Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2000 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
8
|
9
|
10
|
|||
11
|
12
|
15
|
16
|
17
|
||
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
24
|
|
26
|
27
|
28
|
30
|
31
|
Автор
Статистика
13.519 подписчиков
-5 за неделю
-5 за неделю
Мировая экономика: глобальные тенденции развития (спецвыпуск)
Спецвыпуск от 06.12.00
Мировой товарооборот стремительно растет
Об экономике Исландии
О нефтяной политике Китая
Мексика: новый президент и новые перспективы
Мировой товарооборот стремительно растет
(Ведомости, 04.12.00, автор - Франсис Уильямс)
Быстрые темпы роста мировой экономики, высокие цены на нефть, восстановление экономики в странах, переживших финансовый кризис 1997-1998гг., стимулировали стремительный рост мирового товарооборота.
Как следует из доклада Всемирной торговой организации "Статистика международной торговли", мировой товарооборот вырастет в текущем году примерно на 10%. Темпы роста вдвое превышают показатели 1999г. и являются самыми высокими с предкризисного 1997г. По прогнозу ВТО, основанному на росте мировой экономики в будущем году на 3,5% (несколько более медленном, чем в текущем году), в 2001г. мировой товарооборот вырастет не менее чем на 7%. Среднегодовой показатель роста в 1990-е гг. составил 6,5%.
По словам Майкла Фингера, ведущего экономиста ВТО, в этом году существенный рост демонстрируют все основные регионы мира, тогда как в 1999г. основным двигателем мировой торговли были США. С января по сентябрь 2000г. объем мировой торговли товарами в долларовом выражении вырос на 14% в годовом исчислении. Рост цен на нефть в три раза с начала 1999г. позволил странам, поставляющим черное золото на мировой рынок, существенно увеличить свои доходы от экспорта. России за счет продажи нефти удалось привлечь значительные средства: объем экспорта в долларовом выражении вырос за первые девять месяцев 2000г. почти на 50%. Рост объемов импорта шел гораздо более медленными темпами и составил 11%. Вместе с тем, как отмечают специалисты ВТО, рост мирового товарооборота стимулировался в этом году за счет не только повышения цен на сырье, но и усиления спроса на производственные товары, доля которых в совокупном объеме мирового экспорта близка к 70%.
Объем импорта в долларовом выражении вырос за первые три квартала 2000г. на 20% в США, на 25% - в Японии и на 39% (самый высокий показатель) - в Китае. В пяти азиатских странах (Таиланд, Малайзия, Индонезия, Южная Корея и Сингапур) , пострадавших от кризиса в 1997г. , импорт вырос на 32% , а экспорт - лишь на 23% , тогда как в 1998-1999гг. девальвация национальных валют в этих странах сдерживала рост импорта и способствовала существенному увеличению объемов экспортируемой продукции. Восстановление экономики и рост внутреннего спроса в этих странах стимулировали увеличение объемов импорта в 2000г.
Самые скромные показатели - у Западной Европы. Объем экспорта в долларовом выражении вырос в январе - сентябре на 3,5% , импорта - на 6%. Столь низкие показатели в значительной степени стали следствием падения курса евро относительно доллара.
По словам генерального директора ВТО Майка Мура, региональные торговые объединения стран способствуют развитию международной торговли. Он, однако, предупреждает, что они не должны препятствовать развитию многосторонних торговых контактов с разными странами и сдерживать процессы глобализации.
В 1999г. мировой товарооборот увеличился на 5% по сравнению с 1998г. Долларовая стоимость всех проданных в мире товаров выросла на 3,5% , составив $5,47 трлн. Экспорт коммерческих услуг рос гораздо меньшими темпами: в 1999 г. он вырос на 1,5% , составив $1,35 трлн. На долю Западной Европы пришлось около половины экспорта услуг, однако их совокупная стоимость оказалась существенно меньше половины общемировой стоимости экспорта услуг из-за слабости евро.
Одним из основных факторов, определяющих международную торговлю, являются потоки капитала, в особенности прямые иностранные инвестиции. Приток капитала в США позволил стране компенсировать дефицит торгового баланса, увеличившийся до рекордного показателя вследствие стремительного роста импорта. Импорт товаров в США составил в 1999г. 18,5% от общемирового - беспрецедентно высокий уровень.
