 %, соответственно, больше чем в III квартале).
   В США 49 % респондентов (на 7% больше, чем в предшествующем квартале) планируют найм новых сотрудников, хотя и в очень ограниченных количествах. В Европе 16% опрошенных (на 1% больше, чем в предыдущем квартале) планируют нанимать работников, полагая при этом, однако, что общая численность персонала может даже уменьшиться. Новых инвестиций ожидают 51% опрошенных в Америке (44% в предыдущем квартале) и 45% опрошенных в Европе (41% в предыдущем квартале), однако средний уровень планируемых расходов останется на весьма скромном уровне в США и даже несколько понизится в Европе.
   Более половины респондентов (53% в США и 59% в Европе) заявили, что их компании рассмотрят вопрос о заключении сделок слияния и поглощения в ближайшие 12 месяцев, включая покупку или продажу предприятия, а также выделение нового предприятия из состава действующей компании. "Возрастание интереса к заключению сделок свидетельствует об укреплении чувства уверенности, - заявил Фрэнк Браун, руководитель всемирной Группы по оказанию консультационных услуг PricewaterhouseCoopers - Некоторые компании видят в сделках по слияниям и поглощениям альтернативу найму нового персонала и капитальным вложениям".
   Результаты опроса показывают, что по сравнению с предыдущим кварталом изменился взгляд на проблемы, требующие наибольшего внимания со стороны руководителей. Теперь они полагают, что главной проблемой является рост конкуренции со стороны зарубежных рынков (так полагают 38% опрошенных в США и 36% в Европе, что соответственно на 3% и 4% больше, чем в предыдущем квартале). Проблема слабого спроса, которая долгое время тревожила руководителей компаний, начинает утрачивать свою остроту: теперь о ее существовании заявило только 34% опрошенных в США и 26% в Европе (на 10% и 12% меньше, чем в предыдущий период).
   "В США руководителям в большой степени присуще чувство уверенности, в Европе оно тоже начинает крепнуть. Сегодня директоров компаний всё меньше заботит проблема выживания в условиях слабой экономики. Они с удвоенной энергией берутся за решение проблем роста и конкуренции, - считает Ф. Браун. - Компании видят свою основную задачу в том, чтобы превратить ожидаемый рост в устойчивые показатели доходов".

Вернуться к содержанию выпуска

   Рынок IPO возрождается
   
(«Ведомости», 24.03.04, автор - Михаил Оверченко)
   После почти трехлетней стагнации мировой рынок первичных размещений акций (IPO) начал год на мажорной ноте. Число и объем эмиссий растет, хотя от некоторых компаний (например, биотехнологических и китайских) инвесторы уже начали уставать.
   Предыдущие рекорды рынок IPO установил в 2000 г., когда пузырь на фондовом рынке надулся до предела, но трехлетний спад отвадил многие компании от фондового рынка. В Дублине, например, последнее IPO провел в 2001 г. провайдер информационных услуг Conduit, однако в марте 2003 г. компания была исключена из листинга: акции ее упали слишком низко.
   Восстановление мировых фондовых рынков улучшает инвестиционную привлекательность маленьких рынков и компаний, говорит Прэмит Гоуз, начальник инвестиционного отдела дублинской Bloxham Stockbrokers. "В США [сегодня] на биржу выходит очень много небольших компаний, и аппетит инвесторов [к "малышам"] растет", - цитирует Гоуза агентство Dow Jones.
   Сегодня инвесторы гораздо более разборчивы, чем во время надувания технопузыря в конце 1990-х гг. IPO производителя микросхем X-Fab должно было стать первым в Германии почти за 2 года, но неопределенные перспективы компании и ее неустойчивое финансовое положение не вызвали энтузиазма у инвесторов. На прошлой неделе X-Fab отложила IPO, в результате первой после перерыва на немецкий рынок вышла Siltronic, тоже, правда, производящая микросхемы.
   Рынок США переживает наплыв биотехнологических фирм, и аналитики уже заговорили о том, что андеррайтерам, выводящим их на биржу, пора изменить предпочтения. Цена размещения акций Xcyte составила $8, тогда как поначалу планировалось оценить их в $13 - 15; сейчас они стоят $7. Tercica разместила акции по $9 при первоначальной оценке в $11 - 13, и в первый день торгов они упали до $8,64.
   И все же число и объем IPO растет. В январе - феврале 18 европейских компаний привлекли на рынке 1,2 млрд. евро ($1,5 млрд.), тогда как год назад состоялось лишь шесть эмиссий на 391 млн. евро ($482,5 млн.). В США с начала года 32 компании разместили свои акции - это самый высокий показатель с начала 2000 г. За аналогичный период прошлого года на биржу вышли лишь пять компаний.
   А компании стран азиатского региона (за исключением Японии) поставили абсолютный рекорд. По данным Dealogic, с начала года они привлекли уже $17 млрд., тогда как за весь I квартал 2000 г. - $13 млрд. "Я уверен, что большинство инвестбанков будут советовать своим корпоративным клиентам как можно раньше выйти на рынок, чтобы воспользоваться нынешней благоприятной ситуацией", - сказал FT Ник Эндрюс, начальник отдела торговли азиатскими акциями в J.P. Morgan. Рынок готовится к нескольким крупным IPO: так, China Construction Bank первым из китайских госбанков планирует привлечь за рубежом $5 - 10 млрд. Впрочем, и от китайских компаний инвесторы начинают понемногу уставать. Акции Semiconductor Manufacturing International (объем мартовской эмиссии составил $1,8 млрд.) и двух других технологических компаний, TOM Online и Linktone, упали ниже цены размещения в первый день торгов.

Вернуться к содержанию выпуска

   О состоянии и перспективах фармацевтического рынка
   
(По материалам статьи «Фармацевты опережают всех», «Ведомости», 24.03.04, автор - Дэвид Ферн)
   В прошлом году международный рынок лекарств вновь доказал, что не собирается идти в ногу с прочими рынками - у него иммунитет к общемировым тенденциям. Он вырос на 9% до $492 млрд., при том что общий рост мирового ВВП составил 3,2%.
   Объем 13 крупнейших рынков фармацевтической продукции, в том числе США, Европы, Латинской Америки и Японии, в прошлом году вырос на 8% до $315,4 млрд. Северная Америка по-прежнему остается опорой фармацевтов - продажи здесь в прошлом году выросли на 11% до $171,2 млрд. Объем семи европейских рынков вырос на 7% до $75,8 млрд. Рынок Японии, второй по величине после США, вырос всего на 3% до $52,5 млрд. в основном из-за введенных правительством ограничений по ценам на лекарства. Зато продажи на остальных азиатских рынках выросли на 12% до $37,3 млрд. Самый стремительно растущий рынок аргентинский, продажи на нем выросли на 37%.
   Фармацевтическим компаниям пришлось заплатить за успех немалую цену: рост затрат на рекламные компании в последние несколько лет превзошел рост продаж. Расходы на маркетинг в Великобритании, Франции, Германии, Италии и Испании с 2001 г. выросли на 23%.
   Для всех, кроме производителей лекарств, выводы, содержащиеся в отчете компании IMS Health малоутешительны - они показывают, что ведущие мировые державы страдают от неправильной диеты и нервных расстройств. Лучше всего, по данным исследователей, последнее время продаются лекарства для понижения уровня холестерина, препараты для лечения язвы и антидепрессанты.
   Быстрее всего в прошлом году вырос спрос на противоязвенный препарат Nexium производства компании AstraZeneca. По продажам он сегодня пятый в мире. Но в целом лекарства против ожирения побеждают, объем их продаж составил в прошлом году $26,1 млрд. Лидером рынка стал Lipitor, лекарство, уменьшающее уровень холестерина в крови. Именно с помощью Lipitor, которого было продано на $9,3 млрд., производящая его компания Pfizer подтвердила, что намерена оставаться крупнейшей фармацевтической компанией в мире.
   Несмотря на впечатляющие результаты прошлого года, по словам некоторых аналитиков, перспективы развития рынка не радужные. Продажи растут, но фармацевтическая отрасль уже не является одним из лидеров в научных разработках. По мере роста затрат на разработку новых лекарств, компании предпочитают укрупняться за счет поглощения конкурентов. Например, Pfizer выросла в значительной степени за счет покупки Warner-Lambert и Pharmacia. Как и другие фармацевтические группы, например GlaxoSmithkline, вторая по величине после Pfizer, швейцарская Roche и французско-германская Aventis, она вкладывает достаточно много в разработку новых препаратов. Тем не менее в основном они находятся на ранней стадии разработки.

