Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2000 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
8
|
9
|
10
|
|||
11
|
12
|
15
|
16
|
17
|
||
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
24
|
|
26
|
27
|
28
|
30
|
31
|
Автор
Статистика
13.519 подписчиков
-5 за неделю
-5 за неделю
Мировая экономика: глобальные тенденции развития (спецвыпуск)
Спецвыпуск от 13.12.00
РОССИЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
(Международная жизнь, №8-9 2000г., автор - В.Андрианов)
"России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива, которая обеспечивает стабильное политическое развитие," - заявил В.В.Путин, представляя ежегодное Послание Президента России Федеральному Собранию.
Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план.
Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что в большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.
Конкурентоспособность - многоплановая экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях:
конкурентоспособность страны; конкурентоспособность отрасли;
конкурентоспособность товаропроизводителя; конкурентоспособность товара.
Между всеми этими уровнями конкурентоспособности существует достаточно тесная внутренняя и внешняя зависимость и взаимозависимость.
Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.
Конкурентоспособность страны
Синтетическим показателем, который объединяет конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризует положение страны на мировом рынке, является показатель ее конкурентоспособности.
В самом общем виде конкурентоспособность страны можно определить как ее способность в условиях свободной добросовестной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных, ее граждан.
Наиболее репрезентативный показатель конкурентоспособности впервые был разработан известной международной организацией - Мировым экономическим форумом в 1986 году. Ежегодный доклад по конкурентоспособности стран на мировой арене до 1996 года готовился под эгидой Мирового экономического форума Международным институтом менеджмента и развития (Лозанна) с привлечением материалов еще 23 международных экономических институтов.
Впоследствии Мировой экономический форум и Международный институт менеджмента и развития стали публиковать отдельные доклады о конкурентоспособности стран мира, используя примерно аналогичные методики определения рейтинга страны в списке наиболее конкурентоспособных стран мира.
Для определения рейтинга конкурентоспособности в мировых табелях о рангах используются многофакторные векторные модели, в которых учитывается 381 показатель. Они сгруппированы в восемь агрегированных факторов: внутренний экономический потенциал, внешнеэкономические связи, государственное регулирование, кредитно-финансовая система, инфраструктура, система управления, научно-технический потенциал, трудовые ресурсы.
В разработанной методике объективные статистические показатели по каждой стране (около 70 процентов всех показателей) дополняются субъективными факторами - экспертными оценками аналитиков, опросом мнения руководителей крупных корпораций и ведущих экономических экспертов по различным странам.
Количество исследуемых стран постоянно увеличивается, и в 1999 году анализ проводился по 53 странам мира, из которых больше половины относятся к промышленно развитым странам (члены ОЭСР), а остальные - к новым индустриальным странам (НИС) и странам с переходной экономикой.
С помощью специально разработанной методики (с использованием экономико-математических моделей) каждая страна ранжируется по количеству набранных баллов, которые определяют ее место на иерархической лестнице конкурентоспособности. Более высокое место свидетельствует не только об уровне развития производительных сил страны, но и гибкости ее экономической системы, способной к перестройке в соответствии с изменениями на мировом рынке.
В течение семи лет (с 1987 по 1993г.) список наиболее конкурентоспособных стран мира возглавляла Япония. Однако в последние годы в связи с глубокими структурными изменениями в ее экономике, кризисными явлениями в отдельных отраслях, в том числе в банковской и социальной сферах, Япония опустилась на 3-е место.
Первое место в мире по конкурентоспособности экономики в 1994 году заняли США, которым удалось вырваться вперед благодаря применению инновационных технологий во многих отраслях - от производства компьютеров до создания современных телекоммуникационных систем, жесткому контролю за стоимостью рабочей силы, а также низкому курсу доллара.
В 90-х годах, до азиатского финансового кризиса, наиболее стремительно по иерархической лестнице конкурентоспособности поднимались новые индустриальные страны.
В первую двадцатку наиболее конкурентоспособных стран в 1994 году входили четыре НИС, причем Сингапур и Гонконг занимали соответственно 2-е и 4-е места. Постоянно улучшали свои позиции в мировой экономике Тайвань, Малайзия, Таиланд, Чили, Южная Корея и другие.
В 1996 году Мировой экономический форум (Женева) и Международный институт менеджмента и развития подготовили самостоятельные исследования о конкурентоспособности стран мира, используя несколько отличные друг от друга методологии ранжирования стран.