Общемировой экспорт офисного и телекоммуникационного оборудования, стимулируемый увеличением продаж полупроводников и мобильных телефонов - основных составляющих технологической революции, вырост в 1999г. на 10% и составил $770 млрд. Экспорт продукции автомобильной промышленности вырос на 5%, причем рост обеспечивали в значительной степени не традиционные автопроизводители, а такие страны, как Мексика, Южная Корея, Чехия, Венгрия и Польша, ставшие в последние годы выпускать запчасти и собирать автомобили ведущих мировых компаний.
Об экономике Исландии
(Ведомости, 28.11.00, автор - Роджер Бейт)
Небольшое островное государство Исландия, находящееся между европейским и североамериканским континентами, уже долгое время успешно развивается, взяв на вооружение лучшие экономические приемы Европейского союза и США. В этой стране сосуществуют развитая программа социального обеспечения и ресторанчики Pizza Hut и McDonalds.
Налоговая политика у Исландии своя собственная. В 1996г. правительство страны сократило налоги и провело либерализацию экономики. Дальше дело пока не двигается. Высокопоставленные источники в правительстве говорят, что наиболее яростные сторонники рыночной экономики хотят еще снизить корпоративные налоги. Такой шаг позволит привлечь дополнительные инвестиции. Но он также сделает Исландию мишенью для критики со стороны правительств стран ЕС: более высокие налоги в ЕС заставляют их нервничать при обсуждении вопросов налоговой конкуренции.
Экономика Исландии - одна из самых конкурентоспособных в Европе. Рост ВВП в последние пять лет составляет около 5% в год. Благоприятные условия объясняются разумной экономической политикой правительства, в частности приватизацией ряда крупных и мелких компаний и либерализации рынков (особенно финансовых).
Государственные расходы, хотя и довольно внушительные, растут не так быстро, как доходы. В бюджет 2000г. заложен профицит более чем в 17 млрд. исландских крон ($200 млн.). Но он может оказаться еще больше: уже в первом полугодии доходы превысили расходы на 10,6 млрд. крон ($134 млн). Неплохо для страны с населением 275 тыс. человек.
Некоторые политики выступают за увеличение госрасходов: представитель оппозиционной социал-демократической партии Аста Рагнхейдур Йоханнесдоттир считает необходимым увеличить отчисления в фонды пенсионного и социального обеспечения. Но сторонников увеличения расходов в Исландии немного. Те, кто разрабатывал и претворял в жизнь стратегию правительства, думают не о том, как потратить деньги из бюджетного профицита, а о том, как снизить налоги.
"Я не вижу, почему бы налог на прибыль нельзя было снизить до уровня 12,5%, к которому сейчас стремится Ирландия. Когда в Исландии корпоративные налоги были снижены с более чем 40% до 30% , это оказало весьма положительное воздействие на экономику", - говорит Магнус Гуннарссон, известный в Исландии бизнесмен.
Дальнейшее сокращение налогов может способствовать ускорению экономического роста, причем все условия для этого у страны уже есть: стабильная политическая ситуация, военное соглашение с США, бестарифный доступ к рынкам стран ЕС (как у Норвегии и Лихтенштейна). "Привлечение иностранных компаний в Исландию даст нашим гражданам высокооплачиваемые рабочие места. Для нас это лучше, чем увеличение числа заводов", - считает Гуннарссон.
Есть и еще одно преимущество: снижение налогов затруднит увеличение госрасходов в будущем. Это позволит Исландии вплотную приблизиться к таким странам с быстро растущей экономикой, как Ирландия и Швейцария. Но при этом Исландия может оказаться в непростой политической ситуации, в которой находятся другие страны с низкими налогами: она может "разозлить" Организацию экономического сотрудничества и развития.
Эта организация считает, что многие небольшие европейские государства практикуют "вредные методы налогообложения", такие как привлечение "компаний без определенного вида деятельности". По ее мнению, эти страны становятся своеобразным налоговым раем. Исландия не хочет считаться таким центром. Но что если крупная международная компания решит разместить свою штаб-квартиру в Рейкьявике, а не в Париже? Это будет полезным предупреждением Франции, что ее корпоративные налоги слишком высоки.