Вернуться к содержанию выпуска

   О состоянии и перспективах мирового рынка PR
   
(По материалам интервью с Ричардом Эдельманом, президентом и гендиректором Edelman PR Worldwide, «Ведомости», 24.03.04, автор - Анфиса Воронина)
   Вопрос. Как вы оцениваете нынешнее состояние мирового рынка коммуникационных услуг?
   Ответ. Сложно говорить о мировом рынке PR-услуг в целом, потому что состояние рынка сильно различается в разных регионах. Американский рынок восстанавливается после кризиса медленно, Европа - чуть быстрее, в Латинской Америке пока проблемы, более-менее нормальная ситуация на канадском рынке. Кроме того, в разных сегментах дела обстоят по-разному: мы наблюдаем рост в сегменте высоких технологий, позитивные тенденции в сегменте фармацевтических компаний. Рынок коммуникационных услуг в области высоких технологий сначала очень здорово вырос, потом так же здорово упал и сейчас медленно, но уверенно восстанавливается. PR в области финансовых и банковских технологий растет очень медленно.

   Вопрос. Каков объем мирового рынка в денежном выражении?
   Ответ. Весь рынок в целом я оцениваю примерно в $5 млрд. в год: $2,3 млрд. - это десятка лидеров, оставшуюся цифру дают обороты остальных компаний. После крупных экономических потрясений сформировалась новая тенденция: крупных и очень маленьких фирм стало гораздо больше, зато резко сократилось количество средних компаний. Я вижу большие перспективы роста нашего бизнеса. Сейчас фирмы тратят на PR 1 - 2% от своих бюджетов на коммуникационные услуги, остальные деньги идут в основном на sales promotion.

   Вопрос. Где, на ваш взгляд, лежат возможности развития PR-рынка?
   Ответ. Штука в том, что сейчас технологии позволяют потребителю вообще избавиться от прямой рекламы. Например, технология TIVO позволяет программировать домашнюю видеосистему на запись любимого шоу таким образом, что рекламные ролики будут автоматически вырезаны. Вторая проблема прямой рекламы в том, что ей просто не доверяют: это показывает исследование, которое мы провели в шести странах (доля доверяющих прямой рекламе только в Бразилии приближается к 40% , в Европе и США она составляет всего 9 - 16%).
   Другой возможностью для PR, с моей точки зрения, является его использование в самом начале жизни брэнда. Когда мы занимались запуском новой игровой приставки Xbox для Microsoft, за 18 мес. до запуска официальной рекламной кампании мы вступили в контакт с основными потребителями - "геймерами". Они высказывали замечания в адрес нового продукта и предложения, каким он должен быть. По сути, мы работали над продуктом вместе с будущими потребителями. В результате за 18 мес. совместной работы мы добились узнаваемости брэнда среди целевой аудитории на уровне 90% и намерения покупки на уровне 75%. Эти цифры были обеспечены благодаря PR-кампании, начатой задолго до запуска прямой рекламы. И на это мы истратили всего $1 млн. Принимая во внимание, что рекламная кампания стоила $100 млн., это были очень эффективные вложения. Я думаю, что тенденция ближайших четырех лет - окончательное отделение PR от рекламы и повышение доли затрат на него в коммуникационных бюджетах с нынешних 1 - 2% до 4 - 5%.

   Вопрос. Что меняется на рынке PR?
   Ответ. Наши исследования показывают, что резко упал уровень доверия к корпорациям и правительству. Зато растет уровень доверия к высказываниям простых людей - людей из той же среды, что и сами потребители. Потребитель больше доверяет оценкам простого человека, чем, например, высокопоставленным чиновникам, и эта тенденция усиливается. Другая важная тенденция в том, что у крупных корпораций назрела необходимость наладить общение с негосударственными организациями - Международной амнистией, Международным фондом дикой природы и т. п. Это поможет корпорациям повысить доверие к себе со стороны общественности, раз негосударственным организациям люди доверяют больше.

   Вопрос. Среди российских PR-специалистов распространено мнение, что отечественный рынок гораздо креативнее, чем сложившиеся европейские и американский. Зависит ли "креативность" рынка от его развитости?
   Ответ. Мы работаем на разных рынках. Но я не могу сказать, что, например, в Китае более интересно работать в этом плане, чем в США. Я думаю, что восприятие PR вообще должно двигаться от имиджа ковбоя к имиджу отца, который возвращается в семью, зарабатывает деньги, воспитывает детей и т. д. Может быть, это скучно, но необходимо.

   Вопрос. На одном из последних фестивалей рекламы в Каннах несколько компаний получили профессиональные награды за концепции "длинных" коммуникаций с потребителем. Например, одно из агентств получило награду за проект для автомобильного дилера, предложив своевременно напоминать клиенту о необходимости сменить моторное масло. Можно ли говорить о том, что "удлинение" коммуникации с потребителем - тоже рыночная тенденция?
   Ответ. Да. И логика здесь простая: вам всегда легче заставить существующих потребителей купить у вас что-то еще. К тому же это дешевле, чем привлечь новых. Я думаю, что бизнес самих PR-агентств может расти в этом направлении.