В 1995 году по версии Мирового экономического форума в список 20 наиболее конкурентоспособных экономик входили следующие страны: США, Сингапур, Гонконг, Япония, Дания, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Швейцария, Германия, Новая Зеландия, Канада, Чили, Швеция, Финляндия, Австрия, Бельгия, Тайвань, Великобритания, Франция.
В 1995 году впервые в список наиболее конкурентоспособных стран были включены страны с переходной экономикой, среди которых наиболее высокое 34-е место занял Китай, опередив бывшие социалистические страны Восточной Европы. Основными конкурентными преимуществами Китая являются динамизм экономики, благоприятный инвестиционный климат, значительные трудовые ресурсы.
В докладе Мирового экономическою форума за 1999 год о конкурентоспособности стран мира первые десять мест распределились следующим образом: Сингапур, США, Гонконг, Тайвань, Канада, Швейцария, Норвегия, Люксембург, Великобритания и Нидерланды.
С середины 90-х годов список наиболее конкурентоспособных стран мира возглавляли азиатские новые индустриальные страны - Сингапур и Гонконг. Финансовые потрясения на азиатских рынках, а также передача Гонконга под юрисдикцию КНР оказали негативное влияние на положение этих стран в мировой экономике и международной конкурентоспособности.
В опубликованном в 2000 году очередном рейтинге стран, по версии Международного института развития менеджмента, 1-е место заняли США, 2-е - Сингапур, 3-е - Финляндия, 4-е - Нидерланды, 5-е - Швейцария, 6-е - Люксембург, 7-е - Ирландия, 8-е - Германия, 9-е - Швеция, 10-е - Исландия. Существенно повысили конкурентоспособность европейские страны - Финляндия, Ирландия и Швеция. Ухудшились позиции азиатских стран - Гонконга (14-е место), Японии (17-е место), Тайваня (22-е место).
Свою методику и несколько иную систему показателей определения конкурентоспособности стран разработал Мировой банк, однако результаты ранжирования стран мира на иерархической лестнице конкурентоспособности в целом совпадают с результатами Мирового экономического форума.
До мирового финансового кризиса 1998 года считалось, что в ближайшие десять лет наиболее конкурентоспособными странами мира будут новые индустриальные страны Азии и прежде всего Сингапур, Малайзия, Таиланд, Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Индонезия.
Однако, по нашим оценкам, в начале следующего тысячелетия только некоторые из этих стран, прежде всего Сингапур, Тайвань, Малайзия и Таиланд, сохранят высокие места в списке наиболее конкурентоспособных стран мира. Другие азиатские НИС, в том числе Гонконг, Южная Корея и Индонезия, переместятся на более низкие места.
Советский Союз хотя и не входил в рейтинг стран мира по конкурентоспособности, но в 80-х годах обладал рядом конкурентных преимуществ по сравнению с другими странами. СССР имел значительные запасы топливно-энергетических ресурсов и минерального сырья, цены на которые внутри страны были значительно ниже мировых; высокий научно-технический потенциал; высокий общеобразовательный уровень населения и квалифицированную рабочую силу; низкий уровень оплаты труда; относительно развитую транспортную систему и систему связи; управляемую экономику; потенциально емкий внутренний рынок, для которого были характерны хронический дефицит товаров и услуг и отложенный спрос населения, и другие.
Впервые Россия была представлена в аналитическом докладе о конкурентоспособности стран мира в 1994 году, однако страна не ранжировалась среди других государств мира по совокупному индексу конкурентоспособности, а была представлена лишь в сравнительных таблицах по основным макроэкономическим показателям и специальных таблицах по отдельным факторам конкурентоспособности.
В список стран мира, ранжируемых по конкурентоспособности на мировом рынке, Россия впервые была включена лишь в 1996 году, заняв в нем последнее - 43-е место и уступив практически всем промышленно развитым государствам и новым индустриальным странам.
В 1997 году Россия находилась на самой последней ступеньке иерархической лестницы конкурентоспособности среди исследуемых стран мира. Вместе с тем по отдельным показателям Россия заняла достаточно высокие места, в частности: 1-е место - по показателю отношения длины железных дорог к стоимости ВВП, использовании мощностей телефонных линий и по доли отчислений налогов в пенсионный фонд; 3-е место - по количеству занятых в сфере связи и телекоммуникаций; 4-е место - по устойчивости отклонения от реального обменного курса; 12-е место - по отношению валовых внутренних инвестиций к ВВП, по отношению валовых внутренних накоплений к ВВП, по общеобразовательному уровню населения; 15-е место - по количеству научно-исследовательских институтов и организаций; 17-е место - по количеству ученых и инженеров, занятых в народном хозяйстве (The Global Competitiveness Report, World Economic Forum. Geneva, 1997).
