Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Новостной выпуск (1-ая часть).
Информационный Канал Subscribe.Ru |
01 марта 2004 г. | Выпуск №420 |
Мировая экономика: глобальные тенденции развития |
Новостной выпуск (1-ая часть) |
Содержание выпуска:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
Мрачный прогноз Министерства обороны США
О перспективах развития мобильной связи
Наступает новая эра для СМИ?
О мировом производстве стали
Forbes подготовил ежегодный список миллиардеров
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
Сокращать издержки уже не модно
О реструктуризации Ericsson и не только
Европейские баталии Microsoft
Parmalat намерен рассчитаться с долгами
Новости корпораций "одной строкой"
HP Samsung Telefonica Citigroup-Koram Lufthansa
Fiat Michelin Hilton Puma Cadbury Schweppes
О новом слиянии сталелитейных компаний
Почему Chrysler не может набрать скорость?
США И КАНАДА
Уточненные данные о росте ВВП США в IV квартале 2003 г.
Прогнозы увеличения дефицита бюджета США
Глава ФРС США призывает Конгресс снизить расходы бюджета
Снижение объема промышленных заказов в США в январе 2004 г.
Рекордное число американцев обанкротилось в 2003 г.
Нефтяная промышленность США стареет
ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ
Мрачный прогноз Министерства обороны США
(RBCdaily, 26.02.04, автор - Михаил Чернов)
Изменения климата в ближайшие 20 лет могут вызвать глобальную катастрофу, которая повлечет за собой жестокие войны, переселение народов и унесет жизни миллионов людей. Такой вывод содержится в секретном отчете Министерства обороны США, материалы которого попали в распоряжение британской газеты Observer. Авторы исследования рисуют апокалиптическую картину глобальных военных конфликтов, которые выльются в войну «всех против всех». По мнению российских экспертов, климатические изменения будут иметь серьезнейшие «миграционные и социально-политические последствия», однако не все апокалиптические прогнозы исследователей из Пентагона оправданны. Американцы сознательно раздувают тему «глобальных конфликтов», поскольку участие в их разрешении – единственный «ресурс», который может «позволить» США доминировать в мире в XXI веке. Эксперты не исключают, что «апокалиптическая картинка, которую американские исследователи нарисовали для всего мира, реализуется прежде всего в самих Соединенных Штатах».
Разработанный в недрах американского военного ведомства секретный доклад был подготовлен при непосредственном участии влиятельного советника Пентагона Эндрю Маршалла. В последние три десятилетия г-н Маршалл оказывал значительное влияние на американскую военную мысль. Именно он составлял рекомендации по проведению реформ американской армии для министра обороны Дональда Рамсфельда. Непосредственными авторами доклада стали консультант ЦРУ и бывший начальник отдела планирования группы Royal Dutch/Shell Питер Шварц и Дуг Рэндэлл из исследовательской компании Global Business Network. По мнению авторов документа, глобальное потепление может изменить существующий мировой порядок. Климатические изменения по-разному отразятся на различных регионах планеты: на Азию может обрушиться небывалая засуха, а европейский климат может стать гораздо более холодным. Как предсказывают составители документа, «вследствие подъема уровня мирового океана к 2020 г. крупнейшие европейские города будут затоплены, Британия превратится в Сибирь».
«Внезапные климатические изменения могут привести планету на грань анархии. Развитые страны будут создавать ядерный барьер для защиты своих запасов воды, продовольствия и энергоресурсов. Катастрофическую нехватку воды и энергоресурсов преодолеть будет все труднее, и перенаселенная планета погрузится в войны, погибнут миллионы людей. Как и 8200 лет тому назад, климатические изменения приведут к недороду, голоду, болезням и массовой миграции населения», – говорится в отчете американского военного ведомства. По мнению авторов исследования, проблему климатических изменений «следует с уровня научных обсуждений поднять до уровня национальной безопасности», а обрисованный в докладе сценарий климатической катастрофы предрекает «угрозу национальной безопасности США, и способы ее преодоления нужно разрабатывать немедленно».
По мнению российских экспертов, апокалиптические прогнозы американских военных не вполне оправданны. «Резкое изменение климата действительно может произойти в ближайшие 10-15 лет. Однако никто не знает и не может точно предсказать, как будет меняться климат и каковы будут конкретные последствия этих изменений», – считает сотрудник одной из российских научно-исследовательских лабораторий. Тем не менее, по его словам, «в России климат, скорее всего, станет более благоприятным». Прежде всего это коснется Сибири, где «климат будет более мягким, что позволит ввести значительные земли в сельскохозяйственный оборот».
Ситуация же во многих республиках Средней и Южной Азии и на Северном Кавказе, наоборот, значительно осложнится. «В горах отступают ледники, вечная мерзлота тает, меняются экологические и хозяйственные условия. Горцы живут гораздо беднее жителей равнин и предгорий. Для них грабеж превратился в способ выживания. Нищие горцы уходят в города, где резко ухудшается криминогенная обстановка. Такие районы возникли, например, вокруг столицы Киргизии Бишкека. Во многом из-за переселения горцев на равнину ощущается резкая нехватка воды в долинах и пустынных районах», – рассказывает ведущий научный сотрудник Института географии РАН Юрий Боденков. Довольно тревожную картину рисует профессор, заведующий кафедрой этнологии исторического факультета МГУ, руководитель Среднеазиатской экспедиции МГУ Сергей Поляков. «За последние 50 лет не стало Аральского моря. Критическая ситуация в Западной Туркмении. За последние 30 лет исчезли 40% колодцев. Сырдарья уже практически не течет. Амударья разбирается еще в верховьях на орошение полей. При этом население среднеазиатских государств стремительно растет. Традиционная среда обитания и традиционное сельское хозяйство не могут прокормить население. За 150 лет население Таджикистана увеличилось в 11,5 раз. Средней Азии в целом – в 7 раз. Потоки людей из среднеазиатских республик уже хлынули в Россию, и это только начало», – рассказывает г-н Поляков. Как сказал руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин, «условия жизни в Узбекистане, Таджикистане, Афганистане и Пакистане становятся невыносимыми и неконтролируемые потоки низкоквалифицированной рабочей силы могут хлынуть в Россию и государства Европы. «Причем новые иммигранты будут настолько дикими, что нынешние таджики и узбеки покажутся нам родными братьями. Например, пакистанских белуджей даже афганские пуштуны считают дикарями», – рассказывает г-н Собянин. Однако, по его мнению, иммиграция будет иметь невоенный характер.
Вернуться к содержанию выпуска
О перспективах развития мобильной связи
(Финансовые известия, 25.02.04)
По прогнозу председателя правления финской компании Nokia Йорма Оллила к 2008 г. число абонентов мобильной связи достигнет 2 млрд. человек. "Мобильная связь к 2015 году даст возможность общаться половине населения Земли. Это означает приблизительно 4 млрд. (абонентов)", - сказал Оллила, выступая на международной конференции по беспроводной связи третьего поколения в Канне.
Основной прирост в числе пользователей мобильной связи придется на развивающиеся страны - в первую очередь на Китай, Индию, Индонезию, Бразилию и Россию. Услуги будут в основном сводиться к простым звонкам - без выхода в интернет и встроенных фотокамер.
Китай обогнал США по темпам роста числа абонентов сотовой связи почти два года назад. В развитых странах число абонентов сотовой связи - и без того значительное - будет увеличиваться за счет связи фиксированной, как это уже произошло в Италии, Чешской республике и Португалии.
Вернуться к содержанию выпуска
Наступает новая эра для СМИ?
(CNews, 27.02.04)
Подразделение Satellite Enterprises Corp., швейцарская компания Satellite Newspapers Suisse собрала дистрибьюторов новой всемирной сети розничной торговли спутниковыми газетами по всему миру на совещание с особой повесткой дня. Цель встречи - переход на работу по новому, ускоренному бизнес-плану, нацеленному на стремительную оккупацию нового и заманчивого рынка. Создаваемая быстрыми темпами новая мировая сеть Satellite Newspapers состоит из автоматических киосков, в которых каждый желающий почти на любом краю света сможет купить свежий номер своей любимой газеты на родном языке практически за любую валюту. Передача содержания номера осуществляется по спутниковым каналам. Газета будет мгновенно распечатана прямо в киоске по запросу покупателя.