Вернуться к содержанию выпуска

   О рейтинге политиков, ограбивших свои страны
   
(По материалам статьи «Наворовали!», «Ведомости», 26.03.04, автор - Михаил Оверченко)
   Политик, облеченный властью, может ограбить людей гораздо сильнее самого крутого мафиози. Об этом лишний раз свидетельствуют данные международной организации Transparency International. Нелегальная империя одного из самых известных крестных отцов Америки - Аль Капоне приносила ему около $60 млн. в год, но ежегодный "доход" бывшего президента Индонезии Мохамеда Сухарто составлял от $0,5 млрд. до $1 млрд. А Павел Лазаренко за два года пребывания в должности премьер-министра Украины прибрал к рукам $114 - 200 млн.
   В своем новом "Докладе о мировой коррупции" TI составила список 10 самых коррумпированных политиков последних десятилетий. Возглавил его Сухарто, присвоивший, по разным оценкам, $15 - 35 млрд. Первую пятерку, состоящую из "миллиардеров", замыкает бывший президент Югославии Слободан Милошевич ($1 млрд). На местах с второго по четвертое разместились: Фердинанд Маркос (президент Филиппин 1972-86 гг., $5-10 млрд.), Мобуту Сесе Секо (президет Заира 1965-97 гг., $5 млрд.) и Сани Абача (президент Нигерии 1993-98 гг., $2-5 млрд.).
   Политики из второй пятерки грабили свой народ менее эффективно: их "активы" составили миллионы долларов. В список вошли Жан-Клод Дювалье (презилент Гаити 1971-86 гг.), Альберто Фухимори (президент Перу 1990-2000 гг.), Павел Лазаренко (премьер-министр Украины 1996-97 гг.), Арнольдо Алеман (президент Никарагуа 1997-2002 гг.) и Джозеф Эстрада (президент Филиппин 1998-2001 гг.). Российские политики в список включены не были.
   По мнению председателя TI Петера Айгена, взяточничество и взяткодательство - "это преступление против человечности, об этом безоговорочно свидетельствует наследство в виде нищеты и отвращения, оставленное коррумпированными политиками". Самый тяжелый урон коррупция наносит жителям развивающихся стран, которым особенно трудно заработать себе на достойную жизнь из-за низкого развития экономики. Так, Заир за 32 года правления Мобуту Сесе Секо получил $12 млрд. помощи, в основном от Всемирного банка. Большая часть этих денег исчезла, а в карманах Секо осело $5 млрд. Между тем ВВП на душу населения в стране составляет всего $99. Объем награбленного Сани Абачей оценивается в сумму до $5 млрд., что составляет 10% годового дохода Нигерии от нефтедобычи за пять лет правления генерала. Из денег Абачи, осевших на счетах швейцарских и лондонских банков, в Нигерию пока удалось вернуть $825 млн.
   России досталось от экспертов за отсутствие равного доступа к СМИ для всех политических сил. "Если во время предвыборной кампании, как это было на президентских выборах в России, действующая власть использует телевидение, которое существует на деньги налогоплательщиков, для достижения своих целей, - это пример политической коррупции. В США (хотя это тоже не идеал для подражания) президент должен привлекать деньги на свою кампанию, он не может использовать для этого госсредства: если он выступает по телевидению, он должен заплатить за это, как и оппозиция", - говорит Маршал. Ситуация, подобная российской, наблюдается в Гватемале и Уругвае, а также в Италии, где премьер-министр Сильвио Берлускони и владеет частными телеканалами, и регулирует деятельность трех государственных.

Вернуться к содержанию выпуска

НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА

   О последнем рейтинге Fortune-500
   
(По материалам статьи «Американцы сделали $7,5 трлн», «Ведомости», 23.03.04, автор - Михаил Оверченко, и информации МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU, 22.03.04)
   Журнал Fortune опубликовал очередной список 500 крупнейших компаний США. Начавшееся в прошлом году восстановление американской экономики, низкие процентные ставки и агрессивное сокращение расходов позволили многим компаниям получить рекордные доходы и прибыли. В основу рейтинга положена выручка за прошедший год (в данном случае за 2003 г.). Совокупная выручка компаний в нынешнем списке составила $7,5 трлн. (по итогам 2002 г. - $6,95 трлн.), прибыль - $445,6 млрд. ($69,6 млрд.).
   По итогам 2003 г. крупнейшей компанией США (и мира) третий год подряд стал гигант розничной торговли Wal-Mart Stores: его выручка составила $256,33 млрд. Это более половины ВВП России. Нефтяная компания ExxonMobil оттеснила со 2-го места автопроизводителя General Motors. Далее по списку следуют Ford Motor, General Electric, ChevronTexaco, ConocoPhillips, Citigroup, IBM. Замыкает первую десятку корпорация American International Group.
   "Крупнейшие компании страны побили рекорды по объемам продаж, оставив в прошлом свои слабые, искаженные бухгалтерскими скандалами показатели двух предыдущих лет, - говорит один из авторов рэнкинга, корреспондент Fortune Дженис Ревелл. - Нынешний рэнкинг выглядит тем более впечатляюще, что мало кто из наблюдателей ожидал столь высоких показателей". Прибыли выросли в 34 из 39 секторов, анализируемых журналом. ExxonMobil установила мировой рекорд по прибыли - $21,5 млрд. (предыдущий рекорд в $17,72 млрд., принадлежавший ей же, был установлен в 2000 г.). Ненамного от ExxonMobil отстает крупнейшая финансовая компания США и мира - Citigroup, получившая прибыль в $17,85 млрд.
   "Власти США сделали все, что могли, для своей экономики и компаний, - снизили процентные ставки, налоги и девальвировали доллар, - говорит старший аналитик "НИКойла" Алексей Казаков. - Конечно, первостепенную роль здесь сыграли низкие процентные ставки - это средство воздействия на всю экономику разом". Низкие ставки, составляющие сейчас 1%, помогли компаниям безболезненно рефинансировать долги и провести реструктуризацию. Потребители, имеющие доступ к дешевому кредиту (и получившие дополнительные средства благодаря снижению налогов), удерживали экономику на плаву, пока компании не начали со II квартала 2003 г. увеличивать капиталовложения. Низкие ставки обеспечили стремительный рост рынка ипотеки и недвижимости и помогли таким строительным компаниям, как Centex и Lennar, существенно подняться в списке. А девальвация доллара, курс которого в 2003 г. упал на 20% по отношению к евро и на 9,6% к иене, сделала американские товары более конкурентоспособными на мировом рынке и увеличила доходы транснациональных компаний от зарубежных операций.
   Стремительнее всех в рэнкинге (на 40 мест) поднялись интернет-магазин Amazon.com и сеть кофеен Starbucks, выручка которых увеличилась с $3,9 млрд. в 2002 г. до $5,3 млрд. и с $3,3 млрд. до $4,1 млрд. соответственно. Кроме того, Amazon.com впервые по итогам 2003 г. получила прибыль ($35,3 млн.).
   Нынешний список стал юбилейным: впервые Fortune "посчитал" американские компании 50 лет назад. В первом списке, составленном в 1955 г., General Motors занимала 1-е место, General Electric - 4-е, Chrysler - 6-е, Du Pont - 10-е. Осколки нефтяной империи Джона Рокфеллера, Standard Oil Co. of New Jersey и Standard Oil Co. of New York, занимали 2-е и 9-е места соответственно. Обе они стали предшественницами нынешней ExxonMobil. Некоторые из промышленных монстров США за прошедшие полвека сильно потеряли в весе. Крупнейшая сталелитейная компания страны - US Steel, занимавшая в 1955 г. 3-е место, сегодня обитает на 209-м. Из 1877 компаний, появлявшихся в списке Fortune 500 в течение 50 лет, 71 компания входила в него каждый год.