В 1998 году Россия заняла предпоследнее место в списке наиболее конкурентоспособных стран мира, опередив лишь Украину. В конце 90-х годов наиболее сильными сторонами экономики России в плане мировой конкурентоспособности оставались научно-технический потенциал, трудовые ресурсы, а наиболее слабыми - государственное регулирование в экономике, система управления предприятиями и кредитно-финансовая сфера.
После событий августа 1998 года и последовавшего за ними экономического и финансового кризиса позиции России в мировой экономике и международной конкурентоспособности ухудшились. Кризис привел к снижению в 1999 году основных макроэкономических показателей и качественных характеристик, в результате чего страна ухудшила свои позиции и конкурентоспособность в мировой экономике в целом и на отдельных товарных рынках в частности.
В опубликованном в 2000 году очередном рейтинге стран, по версии Международного института развития менеджмента (Лозанна), Россия из 47 обследованных стран заняла последнее место.
Конкурентоспособность отрасли
Развитие международного разделения труда привело к определенной специализации стран на мировой арене в зависимости от степени конкурентоспособности той или иной отрасли.
В частности, в США наиболее конкурентоспособными отраслями являются авиационная и аэрокосмическая, уникальное машиностроение, автомобилестроение, производство суперкомпьютеров и разработка информационных технологий.
Среди основных отраслей промышленности Японии наиболее конкурентоспособны на мировом рынке электронная и электротехническая, автомобильная, судостроение, станкостроение (включая роботостроение) и другие.
Новые индустриальные страны Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд) создали конкурентоспособные отрасли по производству товаров массового спроса (одежда, обувь, бытовая электроника и т.д.), а также наукоемких изделий (электронные компоненты, персональные компьютеры, микро-ЭВМ, периферийное оборудование и другие) и все успешнее конкурируют с аналогичной продукцией Японии и стран Западной Европы.
В свою очередь, новым индустриальным странам Азии все большую конкуренцию на мировых рынках оказывает продукция аналогичных отраслей Китая, которая имеет сильные ценовые конкурентные преимущества.
Среди отдельных отраслей российской экономики наиболее конкурентоспособными на мировом рынке являются экспортно ориентированные отрасли и отрасли, которые базируются на сравнительно передовых технологиях и высокопрофессиональных кадрах.
Это подтверждается исследованиями, проведенными Российским центром реструктуризации промышленности по одному из проектов ТАСИС. Оценивалась конкурентоспособность ряда отраслей промышленности на внутреннем (региональном) и мировом рынках.
В частности, основные отрасли российской экономики по степени конкурентоспособности на мировом рынке были разделены на четыре категории:
- очень сильная конкурентная позиция - черная металлургия;
- сильная конкурентная позиция - цветная металлургия, электроэнергетика, нефтехимическая, лесная, оборонная отрасли, связь и телекоммуникации;
- посредственная конкурентная позиция - химическая, автомобильная отрасли, судостроение (гражданское), машиностроение, приборостроение;
- слабая конкурентная позиция - авиационная (гражданская), электронная, текстильная отрасли.
("Бюллетень иностранной и коммерческой информации", №143, 3 декабря 1998г., стр. 4)
Кроме того, пока относительно конкурентоспособными остаются отрасли топливно-сырьевого комплекса, и прежде всего газодобывающая и нефтедобывающая.
Повышенным спросом на отдельных сегментах мирового рынка пользуется продукция российской черной и цветной металлургии (прокат черных металлов, алюминий, никель, медь и другие), химической промышленности, деревообрабатывающей и т.д.
Однако основная масса отечественной машинотехнической продукции неконкурентоспособна на мировом рынке, о чем свидетельствует значительная разница между высокой долей обрабатывающей промышленности в ВВП России (40%) и низкой долей машин и оборудования в экспорте (7,1%).
В настоящее время негативное влияние на уровень конкурентоспособности промышленности России оказывает глубочайший экономический и финансовый кризис, который охватил практически все отрасли.
Масштабы сокращения промышленного производства в России превышают масштабы падения стоимости ВВП. В 1991 году снижение промышленного производства в России составило 8%, в 1992 году - 18%, в 1993 - 14%, в 1994 - 21%, 1995 - 3%, в 1996 году - 4%.
В 1997 году впервые за весь период реформ был зафиксирован рост промышленного производства на 2%, однако в связи с финансовым кризисом 1998 года объем промышленного производства опять сократился на 3-4%.