Выбор нужного издания осуществляется с помощью простого, интуитивно понятного интерфейса с сенсорным экраном. Пока газета (после оплаты) будет печататься в недрах киоска, покупатель сможет посмотреть на экране рекламный ролик, а уже через считанные секунды он получит полный свежераспечатанный экземпляр желанного издания. В настоящее время сеть включает в себя 161 киоск в разных странах, но это только начало - массовая их "штамповка" начнется уже через месяц, в апреле. Производить их будет компания Stork NV.
За последние дни компания добавила к списку распространяемых газет еще пять наименований - теперь он включает 141 позиций. Список пополнили, в частности, испанская La Razon, израильская Ha'aretz, уругвайская EL Pais, а также Indian Express. Всего в киосках-автоматах сети будут продаваться газеты из 55 стран мира на 31 языке, что в совокупности покрывает потребности подавляющей доли мирового населения.
Вернуться к содержанию выпуска
О мировом производстве стали
(Интерфакс-АФИ, 24.02.04)
Европейский союз увеличил в январе выпуск стали до 14 млн. тонн с 12,5 млн. год назад на фоне роста спроса на металл и увеличения цен на него на рынке. Столь высоких темпов роста производства в европейской металлургии не отмечалось с декабря 2002 г. Цены на экспортируемую ЕС сталь выросли за последние 12 месяцев на 37% на фоне увеличения стоимости руды, кокса и стоимости фрахта. Начиная с апреля о новом повышении цен объявили Arcelor, ThyssenKrupp, Corus, уже повышавшие цены в январе.
Мировое производство стали выросло в январе на 8,4% - до 81,67 млн. тонн. При этом в Северной Америке отмечено снижение на 0,1%, в Японии - на 0,2%, в Южной Америке - рост на 12%, в Азии в целом - на 13%. Китай нарастил выплавку с 15,45 млн. тонн в январе 2003 г. до 19,39 млн. тонн. Россия увеличила производство на 3,3% - до 5,29 млн. тонн.
Вернуться к содержанию выпуска
Forbes подготовил ежегодный список миллиардеров
(По материалам статьи «25 миллиардеров», «Ведомости» ,27.02.04, авторы - Михаил Оверченко и Ирина Резник, и статьи «Ходорковского Forbes и не заметил», «Время новостей», 27.02.04, автор – Денис Уваров)
Американский журнал Forbes опубликовал свой ежегодный список миллиардеров - World's Richest 2004. Главный критерий оценки состояния, применяемый экспертами Forbes, - доля собственности человека в его компаниях. Восстановление мировой экономики и рост на фондовых рынках способствовали тому, что число "героев списка Forbes" выросло на 64, до рекордного значения за всю историю рэнкинга - 587 человек. А их совокупное состояние увеличилось с $1,4 трлн. до $1,9 трлн. Стремительнее всех за прошедший год богател инвестиционный гуру Уоррен Баффет. Его состояние выросло на $12,4 млрд., до $42,9 млрд., и он вплотную подобрался к самому богатому человеку в мире, основателю Microsoft Биллу Гейтсу, в распоряжении которого $46,6 млрд. (плюс $3 млрд. за истекший год). Замыкает тройку фаворитов соучредитель Microsoft Пол Аллен.
Россия продолжает увеличивать свое представительство в списке. Если в 2003 г. число россиян-миллиардеров выросло с семи до 17 человек, то сейчас эксперты Forbes насчитали уже 25 миллиардеров. Россия переместилась на 3-е место, оттеснив Японию; на 1-м месте - США, на 2-м - Германия. Москва с ее 23 миллиардерами заняла 2-е место в мире среди городов: в Нью-Йорке живет 31 миллиардер, в Гонконге - 16, в Париже - 10.
Самый стремительный скачок сделал основатель и исполнительный директор интернет-магазина Amazon.com Джеф Безос. Его состояние выросло тогда с $3 млрд. до $5,1 млрд. (32-е место). Самым заметным новичком эксперты Forbes считают британскую писательницу Джоан Роулинг. У нее нет своей компании, зато продукт ее интеллектуального труда - пять книг о Гарри Поттере - помог ей заработать $1 млрд. и занять 552-е место.
Вернуться к содержанию выпуска
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
Сокращать издержки уже не модно
(Cnews, 25.02.04)
Сокращение расходов – это уже не модно, заявляют топ-менеджеры: рост прибыли – вот новая стратегическая цель, к которой стоит стремиться. Однако на пути к процветанию возникает немало препятствий, как преодолимых - например, в виде недостаточно квалифицированного персонала, так и тех, с которыми невозможно бороться, - это касается законодательных изменений.
Исследование, представленное подразделением IBM Business Consulting Services, показывает, что более 80% опрошенных по всему миру исполнительных директоров больше не рассматривают сокращение расходов в качестве основной бизнес-задачи; главная их цель теперь – вернуться к росту прибыльности. Такая смена приоритетов топ-менеджеров указывает на то, что деловой мир не сомневается в том, что восстановление экономики уже не за горами.
По словам одного из авторов исследования, Абигейл Тьерни (Abigail Tierney), подобная тенденция вовсе не означает, что исполнительные директора не принимают во внимание все предостережения аналитиков. Стремление к сокращению расходов не снимается с повестки дня – для CEO по-прежнему важно контролировать издержки, что дает возможность компании сосредоточиться на росте прибыли. Как показал опрос, многие исполнительные директора считают принятые ранее меры по сокращению издержек достаточно эффективными для того, чтобы теперь можно было сконцентрировать все усилия на повышении доходов.
Каким образом топ-менеджеры рассчитывают получить дополнительную прибыль – это уже другой, более спорный вопрос, подчеркивают аналитики. Две трети опрошенных рассчитывают выиграть от выпуска новых продуктов, причем более половины из них собираются расширить свое присутствие на новых рынках – многие назвали здесь Китай и Азию.
Что же мешает компаниям снова повысить прибыльность? Как оказалось, здесь замешан человеческий фактор: это персонал компаний. Судя по результатам исследования, топ-менеджеры не могут отыскать на рынке труда специалистов, владеющих необходимыми навыками для достижения поставленных перед компанией бизнес-задач: 60% опрошенных CEO жалуются на то, что их сотрудники не обладают необходимыми знаниями и умениями, а также лидерскими качествами, чтобы приспособиться к изменению курса компании на рост прибыли. Чтобы подготовиться к изменениям стратегии компании, сотрудников нужно обучать и переобучать, утверждают специалисты консалтингового подразделения IBM.
Однако «больших боссов» заботит не только недостаточный уровень образованности персонала; государственное регулирование – вот еще одно препятствие на пути развития их бизнеса. Как показал опрос, правительственные указы и постановления пугают исполнительных директоров куда больше, чем ожидалось, независимо от того, в какой отрасли экономики они работают. Если с изменением экономического климата еще можно как-то справиться, то изменения в законодательстве – неконтролируемый процесс, полагают главы компаний.
Вернуться к содержанию выпуска
О реструктуризации Ericsson и не только
(По материалам статьи «Реструктуризация Ericsson практически завершена», «Ведомости», 25.02.04, автор - Роман Дорохов)
Кризис на рынке телекоммуникаций заканчивается так же неожиданно, как и начался три года назад. В конце прошлого года сотовые телефоны самых ходовых марок вдруг снова стали дефицитным товаром, а производители оборудования начали рапортовать о возвращении к прибыльности. Президент и генеральный директор Ericsson Карл-Хенрик Сванберг считает, что "американские горки" в отрасли остались позади и отныне рынок будет развиваться более стабильно. В IV квартале 2003 г. чистая прибыль компании составила $13,6 млн., а объем продаж - $4,94 млрд. По итогам 2003 г. чистый убыток Ericsson составил $1,47 млрд., объем продаж - $16,9 млрд.