Вернуться к содержанию выпуска

   Евросоюз оштрафовал Microsoft
   
(По информации МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU, 23.03.04, материалам статьи «Европейский рекорд Microsoft», «Ведомости», 24.03.04, автор - Дэниел Домби, материалам статьи «Microsoft оштрафована», «Ведомости», 25.03.04, авторы - Александр Борейко и Александр Сафин, материалам статьи «Еврокомиссия декодировала Билла Гейтса», «Коммрсантъ», 25.03.04, автор – Дмитрий Захаров, информации РБК, 26.03.04, материалам статьи «Антимонопольные власти США поступились принципами», «Коммерсантъ», 26.03.04, автор – Дмитрий Захаров)
   Антимонопольные органы стран Евросоюза поддержали решение Еврокомиссии о наложении на корпорацию Microsoft рекордного штрафа в 497 млн. евро ($611 млн.) за нарушение правил конкуренции. До этого "рекордсменом" считалась химико-фармацевтическая компания Hoffmann-La Roche, уличенная в ценовом сговоре на рынке витаминной продукции и оштрафованная на 462 млн. евро в 2001 г. Штраф будет дополнен мерами, предложенными европейским комиссаром по конкуренции Марио Монти.
   Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в том, что Microsoft использовала противозаконные средства для продвижения своих программных приложений, таких, как программа Windows Media Player, и своего программного обеспечения для серверов. По решению комиссии, Microsoft придется исключить Media Player из операционной системы Windows, либо дополнить ее аналогичными приложениями конкурентов. Кроме того, компании предложено активнее делиться информацией с конкурентами: корпорации предписывается в течение 120 дней предоставить независимым поставщикам технические данные об интерфейсах Windows, необходимые для разработки и распространения совместимых серверных продуктов. В дальнейшем Microsoft должна обеспечить своевременную актуализацию этих данных. Комиссия специально подчеркивает, что от Microsoft не требуется раскрывать весь исходный код Windows, что позволит корпорации сохранить свою интеллектуальную собственность.
   ЕК решила вдвое увеличить сумму штрафа, чтобы были учтены операции Microsoft не только на европейском, но и на других рынках, включая США. Microsoft возражает, что при установлении штрафа несправедливо учитывать ее операции в США, поскольку они регулируются американским законодательством. Кроме этого, по мнению корпорации, наложение штрафа в данном случае неправомерно: дело не имеет прецедентов, а значит, как указывают представители Microsoft, ответчик не мог знать, что нарушает законы ЕС.
   Впрочем, финансовых возможностей Microsoft достаточно, чтобы уплатить полумиллиардный штраф - запас ее наличности превышает $50 млрд. Многие эксперты считают, что предлагаемые Монти технологические меры окажутся для корпорации более болезненными, чем денежные взыскания. Microsoft неоднократно указывала, что вмешательство европейских регуляторов в ее бизнес может нанести ему непоправимый ущерб. В частности, предоставление конкурентам технической информации, как требует ЕК, позволит им присвоить интеллектуальную собственность корпорации, полученную ценой многолетних исследований и разработок. В свою очередь, изъятие Media Player из состава Windows, по словам представителей корпорации, нарушит целостность и работоспособность системы.
   По словам старшего вице-президента и президента Microsoft по Европе, странам Африки и Ближнему Востоку Жан-Филиппа Куртуа, предложения, сделанные Microsoft в рамках мирного урегулирования, дали бы пользователям больше альтернатив, чем решение Еврокомиссии. Так, Microsoft предложила вместо Windows без Media Player выпустить версию системы, включающую два плейера производства конкурирующих фирм. Причем сделать это не только на европейском рынке, но во всем мире. "Это, между прочим, позволило бы выбранным Еврокомиссией производителям поставить не менее 1 млрд. своих продуктов в течение трех лет", - подчеркивает Куртуа. Марио Монти, комиссар ЕС по антимонопольной политике, отверг предложения корпорации, опасаясь, что "слишком мягкие меры в данном случае создадут почву для дальнейших злоупотреблений Microsoft на других рынках".
   Критики Microsoft надеются, что нынешнее постановление ЕК создаст важный и полезный прецедент для регулирующих органов не только в Европе, но и в остальных регионах. Аналогичный антимонопольный иск против Microsoft в США завершился безрезультатно - соглашение, достигнутое в 2001 г. между правительством и корпорацией, не ограничило монополии последней. В частности, многие компании обвиняют Microsoft в навязывании клиентам грабительских цен. Имея прецедент в виде решения ЕС, антимонопольные органы других стран действительно могут теперь по-новому подойти к рассмотрению подобных жалоб. По мнению французской газеты Le Monde, принципиальным стало то, что создан прецедент в решении определяющей экономической проблемы - поиска баланса между конкуренцией и техническими инновациями, между правовым полем и политикой крупных компаний. Вопреки обвинениям промышленного лобби, основывающихся на тезисе об излишней жесткости применения норм антимонопольного законодательства, Брюссель изыскал возможность решить проблему так, что это может стать примером и для неевропейских государств. Разрешив сторонним фирмам получить исходный код основного продукта компании - операционной системы, ЕК обязала эти фирмы оплачивать саму возможность получения исходного кода. Таким образом, Брюссель смог, с одной стороны, продемонстрировать необходимость безусловного выполнения антимонопольного законодательства, а с другой стороны, сумел решить одно из основных экономических противоречий.
   Решение ЕК вызвало неожиданно мощный резонанс в США, где меры против Microsoft начали критиковать на самом высоком уровне. Глава антимонопольного комитета минюста США Хьюит Пейт напомнил своему европейскому коллеге Марио Монти, что "хорошая антимонопольная политика не должна запрещать конкуренцию даже доминирующим компаниям". Господин Пейт заявил, что решение ЕК может иметь самые неожиданные последствия. А лидер республиканского большинства в сенате Билл Фрист высказался более определенно: "США и ЕС ждет новая торговая война, первым выстрелом в которой стало решение Еврокомиссии по делу Microsoft".
   Решение Еврокомиссии не повредило котировкам акций Microsoft: после объявления о наложенных на корпорацию штрафных санкциях торги на Нью-Йоркской бирже начались с того, что капитализация компании даже выросла на 0,74%. Скорее всего, участники фондового рынка ждали такого результата и сюрпризом решение ЕК для них не стало.

Вернуться к содержанию выпуска

   Microsoft может поглотить AOL?
   
(По материалам статьи «Microsoft может поглотить конкурента», «Время новостей», 22.03.04, автор – Игорь Королев)
   По сообщению New York Times, руководство медиаимперии Time Warner готово продать Microsoft свое интернет-подразделение America Online (AOL). В течение последних нескольких месяцев руководство обеих компаний ведет соответствующие переговоры, а юристы обсуждают пути утверждения этой сделки антимонопольными органами США. Если слияние состоится, то монопольное положение Microsoft распространится еще на несколько областей программной индустрии. Правда, пока официального подтверждения эти слухи не получили. Между тем после появления этой информации курс акций Time Warner вырос на 1,6%.
   Сотрудничество между Microsoft и AOL началось еще в мае прошлого года -- после того как корпорация Билла Гейтса согласилась выплатить своему конкуренту компенсацию в $750 млн. за нечестную игру на рынке интернет-браузеров. Выпускаемый AOL браузер Netscape был долгое время популярнее Microsoft Internet Explorer (IE), однако после включения последнего в состав операционной системы Windows лидерство взял IE, в то время как разработчики Netscape впали в «творческий кризис». В конце концов AOL, получив через суд компенсацию, решила отказаться от производства собственного браузера и собирается переводить своих клиентов на IE. Кроме того, корпорации начали совместную работу над созданием технологий управления цифровыми авторскими правами, которые призваны помешать компьютерным пользователям копировать объекты интеллектуальной собственности.
   Сейчас главным бизнесом для AOL является предоставление доступа в Интернет, ее услугами пользуются 24 млн. клиентов. Microsoft также является интернет-провайдером - ее служба Microsoft Network (MSN) насчитывает 9 млн. пользователей. Правда, обе компании предлагают способ выхода во Всемирную паутину через телефонные линии (dial-up), который уже несколько устарел из-за низкой скорости передачи данных. Эксперименты же с предоставлением высокоскоростного доступа у обоих провайдеров завершились неудачей.
   AOL также является производителем ряда популярных программных продуктов, в частности мультимедиа проигрывателя Winamp и программ для мгновенного общения через Интернет ICQ и AOL Instant Message. Microsoft распространяет конкурирующие программы - Windows Media Player и MSN Messenger.
   Концерн Time Warner занимается созданием и распространением телевизионной, печатной, музыкальной и кинопродукции. В него входят такие компании, как телеканал CNN, кинопроизводитель New Line Cinema, журнал Time и другие. после того, как интернет-бум сошел на нет, объединенная корпорация стала показывать удручающие финансовые результаты. Рекорд по убыткам был поставлен в 2002 г. - $100 млрд. Причем главным источником убытков являлся AOL, из-за чего в прошлом году было даже решено отказаться от объединенного бренда и вернуться к двум различным именам - AOL и Time Warner. Таким образом, слияние AOL и Microsoft является логичным продолжением окончательного обособления Time Warner.