Таким образом, за период с 1991 по 1999 год объем промышленного производства в России сократился почти на 68%. Для сравнения: в период Великой депрессии (1929-1932гг.) объем промышленного производства сократился в США на 46%, в Германии - на 40%, в Великобритании - на 15%.
Из 406 важнейших видов промышленной продукции, выпускаемых на российских предприятиях, с начала экономических реформ спад зафиксирован по 386 позициям, то есть снижение производства коснулось практически 96% товарных групп.
Можно констатировать, что для мирного времени сокращение промышленного производства в России является катастрофическим.
Особенно тревожный фактор - снижение производства машинотехнической продукции, объем выпуска которой с начала 90-х годов снизился на 65-80%. Объем же выпуска высокотехнологичных и наукоемких изделий упал на 90%.
Спад и структурные изменения промышленного производства сопровождаются снижением конкурентоспособности выпускаемой продукции. Утрачиваются и основные конкурентные преимущества России - относительно недорогие энергоресурсы и дешевая рабочая сила, - что ведет к росту издержек производства и, соответственно, к снижению конкурентоспособности.
Значительное влияние на уровень издержек производства оказывает показатель энергоемкости как всего ВВП, так и отдельных отраслей экономики. Следует подчеркнуть, что в ведущих промышленных державах после мирового энергетического кризиса (1973г.) наметилась устойчивая тенденция к сокращению энергоемкости создаваемой единицы ВВП.
В результате принятия мер по сохранению и рациональному использованию энергии энергоемкость единицы ВВП в промышленно развитых странах снизилась на 22%, при этом нефтеемкость - почти на 38%.
В России прослеживается противоположная тенденция. За период с 1990 по 1999 год энергоемкость ВВП России увеличилась на 31%, а промышленного производства - на 39%. В 90-х годах расход энергии при производстве синтетического каучука увеличился в 1,17 раза, проката черных металлов - в 1,11 раза, электросталей - в 1,06 раза.
В начале 90-х годов энергоемкость промышленного производства в России была почти в 50 раз выше, чем в Японии, Швейцарии и Гонконге.
Росту энергоемкости ВВП России в целом и промышленного производства в частности способствовали факторы структурного характера: спад производства в малоэнергоемких отраслях, рост стоимости энергии и как следствие увеличение ее доли в общих издержках производства конечной продукции.
Например, если в США в автомобильной промышленности доля энергоносителей в себестоимости продукции в середине 90-х годов составляла 1-2%, то в России аналогичный показатель достигал 12-18%.
Негативное влияние на уровень конкурентоспособности российской промышленности оказывают моральное старение и физический износ основных технологических фондов.
В настоящее время в машиностроении четвертая часть всего технологического оборудования имеет возраст более 20 лет. Износ производственных фондов в промышленности приблизился к 60%, то есть к порогу, за которым начинается физический распад производственного потенциала, возникает угроза разрушения производительных сил страны.
По уровню использования технологий высокого уровня, в частности по обеспеченности автоматизированными комплексами, Россия отстает от Японии в 8 раз, от Германии - в 6 раз.
Девальвация национальной валюты, которая произошла в августе 1998 года, предоставила отечественной промышленности уникальную возможность повысить свою конкурентоспособность на внутреннем рынке. Это коснулось прежде всего производителей продуктов питания, которые создали предприятия на территории России, их продукция по ценовым и качественным параметрам оказалась намного более конкурентоспособной по сравнению с зарубежными аналогами.
Конкурентоспособность фирмы, компании
С момента создания и в процессе функционирования каждый товаропроизводитель, промышленная компания, коммерческая фирма должны постоянно решать проблемы обеспечения конкурентоспособности, в том числе международной.
Международная конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта складывается из целого ряда конкурентных преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов.
К важным конкурентным преимуществам следует отнести:
рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления фирмой, адаптивность (способность быстро реагировать на меняющиеся требования и условия рынка) и т.д.
Очевидно, что, чем шире у компании набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности на мировом рынке, тем более устойчивые позиции она может занять на его отдельных сегментах.
В конце 90-х годов американский инвестиционный банк "Morgan Stanley" провел специальное исследование по определению уровня конкурентоспособности крупных национальных корпораций, при этом одним из основных критериев был удельный вес фирмы на мировом рынке определенного товара или услуг.
В результате исследования из 238 крупнейших и наиболее конкурентоспособных на мировом рынке транснациональных компаний более половины (125) пришлось на американские фирмы. За ними со значительным отрывом следовали компании из Великобритании (21). На третьем месте оказались японские фирмы (19), на четвертом - германские (10).