Конкуренция между странами в области налогообложения - хороший способ заставить политиков ограничивать государственные расходы. Политики же считают, что такая конкуренция ведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет и ограничению возможности правительства черпать деньги на государственные нужды из налоговых доходов. Не выступая впрямую против налоговой конкуренции, ОЭСР тем не менее предостерегает своих членов от спешки со снижением налогов. В то же время многие чиновники в ЕС хотят гармонизировать взимание акцизов (приводя в качестве аргумента контрабанду алкоголя и сигарет) и ввести общий для всех стран ЕС налог на энергию (ссылаясь на угрозу глобального потепления).
Исландия, безусловно, должна снизить налоги, не обращая внимания ни на ОЭСР, ни на высокий уровень налогов в ЕС. Премьер-министр Исландии Давид Оддссон является сторонником создания благоприятной для бизнеса среды, что может включать снижение налогов. "Привлечение бизнеса в Исландию - превосходная идея", - говорит он.
Снижение налогов привлечет инвестиции, которых ждут Гуннарссон и Оддссон, и предоставит дополнительные выгоды налогоплательщикам стран ЕС. Налоговая конкуренция с небольшими европейскими государствами уже заставляет крупные страны ЕС снижать налоги.
О нефтяной политике Китая
(Эксперт, 27.11.00г.)
Пекин готовится к переделу мировых нефтяных ресурсов Одной из важных тем, обсуждавшихся в середине ноября на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Брунее, был вопрос стабилизации цен на нефть. Для усмирения нефтяного рынка лидеры некоторых азиатских государств предложили создать - по примеру США - региональный нефтяной резерв. Однако из-за несовпадения интересов государств-участников АТЭС (многие из них являются нефтеэкспортерами) обсуждение этого проекта так и осталось на уровне кулуарных бесед. Тем временем один из важнейших игроков в регионе - Китай - судя по всему, решил не дожидаться реализации общеазиатских инициатив и самостоятельно приступил к формированию собственных нефтяных запасов.
Повышение цен на нефть сослужило азиатским странам, только было начавшим выздоравливать от финансовой лихорадки 1997 года, плохую службу. Высокие цены на нефть уже стоили экономикам региона в этом году около одного процента роста ВВП. А превышение отметки 30 долларов за баррель на каждые пять долларов, согласно расчетам аналитиков, будет уменьшать средние показатели роста ВВП Юго-Восточной Азии еще на 0,2-0,3 процента.
Большинство главных потребителей нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе из-за отсутствия собственных запасов полностью ориентированы на импортные поставки этого сырья. В такой ситуации единственный способ смягчить негативный экономический эффект высоких цен на нефть - это создать нефтяной резерв, способный обеспечить бесперебойное снабжение нефтью в течение нескольких месяцев. Эффективность подобной меры продемонстрировали США, которые нынешним летом успешно сдерживали внутренние цены на топливо за счет продажи госрезервов нефти (американцы закупают за рубежом 48% потребляемой нефти).
Однако создание собственных запасов нефти в рамках АТЭС достаточно проблематично. В эту организацию входят несколько крупных нефтеэкспортеров - Мексика, Малайзия, Австралия, Бруней, Индонезия. Причем последняя является еще и членом ОПЕК. Вряд ли эти страны с энтузиазмом воспримут предложение азиатских государств-нефтеимпортеров. Нефтяной резерв должен в экстренной ситуации сбивать цены на нефть, что выгодно потребителям, а отнюдь не производителям углеводородов, зарабатывающим на дорогом сырье. Однако это вовсе не исключает того, что отдельные страны региона в ближайшем будущем могут преуспеть в деле создания "энергетической подушки".
В ходе недавнего нефтяного кризиса из поля зрения мировой общественности почему-то выскользнул Китай. Когда западные страны судорожно искали виновника очередного взлета цен на углеводороды, и официальные лица США, ЕС, Индии, стран ЮВА один за другим делали заявления о необходимости увеличения нефтедобычи странами ОПЕК, Китай - третий в мире по величине потребитель нефти - высказывался очень сдержанно. Никакого удивления у большинства наблюдателей это не вызвало. До недавнего времени считалось, что мировые цены на нефть никак не могут повлиять на зарегулированный китайский рынок, так как страна почти полностью обеспечивала себя энергоносителями. Однако к настоящему времени ситуация сильно изменилась.