Вернуться к содержанию выпуска

   Новости корпораций "одной строкой"
   
(По материалам и сообщениям CNews, МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU, "AK&M", «Компания», РБК, 22-26.03.04)
   Micron Technology. Убытки второго по величине в мире производителя чипов памяти во II квартале 2003/2004 финансового года сократились при 26%-ном росте продаж в связи с ростом спроса производителей компьютеров. Убыток компании во II квартале составил $28 млн. против $619 млн. за аналогичный период 2002/2003 года. Продажи по итогам квартала составили $991 млн. по сравнению с $785 млн. в прошлом году.
Вернуться к содержанию выпуска

   PalmOne. Компания PalmOne, ведущий производитель карманных компьютеров, сократила чистый убыток в III финансовом квартале, истекшем 29 февраля, в 18 раз до $9.3 млн., или 20 центов на акцию, с $172.3 млн. годом ранее. Прибыль без учета расходов по сокращению персонала и амортизации составила 1 цент на акцию, тогда как аналитики, опрошенные компанией Thomson Financial, прогнозировали получение убытка на уровне 33 цента на акцию.
   Сокращение убытка связано с ростом продаж карманных компьютеров. Квартальный объем продаж вырос на 23% до $242.5 млн. с $197.9 млн. годом ранее. Средняя цена КПК выросла со $169 до $233, валовая маржа повысилась с 23,8% до 28,9%.
   Компания особо отмечает рост продаж карманного компьютера Treo 600 с функцией беспроводного доступа в Интернет. Кроме того, PalmOne намерена выйти на уровень безубыточности в IV квартале и прогнозирует продажи в диапазоне $245-$255 млн.
Вернуться к содержанию выпуска

   Swisscom. Компания Swisscom, крупнейший телефонный оператор Швейцарии, увеличила чистую прибыль в 2003 г. на 90.5% до 1.57 млрд. швейцарских франков с ($1.25 млрд.) с 824 млн. франков годом ранее. Рост прибыли связан с уменьшением объемов списания стоимости активов. Годовой доход компании практически не изменился, составив 14.5 млрд. франков. Доход в подразделении фиксированной связи сократился на 6.6% до 5.8 млрд. франков, прибыль EBITDA увеличилась до 2.08 млрд. франков с 1.87 млрд. франков годом ранее. Прибыль EBITDA в подразделении мобильной связи практически не изменилась, составив 1.98 млрд. франков.
   Компания прогнозирует снижение продаж и прибыли без учета ряда статей в 2004 г. в связи с планируемой продажей германского подразделения мобильной связи Debitel. Swisscom ожидает прибыль EBITDA (до уплаты процентов, налогов, износа и амортизации) в 2004 г. на уровне 4.3 млрд. франков при продажах в объеме 10 млрд. франков.
Вернуться к содержанию выпуска

   Mitsubishi Electric. Японская компания Mitsubishi Electric более чем утроила прогноз чистой прибыли на текущий финансовый год, сославшись на растущий спрос на фабричное оборудование со стороны Китая и меньшие, чем ожидалось, затраты на пенсионное обеспечение. Теперь электронный конгломерат ожидает получить в 2003-2004 финансовом году чистую прибыль в размере 42 млрд. йен ($393 млн.). Ранее компания предсказывала 12 млрд. йен чистой прибыли. Аналитики ожидала 18,8 млрд. йен.
   Однако прогноз выручки остался неизменным: к 31 марта компания должна получить 3,3 трлн. йен. Прогноз прибыли до выплаты налогов повышен в четыре раза до 80 млрд. йен, а операционной прибыли - до 90 млрд. йен с 80 млрд. В прошлом финансовом году Mitsubishi Electric понесла чистый убыток в размере 11,8 млрд. йен при выручке в 3,64 трлн.
Вернуться к содержанию выпуска

   Merloni. Чистая прибыль Merloni Elettrodomestici в 2003 г. составила 126 млн. евро, что на 16% превышает показатель 2002 г. Валовая операционная маржа увеличилась на 22% и составила 387 млн. евро. По отношению к общему объему продаж валовая операционная маржа составила 12.9% (как и в 2002 г.). Прибыль до налогообложения составила 246 млн. евро (рост 21%). Выручка компании выросла на 21% и составила 3 млрд. евро.
   Компания является третьим крупнейшим в Европе производителем бытовой техники и занимает около 15% европейского рынка соответствующего товара в т.ч. под торговыми марками Ariston, Indesit, Stinol.
Вернуться к содержанию выпуска

   Mitsubishi Tokyo Financial-Acom. Mitsubishi Tokyo Financial, третья по величине активов банковская группа Японии, приобретет пакет акций компании Acom, занимающей второе место на рынке потребительского кредитования Японии, за 137.9 млрд. иен ($1.3 млрд.), увеличив свою долю участия до 15%. В настоящее время японские банки переориентируются на рынок потребительского кредитования, поскольку плохие долги корпораций привели их к получению рекордных убытков.
Вернуться к содержанию выпуска

   Goldman Sachs. Инвестиционный банк Goldman Sachs Group увеличил чистую прибыль в I финансовом квартале, истекшем 27 февраля, на 95% до $1.29 млрд. с $662 млн. годом ранее. Аналитики, опрошенные компанией Thomson Financial, прогнозировали чистую прибыль Goldman Sachs в среднем на уровне $811 млн. Рост прибыли банка связан с увеличением доходов от трейдинга на фоне восстановления фондового рынка, а также доходов от консалтинговой деятельности на рынке слияний и поглощений.
   Квартальный доход банка вырос на 42% до рекордного уровня $5.93 млрд. Доход от трейдинга и собственных инвестиций вырос на 47% до $4.12 млрд. Доход от торговли акциями увеличился на 77% до $1.66 млрд., доход от торговли бумагами с фиксированным доходом повысился на 9% до $2.1 млрд. Доход от инвестиционного банкинга повысился на 6% до $763 млн. с $718 млн. за аналогичный период прошлого года.
Вернуться к содержанию выпуска

   Credit Suisse Group. Швейцарский банк Credit Suisse Group, второй в стране по величине активов, скорректировал чистую прибыль в IV квартале до 1.0 млрд. швейцарских франков с 1.2 млрд. франков и в 2004 г. до 5.0 млрд. франков с 5.2 млрд. франков в связи с допущенной ошибкой в финансовой отчетности в германском страховом подразделении DBV-Winterthur.
Вернуться к содержанию выпуска