Следует подчеркнуть, что в указанный список не вошли компании новых индустриальных стран (Сингапура, Гонконга и Тайваня), которые в большинстве других мировых рейтингов конкурентоспособности занимают ведущие места.
В современном мире крупные компании обеспечивают сохранение высокой конкурентоспособности прежде всего за счет увеличения ассигнований на научно-исследовательские разработки. В последние годы вложения транснациональных компаний в НИОКР достигают фантастических размеров, сопоставимых с ВВП отдельных стран мира.
В конце 90-х годов в США лидерами по вложениям в миллиардах долларов в НИОКР были следующие компании: "General Motors"- 7,0, "Ford Motor" - 5,2, "ЮМ" - 3,4, "АТТ" - 3,1, "Hewlett-Packard" - 2,0, "Motorola" - 1,9, "Boeing" - 1,7, "Digital Equipment" - 1,3, "Chrysler" - 1,3, "Johnson & Johnson" - 1,3.
Среди фирм других стран по инвестициям в миллиардах долларов в научные разработки следует выделить прежде всего японские компании: "Hitachi" - 6,4, "Matsushita Electric" - 4,8, "Nippon Telegraph" - 4,3, "Fujitsu" - 4,0, "NEC" - 3,5, "Sony" - 3,1, "Honda Motor" - 2,7.
К сожалению, в России на протяжении 90-х годов все ассигнования на развитие науки были меньше ежегодных вложений в эту сферу одной лишь американской "General Motors".
Среди российских компаний реальной международной конкурентоспособностью в настоящее время обладают лишь те компании, которые заняты в экспортно ориентированном сырьевом секторе, производством военной техники и вооружений, выпуском уникального современного технологического оборудования, разработкой новых товаров и материалов.
Однако их позиции на мировом рынке не столь прочны, как позиции ведущих транснациональных корпораций мира, поэтому они не вошли в указанный престижный список наиболее конкурентоспособных .компаний.
В настоящее время российские компании в конкурентной борьбе на мировых товарных рынках имеют возможность использовать лишь ценовые факторы, причем, чтобы закрепиться на зарубежном рынке, нередко прибегают к продаже товаров по демпинговым ценам.
Однако такая политика в долгосрочной перспективе может иметь обратный эффект, то есть может привести не к расширению рынка сбыта и сохранению конкурентоспособности, а к сужению доли на рынке или к полному вытеснению с него.
Поэтому делать ставку лишь на ценовую конкурентоспособность в современной борьбе за мировые рынки недостаточно, необходимо активно использовать преимущества научно-технической революции и международного разделения труда, которые реально доступны только крупным транснациональным компаниям.
По таким показателям, как объем продаж, стоимость рыночной капитализации и количество занятых, около десятка российских компаний могут быть отнесены к разряду транснациональных корпораций.
В 1997 году впервые в список 500 крупнейших транснациональных компаний мира, публикуемый ежегодно газетой "Файнэншл таймс", по стоимости рыночной капитализации активов вошли три российские фирмы - "Газпром" (91-е место), "ЕЭС России", (225-е место), "ЛУКОЙЛ" (227-е место).
Однако финансовый кризис и девальвация национальной валюты негативно повлияли на стоимость рыночных активов крупнейших российских компаний, и по результатам 1998 года в престижный список пятисот крупнейших компаний мира газеты "Файнэншл таймс" ни одна российская компания не вошла.
Несмотря на кризис, российские компании по-прежнему доминируют среди крупнейших корпораций стран Центральной и Восточной Европы. В частности, по результатам деятельности в 1998 году в список 500 крупнейших компаний этого региона вошли 83 российские фирмы. По объему продаж в первой десятке представлены 5 российских компаний, при этом первые четыре места - за нашими фирмами.
Это "Газпром", "ЕЭС России", "ЛУКОЙЛ", "Связьинвест" и "Сиданко". Объем их продаж в 1998 году в миллиардах долларов - 17,64, 16,75, 8,41, 4,22, 3,25. ("Central European Economic Review", June, 1999)
К разряду транснациональных корпораций с определенной долей условности можно отнести и таких гигантов российской экономики, как компании "Связьинвест", "Ростелеком", "Российский алюминий", "Энергомашкорпорация", "АЛРОСА" и некоторые другие фирмы.
Транснациональные корпорации являются основными экспортерами капитала. В этом плане Россия не является исключением. Капитал за рубеж вывозят наиболее мощные в финансовом отношении в России ФПГ топливно-энергетического комплекса, которые и выступают основными экспортерами российского капитала за рубеж.