Вопрос. Рынок телекоммуникаций в конце прошлого года почувствовал себя лучше после нескольких лет спада. В IV квартале Ericsson впервые за последние годы работала с прибылью. Можно ли говорить о прекращении кризиса в отрасли?
Ответ. Кризис пришел на смену необычайно сильному подъему в 90-х. Потом рынок прошел через период серьезной корректировки. Но сегодня действительно можно сказать, что кризис позади.
Сильные результаты Ericsson в IV квартале - следствие того, что мы подошли к финальной стадии реструктуризации компании. Нам еще предстоит кое-что сделать, но по большому счету мы адаптировали уровень расходов к рыночной ситуации и начинаем вести успешный бизнес.
Вопрос. В 2003 г. Ericsson уволила более 13 000 сотрудников, еще 4000 планируется уволить в нынешнем году. Когда завершится реструктуризация компании?
Ответ. В прошлом десятилетии, когда экономика была на пике, в Ericsson работали около 107 000 человек. Мы планируем сократить штат до 47 000, причем сегодня в компании реально работают всего 48 000 сотрудников. В отчетности указана другая цифра - 51 000, но на самом деле Ericsson осталось сократить лишь 1000 человек.
Кризис во многом был вызван огромными суммами, которые были вынуждены заплатить операторы за лицензии на сотовую связь третьего поколения (3G) в Европе. И операторы последние 3 - 4 года сосредоточились на сокращении размеров задолженности и увеличении денежных потоков. Но сейчас игроки рынка сфокусировались на инвестициях в будущее, которые постепенно возвращаются к нам как к поставщикам. Особенность ситуации заключается в том, что операторы, может быть, сдерживали инвестиции в развитие несколько дольше, чем следовало. И сегодня мы видим стремление наверстать упущенное. Так что реструктуризация Ericsson практически завершена, и мы переходим к фазе роста нашего бизнеса.
Вопрос. Сейчас наблюдается дефицит на рынке сотовых телефонов. Несколько лет назад Ericsson избавилась от своего подразделения по выпуску мобильных телефонов, которое было объединено с аналогичным подразделением японской Sony. Не жалеете ли вы об этом решении?
Ответ. Мы не избавлялись от этого подразделения - совсем наоборот. Ericsson вступила в стратегический альянс с Sony и учредила совместное предприятие Sony Ericsson. Еще тогда было понятно, что это стратегически удачный шаг. Сейчас видно, что это решение оказалось очень точным: мы объединили опыт и профессионализм Sony в индустрии развлечений, музыки, обработки изображений с технологиями телекоммуникаций Ericsson.
Когда СП создавалось, ситуация на рынке была очень тяжелой. Поэтому мы сразу сконцентрировали усилия на разработке телефонов GSM, где у нас были очень сильные позиции, и в 2003 г. продажи GSM-аппаратов выросли на 50%. SonyEricsson сделала крутой разворот и быстро отвоевывает лидирующие позиции на рынке GSM-телефонов в среднем и верхнем ценовых диапазонах.
В прошлом году рынок сотовых телефонов начал расти быстрее, чем кто-либо мог ожидать. В конце года этот процесс ускорился, что породило нехватку некоторых компонентов, которые используются всеми производителями. Внезапно все почувствовали, что, будь у них больше компонентов, продажи были бы намного выше. Это довольно типично для отрасли телекоммуникаций, в которой и падения, и взлеты оказываются более быстрыми и сильными, чем ожидается.
Вопрос. Сети третьего поколения развиваются медленнее, чем прогнозировалось несколько лет назад. Многие обвиняют в этом производителей сотовых телефонов, которые не торопятся выпускать модели для этой технологии...
Ответ. Хочу напомнить, что планы по развитию сетей 3G составлялись в оптимистичные 90-е. Тогда казалось, что все развивается быстрее, чем раньше. Но если посмотреть на развитие 3G сейчас, когда ее разворачивают, то этот процесс зеркально повторяет ситуацию с запуском GSM в начале 90-х.
Развитие технологии требует времени. Нет телефонов - нет и рынка услуг. А если нет рынка, то нет причин для выпуска телефонов. Многие производители телефонов предпочитают подождать, пока рынок заработает в полную силу. Получается замкнутый круг. Но уже появляются первые производители (3G-трубок) - Samsung, NEC, SonyEricsson, и рынок начинает развиваться. До конца года уже 7 - 8 производителей выпустят телефоны для 3G. SonyEricsson выпустит новые 3G-телефоны через 2 - 3 недели.
Вопрос. Перед запуском сетей 3G пользователи ждали, что сотовая связь станет более универсальной и телефон одного стандарта будет работать во всем мире. Уже сейчас ясно, что это не так. Можно ли ожидать, что когда-нибудь унификация сотовой связи все-таки произойдет?
Ответ. Сотовая связь действительно развивается в направлении унификации, поскольку создание новых стандартов обходится недешево. Расходы на научные разработки очень высоки, а каждое новое поколение связи настолько превосходит предыдущее по сложности, что потребность в консолидации до нескольких стандартов связи крайне важна.
Не стоит забывать, что переход от сотовой связи второго поколения стандарта GSM к третьему поколению занял 10 лет, столько же времени займет и переход от 3G на следующий уровень. Есть и промежуточные шаги например переход от GSM к GPRS, но крупные вехи в развитии занимают по крайней мере 10 лет. Но посмотрите: еще пять лет назад на рынке были стандарты GSM, TDMA, CDMA, PDC и др., а сейчас мы имеем дело всего с двумя путями развития технологии - UMTS (WCDMA) и CDMA2000. От 5 - 6 стандартов мы пришли к двум. И я не удивлюсь, если лет через 10 - 15 произойдет объединение этих двух направлений. Впрочем, уже сейчас технологии CDMA2000 и UMTS настолько похожи друг на друга, что мы в Ericsson используем для них одни и те же опорные сети, одно и то же программное обеспечение для сервисных приложений, единую аппаратную платформу.
Вопрос. Некоторые эксперты считают, что в Европе сейчас построена избыточная телекоммуникационная инфраструктура и на рынке оборудования будут пользоваться спросом только решения, направленные на сокращение издержек, например энергосберегающие технологии. Как будут развиваться телекоммуникации в развитых странах мира?
Ответ. Сто лет назад начальник патентной службы одной из развитых стран сказал, что патентные бюро пора закрывать - все значимые изобретения уже сделаны и регистрировать больше нечего.
Я считаю, что мы находимся в самом начале нового витка развития телекоммуникаций. Сегодня для многих мобильный телефон - лишь аппарат для голосового общения. Его использование будет расти по мере того, как телефон будет осваивать новые функции. Сегодня SonyEricsson продает больше телефонов со встроенными фотоаппаратами, чем сама Sony - фотоаппаратов. В некоторые модели встроены музыкальные mp3-плейеры, но пока они могут хранить не больше одного музыкального диска, а загрузка музыки в телефон может занимать минуту. А с технологией 3G загрузка займет около 10 секунд, и такой телефон может хранить несколько десятков музыкальных альбомов. Для деловой аудитории сотовый телефон становится инструментом ведения бизнеса. В телефоне появляется, например, возможность получения электронной почты и многое другое. Поэтому телекоммуникации будут развиваться не только на рынках, где еще не полностью удовлетворен спрос на услуги связи, как, например, в России, Индии, Китае, но и на рынках с высокой степенью насыщения, где рост будет идти не за счет увеличения количества пользователей, а за счет использования новых технологий - в Европе, США и т. д.