   Swiss Re. Швейцарская компания Swiss Reinsurance, вторая по величине в мире на рынке перестрахования, получила чистую прибыль в 2003 г. в размере 1.7 млрд. швейцарских франков ($1.33 млрд.) против чистого убытка в 91 млн. франков годом ранее. Аналитики, опрошенные агентством Bloomberg, прогнозировали чистую прибыль компании на уровне в среднем 1.53 млрд. франков. Swiss Re удалось получить чистую прибыль впервые за последние 3 года. Получение прибыли связано с ростом цен на услуги перестрахования, восстановлением фондового рынка и снижением страховых выплат до уровня, предшествовавшего событиям 11 сентября 2001 г. Сбор страховых премий увеличился на 7%.
Вернуться к содержанию выпуска

   SN Brussels-Virgin Express. Европейские авиакомпании SN Brussels (наследник обанкротившейся Sabena) и (часть империи Virgin Ричарда Бренсона) объявили о слиянии, которому предшествовали несколько лет тесного сотрудничества. Компании уже пытались объединиться в 2001 г., но тогда переговоры были прерваны. Владельцам компаний не удалось договориться о разделении полномочий в новой структуре.
   SN Brussels Airlines владеет 38 самолетами и обслуживает 54 европейских и 14 африканских городов, а также обеспечивает отправку пассажиров в Америку по партнерскому соглашению с American Airlines. Virgin Express принадлежат 12 Boeing 737, компания обслуживает рейсы из Брюсселя в 16 европейских городов, кроме того, самолеты Virgin Express летают из Амстердама в Рим и Милан. Бельгийские перевозчики вынуждены объединиться по причине ужесточающейся конкуренции со стороны дискаунтера Ryanair. Конечно, цены в авиакомпаниях, имеющих собственные терминалы и наземные службы, никогда не достигнут уровня цен дискаунтеров, лишенных подобной инфраструктуры. Однако руководство SN Brussels надеется, что за счет более высокого уровня сервиса их компания сможет оказать достойное сопротивление Ryanair.
Вернуться к содержанию выпуска

   Lufthansa. Чистые убытки немецкой авиакомпании Lufthansa Group AG в 2003 г. составили 984 млн. евро против 717 млн. евро годом ранее. Выручка компании за указанный период снизилась на 6% - до 15 млрд. 957 млн. евро, операционные убытки в 2003 г. составили 147 млн. евро против 1 млрд. 592 млн. евро операционной прибыли годом ранее. Основными причинами получения убытков в 2003 г. представители компании называют высокие амортизационные расходы и убытки в размере 700 млн. евро, полученные от деятельности отделения LSG Sky Chefs Group. Авиакомпания Lufthansa надеется вернуться к прибыльности уже в I квартале 2004 г. В связи с этим авиакомпания проводит активную реструктуризацию бизнеса и сокращает свой инвестиционный портфель. Кроме того, Lufthansa запустила программу сокращения издержек, которая уже в 2004 г. должна принести около 430 млн. евро.
Вернуться к содержанию выпуска

   Metro Group. Германская Metro Group, третья по величине компания розничной торговли в Европе, увеличила чистую прибыль в 2003 г. на 14% до 571 млн. евро, или 1.52 евро на акцию, с 502 млн. евро годом ранее. Аналитики прогнозировали этот показатель прибыли на уровне в среднем 1.30 евро на акцию. Рост прибыли связан с увеличением продаж в магазинах "Метро Кэш энд Керри", гипермаркетах и центрах бытовой электроники. Продажи выросли на 4% до 53.6 млрд. евро.
   Metro Group оперирует розничной сетью из 2.37 тыс. магазинов в 28 странах мира, включая Россию, Великобританию, Польшу и Турцию. В 2003 г. компания открыла более 90 магазинов "Метро Кэш энд Керри" и центров бытовой электроники по всему миру.
Вернуться к содержанию выпуска

   Walgreen. Компания Walgreen, владеющая крупнейшей сетью аптек в США, увеличила чистую прибыль во II финансовом квартале, истекшем 29 февраля, на 17% до $433.5 млн. с $370.9 млн., что совпало с прогнозами аналитиков. Рост прибыли связан с ощутимым увеличением продаж лекарств по рецептам. Квартальный объем продаж вырос на 16% до $9.78 млрд. В т.ч. сопоставимые продажи (в аптеках, открытых не менее года назад) повысились на 11.5%.
Вернуться к содержанию выпуска

   Swatch. Швейцарская компания Swatch Group, занимающая первое место в мире по производству часов, увеличила чистую прибыль во II полугодии 2003 г. на 6% до 306 млн. швейцарских франков с 288 млн. франков годом ранее. Аналитики, опрошенные агентством Bloomberg, прогнозировали чистую прибыль Swatch Group на уровне 307 млн. франков. Рост прибыли связан с увеличением продаж ключевых брэндов компании. Объем продаж повысился на 2.3% до 2.17 млрд. франков.
   В 2003 г. чистая прибыль компании снизилась на 0.4% до 492 млн. франков с 494 млн. франков годом ранее. Операционная прибыль упала на 6% до 594 млн. франков.
Вернуться к содержанию выпуска

   У Aventis новые защитники
   
(«Ведомости», 23.03.04, автор - Мартин Арнольд)
   Французский государственный банк CDC Ixis готов поддержать фармкомпанию Sanofi-SynthOlabo в ее борьбе против швейцарской Novartis за поглощение франко-германской Aventis. Банк вступит в консорциум, который предоставит Sanofi кредит в 12 млрд. евро ($14,84 млрд.). Это решение было принято через несколько дней после выступления премьер-министра Франции Жан-Пьера Раффарена в поддержку Sanofi. Заявление премьера прозвучало как намек, что Novartis пора отказаться от планов купить Aventis. Швейцарская компания на прошлой неделе сообщила, что, возможно, выступит для Aventis "белым рыцарем" и помешает Sanofi. Та уже давно претендует на Aventis и даже назвала свою цену - 48 млрд. евро ($59 млрд.). Объясняя вмешательство в судьбу Aventis, Раффарен сказал, что Франция должна иметь гарантированный доступ к вакцинам против биологического терроризма, разрабатываемым французскими фармацевтами.
   Поддержка Sanofi со стороны крупного госбанка придает больший вес заявлению премьера. Во Франции явно стремятся к созданию национального фармацевтического гиганта. Среди прочих банков, помогающих Aventis, французский Natexis Banques Populaires, нидерландский ABN Amro, испанский BBVA, британский Royal Bank of Scotland, германский WestLB и японский Bank of Tokyo - Mitsubishi. Кредитная линия будет разделена на три транша по 4 млрд. евро каждый. Первый планируется вернуть через год, второй - через три года, а третий - через пять лет.
   Sanofi скорее всего оплатит покупку Aventis акциями и наличными средствами, которые составят 19% сделки. По собственным подсчетам, Sanofi должна заплатить 9 млрд. евро наличными. Остальные кредиты она пустит на частичную оплату долгов Aventis. Компания также покроет из них затраты на юридическую поддержку и услуги консультантов.