Хотя пока ни одна российская компания официально не входит в списки мировых ТНК, однако по таким показателям, как объем продаж и количество занятых, около двух десятков российских компаний могут быть условно отнесены к разряду транснациональных корпораций.
Несмотря на масштабы операций на внутреннем и внешнем рынке, эти компании по конкурентоспособности значительно уступают западным транснациональным корпорациям.
Среди промышленных компаний к наиболее конкурентоспособным можно отнести производителей черных и цветных металлов - "Российский алюминий", "Норильский никель", Новолипецкий металлургический комбинат, Магнитогорский металлургический комбинат, Нижнетагильский металлургический комбинат.
Однако следует подчеркнуть, что если продукция этих компаний достаточно конкурентоспособна на мировом рынке, то сами эти предприятия, как правило, уступают западным конкурентам.
В области высоких технологий наиболее конкурентоспособными являются российские компании, занятые в аэрокосмическом бизнесе и конверсионных отраслях. К таким компаниям можно отнести РКК "Энергия", Государственный научно-производственный центр им. М.В.Хруничева, НПО "Алмаз", НПО "Вымпел", НПО "Комета", "Рубин", КБ "Арсенал", АО "Звезда", "Курганмашзавод", АО "Светлана", холдинговая компания "Ленинец", "Электросила" и другие.
Проведенный в конце 90-х годов опрос руководителей ряда оборонных предприятий Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Коврова выявил резкие различия в оценке конкурентоспособности военной, производственной и бытовой техники, разрабатываемой и выпускаемой ими. Военную технику конкурентоспособной на мировом рынке считают 75,1% экспертов, производственную - 22,6%, бытовую технику - 5,9%.
В настоящее время все большее число транснациональных корпораций и банков, средних и мелких фирм начинают осознавать, что наиболее разумный путь обеспечения будущего процветания компаний и повышения их конкурентоспособности на внешнем рынке - это включение принципов устойчивого развития во все сферы предпринимательской деятельности.
Отдельные компании, взявшие на вооружение эту концепцию, эффективно используют более совершенные производственные процессы, повышают производительность труда, снижают затраты на выполнение экологических требований и наилучшим образом используют возможности рынка.
Такие товаропроизводители всегда будут обладать преимуществом перед своими конкурентами, не использующими новые подходы к предпринимательской деятельности. Корпорации и фирмы, не сумевшие перестроиться на принципы устойчивости, в перспективе не смогут на равных конкурировать на мировой арене с другими корпорациями.
Важнейшим фактором конкурентоспособности фирмы является уровень менеджмента. По этому показателю Россия, к сожалению, сильно отстает от многих стран мира. В частности, исследования, проведенные специалистами Мирового экономического форума в конце 90-х годов, показали, что из 53 обследованных стран по качеству менеджмента Россия занимала 51-е место, по финансовому менеджменту - 50-е место, по менеджменту в области маркетинга - 52-е, по подготовке специалистов в области управления - 50-е место.
Конкурентоспособность товара
Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Конкурентоспособность товара можно определить только в сравнении с товарами-аналогами.
Конкурентоспособность товара находится в прямой зависимости от разноплановых факторов. Среди них первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий.
По нашим расчетам и оценкам специалистов, учитывая затраты на топливо, электроэнергию, сырье и полуфабрикаты, амортизационные отчисления, стоимость рабочей силы, в большинстве отраслей российской экономики практически на протяжении всех 90-х годов издержки производства промышленной продукции были выше, чем в Японии - примерно в 2,8 раза, в США - 2,7, во Франции, Германии, Италии - 2,3, в Великобритании - в 2 раза. При этом в России затраты на топливо и электроэнергию в общих издержках производства были в 4-5 раз выше, чем в Японии, Италии, Великобритании и Франции.
Таким образом, по сравнению с индустриально развитыми странами промышленное производство в России более материало- и энергоемкое.
При такой дороговизне материальных факторов производства в России трудно рассчитывать на использование фактора ценовой конкурентоспособности отечественной промышленной продукции на внешнем рынке.
Значительные издержки на заработную плату в России обусловлены не средним уровнем индивидуальной заработной платы, который значительно ниже, чем в промышленно развитых странах (в конце 90-х годов почасовая заработная плата в обрабатывающей промышленности России была в 15 раз меньше, чем в США), а нерациональным и неэффективным использованием рабочей силы.
Вместе с тем в 90-х годах в отдельных отраслях российской экономики сохранялся более низкий уровень материальных затрат. Это относится преимущественно к сырьевым отраслям, ориентированным на внешний рынок.