Вернуться к содержанию выпуска
Европейские баталии Microsoft
(По материалам статьи «Битвы сэра Билла с драконами», The Economist, перепечатанной в журнале «Русский фокус», 24.02.04, и материалам статьи «Европа почти признала Microsoft монополией», «Время новостей», 26.02.04, автор – Игорь Королев)
История юридического сражения корпорации с Министерством юстиции США и 18 штатами стала легендой. В 2000 г. Microsoft была признана виновной в незаконном использовании монопольного положения Windows (эта программа установлена на более чем 95% компьютеров во всем мире) с целью захвата рынка для своего веб-браузера в обход конкурирующего продукта компании Netscape. Суд постановил раздробить Microsoft на части. Но после апелляции решение было пересмотрено и назначена куда более мягкая мера наказания - в форме ограничений деятельности Microsoft. До сих пор нет-нет да и звучат голоса недовольных такой мягкостью, но это не есть реальная угроза для корпорации.
Теперь Microsoft ожидает "разборка" в Европе. Здесь ее тоже обвиняют в использовании монопольного положения Windows с целью захвата смежных сегментов рынка (только на сей раз - сегментов медиаплееров и программных средств для серверов). С конца прошлого года идут интенсивные переговоры с Европейской комиссией в попытке урегулировать конфликт, но пока безуспешно. По имеющимся данным, комиссия сейчас обсуждает проект постановления о наложении на Microsoft штрафа (предположительно, в сумме $300-500 млн.), а также возможность применения других средств правовой защиты.
Многие считают, что от разбирательства в США оказалось мало толку. Поэтому дело в Европе особенно важно. Ключевой вопрос: применят ли к Microsoft, как в Америке, санкции в связи с частными случаями в прошлом, или же государственные регулирующие органы настоят на таких санкциях, которые могли бы искоренить основу для монополистической практики в будущем. Решение повлияет на практику антимонопольных разбирательств вообще.
Дело комиссии против Microsoft подробно изложено в конфиденциальном документе, так называемом "Заявлении о возражениях" (Statement of Objections), содержание которого в последней редакции известно The Economist. Составленный в августе прошлого года документ основан на двух предыдущих заявлениях (2000 и 2001 гг.), в которых Microsoft было предъявлено обвинение в монополизме.
Во-первых, комиссия утверждает, что Microsoft пыталась монополизировать рынок серверов рабочих групп (файловые серверы, серверы печати и электронной почты и web-серверы), держа в секрете протоколы связи, которые делают программные продукты для ПК и серверов способными общаться друг с другом. "Без этой информации производители альтернативных программ оказываются в неравных условиях, так как искусственно лишаются возможности конкурировать с продуктами Microsoft", - предупреждала комиссия в 2001 г.
Во-вторых, Microsoft ставят в вину вывод на рынок медиаплееров Windows Media Player (WMP), которые были интегрированы в операционную систему Windows - и тем самым была обеспечена их установка на более чем 95% новых ПК. Плееры конкурентов, отмечает комиссия, не имели такого преимущества, к тому же WMP невозможно было удалить. "Результатом является снижение эффективности конкурентной борьбы на рынке... и сокращение количества инновационных продуктов", - заключает комиссия.
В последнем документе приведены свежие данные о долях компаний на рынке, которые иллюстрируют успехи Microsoft в продвижении своих продуктов для серверов и медиаплееров за счет конкурентов. В "Заявлении о возражениях" утверждается, что Microsoft использует свою монополию в области программного обеспечения для ПК в сегменте продуктов для серверов рабочих групп и что, "привязав" WMP к Windows, она смогла обойти своего главного конкурента на рынке медиаплееров, компанию RealNetworks.
Создателей медийных продуктов (например, видео- и музыкальных клипов) такое положение дел скорее удовлетворяет. Они заявляют: затраты на поддержку множества мультимедийных форматов (например, при предложении видеоклипов на веб-сайтах) так высоки, что рынок монополизируется по принципу "победитель получает все". Попасть на такой рынок трудно любому новому игроку, какие бы инновационные продукты он ни предлагал.
Этот аргумент, согласно которому выгода от повышения эффективности благодаря интеграции WMP в Windows перевешивает отрицательные последствия для конкурентной борьбы, отвергается. Как веско отмечает комиссия, включение WMP в Windows подавляет активность разработчиков, удерживая их от создания инновационных продуктов.
Самая простая из возможных мер - наложение штрафа, размер которого отражал бы "тяжесть и продолжительность" нарушения. Согласно европейскому антимонопольному законодательству нарушителя могут наказать штрафом в размере 10% его годовых общемировых доходов - в случае с Microsoft штраф составил бы более $3 млрд. Кроме того, от Microsoft потребовали бы предоставить конкурентам возможность пользоваться ее протоколами связи на "разумной и равноправной" основе. Это не противоречит соглашению, заключенному Microsoft в Америке, согласно которому корпорация также должна выдавать лицензии на свои протоколы.
Весьма спорными выглядят предложения комиссии в отношении привязки WMP к Windows. Есть две альтернативы. Надо будет либо заставить Microsoft "развязать" эти два продукта и выпустить версию Windows без WMP, либо необходимо осуществить "принудительное подселение": от Microsoft потребуют включать в каждую копию Windows программное обеспечение для медиаплееров ее конкурентов.
25 февраля антимонопольный комитет Еврокомиссии во главе с Марио Монте завершил расследование деятельности Microsoft. Теперь выводы комитета поступят на рассмотрение руководства Еврокомиссии. Корпорация была все-таки признана виновной в злоупотреблении своим монопольным положением из-за двух фактов - включения собственного мультимедийного проигрывателя в состав Windows и препятствия конкуренции на рынке серверов. Комиссия, возглавляемая г-ном Монте, предлагает взыскать с Microsoft штраф в размере не меньше чем $100 млн., а также, во избежание дальнейших нарушений, наложить на деятельность корпорации серьезные ограничения.
Если заставить Microsoft выпустить европейскую версию Windows без WMP (или любого другого программного элемента), европейские потребители получат продукт более низкого уровня. Понравится ли им это? Велика и вероятность появления серого рынка - поставок полной версии Windows из других регионов. Есть проблемы и с реализацией "принудительного подселения": медиаплееры каких именно производителей следует "подселять"? Возможно, тех, кто имеет самую большую долю на рынке? Но такой подход противоречит принципам свободной конкуренции, ведь в результате укрепляются позиции игроков, уже работающих на рынке. Да и WMP останется вездесущим. Eвропейский комитет предложил компромиссное решение: в Европе должны продаваться два варианта Windows, один из которых не будет включать WMP. Таким образом, по мнению представителей Еврокомиссии, бизнес-модель корпорации не будет нарушена.
Второе требование Еврокомиссии достаточно жесткое для Microsoft. Согласно ему компания Билла Гейтса должна открыть часть исходных кодов системы Windows, чтобы позволить производителям программного обеспечения для серверов выпускать под Windows продукты, не уступающие продуктам Microsoft (пока же корпорация вовсю пользуется тем, что только ей известны все секреты Windows). Впрочем, некоторые члены Еврокомиссии уже заявили, что подобное требование чересчур жесткое и нарушает авторские права Microsoft. По мнению экспертов, в случае если это требование будет отвергнуто, то исход антимонопольных слушаний Еврокомиссии можно будет в целом считать удачным для софтверного гиганта.
Cтремление Microsoft добиться быстрого урегулирования вызвано тем, что Microsoft готовится к битве с новым и сильным соперником - компанией Google.
Google доминирует на рынке программ поиска информации в Интернете подобно тому, как Netscape в свое время правила бал в сегменте web-браузеров, а RealNetworks - на рынке медиаплееров. Google появилась на свет в 1998 г. как исследовательский проект двух выпускников вуза, а сегодня с ее помощью в Интернете осуществляется ежедневно 200 млн. запросов информации, а прибыль компании (в основном за счет доходов от рекламы) в прошлом году составила ориентировочно $1 млрд.