Вернуться к содержанию выпуска

   Великий поход China Mobile
   
(«Ведомости», 25.03.04, автор - Джастин Лау)
   Руководство китайской корпорации China Mobile, крупнейшего в мире по числу абонентов оператора сотовой связи, объявило о планах наращивания бизнеса путем приобретения зарубежных компаний.
   China Mobile сообщает, что число ее абонентов быстро растет, как и объем передаваемого трафика, - даже без учета проводимой в корпорации долгосрочной программы расширения активов (в рамках этой программы China Mobile скупает региональные сети своей родительской компании). Если не считать поглощений, то рост нашей прибыли в прошлом году выразился бы двузначным числом, - говорит Ван Цзяочу, председатель совета директоров и генеральный директор China Mobile. - Это свидетельствует о том, что органический рост бизнеса в компании по-прежнему очень динамичен".
   До сих пор China Mobile успела сделать пять крупных инфраструктурных приобретений, к июню корпорация рассчитывает купить у своей родительской компании еще 10 сетей связи. В результате этой политики сегодня у China Mobile в китайских провинциях уже есть 19 предприятий сотовой связи - для сравнения: в 1997 г., когда корпорация произвела IPO, их было всего два. За прошедшие годы оборот этих предприятий вырос примерно в 10 раз. Подобные вливания активов широко практикуются китайскими телекоммуникационными корпорациями, принадлежащими правительству. Родительские компании при этом, как правило, являются закрытыми, в то время как акции дочек торгуются на фондовом рынке.
   China Mobile уже скупила у родительской компании большинство активов, и из-за этого аналитики опасаются снижения темпов роста ее прибыли в ближайшие годы. Ван Цзяочу называет такие опасения необоснованными, указывая на стремление China Mobile расширять бизнес за рубежом. По прогнозам руководителя, корпорация сможет путем покупки иностранных активов дополнить свои проектируемые сейчас службы 3G-связи сопутствующими услугами, например мультимедийными и развлекательными. "Если такая возможность нам подвернется и окажется выгодной для компании и ее акционеров, мы ее не упустим", - обещает глава China Mobile. Правда, конкретных планов такого рода на ближайшее будущее нет.
   Чистая прибыль корпорации в 2003 г. выросла на 9% и составила 35,6 млрд. юаней ($4,3 млрд.). Число абонентов увеличилось на 20,3% до 141 млн. При этом средний доход на одного абонента упал с 115 юаней до 102 юаней. Подразделение, предоставляющее услуги SMS, увеличило свой доход на 133,9% до уровня 9,9 млрд. юаней, в остальных службах передачи данных доходы выросли на 112,1% до 2,9 млрд. юаней. Прибыльность China Mobile до учета налогов и амортизаций (EBITDA) сократилась с 61,1% до 58,2% - это объясняется увеличением расходов на поглощения и маркетинговые программы, направленные на удержание клиентов в условиях обострения конкуренции. Число высокодоходных клиентов China Mobile составляет порядка 1,9 млн., и на их субсидирование корпорация в прошлом году потратила 3,7 млрд. юаней.
   Несмотря на оптимизм руководителей China Mobile, аналитики гонконгского подразделения BNP Paribas Peregrine прогнозируют замедление роста прибыли корпорации. Так, по оценке аналитика Марвина Ло, в 2004 и 2005 гг. прибыль вырастет лишь на 5 - 6%, а в 2006 г. рост не превысит 2%. "Возможности для увеличения числа абонентов еще имеются, все более остро будет вставать проблема ценовой конкуренции и падения прибыльности", - предсказывает Ло.

Вернуться к содержанию выпуска

США И КАНАДА

   Керри предлагает реструктуризацию корпоративного налогового законодательства
   
(Интерфакс-АФИ, 26.03.04)
   Кандидат на пост президента США от Демократической партии Джон Керри нарабатывает предвыборный капитал, выдвигая новые инициативы, связанные с реструктуризацией налогового законодательства в отношении корпораций и сокращением негативных последствий аутсорсинга (перевод рабочих мест заграницу).
   В плане сенатора от Массачусетса Дж.Керри предлагается устранить налоговые скидки, которыми сейчас пользуются американские корпорации, ведущие бизнес за рубежом. Эти налоговые скидки стоят американскому бюджету ежегодно около $12 млрд. Однако Дж.Керри планирует получить дополнительные доходы, даже предлагая снизить ставку налога на корпорации до 33,25% с текущего уровня в 35%. Такая политика, по мнению Дж.Керри, позволит привлечь в США больше инвестиций, и, соответственно, поможет создать новые рабочие места. Он также предлагает снизить ставку этого налога до 10% для корпораций, которые репатриируют капиталы в США на 1 год. Исследовательский центр Конгресса США оценивает эти капиталы примерно в $600 млрд. Республиканцы также предложили ввести подобные "налоговые каникулы" для американских корпораций.
   Критики демократов отмечают, что реально от данного предложения выиграют те американские компании, которые большую часть своего бизнеса ведут в США. Так, компания с годовой выручкой в $100 млн. выплатит за год вместо $35 млн. $33,25 млн. в виде налоговых отчислений. Таким образом, налоговая скидка, которую можно использовать на расширение производства, составит $1,75 млн. Однако тем американским компаниям, которые занимаются бизнесом по всему миру, придется делать намного более сложные расчеты и сопоставлять налоговые выгоды, предоставляемые в той или иной стране, с тем, что предлагают сами США. Эксперты отмечают, что, возможно, более важными аспектами, которые компании рассматривают при принятии решений о переносе деятельности за границу, являются уровень зарплаты работников, производительность труда и препятствия для деятельности бизнеса в том или ином регионе.
   Это предложение Дж.Керри направлено на привлечение американских компаний на рынок инвестиций США. Он стремится сделать основным пунктом своей предвыборной платформы необходимость создания новых рабочих мест. Нынешняя администрация Дж.Буша может стать первой администрацией, при которой общее количество рабочих мест оказажется меньше, чем при предыдущей. Удручающие результаты на рынке труда, несмотря на уверенный рост экономики, приводит к росту недовольства со стороны простых американцев. Дж.Керри планирует увеличить количество новых рабочих мест на 10 млн. в течение 4 лет и снизить уровень безработицы до 4,1% в 2009 г. Одним из основных пунктов программы Дж.Керри является сокращение негативных последствий аутсорсинга, в результате которого американская экономика потеряла за последние три года от 250 тыс. до 500 тыс. рабочих мест.

Вернуться к содержанию выпуска

   О росте розничных цен на бензин
   
(По информации Autonews.ru, 25.03.04, и Reuters-Forbes, 16.03.04)
   Розничные цены на бензин в США ставят все новые рекорды. 24 марта они поднялись еще на две десятых цента по отношению к историческому максимуму вторника и составили $1,74 за галлон. При этом в самом населенном штате страны Калифорнии они зашкаливают за $2. До этого исторический максимум цен на бензин держался с лета 2003 г.
   Президент США Джордж Буш выразил свою обеспокоенность высокими ценами, но заметил, что не собирается прекращать пополнение стратегических запасов страны. Группа конгрессменов из Палаты представителей США, в том числе несколько республиканцев, обратились на днях с просьбой к администрации прекратить закупку бензина для стратегических запасов. Однако, как сказал пресс-секретарь Белого дома Макклеллан, Администрация не собирается этого делать: "Мы должны убедиться, что у нас достаточно запасов в стратегическом резерве для действий в случае общенационального чрезвычайного положения". Министр энергетики США Спенсер Абрахам также заявил, что правительство не перестанет запасаться топливом, сославшись на соображения национальной безопасности.
   Демократы, которым в конце этого года предстоит борьба за Белый дом с Бушем, воспользовались этой ситуацией и обвинили действующее руководство страны в том, что семье с двумя автомобилями придется этим летом потратить почти все $400, что они получили от правительства посредством снижения налогового бремени.
   Тем временем, опрос общественного мнения показал, что 48% американцев в ближайшие 6 месяцев ожидают продолжения повышения цен на автомобильное топливо. Впрочем, в марте 2003 г. повышения цен на горючее ожидали 65% американцев. Пока их ожидания полностью оправдались - цены на заправках поднялись до рекордных за последнее десятилетие значений.
   Похоже, рост цен на бензин и дизельное топливо достиг того уровня, когда покупатели и избиратели начинают не просто наблюдать за его продолжением, но и действовать. Если цены на автомобильное топливо вырастут еще на 12%, 9% американцев начнут подумывать о покупке более экономичной модели автомашины. Если они вырастут на 60%, то любовь американцев к огромным, мощным, но прожорливым автомобилям, в том числе к столь популярным внедорожникам завершится. 30% опрошенных начнут думать о покупке более экономичной в плане расхода топлива модели, а 17% сделают это немедленно. Четверть станет ездить гораздо меньше.
   Однако одновременно с испарением любви американцев к большим и мощным машинам резко уменьшится и их любовь к окружающей природе. При 60% росте цен на автомобильное топливо более половины американцев согласятся на добычу нефти на территории Арктического заповедника, чего так упорно добивается администрация президента Буша. При повышении цен на 70% падет последний бастион противников добычи нефти на шельфе у берегов штата Калифорния.