Такое соотношение издержек производства между российскими и иностранными производителями долгое время сохранялось в отраслях черной металлургии и цветной металлургии, химической промышленности и других, что давало отечественным производителям и экспортерам определенный запас для ценовой конкуренции на внешнем рынке.
Одним из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, является производительность труда, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.
В послевоенный период для промышленно развитых стран была характерна устойчивая тенденция роста производительности труда. В частности, с 1977 по 1995 год среднегодовой темп прироста производительности труда в Японии составлял 2,6%, в Германии - 1,9, в Великобритании - 1,9, во Франции - 1,6 и в США - 1,4%.
В период с 1997 по 2000 год наиболее быстрыми темпами росла производительность труда в США - 2,2%, причем в отраслях, связанных с производством компьютеров и электронных компонентов, среднегодовые темпы прироста производительности труда достигали 25%.
В конце 90-х годов основной прирост производительности труда в промышленно развитых странах обеспечивался за счет расширения использования информационных технологий, активного внедрения технологических новшеств и сокращения производственных затрат.
По уровню производительности труда Россия в конце 90-х годов уступала не только всем промышленно развитым государствам, но и новым индустриальным странам - Южной Корее, Гонконгу, ЮАР, Мексике, Тайваню, Сингапуру, Аргентине и развивающимся государствам - Ирану, Турции, Малайзии, Таиланду, Оману, Египту и другим.
В других отраслях экономики России сравнительный уровень производительности был не в ее пользу. В частности, производительность труда на отечественном транспорте была вполовину ниже, чем в США, особенно в сфере погрузочно-разгрузочных работ, что связано с низким уровнем механизации и автоматизации.
Еще более низкий уровень производительности труда Россия традиционно имеет в сельском хозяйстве. В середине 90-х годов по уровню добавленной стоимости, созданной в расчете на одного занятого в сельском хозяйстве, Россия занимала 37-е место в мире. В абсолютных цифрах (476 долларов) этот показатель был почти в 100 раз ниже, чем в ведущих промышленно развитых странах (Нидерланды - 41,3 тыс. долларов, Швеция - 40,7 тыс. долларов, Финляндия - 37,8 тыс. долларов).
Спад промышленного производства в России в 90-х годах сопровождался снижением интенсивности труда. За период с января 1990 года по декабрь 1999 года индекс интенсивности промышленного производства 128 видов промышленной продукции на крупных и средних предприятиях России сократился в среднем на 46%.
При этом наименьшее снижение индекса отмечено в цветной металлургии - 95%, газовой промышленности - 92, электроэнергетике - 78, топливно-энергетическом комплексе - 66, угольной - 64, нефтеперерабатывающей - 62, нефтедобывающей - 55, химической и нефтехимической - 53, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной - 45%. В наибольшей степени индекс интенсивности производства сократился в легкой промышленности - 16%, промышленности строительных материалов - 27%, машиностроении - 31%.
Расчет уровня интенсивности труда, в свою очередь, во многом зависит от таких показателей, как продолжительность рабочей недели и количество рабочих часов в году.
На протяжении 90-х годов в России сохранялся достаточно низкий официальный показатель количества рабочих часов в году - 1441, что значительно меньше, чем во многих промышленно развитых и новых индустриальных странах.
По официальной продолжительности трудовой недели в обрабатывающей промышленности (40,3 часа) Россия занимала в середине 90-х годов примерно 20-е место в мире.
С конца 80-х годов в мировой экономике началось определенное выравнивание национальных условий производства в обрабатывающей промышленности развитых, новых индустриальных стран и стран с переходной экономикой за счет сближения уровней производительности и оплаты труда.
В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий.
Однако по показателю "качество" большинство российских промышленных товаров уступают изделиям из промышленно развитых, новоиндустриальных и отдельных развивающихся государств.
В этой связи основным конкурентным преимуществом российских экспортеров на мировом рынке остаются ценовые характеристики. Однако для сохранения и повышения конкурентоспособности на внешнем рынке российские производители должны были бы поддерживать внутренние цены на энергоносители и сырье на уровне 40% мировых, а заработную плату в пределах 25-30% ее уровня в промышленно развитых странах.
В настоящее время большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала.
К сожалению, в настоящее время научно-технический потенциал России находится на грани распада.
Такая ситуация возникла еще в бывшем Советском Союзе, где сама экономическая система оказалась неадекватной мировым тенденциям развития науки и техники. Она не смогла обеспечить органичного сочетания процессов научно-технического и социально-экономического развития.