Google, по оценке маркетинговой компании comScore Networks, - самая популярная поисковая машина, на долю которой приходится 35% посетителей (у Yahoo! - 28%, AOL - 16%, а MSN Microsoft - 15%). Но даже эти цифры не отражают истинного влияния Google. Ее технология используется для повышения эффективности поиска на других сайтах, в том числе Yahoo! и AOL (хотя Yahoo! планирует перейти на собственную технологию). С учетом этого можно сказать, что Google обеспечивает поиск информации примерно при 80% всех запросов в Интернете. В ближайшие пять месяцев компания планирует публичное размещение акций.
Сила Google делает ее одной из тех компаний, которые Microsoft обычно пытается раздавить. На мировом экономическом форуме в Давосе г-н Гейтс признал, что технология поиска у Google "получше", чем у Microsoft, и назвал поиск информации в Интернете одним из приоритетных направлений деятельности своей компании. Microsoft уже предлагает поиск информации на своем web-портале MSN. Но до поры до времени корпорация не пускала в ход козырную карту - использование монопольного положения на рынке web-браузеров и операционных систем для расширения мощности своей поисковой службы.
Microsoft собирается использовать свою монополию на web-браузеры и операционные системы для завоевания еще одного сегмента рынка - на этот раз рынка поисковых машин - за счет своих конкурентов. Следует ли рассматривать эти действия в качестве незаконного "привязывания" собственных продуктов Microsoft к своей операционной системе? Вполне вероятно, что через несколько лет мы опять услышим те же яростные обвинения, которые звучали в ходе американского и европейского дела. Microsoft будет настаивать, что не сделала ничего предосудительного, конкуренты - кричать о нарушении своих прав, а замученные регулирующие органы - проводить новые расследования.
Юридические мытарства Microsoft за океаном начались в 1994 году. По прошествии 10 лет Microsoft стоит перед серьезной дилеммой. Компания может продолжить изнурительную борьбу с регулирующими органами, балансируя на грани допустимого законом и рассматривая последствия своего выхода за эту грань в качестве издержек бизнеса. С другой стороны, Microsoft может отказаться от своей монополистской идеологии и вступить в конкурентную борьбу, как и большинство других фирм, рассчитывая только на качество своих продуктов.
Один из возможных путей решения проблемы - передача некоторых протоколов Windows независимому органу, осуществляющему надзор за стандартами. Сейчас это выглядит маловероятным, учитывая прибыльный характер монополии Windows: по данным Microsoft, ее доходы за последний квартал составили рекордную сумму - более $10 млрд., а большая часть получена от продажи Windows. Тем не менее Microsoft, которая уже выдает конкурентам лицензии на некоторые свои протоколы с целью создания совместимых продуктов, могла бы избрать для себя роль разработчика общей платформы (common carrier), и лицензирование станет для компании новым источником прибыли. Именно на это, как представляется, указывают действия Microsoft во исполнение решений суда по американскому делу. Урегулирование европейского дела будет, вероятно, способствовать развитию ситуации в этом направлении.
Другой фактор, способный изменить соотношение сил, - быстрый прогресс открытой операционной системы Linux. Она в принципе не представляет серьезной опасности для монополии Microsoft. Угроза связана скорее с тем, что первыми пользователями открытой системы стали, в частности, государственные структуры. Microsoft трудно объяснить, почему, будучи надежным партнером и поставщиком государства, она одновременно ведет борьбу с его регулирующими органами. Поэтому преимущества использования открытых программных средств в госструктурах могут иметь для Microsoft серьезные последствия.
Однажды Microsoft может придти к выводу, что издержки от постоянных сражений с антимонопольными органами (расходы на судебные процессы, штрафы, ухудшение отношений с правительствами и негативное общественное мнение) перевешивают выгоды от монополии Windows. Пока это трудно себе представить. Но только так, похоже, могут когда-нибудь прекратиться судебные сражения Microsoft - если государство не проявит политической воли и не найдет юридические аргументы, необходимые для раздела компании.
Вернуться к содержанию выпуска
Parmalat намерен рассчитаться с долгами
(По материалам статьи «Parmalat сватает "дочек"», «Время новостей», 26.02.04, автор – Денис Уваров)
Скандально известный итальянский концерн Parmalat решительно настроен рассчитаться с кредиторами. Руководство молочного гиганта объявило о начале процедуры банкротства американских подразделений компании с целью их дальнейшей продажи. После того как банки отказали «дочкам» Parmalat (Farmland Dairies LLC, Parmalat USA Corp. и Milk Products of Alabama LLC) в продлении кредита, его руководство решило сначала защитить свою собственность от кредиторов, а потом пустить ее с молотка. Пока идет поиск покупателей, 11-я статья закона о банкротстве США поможет филиалам привести себя в порядок и подготовиться к продаже.
По мнению экспертов, на благосостоянии заимодавцев этот маневр не отразится. «Данная процедура банкротства подразумевает возможную продажу американского молочного производителя. Она не повлияет в серьезной мере ни на проблемы кредиторов, ни на процесс глобальной реструктуризации компании», - заявила Марсия Гольдштейн из компании Weil Gotshal Manges LLP, представляющей интересы американского подразделения. Ранее Parmalat объявлял о банкротстве подразделений в Бразилии и Нидерландах.
В настоящее время действующее руководство компании изо всех сил пытается убедить правительство и общественность, что дела «молочника» не так плохи, как выглядят на первый взгляд. В ближайшее время оно обещает представить итальянскому правительству глобальный план по выводу компании из кризиса. Реализовываться он будет в основном за счет продажи активов и погашения долга акциями Parmalat. Окажется ли этот план успешным, покажет время. Пока у крупнейшего в Европе банкрота действительно еще есть, чем платить. Многие филиалы компании, например мексиканское подразделение, уже получили доступ к замороженным счетам и вполне могут стать хорошим объектом для продажи.
В сложившейся ситуации иностранные филиалы являются надежной опорой банкрота. В основном это касается тех отделений, которые долгое время функционировали практически автономно от главного офиса и сохранили свою прибыльность. Их продажа может оказаться реальным подспорьем в погашении 14-миллиардного долга. Так, канадское отделение остается прибыльным уже долгое время. Его доходность неоднократно подтверждалась компаниями-поставщиками. «Parmalat Canada является доходным бизнесом, который успешно функционирует и остается независимым от Parmalat Group», - говорится в заявлении компании.
Вернуться к содержанию выпуска
Новости корпораций "одной строкой"
(По материалам и сообщениям CNews, РИА Ореанда, «Ведомости», Интерфакс-АФИ, Газета.ru, Travel.ru, «Немецкая волна», МФД-ИнфоЦентр, 19-27.02.04)
HP. Компания HP представила финансовые итоги деятельности за I квартал финансового года, закончившийся 31 января 2004 г. Выручка компании в I квартале составила $19,5 млрд., что на 9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Операционная прибыль от текущей деятельности за квартал составила $1,1 млрд., что на $264 млн., или 30% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, и на 70 млн., или 7% больше, чем в предыдущем квартале.
Вернуться к содержанию выпуска
Samsung. Прибыль крупнейшего производителя электроники в Южной Корее Samsung Electronics в 2004 г. должна превысить уровень 2003 г., когда она составила 5,96 трлн. вон ($5,06 млрд.) благодаря рекордным продажам на фоне общего подъема в мировой экономике. Как сообщил вице-президент компании Юн Джонг Йонг, выручка компании стремительно растет благодаря повышению спроса на плоские мониторы и на микросхемы для цифровых камер. Samsung является крупнейшим в мире производителем микросхем памяти и третьим по величине изготовителем сотовых телефонов.
Юн подтвердил, что Samsung в 2004 г. стремится увеличить объем продаж до 46,34 трлн. вон с 43,58 трлн. вон в 2003 г. Компания планирует инвестировать 7,92 трлн. вон в развитие производства в 2004 г. против 6,74 трлн. в минувшем году.
Опрошенные Reuters аналитики предсказывают, что Samsung в текущем финансовом году получит 8,43 трлн. вон чистой прибыли, что на 41% превосходит результат 2003 г.