За последние десять лет потребление нефти в Китае выросло приблизительно в два раза. А за первые девять месяцев 2000 года этот показатель увеличился на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 4,42 млн баррелей в день (причем мировое потребление углеводородов почти не изменилось). Одновременно на 18% возросли и объемы производства нефтепродуктов на НПЗ Китая. Впечатляющие темпы роста аппетитов китайской нефтянки оказались оторванными от реального прироста разведанных запасов внутри страны и сопровождаются быстрым истощением действующих месторождений. В результате Китай для поддержания устойчивых темпов роста стал все больше полагаться на импортную нефть. В 1999 году объем импорта нефти в Китае увеличился на 32% и достиг 36,6 млн. тонн. За этот же период экспорт собственно китайской нефти сократился в два раза. Импорт сырья стимулируется и высоким содержанием серы в китайской нефти, что значительно повышает стоимость ее переработки. Поэтому китайским НПЗ гораздо выгоднее, например, покупать легкую ближневосточную нефть. Все эти факторы подталкивают Китай к увеличению закупок углеводородов за рубежом. В этом году ожидается, что из-за роста потребления импорт сырой нефти вырастет на 60% по сравнению с прошлым годом - до 60 млн тонн (440 млн баррелей), что составляет приблизительно треть от национального потребления.
Фактически КНР сейчас стоит перед выбором стратегии дальнейшего развития нефтяной промышленности и энергетического комплекса в целом - с опорой на собственные силы или ориентированную на импорт энергоносителей. Судя по сухим статистическим показателям, Китай склоняется в пользу второго варианта. Кроме того, для Китая, претендующего на титул мировой супердержавы, экономически целесообразнее перейти на импорт дешевого сырья в сочетании с экспортом сложных товаров с высокой добавленной стоимостью.
Судя по всему, Пекин действительно решил двигаться в этом направлении. Сразу после саммита АТЭС в ряде азиатских СМИ появилась информация о принятом в КНР решении сформировать запас нефти, который должен обеспечить бесперебойное снабжение этим сырьем в течение 60 дней.
Появление такого резерва "нефтяных излишков" может помочь Китаю и на политической арене, так как в этом случае Пекин получает эффективный рычаг давления на США. Для осуществления этого грандиозного плана у Китая есть все необходимое. Торговый профицит страны, составивший в 1999 году около 30 млрд. долларов, позволяет стране финансировать закупки нефти за рубежом. А в будущем со своими азиатскими соседями вполне можно будет договориться о поставках и за юани.
Мексика: новый президент и новые перспективы
(День [Киев], 02.12.00, автор - Джеффри Д.Сакс)
В должность вступил новый президент Мексики Винсенте Фокс. Это событие для Мексики означает гораздо больше, чем просто смену лидеров. Впервые в своей истории страна находится на вершине четырех достижений: реальной демократии, экономического процветания, социальной сплоченности и хороших взаимоотношений с Соединенными Штатами Америки. Настроение Мексики легко ощутимо - высокие ожидания того, что страна избавится от демонов прошлого - нестабильности, коррупции и массового социального разделения - и станет динамичным обществом, играющим значительную роль в мировом сообществе.
Немногие мексиканцы были уверены, что предыдущая правящая партия, Институционно-революционная, оставит власть после 71-го года непрерывного правления. И все-таки, когда Фокс выиграл у ее кандидата этим летом, мексиканцы пережили мирный переход власти, основанный на честном подсчете голосов на избирательных участках. В основном это произошло благодаря деятельности Эрнесто Седильо, последнего в списке дюжины президентов от Институционно-революционной партии. Во время своего президентского срока Седильо проводил демократические реформы, подготавливая тем самым ровное проведение выборов и политического перехода.
Седильо передает экономику в очень хорошей форме, преимущественно благодаря Североамериканскому Соглашению о Свободной Торговле (NAFTA), которое связывает экономики Канады, Мексики и США, вступившего в силу 1 января 1994 года. Забавно, Мексика пережила временный финансовый кризис чуть позже в том же году, но это было результатом не торгового соглашения, а внезапного поворота в потоках капиталов - кризис подобного рода поразил Восточную Азию спустя три года. NAFTA стала основным механизмом, способствовавшим выходу Мексики из кризиса, поскольку экономика страны значительно увеличила экспорт в Соединенные Штаты и пережила ориентированное на экспорт экономическое возрождение.