Сравнительный анализ экономики пятнадцати крупнейших мировых торговых держав показал, что нововведения и новаторство являются одним из основных источников их конкурентной мощи на мировой арене.
В последние годы в мировой практике все шире используется комплексный показатель - затраты на инновации. Данный показатель отражает способность страны к инновационной деятельности и кроме величины расходов на НИОКР учитывает расходы на дизайн и маркетинг, численность занятых в научной сфере, число полученных патентов внутри страны и за рубежом, степень защиты интеллектуальной собственности, развитость сферы образования.
В 1999 году по этому показателю страны располагались в следующем порядке: Япония, Швейцария, США, Швеция, Германия, Финляндия, Дания, Франция, Норвегия, Канада, Австралия, Нидерланды, Австрия, Великобритания, Новая Зеландия.
Важную роль в инновационной деятельности играют культура предпринимательства, раскрепощенность труда, уровень частной инициативы и желание рисковать, что с трудом поддается количественной оценке.
Невосприимчивость российской экономики к нововведениям была одной из причин возникновения ее технологического и экономического застоя. Начавшиеся экономические реформы усугубили существовавшие тенденции к деградации научно-технического потенциала.
Уровень частной инициативы в российской экономике крайне низок. В частности, по количеству предпринимателей Россия значительно отстает от развитых стран. Кроме того, опросы общественного мнения показывают, что в России лишь незначительная часть населения хотела бы заниматься предпринимательской деятельностью.
В последние годы прослеживается устойчивая тенденция к сокращению в России реальных ассигнований на науку, которые за период с 1988 по 2000 год снизились почти в 10 раз.
Общие расходы на науку в Советском Союзе составляли 4% ВВП, что было самым высоким показателем в мире. Значительная часть этих расходов была связана с оборонным комплексом. За период же проведения экономических преобразований в России удельный вес ассигнований на науку и научные исследования в ВВП сократился с 0,96% в 1991 году до 0,2% в 1999 году.
Сложившаяся мировая практика показывает, что расходы на науку и научные исследования распределяются между государством и частным сектором, при этом, чем больше внимания государство уделяет созданию научно-технического потенциала, тем больше затраты на НИОКР крупных компаний.
Так, в середине 90-х годов из общих ассигнований на НИОКР на долю частного сектора приходилось: в Южной Корее - 82%, Швейцарии - 75, Бельгии/Люксембурге - 73, Японии - 69, Швеции - 68, США - 68, Германии - 68, Великобритании - 63, Ирландии - 62, во Франции - 61%. (The World Competitiveness Report 1996, World Economic Forum, Geneva. 1996)
В настоящее время в России финансирование науки на 90% осуществляется за счет государственного бюджета, фактически отсутствуют ассигнования на эти цели коммерческих структур, что лишает страну важного источника сохранения и развития научно-технического потенциала.
Так же, как и для всей экономики России, для науки и научно-технической сферы характерна чрезмерная милитаризация. Если в большинстве стран мира на исследования в области обороны тратится в среднем лишь 20% всех ассигнований на НИОКР, то в России - около 70%. Кроме того, 80% всех научно-исследовательских институтов и около 70% научно-технических кадров обслуживают интересы военно-промышленного комплекса.
Негативные тенденции в научной сфере привели к значительному сокращению эффективности научной деятельности. Потенциал и объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок за период с 1991 по 1998 год сократились примерно на 80-85%.
В последние годы важное значение в обеспечении международной конкурентоспособности товаров приобретает экологический фактор. Более жесткие экологические стандарты, возрастающие требования и одновременно более острая конкуренция на мировом рынке заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе с экологическим самоконтролем.
Создать конкурентоспособную продукцию или повысить конкурентоспособность отдельной фирмы - задачи весьма трудные, но вполне решаемые в условиях рыночной экономики, однако повысить конкурентоспособность отдельной отрасли или рейтинг целой страны на мировой арене - задача сложная, имеющая долгосрочный характер.
Рассчитывать на прорыв на мировые рынки готовых изделий и наукоемких изделий Россия может, лишь резко сократив издержки производства, при этом повысив производительность, интенсивность труда и эффективность материального производства.
Возрождение экономической мощи России невозможно без интеграции в мировую экономику, однако этот процесс не должен ограничиваться отраслями топливно-энергетического комплекса, первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья.
Одним из основных приоритетов государственной экономической политики России должно стать сохранение и развитие научно-технического потенциала страны. Основой этого процесса служит пока еще сохраняющийся высокий интеллектуальный потенциал российской нации.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||