Вернуться к содержанию выпуска
Telefonica. Крупнейший в испаноязычных странах оператор связи Telefonica восстановил прибыльность в 2003 г. Telefonica завершила ушедший год с чистой прибылью в размере €2,20 млрд. после рекордного убытка в €5,58 млрд. годом ранее. Выручка Telefonica при этом не изменилась по сравнению с 2002 г., оставшись на уровне €28,40 млрд.
Вернуться к содержанию выпуска
Citigroup-Koram. Корпорация Citigroup намерена купить южнокорейский банк South Korea's Koram Bank за $2,7 млрд. "Корея является стратегическим приоритетом для Citigroup", - заявил председатель и глава компании сэр Дерик Мон (Deryck Maughan). Покупка банка даст Citigroup преимущество над конкурентами Standard Chartered и HSBC в Южной Корее, которая является четвертым экономическим и третьим банковским рынком в Азии.
Вернуться к содержанию выпуска
Lufthansa - один из крупнейших европейских авиаперевозчиков, обслужившая в 2003 г. около 44 млн. пассажиров, объявила, что понесла по итогам 2003 г. чистые убытки размером 980 млн. евро. Этот результат наихудший с момента приватизации компании в 1997 г. В 2002 г. немецкий авиаперевозчик получил чистую прибыль в 717 млн. евро. Размер выручки, которую компания получила в 2003 г., в Lufthansa пока не раскрывают.
Представители компании объясняют убытки плохим состоянием отрасли, жесткой конкуренцией со стороны дискаунтеров, а также частичным списанием стоимости активов ее американского подразделения - группы LSG Sky Chefs. Она занимается поставками бортпитания на лайнеры Lufthansa, а также продает его супермаркетам и ресторанам. В прошлом году Lufthansa пришлось уменьшить стоимость ее активов на 800 млн. евро.
В целом, несмотря на неудачный год, менеджмент Lufthansa положительно оценивает перспективы работы компании в 2004 г. В 2003 г. Lufthansa удалось почти вдвое сократить чистую задолженность - примерно до 600 млн. евро. Кроме того, в этом году компания ожидает роста объемов международных авиаперевозок. Одновременно компания продолжит программу по реструктуризации. Так, она сократит к 2005 г. расходы на 1,2 млрд. евро и собирается уволить около 2000 человек.
Вернуться к содержанию выпуска
Fiat. Чистый убыток крупнейшего промышленного предприятия Италии Fiat SpA в IV квартале сократился почти в три раза и составил 1,1 млрд. евро благодаря снижению расходов, сокращению штата и началу производства девяти новых моделей автомобилей марки Fiat. Годом ранее чистый убыток компании составлял 2,97 млрд. евро. Тем не менее убыток компании в IV квартале прошлого года превысил прогнозы аналитиков, ожидавших, что он составит 614 млн. евро. Выручка Fiat снизилась до 12,7 млрд. евро с 14,9 млрд. евро годом ранее.
В прошлом году исполнительный директор компании Джузеппе Морчио сократил штат на 12 тыс. сотрудников и продал акции на 10 млрд. евро. По итогам 2003 г. чистый убыток Fiat сократился до 1,9 млрд. евро по сравнению с 3,95 млрд. евро в 2002 году. Чистый долг компании уменьшился до 3 млрд. евро.
Вернуться к содержанию выпуска
Michelin. Один из крупнейших производителей покрышек в мире компания Cie Generale des Etablissements Michelin SA (на долю компании приходится 19,2% мирового рынка покрышек) сообщила о снижении чистой прибыли в 2003 г. на 45% до 317,5 млн. евро. В 2002 г. чистая прибыль Michelin составила 580,8 млн. евро. Операционная прибыль компании в 2003 г. упала на 7,8% до 1,14 млрд. евро против 1,23 млрд. евро в 2002 г. Объемы продаж Michelin в 2003 г. напротив возросли на 3,7%.
Снижение прибыли в компании объясняют чрезмерным ростом курса евро к доллару, и затратами на покупку дистрибьютора датской компании Viborg.
Вернуться к содержанию выпуска
Hilton. Прибыль британской гостиничной сети Hilton Group Plc, которой принадлежит более 400 отелей, составила в 2003 г. 272,4 млн. фунтов ($516 млн.) до вычета налогов по сравнению с 271,4 млн. фунтов стерлингов годом ранее.
Вернуться к содержанию выпуска
Puma. В минувшем году немецкому производителю спортивных товаров Puma удалось третий раз подряд более чем удвоить прибыль по сравнению с годом предыдущим. Оборот концерна увеличился на 40% и превысил 1,25 млрд. евро. Согласно прогнозу компании, показатели оборота и прибыли концерна вырастут в 2004 г. по крайней мере на 10%.
Двигателем стабильного успеха немецкой компании является подразделение, выпускающее спортивную одежду и кроссовки, которые можно носить как для занятий спортом, так и в свободное время. Эта бизнес-концепция обеспечила Puma значительное преимущество перед конкурентами – лидером отрасли, американским концерном Nike и немецким Adidas. Так, на рынке США Puma удалось добиться роста доходов в 42%, в то время как Nike и Adidas ведут жесткую ценовую борьбу, приведшую к серьезным трудностям у последнего.
Вернуться к содержанию выпуска
Cadbury Schweppes. Британская компания Cadbury Schweppes, крупнейший мировой производитель кондитерских изделий и прохладительных напитков, испытала падение чистой прибыли во II полугодии 2003 г. на 44% до 181 млн. фунтов стерлингов с 322 млн. фунтов годом ранее. Падение чистой прибыли связано с расходами по закрытию примерно одной пятой производственных мощностей компании и сокращению 5.5 тыс. рабочих мест. Полугодовой объем продаж вырос на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. до 3.7 млрд. фунтов, в основном благодаря приобретению кондитерского подразделения компании Pfizer. В 2003 г. чистая прибыль Cadbury Schweppes сократилась на 33% до 366 млн. фунтов с 548 млн. фунтов годом ранее. Продажи увеличились на 22% до 6.44 млрд. фунтов.
Напомним, что Cadbury Schweppes проводит реструктуризацию, которая предполагает сокращение 10% персонала и снижение издержек на 400 млн. фунтов в год к 2007 г. Сэкономленные средства Cadbury Schweppes направит на продвижение брэнда Dairy Milk, а также на разработку новых прохладительных напитков без соды, бутилированной воды и спортивных напитков.
Вернуться к содержанию выпуска
О новом слиянии сталелитейных компаний
(По материалам статьи «International Steel стремится в лидеры», «Ведомости», 25.02.04, автор - Николай Буланов)
Американская International Steel Group решила приобрести активы Weirton Steel, находящейся под процедурой защиты от банкротства, за $180 млн. В результате у нее появится шанс стать крупнейшим производителем стали в США, обогнав по объемам выпуска нынешнего лидера отрасли U.S. Steel.
International Steel Group - вторая по величине сталелитейная компания в США после U.S. Steel, в прошлом году произвела около 18 млн. т стали. По итогам 9 месяцев 2003 г. выручка International Steel составила $2,65 млрд., чистые убытки - $48,5 млн. Американская Weirton Steel производит около 3 млн. т стали ежегодно. В прошлом году ее выручка составила около $1 млрд., убытки - $117 млн.
Вместе с Weirton Steel корпорация International Steel Group сможет выпускать 21 млн. т стали в год, тогда как лидер сталелитейной промышленности США - U.S. Steel - произвел в прошлом году лишь 19,4 млн. т. Тем не менее U.S. Steel сохранит за собой первое место по размеру выручки ($9,3 млрд. в 2003 г.).
Советы директоров International Steel и Weirton Steel уже одобрили слияние двух компаний. Теперь им осталось заручиться согласием суда по делам о банкротстве Уэйртона (Западная Виргиния), курирующего дело Weirton Steel. Дело в том, что с мая прошлого года компания находится под процедурой защиты от банкротства. Кроме того, International Steel предстоит договориться с профсоюзами Weirton Steel. По мнению аналитиков, компании удастся заручиться согласием как суда, так и профсоюзов.
Независимый аналитик Мишель Аппельбаум считает, что покупка активов Weirton Steel позволит International Steel существенно упрочить свое положение на рынке. Но другой независимый аналитик, Чарльз Брэдфорд, напротив, полагает, что International Steel стоило бы подыскать какую-нибудь другую компанию для поглощения. "Мощности Weirton нуждаются в модернизации, они слишком удалены от клиентов компании, а кроме того, у них сильно раздут штат", - поясняет он.
Вернуться к содержанию выпуска
Почему Chrysler не может набрать скорость?
(По материалам BusinessWeek, 24.02.04)
Спустя семь лет после слияния, приведшего к созданию международного автомобильного гиганта, DaimlerChrysler пока так и не смог реализовать те преимущества, ради которых в свое время и затевалась эта крупнейшая в индустрии сделка. Показатели, с которыми DaimlerChrysler закончил прошедший год, явно должны в очередной раз заставить инвесторов задуматься над тем, насколько необходимым было проведенное в 1998 г. слияние двух автомобильных гигантов Старого и Нового Света.
19 февраля генеральный директор концерна Юрген Шремпп объявил о том, что по итогам 2003 г. прибыль DaimlerChrysler от производственной деятельности сократилась на 17%. По его словам, подобные показатели соответствуют планам концерна, принятым с учетом сложной экономической ситуации, в условиях которой DaimlerChrysler приходится работать в последнее время. Шремпп также в очередной раз заявил о своей уверенности в том, что в один прекрасный день его компания станет ведущим автомобилестроительным предприятием в мире.
Хотя подобный энтузиазм не может не радовать, анализ имеющихся цифр позволяет предположить, что амбиции руководства DaimlerChrysler не имеют под собой реальной почвы. По итогам года чистая прибыль концерна сократилась на 91% до $564 млн., а его продажи уменьшились на 210 800 автомобилей. Если не принимать в расчет $1.2 млрд., вырученные в декабре от продажи завода по производству двигателей MTU, то по итогам прошедшего года убытки DaimlerChrysler должны были бы составить $527 млн. Принадлежащая концерну доля рынка сократилась на 2.7% в Западной Европе и осталась неизменной в США. Что же касается доходов, то они уменьшились на 7% до $171 млрд., чему в немалой степени способствовало снижение курса доллара.
«Больше всего меня беспокоят четыре подразделения, которые в настоящее время терпят убытки: Chrysler, Mitsubishi [DaimlerChrysler принадлежит большой пакет акций этой японской компании], Smart [подразделение, производящее микроавтомобили для рынка Европы] и Toll Collect [совместное предприятие, созданное в Германии для создания системы по сбору дорожных пошлин]», - пишет аналитик Metzler Bank Юрген Пипер, специализирующийся на изучении автотранспортной индустрии. «Четыре проблемы - это слишком много. Можно спорить о том, насколько эффективна их стратегия, но то, что они ее плохо реализуют - это очевидно», - заключает он.
Самые главные проблемы DaimlerChrysler связаны с ее подразделением Chrysler Group, которая по итогам прошлого года понесла убытки в размере $638 млн. Шремпп настаивает на том, что Chrysler смогла бы практически «выйти в ноль», если бы не единовременные расходы на реструктуризацию в размере $590 млн. При этом он отмечает, что во втором полугодии дела у этого подразделения шли заметно лучше, чем в первом.
Действительно, Chrysler Group понесла самые большие потери во II квартале, когда общая величина убытков составила $1.2 млрд. Однако, во втором полугодии ситуация несколько улучшилась как из-за решения перенести часть потерь за счет предоставления покупателям машин Chrysler льгот и скидок на счет финансового подразделения концерна (это позволило сэкономить $214 млн.), так и за счет сокращения на 18% ($470 млн.) расходов на проведение НИОКР. Однако, сколько же тогда денег Chrysler смогла заработать на своем основном бизнесе: производстве и продаже автомобилей?
Пипер полагает, что всего лишь половина $638-милионной валовой прибыли Chrysler по итогам IV квартала (в этой цифре не учитываются расходы на реструктуризацию) приходится собственно на производство. Даже генеральный директор Chrysler Group Дитер Зетче признает, что улучшение положения его предприятия в IV квартале прошлого года вызвано, главным образом, снижением издержек, и не должно восприниматься как долгосрочный тренд. По словам аналитиков, в момент объединения двух компаний в единый концерн считалось, что этот шаг позволит Chrysler повысить норму прибыли своих моделей до 5% и более (приводятся средние цифры за весь жизненный срок конкретной модели). Это означало, что прибыль от производственной деятельности Chrysler должна была бы достигнуть $3.2 млрд. в год, о чем, по мнению Пипера, пока приходится только мечтать.
По итогам 2003 г. продажи Chrysler в мире в целом сократились на 6.5%. В то же время, на рынке США, приносящем предприятию более 80% доходов, доля Chrysler уменьшилась относительно ненамного, с 13.1% до 12.8%. Это, в частности, объясняется агрессивной маркетинговой политикой компании, увеличившей объем бонусов для покупателей с $1000 до $3900 на каждую проданную машину. Подобная политика привела к тому, что расходы на маркетинг в 2003 г. составили до 20% от общей величины доходов предприятия.
Для будущего Chrysler очень важно, смогут ли новые модели остановить идущее в последнее время падение цен и уменьшить объем бонусов, необходимых для того, чтобы потребители остановили бы свой выбор именно на этих машинах. Многие аналитики полагают, что новые модели позволят Chysler в этом году вновь начать приносить прибыль, если, конечно, компании не придется дополнительно увеличивать величину бонусов. Так, по некоторым оценкам, прибыль от производственной деятельности Chrysler по итогам года может составить от $750 млн. до $1 млрд.
Хотя Зетче и говорит о том, что появление девяти новых моделей Chrysler позволит сократить программу бонусов, пока эти предположения не основываются на реальных фактах. По крайней мере, новые Chrysler Pacifica, Chrysler Crossfire и Dodge Durango не смогли остановить тенденцию к увеличению стоимости бонусов. По данным исследовательской компании Autodata, с декабря 2003 по январь 2004 гг. средняя величина бонуса в расчете на каждый проданный Chrysler автомобиль выросла на $190, а 20 февраля аналитики Merrill Lynch объявили о том, что ими зафиксировано новое ужесточение маркетинговой войны между производителями автомобилей.
По итогам 2003 г. возвратность по чистой сумме активов сократилась с 8.8% до 2.4%. «Безусловно, нас это не удовлетворяет», - говорит финансовый директор DaimlerChrysler Манфред Гентц. Еще более откровенны другие представители индустрии. «Результаты DaimlerChrysler совершенно неприемлемы», - говорит один германский аналитик автомобилестроительной индустрии. «Шремпп - это единственный человек в индустрии, который по-прежнему считает, что слияние было необходимо», - добавляет он.
По мнению аналитиков, в будущем ситуация может ухудшиться в еще большей степени, по мере того, как необходимость поддержания на плаву терпящих бедствие подразделений, таких как Chrysler Group, будет требовать все больших отчислений из прибылей компании Mercedes-Benz, на которую приходится 55% прибыли от производственной деятельности концерна. В свою очередь, возможности самой Mercedes-Benz также не безграничны: ее модельный ряд устаревает, и ей необходимы средства для запуска в производство новых автомобилей. И, ее норма прибыли в последнее время сокращается по мере того, как Mercedes-Benz расширяет свой ассортимент, переходя к выпуску все более дешевых автомобилей, таких как Smart.
Подразделение, выпускающее эту микролитражку, с момента ее запуска в производство в 1998 г. понесло убытки в общем размере $2 млрд. При этом, менеджеры Mercedes-Benz недавно объявили о том, что дата выхода Smart на рентабельность переносится с ранее намеченного 2004 г. на 2006 г.
Необходимость поддержания на плаву Mitsubishi Motors, в которой DaimlerChrysler принадлежит 37% акций, потребовало в 2003 г. отчислений из прибыли в размере $354 млн. При этом, японская компания прошла через очередную реструктуризацию и смен менеджмента, что происходит там уже второй раз за последние два года.
Может быть, DaimlerChrysler было бы проще просто избавиться от этой компании? «История с Mitsubishi - это полная катастрофа», - заявляет один автомобильный аналитик из Лондона.
Еще одна головная боль концерна связана со срывом сроков выполнения проекта по созданию системы сбора пошлин на высокоскоростных дорогах Toll Collect, в котором доля Daimler-Chrysler составляет 45%. По итогам прошлого потери концерна в виде убытков и штрафных санкций по этому проекту уже составили $252 млн. В начале этого месяца германское правительство расторгло контракт на создание Toll Collect, и теперь Daimler-Chrysler должна в течение шести недель либо поставить работающую систему, либо заплатить пеню. По оценкам аналитиков, потери Daimler-Chrysler, связанные с проектом Toll Collect, по итогам текущего года могут составить от $100 млн. до $1.3 млрд.
В подобных условиях не может не удивлять терпеливость инвесторов, которые пока не спешат наказывать Daimler-Chrysler за подобные результаты. Однако очевидно, что чем более очевидным будет становиться провал слияния, тем ниже будет опускаться курс акций концерна.
Вернуться к содержанию выпуска
США И КАНАДА
Уточненные данные о росте ВВП США в IV квартале 2003 г.
(РБК, 27.02.04)
По пересмотренным данным, рост ВВП США в IV квартале 2003 г. составил 4,1% по сравнению с аналогичным показателем 2002 г. По прогнозам аналитиков, этот показатель должен был снизиться до 3,8% по сравнению с данными предварительного доклада - 4%. Пересмотр показателя в сторону повышения связан с увеличением объемов импорта и экспорта, а также корпоративных затрат на оборудование и программное обеспечение.
Однако рост ВВП снизился по сравнению с уровнем III квартала 2003 г., когда этот показатель составлял 8,2%. Причиной замедления темпов роста ВВП стало, в частности, снижение объема потребительских затрат, инвестиций в производство и расходов правительства.
По итогам 2003 г. рост ВВП США составил 3,1% по сравнению с 2002 г., что стало самым значительным ростом показателя с 2000 г. Рост ВВП США по итогам 2002 г. составил 2,2% по сравнению с 2001 г.
Вернуться к содержанию выпуска
Прогнозы увеличения дефицита бюджета США
(РБК, 28.02.04)
Дефицит бюджета США в ближайшие 10 лет может вырасти до $2,75 трлн. Согласно заявлению бюджетного комитета Конгресса США, дефицит бюджета страны будет на $737 млрд. больше, чем это прогнозировалось ранее из-за слишком "раздутых" расходов. Как отмечается в заявлении бюджетного комитета, расходная часть бюджета США на 2005 г. составила по проекту Белого Дома $2,4 трлн. При этом руководство страны не проявило заинтересованности в составлении прогнозов по дефициту бюджета более чем на 5 лет вперед. В связи с этим Демократическая партия уже обвинила президента США Джорджа Буша и его окружение в попытке скрыть от общественности истинную величину дефицита бюджета страны.
Вернуться к содержанию выпуска
Глава ФРС США призывает Конгресс снизить расходы бюджета
("AK&M", 25.02.04)
Поддержание устойчивого роста американской экономики требует сокращения бюджетных расходов. Об этом, выступая перед комитетом Конгресса США по бюджету, заявил глава Федеральной резервной системы Алан Гринспен. "Полагаю, что определенный пересмотр расходной политики необходим", - сказал он. В то же время, финансист предостерег законодателей от соблазна сократить рекордный дефицит бюджета только за счет увеличения налогов. "Повышение налогов до уровня, который позволил бы решить существующие бюджетные проблемы, представляется слишком рискованным для экономики. Точно оценить этот риск нельзя, но, по моему мнению, он весьма велик", - сказал он.
Комментируя вопрос о потенциале роста экономики США, А.Гринспен отметил, что "последние индикаторы свидетельствуют о хорошем начале 2004 г. и позитивных перспективах на будущее". Он вновь отметил положительную роль гибкой монетарной политики ФРС для стимулирования экономического роста.
Вернуться к содержанию выпуска
Снижение объема промышленных заказов в США в январе 2004 г.
(Газета.ru, 26.02.04)
Объем промышленных заказов в США в январе 2004 г. упал на 1,8% по сравнению с предыдущим месяцем. Данные оказались намного хуже ожиданий - аналитики прогнозировали рост показателя на 1,5%. В то же время, данные за предыдущий месяц были пересмотрены в сторону улучшения - в декабре объем заказов, по уточненной оценке, вырос на 1,6%, а не на 0,3%, как сообщалось ранее. Таким образом, ситуация с заказами в январе заметно ухудшилась. Данные свидетельствуют о том, что подъем, наблюдающийся в промышленности США, носит неустойчивый характер.
Вернуться к содержанию выпуска
Рекордное число американцев обанкротилось в 2003 г.
(NEWSru.com, 26.02.04)
Количество банкротств физических лиц в США выросло в 2003 году на 5,6% и достигло цифры в 1,63 млн. человек. При этом, по данным Администрации судебных органов США, количество корпоративных банкротств упало на 9,1% до 35 037. Общее количество банкротств, физических и юридических лиц, составило в 2003 календарном году 1 660 245.
"Опубликованные данные подчеркивают сохраняющийся "похмельный" эффект от высоких уровней потребительских расходов и роста потребительского долга в последнее десятилетие", - считает исполнительный директор Американского института по банкротствам Сэмюэля Джердано.
Между тем, председатель ФРС Алан Гринспен заявил, что увеличение числа индивидуальных банкротств и рост потребительского долга не являются признаками ухудшения финансового здоровья американских потребителей. Гринспен предлагает ориентироваться на то, как американцам удается обслуживать свои долги. По его словам, на протяжении последних двух лет коэффициент обслуживания долга стабилен.
Вернуться к содержанию выпуска
Нефтяная промышленность США стареет
(Reuters-ENN, 18.02.04)
Нефтяные компании всего мира сталкиваются с проблемой старения персонала. Молодежь не хочет идти работать в эту отрасль. Особенно остро такая проблема стоит в США, где средний возраст инженеров-нефтяников составляет 51 год при среднем для американской промышленности значении 41 год. Специалистам старшего возраста необходимо платить более высокие зарплаты, а высококвалифицированных технических специалистов, выходящих на пенсию, надо кем-то заменять. И эти проблемы становится все острее.
Резкое снижение интереса американских студентов к нефтяной промышленности началось в 1980-е годы, когда проблемы мирового нефтяного рынка привели к огромным сокращениям численности работников отрасли. Эта тенденция сохранилась и в 1990-е годы. В борьбе за повышение эффективности нефтяные компании объединялись и продолжали увольнять становящихся ненужными работников. По сравнению с 1983 г. численность инженерного персонала в американской нефтяной отрасли снизилась на 60%.
Кроме того, перспективная молодежь не хотела идти в отрасль, в которой, помимо массовых увольнений, регулярно происходили скандалы, связанные с причинением ущерба природе, нарушениями прав человека, коррупцией. Быстро растущий сектор современных информационных технологий открывал для молодых людей гораздо более интересные и привлекательные перспективы.
Кадровый голод может стать дополнительной проблемой нефтяной отрасли. В ближайшие годы компаниям предстоит найти и освоить замену старым месторождениям, разработка которых заканчивается. Новые промыслы будут создаваться и работать в гораздо более сложных условиях, чем это было раньше, поскольку наиболее богатые и легкодоступные месторождения уже освоены. В ближайшие годы потребность нефтяной отрасли в кадрах будет расти.
Компаниям придется приложить все силы, чтобы удержать уже имеющиеся инженерные кадры. Пока это удавалось делать за счет повышения заработных плат, которые в последнее десятилетие регулярно росли в среднем на 3% в год.
Вернуться к содержанию выпуска
***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||