Экономические взаимоотношения Соединенных Штатов и Мексики могут стать наилучшим в мире примером того, как богатая и бедная экономики могут быть гармонизированы для обоюдной выгоды. По условиям NAFTA, фирмы Соединенных Штатов размещаются вдоль мексиканской границы длиной в 2000 миль для того, чтобы начать производственную деятельность в Мексике и извлечь выгоду от более низких требований к заработной плате, а, следовательно, более низких затрат на производство. За последние годы Мексика смогла привлечь более, чем 10 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций ежегодно, в основном из американских многонациональных компаний.
Американские компании ввозят в Мексику технологии и капиталы, а затем изготавливают в Мексике окончательную продукцию, которая не экспортируется в США. По этим соглашениям, общий объем экспорта Мексики вырос с 40 млрд. долларов в 1990 году и до 140 млрд. долларов в 1999 году. В ходе этого процесса Мексика также превратилась из страны, зависимой от выручки от продажи нефти, в экспортера разнообразной промышленной продукции.
С переходом к демократии и экономическому росту на основе притока инвестиций в Мексику и экспортного бума в США, президент Фокс принимает власть во время больших перспектив. Поразительно, насколько удачно он смог выбрать экспертов в различных областях на пробный период и последующую работу, отдавая предпочтение, скорее, профессионалам с безупречной репутацией, чем политикам, стремящимся к патронажу и шефству.
Конечно, работа экспертов является только частью хорошего правления страной. Новый кабинет министров должен будет продемонстрировать, что он может быть эффективным в осуществлении политики в лучшем смысле - включая создание коалиций, завоевание общественной поддержки и гальванизирования теперешнего оптимизма граждан в практические программы.
Администрация Фокса получит преимущества от изначально крепких основ мексиканского экономического роста, в котором частично причиной экономического процветания Мексики станет расширяющаяся экономическая интеграция с Канадой и Соединенными Штатами. Президент Фокс станет первым, который признает, что NAFTA является только частью всей истории. После семидесяти одного года правления одной партии и десятилетий недостаточного инвестирования в ключевые отрасли мексиканской экономики, остается еще много незавершенных вопросов, которые нужно завершать.
Целью номер один будет создание "правления закона" в Мексике. Десятилетия беззакония породили в Мексике коррумпированную судебную систему, отсутствие законодательной защиты для меньшинств, массовое уклонение от налогов, организованную преступность и отношение населения к полиции как к угрозе, а не источнику защиты. Часть проблемы может в действительности быть решена за счет честного руководства и создания более демократичной системы. Но часть проблемы, увы, может находиться вне контроля Мексики.
Неутолимый американский спрос на кокаин сделал Мексику транзитным путем для южноамериканских производителей. Соединенные Штаты пытаются использовать полицию и вооруженные силы, чтобы заблокировать поставщиков наркотиков. Эта битва пока что проигрывается, но она значительно увеличила насилие и коррупцию в Мексике, так как сделала очевидным, что перевозка наркотиков является прибыльным бизнесом. Соединенные Штаты могли бы помочь Мексике, уделяя большее внимание отношению к наркотиками и сокращению спроса, и меньшее - решениям с использованием полиции и вооруженных сил. Второй целью Фокса должна стать подготовка мексиканцев к жизни в экономике глобального знания. Ключом к конкурентоспособности будет высокий уровень образования для широких слоев населения. В Мексике до сих пор существует низкий уровень набора в среднюю школу и только около 16 % населения "университетского" возраста поступает в высшие учебные заведения. Одинаковый доступ к среднему образованию для бедных и богатых, а также быстрое увеличение пропорции студентов, поступающих в университеты, должны стать важной задачей.
По сравнению со странами с высоким доходом Мексика также имеет очень низкий уровень качества научного и математического образования и научных разработок и исследований. Например, Мексика тратит всего треть процента ВНП на исследования и развитие, тогда как Корея, например, на те же цели более, чем 2% ВНП.
Другие очень важные цели включают повышение уровня здравоохранения, реформирование финансовых рынков, стремление к сокращению высокого уровня неравенства доходов. Мексике необходимо диверсифицировать экономику таким образом, чтобы не полностью зависеть от благосостояния Соединенных Штатов. Но несмотря на большие задачи, стоящие впереди, основной посыл ясен. С приходом администрации Фокса, у Мексики появляются лучшие шансы на становление демократии и увеличение благосостояния из всех, когда-либо имевших место в современной истории Мексики.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||