Вернуться к содержанию выпуска

   Об автодорожном строительстве в США
   
(По материалам «Строительной газеты», 19.03.04, автор – Дмитрий Зоин)
   Ожидается, что в 2004 г. объемы строительства автодорог в США вырастут на 4,2%. Конгрессом страны рассматриваются и могут быть одобрены инвестиции на 2004 финансовый год в размере $33,6 млрд. на строительство федеральных автодорог. Это превышает на $2 млрд. ассигнования 2003 г. Стоимость строительных работ по сооружению автодорог и мостов в 2004 г. может составить рекордный показатель в $62,5 млрд., что превышает объем 2003 г., равнявшийся $60 млрд.
   В ближайшее время в конгрессе планируется обсуждение национального закона по скоростным автодорогам и транзиту (закон ТЕА-21). В случае одобрения этого закона ARTBA ожидает дальнейшее расширение строительства автодорог в ближайшие 6 лет. Если конгресс примет закон, представленный Комитетом по транспорту и инфраструктуре, то финансирование государственных и местных автодорог в совокупности достигнет $375 млрд. И оно будет ежегодно расти с укреплением экономики. Это означает, что увеличение объемов автодорожного строительства составит в среднем 7% в течение следующих 6 лет.
   Законопроект, представленный сенатским Комитетом по окружающей среде и общественным работам и предусматривающий финансирование в размере $311 млрд., может способствовать ежегодному росту этого вида строительства на 4,8%.

Вернуться к содержанию выпуска

   Экономическая статистика США
   
(По материалам и сообщениям МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU, Финансовые известия, РБК, 24-26.03.04)
   В США объем ВВП вырос в IV квартале на 4.1% в годовом исчислении. Таковы окончательные данные. Данные совпали с ожиданиями аналитиков. Первоначально сообщалось о росте ВВП США на 4.0% в IV квартале. Рост ВВП составил 8.2% в III квартале, 3.1% во II квартале и 1.4% в I квартале. В 2003 г. ВВП США вырос на 3.1% по сравнению с уровнем прошлого года с учетом поправок на инфляцию после роста на 2.2% в 2002 г.
   В IV квартале 2003 г. потребительские расходы увеличились на 3.2% после увеличения на 6.9% в III квартале. Инвестиции корпораций выросли на 10.9% после увеличения на 12.8%. Государственные расходы снизились на 0.1% после повышения на 1.8%.

   В США объем личного дохода вырос в феврале на 0.4%, объем личного располагаемого дохода вырос на 0.4%. Личные потребительские расходы увеличились на 0.2%. Экономисты, опрошенные агентством Reuters, прогнозировали рост личных доходов на 0.3% и увеличение личных расходов на 0.4%.
   В январе, по уточненным данным, объем личного дохода вырос на 0.3%, объем личного располагаемого дохода увеличился на 0.9%, личные потребительские расходы повысились на 0.5%.

   В США индекс потребительских настроений вырос до 95.8 пункта в марте с 94.4 пункта в феврале. Таковы пересмотренные данные, опубликованные Университетом Мичигана. Первоначально сообщалось о падении индекса в марте до 94.1 пункта. Экономисты, опрошенные агентством Reuters, прогнозировали значение индекса на уровне 93.7 пункта. Значение индекса ниже равновесного уровня 100 пунктов отражает преобладание пессимизма в настроениях.
   Индекс, отражающий оценку текущей ситуации, вырос до 106.8 пункта с 103.6 пункта. Индекс ожиданий упал до 88.8 пункта с 88.5 пункта.

   Число новых заказов на товары длительного пользования в США в феврале 2004 г. выросло на большую, чем ожидалось, величину. Объем заказов на товары, срок службы которых составляет не менее 3 лет, увеличился в феврале 2004 г. на 2.5% после снижение на пересмотренные 2.7% в январе. Аналитики Уолл-стрит ожидали в феврале рост заказов на товары длительного пользования на 1.7% после неожиданного январского падения.

   В США годовой объем продаж новых домов в февраля 2004 г. повысился на 5,8% и составил 1,163 млн., по сравнению с пересмотренным показателем в 1,099 млн. за период с января 2003 г. по январь 2004 г. Ранее сообщалось, что этот показатель в январе составил 1,106 млн. Аналитики прогнозировали снижение объема продаж новых домов с февраля 2003 г. по февраль 2004 г. - до 1,100 млн.
   Объем продаж жилья на вторичном рынке вырос на 2.0% в феврале до уровня 6.12 млн. домов в годовом исчислении с пересмотренного уровня 6.00 млн. домов в декабре. Экономисты, опрошенные агентством Reuters, прогнозировали продажи в феврале на уровне 6.15 млн. домов в годовом исчислении.

Вернуться к содержанию выпуска

   Кукуруза – яблоко раздора между США и Мексикой
   
(По материалам статьи «Спор о царице полей», «Компания», 22.03.04)
   США обвинили Мексику в нарушении правил свободной торговой конкуренции и неправомерном введении 20%-ных пошлин на прохладительные напитки. Пошлинами в соответствии с новым законом облагаются напитки, содержащие в качестве подсластителя любой продукт, кроме производимого в Мексике тростникового сахара. Для США эти нововведения равнозначны многомиллионным убыткам, поскольку они резко снижают конкурентоспособность национальной кукурузоперерабатывающей промышленности.
   Сладкий кукурузный сироп продается в основном на внутреннем рынке США, однако продукты, содержащие его в качестве подсластителя, активно экспортируются в соседние страны. Торговый представитель США Роберт Зелик в жалобе, направленной в ВТО, назвал мексиканские пошлины «дискриминационными и протекционистскими». Он заявил, что США из-за них потеряли почти $1 млрд. В качестве ответных репрессивных мер сенаторы «кукурузных» штатов, лоббировавшие направление жалобы в ВТО, предлагают ввести налоги на текилу и другие мексиканские товары. В ответном заявлении правительство Мексики напомнило, что США ввели запретительные тарифы на тростниковый сахар, экспортируемый из соседней страны, и потребовало рассматривать пошлины на подсластители в качестве ответной меры.

Вернуться к содержанию выпуска

***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное